Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Антонова Наталья Александровна - "Техничность, а дальше..."

Антонова Наталья Александровна - "Техничность, а дальше..."



Прежде чем начать, обращаюсь к вам, строгие люди, уважаемые преподаватели! Перед вами Диплом далеко не в строгом смысле этого слова, но работа над ошибками, ошибками первой супервизии, живая и непосредственная…

Море растерянности. Полное море растерянности!.. Скорее всего, именно об этом было мое состояние в момент, когда семья уже как несколько минут покинула аудиторию. А во всем этом, по-морскому широком, растерянном состоянии блуждал мой взгляд в поисках памяти того, что только что, совсем недавно случалось в этом пространстве. Блуждал и не мог найти ничего. И я уже обеспокоилась, а случалось ли?!.. Но вот, наконец, заговорила Алена!..

- О минусах в вашей работе, их два – не соблюденный регламент и никакая работа в котерапии. Да, Наталья, порой лучше меньше, чем больше!..
“Ага, значит, все-таки что-то случалось!..” - несколько успокоилось мое море растерянности, но осталось все также наполненным до краев…

А на другой день Алена показала незавершенную, недоделанную технику, одну, вторую, третью!.. Да, их оказалось много, но ни одна не была доведена до ума. И действительно порой лучше меньше, чем больше…

А еще через пару дней прозвучала тема моей работы над ошибками, от 5 и до 150 страниц печатного текста:
- Техничность, а дальше…

И именно затем я сегодня озадачилась и случилась на этом листе бумаги.

Техничность, техника, техничный, техницизм…

Слово техника, как поют в толковых словарях, происходит от греческого слова technikē – “искусная” и technē – “искусство”, “мастерство”.
Техничный – обладающий высокой техникой исполнения, искусный.
И есть еще одно слово, о котором, нельзя не сказать – техницизм, или увлечение технической стороной дела в ущерб его сущности…

Не знаю как для вас, но для меня оформилось несколько направлений рассуждения:
- Исполнение психотехники как искусство, мастерство
- Психотерапевтическая работа по поводу сущности проблемы и ее техническая сторона

Начну с сущности…
….или снова о бесполезных и никчемных вещах, или о сущности и вещности вещи, понимании и очевидности…

Удивительно!.. Мне сегодня удивительно!.. Удивительно от того, как поменялась я за пять лет упорной учебы всякому разному, психологическому и не очень. На первых, уже кажущихся безвозвратно далекими курсах, нас учили схватывать сущность, говорить о смысле, видеть мир целиком и задаваться неустанными вопросами, зачем и почему?!.. Зачем человек не совершенен? Что такое человек? И вообще о чем случается философия?.. И именно в эти моменты она случалась и была воздухом, которым дышали мы, студенты первого, второго, третьего курса.

А вот затем, от курса к курсу, ее становилось все меньше и меньше, но становилось больше того, чем зарабатывать на кусок хлеба и как это делать. В составе наших знаний пополнялись вагоны с психологическим инструментом, методиками, техниками, приемами и остальным близким к тому. И вот мы почти выпускники, почти специалисты и чьи-то коллеги!.. Но с ужасом, а, может быть, и просто с разочарованием приходит осознание того, что за кучей инструментов совсем затерялся Метод (греческое слово metodos, в переводе – “сверх-путь”, “способ”), задающий направление, и Сущность, или Форма, она же вещность вещи, о которой нужно работать этим инструментом.

И мои рассуждения ниже верно станут необходимой мне сейчас попыткой соединить Метод, или путь, Сущность, или Форму и Инструмент. И все о том будет непременно, как заведено в философии, об абсолютно никчемных и бесполезных вещах…

О Сущности, или Форме, и о пути к ней, или Методе, для меня звучит Мамардашвили М.К., звучит ясно и строго. В его философии человек выступает в качестве субъекта двух режимов жизни, «вялой» [4, 32] и «сознательной» [4, 52]. В режиме вялой жизни человек – это человек «определенный», «наличный» [2, 352], «индивидуальный» [1, 303]. Попадая в режим сознательной жизни, человек приобретает возможность случиться как человек, другими словами,  обрести себя, но себя иного, себя как «истинное, действительное я», как «некоторого внутреннего универсального человека», человека «возможного» [1, 356]. И вместе с тем приобретает способность посмотреть на мир новыми глазами, схватить свет истины. Становление человека возможного предполагает преодоление конкретного, частного, множественного и достижение абсолютного, универсального. Человек, прежде всего, существо «искусственное». И случается он только через особое внутреннее усилие, совершение некого акта.

Чуть подробнее о том. Философ выделяет три основных параметра изменений происходящих в человеке: время, пространство и свет. Временной параметр делает очевидной проблему постоянного «отсутствия» человека. Человек «наличный» – либо в будущем, либо в прошлом, но никогда – в настоящем. Он бежит от настоящего, вечно придумывая себе новые и новые заботы, расточительно тратя свою энергию на то, что еще не существует, и будет ли существовать?!.. Но для того, чтобы обрести бытие, человек должен остановиться и «собрать» себя, чтобы  попасть в особое настоящее – в вечное настоящее, осуществить закон «сейчас-бытия». То есть точка становления человека – это всегда осознанное настоящее.

С временным параметром тесно связан и пространственный: с одной стороны, человек преодолевая прошлое и будущее, попадает в точку «сейчас-бытия», но, с другой стороны, вместе с временным перенесением он неизбежно оказывается и в точке «здесь-бытия» пространства.

Таким образом, это особое место в пространстве и во времени, «нулевая точка», или «точка расширения души и изменения себя», имеет несколько основных характеристик:
- сам акт начала является необходимым условием ее бытия, но ее бытие абсолютно безразлично к тому, где начинается путь («…если мы начнем работать, то наша работа…приведет нас в определенное место, откуда бы мы ни начинали…» [1, 48]);
- она всегда в настоящем;
- она не зависима от своих качественных и количественных признаков так же, как и эстетическое качество предмета и количество красивых предметов «не имеет никакого значения для открытия красоты» [1, 51].

Итак, произошло «собирание» человека в некоторой точке «сейчас-здесь-бытия», и перед человеком возникает следующая задача, задача «становления», обретения себя. Становление человека действительного М.К. Мамардашвили  сравнивает с путешествием, но этот путешествие всегда  начинается и заканчивается в одной и той же точке пространства, человек не осуществляет физического перемещения, это путешествие особого рода, «внутреннее путешествие», или движение в «сторону глубины…, вместо того, чтобы «оставаться на поверхности самого себя»…» [1, 216]. Человек оказывается перед той же самой действительностью, но видит ее уже иначе, другими глазами, под другим углом зрения, и в этот момент уже «не дарят ожерелье той, которую любят, а любят ту, которой дарят ожерелье» [1, 32]. Живой, действительный человек – это тот человек, который осуществляет свое становление через преодоление привычки, стереотипов, установок, запрещающих ему быть. Таким образом, изменение происходит не в мире окружающим меня, он стоит точно таким же, что и до моего «путешествия», но развитие и преобразование случается только со мной, внутри меня. И благодаря этому изменению со мной я приобретаю способность созерцать мир очевидным, в истинном свете (истина оказывается доступной для меня).

И еще об одном параметре – свет (или тьма, тень). М.К. Мамардашвили отмечает, что «слова «темнота» и «свет» взаимозаменяемы» [1, 75], темнота выступает как условие света, а свет, в свою очередь, определяет существование темноты. И если человек и совершает некое движение к свету, то он будет необходимо двигаться к нему из своей темноты, тени, и «глубина постижения предмета или нас самих есть глубина нашей тени» [1, 76]. То есть истине мы сможем удивиться, а, следовательно, и сделать ее для себя явной, лишь в той степени, в какой мы лишены ее.

М.К. Мамардашвили указывает еще на одно условие, определяющее становление человека, – соразмерность нашего чувства и факта внешней действительности.  И во многом совпадение нашего внутреннего состояния и внешнего факта, наша «встреча» с вещью, зависит от случайности. «…В каждый данный момент мы никогда не располагаем summa totum нашей души… Значит ничего нельзя сделать сразу. Имея отрицательные, положительные и мнимые величины, мы реализуем себя лишь в последовательности…» [1, 107]. Законом «перебоя сердца» [1, 108] называет М.К. Мамардашвили данную невозможность постоянной полноты присутствия всех условий, определяющую становление человека действительного. И невольно напрашивается вопрос: а стоит ли тогда сохранять  себя в режиме постоянного усилия, в пребывании «здесь и сейчас»? – Обратимся снова к М.К. Мамардашвили: «…Там, где мы не заполнили что-то своим деянием, - пустота заполняется иллюзией…» [1, 95]. Философ отмечает, что, когда мы не находимся  в состоянии полноты своего присутствия, то стремимся все-таки заполнить это свободное пространство, придумывая, фантазируя и привязывая к нему нечто ложное, неестественное, создавая иллюзию. И, с одной стороны, необходимо сохранять свое сознание как раз для того, чтобы не создавать ложных смыслов, а с другой – в состоянии «собранности» ты ни за что не пропустишь феноменальное состояние полноты – «чудо – за  пределами отчаяния. В другой новой жизни…» [1, 10]. Таким образом, необходимо устремлять себя к тому состоянию, в котором повсюду возможно касание со случаем, но со случаем таким, который бы не прошел мимо, а оказался событием нашей сознательной жизни.

Таким образом, человек большую часть своей жизни пребывает в «вялом», «мертвом» состоянии, обретение же человеком себя как себя истинного, предполагает прохождение некоторого пути. Прежде всего, человек осуществляет собирание себя в некоторой точке «сейчас-здесь-бытия», что является первым и единственным условием становления человека как человека возможного, основным элементом системы «человек возможный». И пребывание в этом состоянии – моя готовность к восприятию истины, реальности, полноты, так как реальность не возможно открыть для себя, но необходимо быть  готовым к тому, что реальность откроется тебе.

И все то многое, что было собрано мною выше, о следующем “о том”…

О том, что в любой сессии психологического консультирования, в любой психологической работе с клиентом, важно присутствовать и присутствовать на полную катушку, словами философа в точке  «сейчас-здесь-бытия», в которой становиться очевидной истина, или Сущность, вещность вещи, Форма, то, о чем эта работа.
О том, что даже если не случается очевидность, то важно сохранить сознательность происходящего и удерживать себя от стремления заполнить свободное от решения пространство иллюзией и фантазией, которая совершенно не о Сущности конкретной работы.
О том, что когда Сущность была схвачена, был схвачен и Метод, путь, направляющий работу, и только тогда можно выбрать технику, прием, Инструмент для дальнейшего движения к разрешению проблемы. Выбрать и исполнить не много, но одну технику, нужную и уместную.
О том, что когда очевидна Сущность и Путь, совершен выбор уместной и нужной техники, или Инструмента, она будет исполнена от и до. От диагностики до интервенции и интеграции. От понимания проблемы консультантом до понимания проблемы клиентом.

Сущность – Техника – Сущность. И только в этом случае, исполненная техника, исполненная искусно, окажется не приклеенной, но уместной и органичной ситуации. А значит, не только для консультанта, но и для клиента, как ситуация расширения сознания, ситуация изменения для семейной системы. Для того чтобы понять чем, нужно понять о чем!.. А чтобы дать помочь клиенту увидеть, нужно самому для начала научиться видеть, быть в очевидности, присутствовать!..

И это о том, что стоит холодильник. Стоит техника. Несколько раз собранный и разобранный. Но не работает. Все детали на месте, а не работает. А затем оказывается, что его не включили в розетку, не дали электрического тока.
Есть техника. Она разобрана и собрана несколько раз. Но не работает. Не работает, пока не придет понимания для чего и с какой целью она должна быть использована в данной ситуации, что должно случиться в результате ее использования. Нет понимания и должного осознания. И только когда случается понимание, техника начинает работать. Работать от и до!..


В своих рассуждениях я опиралась на труды философа, встреча с которым однажды стала для меня со-бытием:

1. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. – М.: Ad Marginem, 1995. – 547 с.
2. Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Введение в философию (Доклады, статьи, философские заметки). – М.: Лабиринт, 1996. – 432 с.
3. Мамардашвили М.К. Философия и личность // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 5-19.
4. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. – 352 с.
5. Мамардашвили М.К. Одиночество – моя профессия…// Конгениальность мысли: О философе Мерабе Мамардашвили. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1994. – 240 с.



Обо всем этом, выше сказанном,
с тобой говорила, рассуждала, озадачивалась

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: