Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Коледа Елена Михайловна - Строгость и вольности в арсенале терапевта

Коледа Елена Михайловна - Строгость и вольности в арсенале терапевта



Знаю, что не буду оригинальна, если скажу, что   фантазировала по поводу темы  для дипломной работы. Уж я и так и сяк набрасывала возможные для себя варианты…Не угадала….Тема «Строгость и вольности в  арсенале терапевта» не возникала в моих  фантазиях… Почему? Почему именно эта тема? Как эта тема касается меня? Я решила «провести нить по своей  линии жизни». Как строгость и вольность появились в моей жизни? Как проявлялись до сегодняшнего дня? Как всегда, мне хочется открыть, что -то  новое... А когда оглянешься, то увидишь, что это  уже было  до меня…раньше. Это  было  …

 …Снова  иду  туда, к истокам…

Часть 1.

Дорога в тысячу миль начинается с первого шага….

Но с годами в моей жизни, правил и норм, которые необходимо не только знать, но  и соблюдать становилось всё больше…

 Работа, дом, детский сад, учеба в институте…Работа, семья, дом , школа, учеба в институте… Все четко и строго по расписанию. 

Так, красной линией через мою жизнь прошли законы, приказы, уставы, нормы, а за ними дисциплина, порядок, режим. Строгость, одним словом. Вольности встречались крайне редко и не приветствовались.

А что же с МОИМИ границами?  С моими личными границами?

Я не ВСЕЛЕННАЯ, есть у меня границы.

Есть - суверенные.

Есть у столбов часовые и таможня есть.

Видите, я оканчиваюсь вот здесь.

Где там? Куда там? Давят в метро как лягушку.

Ломятся в уши и дышат в макушку.

Младший ребенок пока отрастил усы,

Выдрал все травы с нейтральной моей полосы.

Бедные вы границы, кругом перештопанные,

Контрабандистами взад и вперед перетоптанные.

Стой! Я стреляю! Но ведомо даже врагу,

Что я ружье от себя повернуть не могу!

 

Найти место в жизни – пол - дела.

Главное понять - твое ли это место...

 

После получения второго высшего  образования – «психолог», в  педагогическом университете (первое - преподаватель биологии),  я пришла преподавать  в медицинский  колледж «психологию». Давно мечтала об этом. Коллектив  с радостью принял меня.  Однажды я задумалась о том, что преподавать предмет  «психология» мне нравится.  Но, по-прежнему, оставались  вопросы, на которые я  еще не могла ответить - ни себе, ни людям, которые мне   задавали.  Это вопросы касались  темы семьи и брака. Почему распадаются браки? Что же такое  семья? Что такое любовь? Как жить после развода? Как расставаться «правильно».  Ответы находила после каждой учебной сессии  в Институте Интегративной Семейной терапии. 

Друзья  посвятили мне стихи:

Сейчас -  отдельная поэма,

что все дипломы не проблема…

По крайней мере, для Елены…

Тесны ей рамки, душно в стенах:

Микробиолог, оформитель,

 И дегустатор и учитель,

И военспец и медработник,

(Хотел сказать - маляр и плотник,

Не помню все наперечет,

А, впрочем, чем не шутит черт!)

Скажи нам, КЕМ  хотела быть?

И чем еще башку забить?

Пополнить знания свои

По психологии семьи?

С каждым месяцем обучения мне  становилось  легче консультировать семьи. Я стала больше знать и понимать, что происходит  в  семьях и с каждым из членов семьи. Могла  найти ресурсы и давать поддержку им. На сегодня -  несколько семей  сохранили  брак. Кто решил расстаться, постарались найти пути разрешения своих вопросов  для всех членов семьи и нашли желания жить и строить свою жизнь дальше.  Работа продолжается.

Часть 2.

Размышляя о теме: «Строгость и вольности в арсенале терапевта», я  подумала, что со строгостью у меня все нормально. Вспомнила  слова песни ….ничто  на земле не проходит бесследно… …Дисциплина, нормы, порядок …педагогическая деятельность… Это о моей жизни. И  вспомнила слова моих друзей и преподавателей: Ты можешь хоть, что -то сделать неправильно? Ну, нарушить что-нибудь? Перейти дорогу в неположенном месте? ... Поняла, что  с вольностью у меня …плохо.  

Начала с того, что нашла в словаре определения.

Строгость - комплексная характеристика рассуждения, учитывающая степень ясности и точности используемых в нем терминов, достоверность исходных принципов, логическую обоснованность переходов от посылок к следствиям.

- Строгость воспитания. Строгость взглядов. Строгость одежды. Посмотреть со строгостью. Строгость на себя напустит.  

-Строгая, суровая мера, строгое постановление, строгий порядок.  По всем строгостям военного времени.

Строгий - не допускает отвлечений и развлечений, требует точного выполнения задания без отклонений от образца. Строгость может быть теплой, в отличие от жесткости.

Требовательность - это что спрашиваешь, а строгость - как спрашиваешь.

То есть требовательность проявляется при даче задания или распоряжения, а строгость - при приеме результата.

Строгость подразумевает исполнение образца, без отклонений, развлечений и пресечение попыток нарушить установленную дисциплину. Строгость - более мягкая, чем жесткость.

В отличие от жесткости, строгость может быть теплой и веселой, дело редко доходит до реальных наказаний: вопрос решается на уровне угроз, даже шуточных. Строгий человек ошибки может прощать, закрывать глаза на какие-то недоделки, хвалить и поддерживать. Наказания и какие-то негативные воздействия скорее не планируются, но об их возможности регулярно упоминается.

Строгость может быть теплой. Строгость может быть с юмором и веселым наездом.

Строгость может быть холодной, тогда она ближе к жесткости.

  Раньше врачи рекомендовали молодым родителям воспитывать детей в строгости, чтобы не избаловать их. Сегодня врачи советуют удовлетворять потребности ребенка не только в питании, но и в ласке и утешении.

В натуре человека заложено стремление воспитать ребенка так же, как воспитали его самого. Вы легко воспримете новые идеи относительно витаминов и прививок, но если вас воспитали в чрезмерной строгости, требуя полного послушания, безупречных манер, абсолютной правдивости и пуританского отношения к половому вопросу, то вы, естественно и даже неизбежно, в глубине души будете осуждать своих детей за недостаточность этих качеств. Вы можете принять новые теории, но когда ребенок совершает поступок, который во времена вашего детства считался плохим, вы против своей воли не можете с этим примириться и испытываете недовольство большее, чем вам хотелось бы. В соответствии с законами природы мы растим наших детей так же, как растили нас. Это разумно. Таким образом, одно поколение передает свои идеалы следующему поколению.

Те, кто были воспитаны в любящих семьях и выросли уравновешенными людьми, естественно, будут воспитывать своих детей так же. Они не будут впадать в крайности, следуя новым теориям.

Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть.(Фрэнсис Бэкон)              

Кто более строг, чем законы, тот — тиран. (Люк Вовенарг)

Что лучше — снисходительность без послабления, или же строгость, сопряженная с невзиранием?

(С-щедрин).

Вольность  - свобода, независимость, отступление от правил, от нормы. Преимущество, право, льгота. Излишняя непринужденность, бесцеремонность, неприличие. Вольность в обращении.

Вольность - воля, исключение,  пикантность, запанибратство, привилегия, панибратство,  фамильярность, двусмысленность, волюшка, произвольность, вольготность, независимость.

Опираясь на определения можно сказать, что в понятиях «строгость» и «вольность», прослеживается в  педагогической деятельности. И если применять в  психологии, то скорее всего, мы можем рассматривать их с позиции  «учитель- ученик» или «родитель - ребенок».

В работе всегда исхожу из индивидуальных особенностей клиентов. Возможно, в некоторых ситуациях, например, когда  требуется выполнение четких правил и инструкций, терапевт может принимать позицию  «учителя» или «родителя».

Для  соблюдений общих принципов в работе, «строгость  и вольности» прописаны в этическом кодексе психолога и являются обязательными для всех психологов-практиков.

 Основными этическими принципами являются:

 1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип ответственности.

4. Принцип этической и юридической правомочности.

5. Принцип квалификационной пропаганды психологии.

6. Принцип благополучия клиента.

7. Принцип профессиональной кооперации.

8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Для профессионала этический кодекс выступает, прежде всего, не как ответственность перед карающей силой внешних инстанций, а как внутренний регулятор собственной профессиональной деятельности, как внутренний критерий профессионализма. Конкретные положения этического кодекса возникли изнутри терапевтической практики предшествующих поколений психотерапевтов, поэтому эти правила, внутренне осмысленные и включенные в ткань психотерапевтического процесса, разделяются и соблюдаются психотерапевтами самых разных направлений.

Осведомленность о содержании этического кодекса психолога поможет клиенту обезопасить себя от общения с непрофессионалом и предупредить опасность столкновения с "профессиональным злоупотреблением".

Принцип  конфиденциальности - одно из важнейших условий в списке этических нормативов. Конфиденциальность подразумевает защиту частной жизни клиента и информации, сообщаемой им психотерапевту. Обязанность каждого психолога - использовать информацию о клиенте только в интересах самого клиента. Это означает, что любая сообщаемая клиентом информация не может стать достоянием третьего лица. Однако необходимо отметить, что правило конфиденциальности нельзя возвести в абсолютный принцип. Этическая дилемма состоит в том, что, с одной стороны, терапевт принимает условия конфиденциальности, но, с другой стороны, допускается нарушение конфиденциальности в случае предупреждения потенциальной угрозы (когда клиент представляет серьезную угрозу для себя самого или для другого человека).

Запрет на двойные отношения. Двойными отношениями называются такие отношения, в которых психотерапевт, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту. Это правило, во-первых, предостерегает от консультирования родственников, друзей, знакомых. Во-вторых, запрещает такие злоупотребления психотерапией как размывание границ терапевтических отношений в сторону личных (принятие подарков от клиентов, личное общение с клиентом за пределами "места и времени" психотерапии), а так же интимные отношения психотерапевта с клиентом. Подобное ограничение необходимо, так как защищает клиента от прямого злоупотребления ролью консультанта. Специфическая атмосфера психотерапии предполагающая (для своего положительного исхода) глубокое понимание клиента, принятие, внимание, тесный эмоциональный контакт между клиентом и терапевтом, может пробуждать в клиенте желание развития еще более близких отношений. Соответственно любой психотерапевт должен знать, что опасность возрастания интенсивности отношений с клиентом может привести к развитию зависимости со стороны клиента и потерей объективности со стороны терапевта. Умение распознавать подобные ситуации и выводить их в продуктивное для клиента русло - обязательное требование к психотерапевту.

Принцип  "Не навреди". Психотерапевт должен действовать в интересах клиента и учитывать их в первую очередь. Если запрос клиента находится вне компетенции психотерапевта, то он должен перенаправить клиента к другому компетентному в этой области специалисту.

Этические аспекты оплаты психотерапевтических услуг. Цена за консультацию должна быть установлена психотерапевтом во время первого разговора с клиентом. Плата за консультацию не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах человека» и действующим Российским законодательством.

Меня так захватил процесс изучения вопроса, что я  попросила своих коллег – психологов поделиться своим мнением, о том,  что они думают  на тему строгости и вольности в  их работе. 

Заметила, что хотя и были различия в ответах, но в основном ответ  сводился к тому, что строгость  - это определение границ. Первые границы определяются договором между терапевтом и клиентом. Границы времени, встреч, стоимости услуг и т.д.   Вольность может фрустрировать  как клиента, так и терапевта. Может быть  -свобода  выбора  направления  и подходе работы с клиентами. Все определяется индивидуально для конкретного клиента и обозначается договором.

Если  рассматривать этот вопрос в рамках когнитивно-поведенческой психотерапии, то позиция терапевта здесь соответствует социально приемлемому поведению, он оберегает границы личности и защиты, которые пациенты вполне резонно хотят сохранить. Таким образом,  не допускается интервенция со стороны терапевта.

 Вспомним, что в клиент- центрированном подход е эффективность консультирования,  определяется прежде всего, качеством межличностного взаимодействия консультанта с клиентом. Терапевты не боятся разделить чувства клиентов или дать обратную связь, которая могла бы улучшить их отношения. Терапевты должны безусловно позитивно относиться к клиенту и эмпатически понимать систему взглядов клиента и стремиться сообщить об этом клиенту.

В психоанализе аналитик выступает в роли авторитетного лица, он несколько отстранен, что помогает ему заниматься анализом ассоциаций пациента и интерпретировать его бессознательные импульсы. Позиции аналитика - позиции человека, выполняющего профессиональные обязанности или позиции доброжелательного понимания, что позволит избежать крайностей отчуждения или чрезмерной включенности.

В системной  семейной  терапии - терапевт должен нейтрально относиться ко всем членам семьи, не вставать на какую-либо сторону. В терапевтической ситуации наличие самого терапевта добавляет в контекст взаимодействий столько диад (систем, состоящих из двух личностей), сколько существует членов семьи, поскольку он общается с каждым из них.

 Создать условия для необходимых изменений в семейной системе терапевт сможет, только войдя в систему и действуя изнутри нее. Всякая семья имеет границы, и в ситуации поиска помощи эти границы несколько приоткрываются. Позиция психотерапевта содержит в себе следующий парадокс: он может войти в систему только на основе изоморфизма, т.е. своей схожести с семьей, но помочь ей измениться он может, только используя анизоморфные стратегии. Поэтому важной задачей для терапевта является его способность переключаться с позиции “вне” на положение “внутри” системы и обратно.

Таким образом,  можно расширять границы и иметь больше свободы или наоборот,  сужая границы  сосредоточиться на одном выборе. Это зависит от  многих факторов и целей  терапии.

Многое исходит  от личности самого терапевта.  Как любой хороший учитель, терапевт пытается быть кристально-ясным. Но   в соответствии о правах человека,  принятых  Американским психоаналитическим обществом в 1989году…

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО...  

1. Иногда ставить себя на первое место

2. Просить о помощи и эмоциональной поддержке

3. Протестовать против несправедливого обращения или критики

4. Иметь свое собственное мнение и убеждения

5. Совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь

6. Предоставлять людям самим решать их собственные проблемы

7. Говорить "Нет, спасибо...", "Извините, нет..."

8. Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным взглядам

9. Побыть одному/одной, даже если другим хочется вашего общества

10. На свои собственные чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие

11. Менять свои решения или избирать другой способ действия

12. Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает

13. Платить цену за последствия реализации своих прав     

 

ВЫ НИКОГДА НЕ ОБЯЗАНЫ:

1. Быть безупречным/безупречной на 100%

2. Следовать за толпой

3. Любить людей, приносящих вам вред

4. Делать приятное неприятным людям

5. Извиняться за то, что вы были самим/самой собой

6. Выбиваться из сил ради других

7. Чувствовать себя виноватым/виноватой за свои желания

8. Мириться с неприятной ситуацией

9. Жертвовать своим внутренним миром ради кого/чего бы то ни было

10. Сохранять отношения, ставшие оскорбительными

11. Делать больше, чем вам позволяет время

12. Делать что-то, что вы на самом деле не сможете сделать

13. Выполнять неразумные требования

14. Отдавать что-то, что вам на самом деле не хочется отдавать

15. Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения

16. Отказываться от своего "Я" ради кого бы то или чего бы то ни было

 

 Иногда, могу быть не безупречной, но ровно на столько, чтобы не навредить кому-либо и дать себе возможность идти вперед и развиваться…В своей работе я часто использую притчи, сказки, метафоры. Моя вольность – не объяснять клиенту  их смысл. Даю каждому возможность, свободно и вольно интерпретировать содержание. Например,  метафоры: « Уметь на время остановить свою судьбу и быть только для другого»… «Душа нуждается в том, чтобы быть услышанной, личность нуждается в целостности, тело в движении...».

 И, на мой взгляд, полноценная забота о себе (и о душе, и о теле, и о личности) как раз и есть показатель душевного здоровья.

Это только начало….

    «Я лишь путь для самого себя, дорога,

                                                              которую надо пройти»


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: