Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Татаринова Юлия Михайловна - Баланс между ко – и терапией

Татаринова Юлия Михайловна - Баланс между ко – и терапией



Когда я узнала тему своего диплома, я долго не могла понять, в чем же заключается суть, о чём писать, чтобы не уходить от заданной темы и в чем её смысл. Честно говоря, я до сих пор не понимаю, о том ли я напишу в своей работе или всё–таки уклонюсь от темы.  Обдумав её несколько раз, и не один день, я так и не поняла для себя всей ясности темы и решила писать о распределении баланса и ответственности между ко – терапевтами в своей работе и насколько ответственен терапевт в своей работе, когда работает один.
 В рамках консультирования, а в данном случае семейной психотерапии,  на мой взгляд, можно выделять из позиции терапевта индивидуальное консультирование и ко – терапию, т. е. психотерапию ведут два терапевта.  Между тем встаёт вопрос о балансе включённости в работу обоих терапевтов. Так может возникнуть представление о том, что в идеальном случае оба терапевта берут на себя одинаковую долю ответственности за свою работу.  
На мой взгляд проблема баланса между ко – терапевтами непосредственно связана с проблемой распределения ответственности между терапевтами.
Рассмотрим вопрос ответственности. Понятие ответственность может трактоваться по – разному, в зависимости от области, которая его рассматривает. Традиционно вопрос об ответственности наряду с другими этическими проблемами (вопрос о ценностях, свободе и т.п.) находится в поле зрения экзистенциальной и гуманистической психологии. При этом ответственность рассматривается как свобода выбора, ее мера - ответственность за формирование своей собственной судьбы. Деятельный характер отношения к своей жизни (как осуществление возможности выбора) заложен и в этимологии понятия «ответственность»: «ответ-ственность» - главным является слово «ответ» как способность субъекта отвечать (более наглядно и полно характер ответственности раскрывается в этимологии английского варианта этого понятия: responsibility - от response - ответ; и ability - способность; способность отвечать, держать ответ); отвечать можно лишь за то, что тебе подвластно, что в состоянии изменить. Таким образом, быть ответственным, нести ответственность - быть способным отвечать за свой выбор, за свои поступки.
Применительно к терапевтическому процессу ответственность традиционно рассматривается именно в контексте ее распределения - между терапевтом и клиентом на основе принципов директивности (методы, предполагающие четкое следование установкам терапевта, например, гипнотерапия) или индирективности (клиентцентрированная терапия, логотерапия и др.). В зависимости от указанных принципов задача терапевта сводится либо к тому, чтобы создать условия, дать простор для роста клиента и научить его брать ответственность за то, что с ним происходит, на себя (в результате клиент получает возможность сам изменять свою жизнь к лучшему) либо большая часть ответственности за жизнь клиента перераспределяется на терапевта (и клиент попадает в зависимость от терапевта).
В нашем случае речь идёт о распределении ответственности между терапевтами. И тогда можно говорить о степени включённости в работу каждого из терапевтов. В силу индивидуальных особенностей каждого из терапевтов, один может целенаправленно брать на себя большую долю ответственности, чем другой, при этом, ко – терапевт может либо отдавать её своему напарнику, либо не отдавать, и тогда вопрос идёт скорее о соревновании, нежели чем о цели достижения эффективного результата терапии. Другой вариант – один из терапевтов может целенаправленно отдавать свою долю ответственности своему ко – терапевту, при этом он может брать на себя эту долю, либо не брать, и тогда здесь так же не может быть речи об эффективной терапии.
Если в работе встретились два терапевта с недостаточной самооценкой, высокой тревожностью и недостаточным уровнем сформированности Я-образа в профессиональной сфере, то это создает жесткие внешние и внутренние границы, терапевты много усилий тратят на укрепление этих границ и на обслуживание самих себя. Здесь не может быть баланса и эффективного результата.
Может возникнуть и противоположная ситуация, когда высокий уровень профессиональной конкуренции превращает работу ко-терапевтов в постоянное соперничество, борьбу, которые поглощают все силы и время, а на семью в итоге ничего не остается при видимой внешне интенсивной и насыщенной работе.
Еще один проблемный аспект. На ко-терапевтическую систему, как и на любую другую систему, безусловно, действуют законы гомеостаза и развития. И это конечно же серьезная проверка на функциональность системы, здесь может воспроизводиться все, что происходит в реальной системе, а именно, соперничество, ревность, обиды.
Проблемы в ко-терапевтической системе могут возникать по разным причинам, и описанные выше не исчерпывают всей проблемы. Сложности могут возникнуть вследствие как особенностей каждого из терапевтов, так и вследствие их взаимодействия. Особенности личности терапевта могут быть как врождённые, например темперамент, так и формирующиеся в процессе жизни, а именно его профессионализм, достаточный или недостаточный в данной деятельности, его собственное отношение к своему профессионализму, самооценка терапевта, его мотивации, потребности и т. д. Особую роль в данном случае играет компетентность и адекватность восприятия себя, а именно зрелость личности терапевта. Эти условия являются неотъемлемыми в семейном консультировании, иначе терапевт будет пропускать все проблемы через призму своего собственного личностного ядра и решать тем самым свои проблемы.
Также, нельзя не брать во внимание особенности взаимодействия между терапевтами. В силу возможной несовместимости между личностными особенностями терапевтов могут возникать сложности между их взаимодействиями. В этом случае уместна фраза «Не сошлись характерами…» Но это уже вопрос достижения должного профессионализма терапевтов для выполнения своей деятельности.
На мой взгляд, такая проблема неуместна в ходе терапии, её нужно исключать ещё до начала работы терапевтов друг с другом, чтобы не навредить самим себе и клиенту.
Несмотря на это, из личного опыта,  такая проблема существует, и её решать или выявлять нужно необходимо. Для этого терапевтам возможно нужно чуть больше времени, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как им можно договариваться между собой, либо приспособиться, либо принять решение, что всё – таки не стоит работать вместе, так как им не суждено найти общий язык. Чтобы сформировалось доверие двух терапевтов друг к другу, им можно выполнить несколько упражнений на взаимодействие. В ходе их выполнения можно понять, сможете ли вы работать вместе или нет, можете ли вы без слов понять, куда ведёт ваш напарник, какую стратегию действий дальше выбрать и не сбиться, можете ли вы находить общий язык без слов…
Выполняя такие упражнения с разными людьми, я поняла, что работать и взаимодействовать смогла бы не со всеми людьми. Когда напарник делает только то, что хочется и нравится ему и не желает прислушиваться к тебе или найти компромисс, я думаю, не всем это понравится (личный опыт). Это я и перенесла на работу в ко – терапии и сделала вывод, что не стоит начинать, так как если мы не понимаем друг друга сейчас, вряд ли стоит работать серьёзно.
Все предыдущие мои мысли были о работе ко – терапевтов. Сейчас я могу сделать выводы о работе терапевта, если он работает один. Если психолог решил, что ему работать легче одному, то это его выбор и он ответственен за него, и, скорее всего, это так.  Несмотря на это терапевт должен осознавать, какая ответственность лежит на нём перед результатом, к которому он придёт, на нём лежит груз в два раза тяжелее, нежели если бы он работал в ко – терапии. Ведь, то что не увидел он один, мог бы увидеть его напарник, подсказать ему, он бы скорее всего не попадал в тупики, что более возможно при работе индивидуально. И это первый минус индивидуальной  работы терапевта. Отрицательных сторон индивидуальной работы терапевта можно выделить не мало, но есть и плюсы такой работы, и они относятся на мой взгляд к личностному росту терапевта и повышению самооценки. Я считаю, что такие плюсы работы присутствуют и в работе в ко – терапии, вот некоторые из них:
•    укрепление и развитие Я-образа в профессиональной сфере;
•    развитие сознания, как категории совместного знания;
•    помощь в сохранении (отслеживании) нейтральности, возможность оперативной или  супервизии, благодаря возможности одному из терапевтов "вынырнуть", "уйти за зеркало" и с новыми наблюдениями и информацией вновь вернуться в работу;
•    разделение ответственности, что дает возможность не брать на себя ненужную, лишнюю ответственность за семью, четче обозначить рамки участия терапевтов в жизни семьи, избежав тем самым путаницы, недоразумений и разочарований;
•    "камерные", то есть вне сессии, вне "поля" работы, обсуждение, планирование, отреагирование чувств, обращение к собственной семейной истории.
Сейчас я могу сказать о себе. На данный момент я знаю, что  не достигла такого уровня профессионализма, чтобы работать одной. Сейчас мне легче и работа точно будет намного эффективнее в работе с ко – терапевтом. Но я надеюсь, что когда-нибудь  дорасту и осмелюсь до работы индивидуально. Я считаю, что такие люди  - это опытные профессионалы и я глубоко уважаю и восхищаюсь их работой.

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: