Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Буданцева Наталья - Красота внешняя и внутренняя, взгляд снаружи и изнутри

Буданцева Наталья - Красота внешняя и внутренняя, взгляд снаружи и изнутри



Красота внешняя и внутренняя, взгляд снаружи и изнутри.
                                                                                                                                                                                                                                               Жила-была сороконожка.  Бегала, она бегала по своим делам. И вдруг, однажды ее спросили, с какой ноги она начинает ходить. Задумалась сороконожка….

Введение.

Красота, как понятие.
Работая над темой, начинаешь обычно с поиска определений, берешь историческую справку.
    Итак в словаре Владимира Даля отправное понятие, краса – красота и украса, украшение, прикраса, басота, баса (последние 2 значения, северные - баский, баской; красив, кто и что красится, красуется, во мнении других). Красивый, красный или прекрасный, одаренный красотою, уряженный красою, нравный чувству изящного.
    Красота – свойство прекрасного, отвлеченное понятие красивого, изящество. Соединение истины и добра рождает премудрость, в образе красоты. Таким образом в исследовании темы возникли понятия изящество, истина и добро.
    У того же Даля понятие изящество то же, изящность, но более в значении самостоятельном и отвлеченном; красота. Изящество, это союз истины и добра. Изящный, означает- красивый, художественный, согласованный с искусством, художеством; вообще, сделанный со вкусом. Изящное – отвлеченное понятие о красоте, соразмерности и вкусе.
     Истина- противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть (все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и истина, истина?). Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. Архаичное слово, истешенько означает точь в точь. Истота – естество, сущность, сама суть, существо предмета. Истота человеческая не в плоте, а в духе его. Истость, син. истина; свойство или принадлежность, качество, состояние истого ( пример: Истость слов его оправдалась на деле). Истый, истный истинный, точный, подлинный, настоящий, тот самый, сущий; прямой, правдивый.
      Добро имеет 2 значения: вещественно, все доброе имущество или достаток, стяжание, добришко, особенно движимость. В духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу. Добре, нареч., великорус. Означает очень, весьма, больно, сильно, крепко. ( Добре ты умен. Добре много.). Добрый, о вещи, добротный, хороший, статный, видный, полномерный; о человеке, дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; склонный к добру, к благу: мягкосердный, жалостливый, притом иногда слабый умом и волей. В высшем значении добр один Господь, милосерд без меры. Доброденствие-красная жизнь.
      В толковом словаре русского языка Ушакова:
Краса – 1. Красота(поэт., устар.). Быть можно добрым человеком и думать о красе ногтей. Пушкин. 2. Украшение, то, что составляет славу, украшение кого- чего-нибудь. (книжн.торж.). Юный град, полнощных стран краса и диво.Пушкин. 3. Красавица (поэт. устар.) Откуда звездочка-краса, что рано так на небеса? Жуковский. 4. Прелести (поэт. устар.) Час от часу плененный боле красами Ольги молодой. Пушкин.
Во всей (своей) красе – 1). В полном великолепии. За перевалом открылось море во всей своей красе;2). перен. с обнаружением подлинного вида, со всеми недостатками (ирон.) Напившись пьяным, он начал скандалить и показал себя во всей своей красе.
Для красы (простореч.) – в качестве украшения, без особой надобности. Охотой он не занимался, а ружье у него висело для красы.
      Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Красота или эстетически прекрасное, та сторона явлений, которая своим чувственным обнаружением возбуждает в нас чувство удовлетворения, совершенно свободное от какого бы то ни было интереса, соображения о цели или пользе. Гармоничное сочетание идеи и формы одно из условий восприятия прекрасного образа, воплощения чистой Е.
В нашем исследовании возникает понятие гармонии. Гармония (от др.-греч. армония- скрепление, связь, слаженность). Соотношение частей целого с целым и между собой. В древней Греции гармониями назывались скрепы, сплачивающие доски в обшивке корабля. Пифагорейская школа этим же термином обозначала музыкальные интервалы и числовые пропорции.
     И, наконец, в современном Толковом словаре русского языка Ожегова, Шведовой красота-это: 1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. (Красота русской природы. Красота поэтической речи. Отличаться красотой. Для красоты (чтобы было красиво; разг.). 2.Красивые, прекрасные места (в природе, в художественных произведениях). Красоты юга. Красоты стиля. 3.Красота!, в значении сказ. О чем-нибудь хорошем, впечатляющем, блеск (в 3 знач.) (разг.). Погуляли , искупались. Красота в превосходной степени – красотища.
  Итак, мы можем назвать ряд характеристик понятия красоты. Это понятие отвлеченное. Имеет качество, степень, принадлежность.  Может быть свойством как внешним, так и внутренним. Может иметь конкретное воплощение или оставаться абстрактным понятием. Необходимым условием существования этого понятия является наличие связи.
В последнем определении красоты речь заходит об этике и эстетике. Это также две составляющие интересующее нас понятие.
  В.И.Даль: Эстетика – греч. ученье или теория об изящном, об изяществе в художествах. Этическое чувство или вкус, изящный.
   Д.Н. Ушаков: Эстетика-наука об эстетических явлениях, о прекрасном, об искусстве как особом виде общественной деятельности. Система взглядов на искусство, которой придерживается кто-нибудь. Эстетизм – 1.чуткость, склонность к эстетическому, к красоте, к художественным формам. 2. Чрезмерное пристрастие к внешним формам в искусстве, переоценка их в ущерб идейной стороне, содержанию(неодобрит.). 
Эстетик- 1.поклонник, ценитель красоты. Развитой человек обязательно должен быть эстетиком. Чехов. 2. Теоретик искусства.
Трансцендентальный (от латин. Transcehdo –переступаю, перешагиваю) (филос.).- прилагательное, по значению связанное в идеалистической философии с признанием независимых от опыта, априорных форм познания, сверхопытный, априорный. Трансцендентальная философия Канта. Трансцендентальная эстетика. Т. Идеализм.
Брокгауз и Ефрон: Эстетика, наука о прекрасном в природе и искусстве, имеет задачей выяснение сущности прекрасного и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке; далее эстетика устанавливает особенности прекрасного, присущие каждому из искусств в отдельности (пластическим искусствам, музыке, поэзии) сообразно его материалам и обусловливаемым последними границ, и градацию красоты, доступной каждому роду искусства. Вспомогательными науками для эстетики являются история искусств, физиология и психология. Основной вопрос Эстетики в том, является ли красота чем-то объективным, имманентно присущим предметам, или же она порождение познающего субъекта, в котором известные психологические факторы вызывают эстетическое наслаждение. На первой точке зрения стоит Платон, на второй – Аристотель, и их теории могут считаться прототипами позднейших течений в эстетике, которая обычно включается во всякую философскую систему (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гербарт, Шопенгауэр), а в новейшее время часто переносится в область физиологическо-психологических исследований. Главнейшие писатели по эстетике: Баумгартен, Лессинг, Винкельман, Гердер, Шиллер, Зольгер, Цейзинг, Т. Фишер, Гартман, Ницше, Фолькельт, Липпс, Гроос, Бергсон, Спенсер, Гетчисон, Тэн, Гюйо, Рескин, Моррис; У нас  Виллямович, Л. Толстой («Об искусстве»), Оболенский, Гольцев, Вл. Соловьев, Аничков.
      Ожегов: Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии. Вторая составляющая понятия – этика.
      Даль: Ифика, «этика» греч. наука о нравственности; ученье о нравственности высшей, духовной, по вере.
     Ушаков: Этики ( от греч. еthos – обычай, нрав, характер, образ мысли). 1. Философское учение о нравственности, о правилах поведения человека. Этика стоиков. Идеалистическая этика Канта. Материалистическая этика. 2. Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии. Партийная этика. Врачебная этика. Физкультурная этика.
      БЭС: этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль…
     Брокгауз и Ефрон: этика- учение о нормах человеческой деятельности с точки зрения о добре и зле.
      Ожегов: этика- 1. учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
2. совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе). Парламентская, врачебная этика, этика ученого.


 Красота внешняя и внутренняя, взгляд снаружи и изнутри.

Исходя из определенной нами системы координат, красота как понятие обусловлена культурой, обществом, нормами и представлениями различных социальных групп. Но сколько бы мы не говорили о внешних влияниях на личность, они конечно первичны,
самым важным с нашей точки зрения являются представления о красоте отдельного человека,  которые, в конечном счете, всегда индивидуальны и обусловлены жизненным опытом этого человека, а соответственно субъективны.
       В связи с выше сказанным важным представляется соотношение красивое – этичное; красивое – эстетичное. Работая над данной темой, мы обратились к поэзии Николая Заболоцкого и   Шарля Бодлера.

 Николай Заболоцкий “ Некрасивая девочка”.

Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.

Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом ее движенье.
А если это так, то, что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Шарль Бодлер “ Гимн красоте”

Скажи, откуда ты приходишь красота?
Твой взор – лазурь небес иль порожденье ада?
Ты, как вино, пьянишь прильнувшие уста,
Равно ты радости и козни сеять рада.

Заря и гаснущий закат в твоих глазах,
Ты аромат струишь, как будто вечер бурный;
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Прислал ли ад тебя иль звездные края?
Твой Демон, словно пес, с тобою неотступно;
Всегда таинственна, безмолвна власть твоя,
И все в тебе – восторг, и все в тебе преступно!

С усмешкой гордою идешь по трупам ты,
Алмазы ужаса струят свой блеск жестокий,
Ты носишь с гордостью преступные мечты
На животе своем, как звонкие брелоки.

Вот мотылек тобой, мгновенно ослеплен,
Летит к тебе – горит, тебя благословляя;
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.
Будь ты дитя небес иль порожденье ада,
Будь ты чудовище иль чистая мечта,
В тебе безвестная, ужасная отрада!
Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

Ты Бог иль Сатана? Ты Ангел иль Сирена?
Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,
Освобождаешь мир от тягостного плена,
Шлешь благовония и звуки и цвета!

Сравнивая эти произведения можно сделать следующие выводы:
1. понятие красоты неоднозначно, неопределенно, субъективно « Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» Ф. Достоевский «Братья Карамазовы».
2. соотношения красота- эстетика, красота- этика подвижны, определяются взглядом создателя произведения на предмет и могут находиться на грани с пороком (можно вспомнить Оскара Уальда, или его друга художника Бердслея, Юкио Мисиму и проч.).
3. невозможно отделить произведение от личности его создавшей;
4. мир красоты неисчерпаем и многообразен, также как и сама жизнь.
5. соотношение красиво – некрасиво не тождественно, соотношениям хорошо-плохо, правильно – неправильно, но часто в жизни соотношения этих понятий подменяются;
6. Красота, как способ взаимодействия с миром может быть ресурсом для человека, а может увести человека в болезнь.   
7. Накапливая жизненный опыт, человек может менять свои представления об окружающем мире, а соответственно представления прекрасного также будут изменяться.
8. В соотношении внешнего- внутреннего также важна связь и баланс, касается ли это личности и ее внутреннего мира или взаимодействия личности с внешним миром.

Немного личной истории.
Работая над темой, я задавала себе вопрос: зачем мне эта тема?
И вспомнила, как работала с фотографиями своей семьи и, рассказывая о родных не один раз произнесла слова красивый, красивая, красиво. Я многое вспомнила за этот год из своего жизненного опыта. Мне всегда трудно говорить о своей семье, в ней было много всякого, и люди ей принадлежат разные. Но сегодня в свете этой темы я вспоминаю следующие картины из моего детства. Мы с папой рассматриваем осенний кленовый лист, и папа показывает мне, как нарисовать его акварелью. Объясняет, какая у кленового листика форма, я трогаю акварельную бумагу и чувствую, какая она шершавая на ощупь и папа помогает развести краску, чтобы она не заползла за форму кленового листика и акварельного листа вообще. Папа заливает разведенный гипс в приготовленную для этого форму, гипс застывает и ,через некоторое время получается гипсовое изображение негритянской девушки и папа раскрашивает его, а мне разрешается рядом лепить из пластилина слона и, папа рассказывает, какие это разные материалы – гипс, пластилин, камень, дерево, стекло и насколько по-разному надо использовать их возможности, и какие разные для этого нужны подходы. А масляные краски с их названиями, восторг. Еще картина моего детства. Мама и папа делают для меня маскарадный костюм. Мама из тюля шьет платье, папа красит белой краской мои туфли, превращая их в туфельки. Потом из деревяшки и новогоднего дождика мастерит для меня волшебную палочку. Завершает картину приход соседки, тети Шуры. Она работает на заводе елочных украшений, и  приносит мне для праздника “настоящую” корону. А как приятно было на следующий день во всем этом великолепии, а главное в маминой шубе идти в школу, я чувствовала себя очень красивой, а главное, как я уже теперь понимаю любимой родителями. Это теплое воспоминание из моего детства, я рада, что оно вернулось ко мне. Когда работаешь с людьми, сталкиваешься с их личными историями, мне кажется важным видеть красоту в их жизни и в них самих. Ведь как мы уже говорили раньше, каждый человек имеет свои представления о красоте и, они уникальны. Человек, как явление природы, что может быть прекраснее.
Заключение. 
Что останется
После меня?
Цветы – весной,
Кукушка – в горах,
Осенью – листья клена. Рекан.  О красоте можно говорить долго….. Тысячелетиями.

 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: