Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Рюмина Галия Сабитовна - Понятие «ИНТЕРЕС» к клиенту и партнеру в системном подходе.

Рюмина Галия Сабитовна - Понятие «ИНТЕРЕС» к клиенту и партнеру в системном подходе.



Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?

Маркс К., Энгельс Ф.

Самое трудное задание для меня – описать свою работу. Так сильно не люблю писать, у меня нет таких способностей, завидую тем, кто может остановиться, задуматься и сформулировать, паникую, что у меня не получится или будет нечто несвязанное и неинтересное….   И пока я злюсь  и наслаждаюсь своими страданиями, время идет и   уже  прошел август, наступил сентябрь… Стали приходить странные мысли: «А может, а ну его – этот диплом и протоколы?».

Почти вовремя  понимаю, что не могу приехать на последнюю сессию без описания своего опыта, осознаю, что я ответственный человек, лихорадочно думаю о чем же писать, мысли путаются… Наконец, довожу себя до такого состояния, что тревожиться больше нет времени, остается одна злость, вот на нее я и буду опираться.    Как же я похожа на свою паникующую и тревожную маму. Перед тем как приступить к написанию своего годового отчета она страдала три дня и три ночи,  вся наша семья и соседи  знали, что у мамы наступило особенное время.  Неожиданно включается часть папы, который спокойно рассуждает о том, что любой экзамен или предстоящий проект  всегда был сдан или написан вовремя, только необходимо сесть, подумать, найти свой интерес в теме и все получится.  Интерес – вот ключевое слово моей дипломной работы. В какой-то момент показалось, что тема то, простая, подумаешь написать, что интересно про клиента.  В голову приходили  отрывки сессий,  фразы участников семьи, отдельные слова, слайдами шли картинки, образы, но фигура не формировалась.   Что лично мне интересно, зачем я большую часть суток провожу у себя в центре, веду группы, работаю с семьями и индивидуально?

С.Л. Рубинштейн определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости. Интересы возникают   в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром (семьей, коллегами). Терапевтическая сессия с клиентом или семьей как системой привлекает тем, что  происходит встреча феноменологий,   разностей  «конструкций», миров терапевта и клиента,  это процесс, в котором клиент или семья показывают,  как они взаимодействуют друг с другом, каким языком разговаривают, чего, на самом деле, хотят и как это обозначают. А главное,  как организовывает удовлетворение своих потребностей в семье каждый ее участник, какие связи образуются между участниками. Иногда посредником коммуникаций является  психосоматический симптом  (это самое интересное место).

1.  Отказ от возможности интересоваться и трансформация возбуждения в симптом.

Интерес -  это то, что волнует и позволяет  находиться в потоке жизни,  это возбуждение, импульс,   который не должен прерываться, а иначе возникает тоска, апатия, болезнь и даже смерть.  Если возбуждение свободно переходит в поведенческую активность, то на психическом уровне мы имеем феномен волнения.  Волнение - это активное бодрствование, заинтересованность и включённость во взаимодействие с миром, если сказать проще – это когда « ёкает сердце», это то, что «греет» и даже иногда жжет. 

     Если возбуждение приостанавливается, - возникает тревога. Соматическим механизмом трансформации возбуждения в тревогу является сужение. Наиболее явный из процессов сужения - это сжатие грудной клетки и угнетение дыхания  (тревога, как  "придушенное" возбуждение.)   Если тревога –  несет в себе следы  «недо-задушенного» возбуждения, то тоска отражает уже утрату этого возбуждения.   Если дальше продолжить этот вектор подавления, то за тоской мы сможем обнаружить апатию, то есть состояние, при котором утрата возбуждения уже не является фигурой, не переживается. Это называется депрессия, когда ничего не хочется,  нет радости,  ничего не возбуждает и не интересует, т.е происходит отказ от переживаний.

Универсальным способом преодоления критической ситуации является переживание (в гештальте), но чувства бывают крайне неприятными  и часто отвергаются.   Ущемляется активность организма и это приводит к боли. Так как боль переносить долго невозможно, то создается «хроническое напряжение низкой интенсивности», чтобы не осознавать свою боль, так происходит соматизация, блокируется энергия, симптом застывает.

Случай 1 - мой собственный. В моей родительской семье не принято было открыто  выражать злость и недовольство.  А я ни как не могла понять и принять, почему папа,  старший брат (на 10 лет)   и я испытываем трудности в речи.  Мы все заикались.  Мама и второй старший брат (на 8 лет)  изрекали слова ясно и радостно. Я стала осознавать в 4-5 лет, что мне трудно выговаривать согласные буквы «д», «з», «п», не говорила «р» и еще много других.  В садик я не ходила, до 6 лет была с бабушкой, затем  сидела дома одна под замком,  училась писать, читать, играла с куклами. У меня появилось странное занятие, я  вставала перед зеркалом, открывала безобразно рот и материлась  словами, которые слышала на улице от мальчишек.  Я заметила, что матерюсь  идеально без запинок и заиканий… Как оказалось, я снимала  мышечный блок и освобождала эмоцию злости и вербальной активности, а с другой стороны – кому все это я говорила?  Моим первым психотерапевтом стала продавец в молочном отделе, которая  терпеливо выслушивала  мое:  «зздравтсвуйте, пппожалуйста налейте два с ппполовиной литра молока и дайте ббулку хлеба ».   О том, что я когда-то была носителем психосоматического симптома и не выговаривала «р», я вспоминаю, когда испытываю сильное волнение,   и иногда проскакивает двойное «пп».

Рассмотрим различные интерпретации психосоматических симптомов:   (В.М. Гребенников)

1.      Симптом как следствие невыраженных чувств.

В гештальт-терапии есть теория, которая предполагает наличие симптома как блокирование выражения чувств вовне (ретрофлексия); то, что не сделано словами – делается телом.

·         Симптом – это остановленная   эмоция.   Ретрофлексированое переживание проецируется на  определенную часть тела.

·         Симптом – это следствие длительного эмоционального напряжения низкой интенсивности. Симптом трансформирует ситуацию из острой в хроническую. 

·           Любой симптом когда-то был творческим приспособлением, превратившись впоследствии в стереотипный, ограничивающий паттерн.

·         Двойная природа симптома состоит в том, что с одной стороны симптом – это остановленная потребность (не выраженные чувства), а с другой стороны симптом «оберегает» от получения нового опыта.

2.      Симптом как следствие внутренних конфликтов.

Внутренние конфликты вызывают напряжение, которое может выражаться в виде различных психосоматических симптомов.

3.      Симптом как следствие различного рода внушений.

Это может быть случайным внушением со стороны (например, внушение при гадании); это может быть некоторой «традицией» в семье (семейные мифы) делать одно и тоже внушение из поколения в поколение (например, «в нашей семье все женщины по материнской линии носят очки, - это генетическое» и др.). К внушениям также можно отнести и негативные самовнушения (зароки и обеты), например, при самонаказании (чтоб, у меня …).

4.      Симптом как средство коммуникации.

Непрямые коммуникации через симптом – особенно в семейной системной и функциональной психотерапии изучены хорошо: симптомом можно манипулировать, снимать с себя ответственность и др. Симптом как особенный «член» семьи; он для чего-то нужен в подобных отношениях.

5.      Симптом как следствие и наличие вторичных выгод.

Вторичные выгоды – это когда симптом становится выгодным, полезным для чего-то; когда различные потребности реализуются, часто неосознанно, с помощью конкретного симптома, например,   невроз сердца  дает возможность перспективному сотруднику не оправдывать ожидания родственников и коллег. 

Вторичная выгода  может быть первичной (выгода образует симптом: не хочет делать ремонт в квартире и «придумывает» аллергию), а, может быть, - вторичной (вначале был симптом, потом человек понял, как его можно использовать).

6.      Симптом как следствие идентификации или подражания.

Подражание, рассматривается, как желание быть похожим на значимого человека, у которого был симптом. Например, папа носит очки и ребёнок, подражая, делает всё, чтобы носить очки: примеривает их в игре, изображая папу, щурится как папа, присваивает себе убеждения папы на счёт зрения и др.

7.      Симптом как следствие психотравмы.

После психотравмы могут образовываться различные симптомы, причём многие из них могут проявиться довольно поздно, например, через 3, 6, 9 и даже 12 месяцев. В таких случаях клиент не всегда может провести параллель между причиной и симптомом из-за большого разрыва во времени. Одной из главных причин посттравматических симптомов выступают сильные неотреагированные чувства, фиксация на травматической ситуации и др.

8.      Симптом как следствие усталости, перегрузки или длительного стресса.

Различные симптомы могут развиваться на фоне эмоциональных или физических перегрузок, или при длительном затяжном стрессе. Симптом иногда может прямо или косвенно «говорить»: отдохни, расслабься или др. Мы знаем, что при синдроме «эмоционального сгорания» появляются различные симптомы, такие как усталость, напряжение, головные боли и др.   

Случай 2 – из сессий с клиентами.  … Она молча смотрела куда-то в угол, в руках был носовой платок, почти не дышала и долго не могла выдавить из себя зачем пришла к психологу. Евгения молодая женщина 27 лет, юрист, есть хорошая работа, живет в гражданском браке с  мужчиной. Она начала с вопроса: « Вы уже успели заметить мой симптом ?». Это звучало как: «Смотрите, я есть.»

Я видела, как она нервно протирает ладони,  поджимает ноги под кресло и спасительно смотрит то на мою реакцию, то на дверь.   Я понимала, что ей совсем не просто начать разговор,   не торопила, не задавала ей  вопросов, просто была рядом и ждала.

Е. - У меня гипергидроз, я ходила к  врачам разных специализаций, они говорят, что я здорова, даже косметологические процедуры   не помогают. Я устала потеть….

В данном случае, гипергидроз возник у клиентки в подростковом возрасте,   был связан с  трудностями коммуникации  с мамой, родители  в разводе (отец пил).  Симптом  Евгении  оказывал сильное влияние на маму, она начинала заботиться о дочери, водила е по врачам, но контролировать симптом  дочери не удавалось.  Тогда симптом  помогал клиентке брать любовь от мамы, т.е. давал возможность оставаться дочерью.   Каждый раз, приходя на консультацию, Евгения как будто исчезала,  делалась меньше, отводила взгляд,  только мокрый платок в руках выдавал, что она все-таки здесь.

Случай 3.  …  Женщина  В.И. 48 лет, спокойная, сдержанная, ровным  и почти безразличным голосом говорила про то, что ее сын  22 лет начал пить, не устраивается на работу и ничего не хочет.  Мать обеспокоена его поведением,  боится, что сын уйдет за отцом. В семье еще есть дочь 9 лет, муж погиб  8 лет назад (пил). Тема отца в семье прикрыта, никто не говорит о нем, не вспоминает. Мать  «бережет» детей и поэтому про отца «лишний раз» не напоминает.  Сын   творческий человек – пишет музыку, песни (как отец),   у него в комнате стоит портрет отца.  Ведет себя автономно,  с мамой и сестрой общается минимально.

 Лояльность  и преданность  отцу выражалась в его пристрастии к алкоголю и выключением себя из отношений в семье.  Когда место отца в семейной системе было восстановлено, то изменились отношения мамы и сына, проявление симптома стало  меньше.

Взрослость как основной ресурс интереса к жизни.

            Клиенты приходят в кабинет психолога за изменениями в их жизни, которые напрямую зависят от состояния взрослости человека. А что такое быть взрослым? Для меня это, прежде всего, быть связанным со своим родом – оставаться дочерью или сыном, быть на своем месте в семейной системе, а с другой стороны  нести ответственность за свою жизнь.  Тогда,  есть возможность относительно целостно переживать неопределенность, неудачу, экстрим,    примеривать свободу, одиночество. Результатом  является то, что становится  другим качество радости и удовольствия от своей работы и просто от жизни,  появляется наполненность, глубина, настоящий интерес и  вместо паники (а что же дальше?) приходит спокойствие,  уверенность.  Можно  признать себя  расстроенной, переживать, исправлять ошибки, просить прощения, учиться на собственном опыте и оставаться благодарным.

            На этой красивой ноте о взрослости можно было бы поставить точку…  Но есть еще кое-что  очень важное – это уважение  к клиенту, к его границам, способам коммуникаций (даже если  через симптом),  сохранение собственной нейтральности терапевта и, в то же время, включенности, т.к. любой из нас выбирает тот свой -самый верный и  безопасный  способ жизни и тогда  симптом в семейной системе   выполняет  свои определенные функции: сохраняет гомеостаз и способствует переходу на другой уровень функционирования.

 Признать это – ИНТЕРЕСНО!   


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: