Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Лысцова Людмила Николаевна - Технология расширения ролевого и звукового диапазона семейного терапевта

Лысцова Людмила Николаевна - Технология расширения ролевого и звукового диапазона семейного терапевта



Первое впечатление:

Первая моя реакция на такую тему была удивление. И удивление шло именно на голос. У меня было, (понятное дело) о себе совершенно другое представление . Но умом то я понимала, что темы даются не просто так, значит меня так увидели, значит это моя тема. И как интересно увидели, я могла только гадать: может я мало высказываюсь, может мой голос не уверенный, может мой голос по каким то причинам звучит в одной тональности. Гадать не было смысла, и я стала действовать…...

Еще интереснее дела обстояли с ролями. Сначала я не придала значения и как бы не заметила этот раздел моей темы вообще. Но чем больше проходило времени и размышления мои все чаще возвращались к диплому до меня постепенно стало доходить, как это относится ко мне. Разные чувства сменяли друг друга, от растерянности до негодования по поводу того что, «какие-такие другие роли могут быть в таком серьезном деле».

А если серьезно….

Итак про голос:

Во время написания этой работы во мне боролись два чувства: набрать кучу литературы и написать «все как надо», много терминов и ссылок, и с другой стороны, написать некое эссе о себе, простым языком, с употреблением жаргонных слов. И вот что получилось...

Хлыст бича прорезает спокойствие и тишину офиса, строгие нотки родителей заставляют нас переживать эмоции трехлетнего ребенка в любом возрасте… а шепот любимого человека меняет дыхание, заставляя часто и гулко биться сердце … детский смех откликается нежной улыбкой счастья….

Голос дает много информации о человеке. Любые изменения в эмоциях или физическом состоянии, как зеркалом, отображаются голосом, которые не всегда замечаются его обладателем.

Моя дипломная работа началась с экспериментов, и свои эксперименты я начала с голоса. Я начала смеяться…..Смеяться громко, по поводу и без (когда мне этого хотелось), широко открывая рот. При этом я просила своих друзей меня фотографировать. И знаете – это свобода!!! Свобода выразить себя как чувствуешь, свобода не бояться осуждения, свобода не выглядеть плохо, некрасиво, уродливо и т.д. И ведь все получается наоборот (я изучила свои фотографии), я везде на них красива.

Чтобы сделать голос убедительным, надо вложить в него то или иное чувство.

Вот эти упражнения рекомендую всем, кто задумывается над совершенствованием своего голоса:

Представьте себе, что перед вами находится собеседник. Начните говорить громко, твердо, вкладывая всю вашу волю в произносимые слова, для упражнения выбирайте соответствующие фразы. Например, если ваш голос нерешителен и слаб, если вам надо отказать кому-либо или с достоинством просить о чем-либо, то говорите решительно со своим воображаемым собеседником, твердо отказывайте ему, повторяйте одну и ту же фразу несколько раз, стараясь вложить в голос всю вашу душу.

Выполняя это упражнение, надо говорить гораздо громче, чем обыкновенно. Если после подобного упражнения вам придется иметь с кем-либо разговор, объяснение и т.п., придется кому-нибудь отказывать или что-нибудь просить, вы увидите, что ваш голос будет твердым, сильным и решительным. При разговоре никогда не следует торопиться. Лучше говорить медленно, чем очень быстро.

Еще одно замечание. Если кто-нибудь при разговоре с вами станет повышать голос, то вы начните говорить тише и медленнее, спокойнее, и ваш собеседник тоже успокоится. Кроме того, надо научиться уметь молчать. Предположим, что вы начали разговаривать о предмете, интересующем вашего собеседника. Как только он заговорит об этом предмете, замолчите, слушайте, не перебивайте и не возражайте.

Для развития голоса можно рекомендовать нечто вроде вибраторного массажа.

Почти закрыв рот, оставляя маленький проход для воздуха, сложите губы так, как складывают их, когда свистят, пойте с силой звуки: б-б-б, в-в-в, г-г-г, д-д-д, н-н-н, м-м-м и т.п., насколько хватит дыхания и переходя от одного к другому. Отдохните, вздохните, наберите как можно больше воздуха в легкие и начинайте снова. Приложите все силы, чтобы научиться вкладывать в свой голос любое чувство, любое выражение. Каждое ваше слово должно быть рассчитанным внушением.

Какой-либо текст, лучше стихотворение, постарайтесь прочесть вслух, на разные лады. Читайте с пафосом, с иронией, с восторгом и т.д. Между прочим, К.С.Станиславский мог произнести слово "да" 400 раз, и каждый раз оно выражало иные чувства. Для определения оптимального звучания, именно вашего голоса используется такой способ, посчитайте вслух, от одного до десяти, постепенно повышая голос, когда услышите то звучание, которое вас устроит, запомните его, а затем постарайтесь ему следовать.

А сейчас, очень серьезно, про роли семейного терапевта.

                                                                                                            Дом семьи– сцена

                                                                                                             Семья – актеры

                                                                                                Семейные правила - сценарий

                                                                                                     Жизнь семьи – спектакль

                                                                                                     Терапевт – рабочий сцены 

В этом разделе мне бы хотелось поговорить о поведенческих ролях и эмоциональных стилях терапевта.

Про роли психотерапевта много написано в разделе групповой психотерапии. В 1970году Ялом первым выделил две роли психотерапевта это технический эксперт и эталонный участник. После него многие авторы вводили разные названия и характеристики ролей. У Карвасарского  это роли эксперта, катализатора, дирижера, эталонного участника. Кратохвил выделяет пять ролей: руководитель, аналитик, комментатор, посредник, истинный член группы. Данные роли подразумевают некое поведение терапевта, способ донесения информации и вообще способ взаимодействия с клиентами. У разных авторов многие разные по названиям роли перекликаются по функциональной наполненности.

Либерман и др. выделили четыре основных терапевтических стиля – это эмоциональная стимуляция, опека, познавательная ориентация, исполнительная функция.

Поразмышляв над работами мэтров мировой психологии я хочу предложить собственное видение ролей семейного терапевта.

Я предлагаю следующую классификацию для семейного терапевта:

Учитель он же эксперт – говорит ровным спокойным голосом. Говорит длинные поучительные речи, как лектор в аудитории, а семья все больше слушает и действует с оглядкой «правильно, ли мы действуем?». Вся сессия похожа на поучение и сверку с шаблоном «как надо». Этот терапевт имеет хорошие академические знания, но практически не проявляет спонтанность. Может сложиться впечатление, что это холодный, без эмоциональный терапевт.

В речи присутствуют слова: «Вы все делаете правильно», «Вы ошибаетесь, на счет дурных намерений свекрови», «Нужно делать так, чтобы не было стыдно за бесцельное времяпровождение», «Я думаю, из этой затеи ничего хорошего не выйдет».

Заботливый родитель он же опекун  этот терапевт создает впечатление мягкого(а может это на самом деле так) эмоционального человека, он заботливый и внимательный. Он дает семье не только свою любовь, но и информацию о том, как изменить себя. У такого терапевта мягкий голос, плавные движения. Этот терапевт дает много поддержки и понимания. Каждый член семьи «обласкан».

В его лексиконе присутствуют фразы: «Все будет хорошо», «У вас все получится», «Как правило, этот метод дает хороший результат».

Социальный работник он же правозащитник – этот терапевт стоит на стороне наиболее ущемленного члена семьи, он держит ухо востро, в его словах скрыто порицание, подозрение. Он всегда знает кто, где, что нарушил, и его задача вывести нарушителя на чистую воду и показать как надо. В семьях, где все более или менее нормально ему не интересно, так как нет острых драк и разборок, и консультирование таких семей сводится к одной-двум встречам.
Все его действия направлены на «облегчения жизни наименее защищенного члена» в семье.

В его речи присутствуют следующие фразы: «Вы должны любить друг друга», «не имеете права вмешиваться в молодую семью», «Обязаны уважать старших», «Надо соблюдать порядок».

Свой парень – это терапевт, который заигрывает с семьей, хочет казаться душкой, пытается сгладить острые углы. Клиент для него очень важен, в том числе из-за денег. Преувеличивает свою значимость в глазах семьи, чтобы выглядеть лучше. Отдает власть семье, будет предлагать варианты работы на усмотрение семьи. Интервенции в его случае очень аккуратные, мягкие, и «когда семья готова».

 В его речи присутствуют следующие фразы: «Давайте попробуем», «Не хотели бы вы», «Вам это подходит», «У меня в день по двести клиентов», «приходя ко мне все вылечиваются».

Начальник он же руководитель – это терапевт навязывающий свое мнение, склонный к конфронтации, требовательный. Свои усилия, как правило, он сосредотачивает на всех членах семьи. Строго смотрит за выполнением продиктованных им правил и домашних заданий. Он по своему усмотрению может прерывать и останавливать говорящего в этот момент члена семьи. Переводить русло беседы в другое направление. Это авторитарный стиль.

В его речи присутствуют следующие фразы: «Домашнее задание сделать обязательно», «Наши правила соблюдать неукоснительно», «Правильно», «Порядок».

Список этот можно продолжать. И думаю, что каждый терапевт найдет свой список и свои роли. 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: