Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Лариса Залесская - Движение к автономии и зрелости терапевта и клиента

Лариса Залесская - Движение к автономии и зрелости терапевта и клиента



Связь личной истории и профессионального становления семейного (системного) терапевта (консультанта)

1.1. Мое понимание личной истории

Мое понимание того, что такое «личная история» сложилось из прочитанных в литературе  мнений различных авторов, которые я разделяю и принимаю, поскольку они откликаются во мне различными эмоциями, образами-воспоминаниями, похожими идеями. 

В нашем подсознании хранится вся информация о нашей жизни. Мы взрослеем, накапливаем опыт, воспринимаем окружающий мир и даже не подозреваем о том, что нашу жизнь формируют прошлый опыт и прошлые переживания. Сознательное отношение к окружающему миру постоянно меняется, но подсознание может придерживаться взглядов, сформировавшихся в самом начале жизни и в недалеком прошлом.

Мы сами создаем свою жизнь, свой мир. Создаем своими мыслями, поведением. Наше мировоззрение формируется сначала под влиянием родителей, затем учителей, телевидения, книг, окружающего социума. Со временем все это складывается в подсознательную программу поведения, отражением которой и является тот мир, в котором мы живем. Пересматривая свою жизнь, мы изменяем свою подсознательную программу, а значит, и свой мир, свою жизнь.

Поэтому иногда очень важно для дальнейшего развития пересмотреть личностную историю и изменить подсознательное отношение к событиям прошлого.

«Личная история — это то, что человек сам о себе предпочитает думать, в чем убеждает окружающих (мол я такой-то и такой-то) и то, в чем впоследствии эти окружающие убеждают человека, способствуя удержанию человека как в рамках представления о нем окружения, так и его собственными представления о себе.» (В.В. Синельников).

Пытаясь освоить новые способы поведения, мы ощущаем сопротивление, основанное на убеждении в своей неспособности сделать что-то, выходящее за рамки когда-либо совершенных нами действий. Мы сопротивляемся переменам. Семья и друзья также сопротивляются происходящим в нас изменениям; они хорошо знакомы с нашей личной историей и не позволяют действовать за пределами налагаемых ею ограничений.

Если при попытке  изменить себя, мы обнаруживаем, что главное препятствие, стоящее на этом пути, - наша личная история, то мы можем пересмотреть или стереть ее и открыть дверь к свободе.

1.2. Моя личная история профессионального становления, как семейного    (системного) консультанта.

            Моя история начинается с детства. Я росла в полной семье, меня окружали мои любящие родители.  В том, что они меня любят  я была уверена тогда, уверена и сейчас. Это – один из моих мощных ресурсов и как личности, и как семейного психолога – консультанта.

Общаясь со своими родителями на протяжении 46 лет, я много раз наблюдала их сопротивление происходящим во мне изменениям,  но также видела и их усилия, направленные на то, чтобы  понять и принять мои изменения. Они смогли это сделать - принять меня полностью такой, какая я есть, - хотя иногда  это давалось нелегко и не сразу. Изменялись я, мои родители, наши взаимоотношения, соответственно, изменялась наша семейная система: она развивалась и продолжала жить. 

Пример этой жизнеспособности дает мне веру в то, что возможно изменяться, развиваться и оставаться по-прежнему близкими людьми со своими родителями. Это – второй ресурс в жизни и работе семейного консультанта, который мне дала родительская семья.

Помимо родителей в детстве меня окружали также дедушка и бабушки, прабабушка, дяди и тети, братья и сестры. Они относились ко мне по-разному: кто-то принимал меня полностью, кто-то не хотел признавать определенные черты моего характера и постоянно критиковал меня, кто-то хвалил и подбадривал, кто-то нуждался во мне, кому-то я мешала, кто-то мной любовался, кого-то я смешила. Но для всех моих родственников, тем не менее, я была своя, кровная родня. Это выражалось в том, что каждый из них, несмотря на свое отношение ко мне, кормил меня, если я была голодна, мог приютить меня, если я в этом нуждалась, оказывал посильную помощь, если я просила. И все это они делали не за что-то, а потому, что. Потому, что я была их родственницей, продолжательницей их рода. Они помогали мне расти. Благодаря их заботе, я смогла сохранить свою индивидуальность при всем разнообразии влияний со стороны окружающего меня социума. Став семейным консультантом, я всегда помню об этом ресурсе и его значимости для клиента.

 Пока я росла, вращаясь во  всем многообразии родственных, дружеских, деловых отношений, я часто не могла ответить на вопрос «если я – такая, какая я есть, то почему отношение людей ко мне такое разное?».  Во мне росло желание разобраться в истоках и причинах столь разных реакций людей на одного и того же человека – меня, понять,  каковы те люди, которые меня окружают, чем мы похожи, чем отличны. Этот  интерес к людям – мой   самый важный профессиональный ресурс, благодаря которому я нахожусь в профессии психолога.

Когда я выросла и многому научилась, я с благодарностью покинула родительское гнездо и создала свою семью: вышла замуж, родила ребенка. Первый опыт супружеской жизни дался мне тяжело. Именно тогда я впервые узнала, что такое боль потерь и страх повторения этой боли. Выйдя из своих первых супружеских отношений я долго жила с чувством вины перед своим ребенком за то, что лишила его возможности расти в полной семье. Этот пережитый опыт помогает мне, понять состояние клиента, обратившегося ко мне в похожий период свей жизни за помощью и поддержкой.

После первого неудачного опыта супружества у меня появилось огромное количество вопросов, на которые мне необходимо было найти ответы: как построить счастливые супружеские отношения? что для этого нужно сделать? как вырастить из своего ребенка счастливого человека?

Чтобы ответить на эти вопросы я стала читать  различные книги по психологии философии, посещать психологические группы и тренинги, занималась самоанализом. В этих поисках прошло семь лет.

            В результате я определилась в своих потребностях и нашла свое супружеское счастье. Я вышла замуж второй раз и счастлива в браке вот уже 13 лет (не помню эту цифру наизусть, специально сейчас посчитала по паспорту, ведь «счастливые часов не наблюдают»).

 У меня вырос сын, сейчас он как раз в том возрасте, в котором я шагнула в самостоятельную семейную жизнь. Я счастлива, что у нас с ним сложились уважительные дружеские отношения. Выстроить такие отношения мне снова помогла психология.

На этот раз я окончила спецфакультет психолгии НГУ. В процессе учебы я получила ответы на многие вопросы о воспитании детей, построении взаимоотношений, еще больше поверила в психологию, как науку, помогающую человеку жить и строить отношения.

Психология мне нравилась все больше, я продолжила учебу после университета на курсах повышения квалификации, начала заниматся психологическим консультированием параллельно со своей основной работой. Через несколько лет я  решилась сменить профессию и  заниматься только психологией.  Сейчас я работаю педагогом-психологом в муниципальном психологическом центре. Все полученные и получаемые мною знания, опыт работы – это еще один мой ресурс, как профессиональого психолога-консультанта. Чем больше я знаю, тем больше у меня инструментов и возможностей помочь клиенту.

Мои путь к построению супружеских и детско-родительских отношений, путь в профессию психолога были сложными, энергозатратными, но я знала, чего я хочу и всегда была готова платить за это высокую цену.   Этот опыт достижения - мой ценный ресурс. Как специалист я верю: раз я смогла, то смогут и мои клиенты. Если захотят.

Вот, пожалуй, и вся моя личная история, вернее та ее часть, которая дала мне ресурсы для профессионального становления в качестве семейного системного консультанта.

Итак, мой рецепт  профессионального становления семейного системного консультанта 

Познать и испытать любовь,

Согреться родственной заботой,

Иметь горячий интерес к своим собратиям бессчетным,

Пройти через потери боль, и страх повтора этой боли,

Стараньем счастье обрести в супружеской и материнской доле,

Книг умных гору перечесть, в себе безудержно копаясь,

Поставить цель - достигнуть цель, с ценой при этом не считаясь,

А если промах, то опять с шестого пункта по-порядку,

чтоб проработать и учесть проявленные недостатки …

Глава 2

Движение к автономии и зрелости терапевта и клиента.

 

       «Человек борется за свою "зрелость"- так называется внутрипсихическое состояние, выражающееся в более компетентном межличностном и социальном поведении».

 

Карл Витакер

 

      

        «С духовной зрелостью растет и углубляется наша способность раскрываться, прощать, освобождаться. В этом проявляется естественное разрешение наших конфликтов, естественное прекращение борьбы, естественное облегчение наших трудностей, способность возвращения к радостному и спокойному отдыху».

Джек Корнфилд, «Путь с сердцем».

 

 

 

2.1. Автономия и зрелость

Зрелость есть, по убеждению К. Витакера, - идеальная цель развития человека, редко достигаемое состояние, к которому всегда стремится организм. Это вид роста человека, выражающийся в стремлении интегрировать разные части своей личности.

В роли определяющих факторов формирования зрелости человека, выступают такие психологические свойства, как независимость и автономия (в том числе и материальная); способность самостоятельно принимать решения, благоразумие, надежность, верность ценностям и идеалам, честность и умение сострадать.

Личностная автономия означает возможность для человека выхода за пределы конкретной ситуации, в которой он находится, возможность абстрагирования от непосредственных внешних воздействий и выбор поведения на основе собственных внутренних критериев. Также ее можно определить как психологический конструкт, описывающий способность человека быть самим собой, знать, чего он хочет, и уметь это реализовать.

Личностная автономия не означает напряженного противостояния человека миру. «Автономный человек сам выбирает, какую в каком конкретном случае позицию ему следует занять. В одной ситуации он может согласиться с существующим порядком и нормами, в другой - отстаивать свою точку зрения, несмотря на кажущуюся абсурдность подобных действий. Автономия дает возможность избавиться от двух видов «рабства»: подчиненности внешним стимулам и подчиненности собственным ранее принятым решениям» (Леонтьев Д.А., 2002а).

Как и многие другие личностные характеристики, основы личностной автономии формируются еще в раннем детстве. Для того, чтобы она сформировалась в человеке как зрелая форма саморегуляции, необходимы соответствующие способы его воспитания и образования, начиная с самого раннего детского возраста. Ребенок должен расти в условиях, способствующих поддержке его инициативности и самостоятельности. Нарушения, возникающие в сфере личностной автономии, могут появиться в любом возрасте через психосоматические проявления, неврозы. Они могут быть устранены посредством психотерапевтической коррекции (Deci, 1980).

2.2. Движение терапевта и клиента к автономии и зрелости 

Психотерапия есть конкретная последовательность событий, происходящих между профессиональным терапевтом (или командой терапевтов), и пациентом или системой, стремящимися к росту. Этот рост представляет собой явление взаимное и внутреннее, а терапевтический процесс его катализирует. (К. Витакер).

 Когда терапия началась, каждый становится и пациентом, и терапевтом для другого. Степень личного участия каждого меняется о стадии к стадии терапевтического процесса. При этом  чрезвычайно важна относительно большая степень зрелости и интегрированности терапевта.

Оба участника терапии - как клиент, так и терапевт - переживают глубинные состояния Эго. Но есть существенная разница между переживаниями одного и другого. Регрессия у терапевта не столь глубокая и полная, скорее- частичная. Примитивная потребность терапевта переживать себя в таких состояниях Эго (например, детское "Я") уже была удовлетворена раньше. Поэтому переживания пациента полнее, интенсивнее, может быть, более примитивны, поскольку связаны с его неудовлетворенной потребностью, находящей удовлетворение в отношениях с терапевтом. Они освобождают клиента для движения вперед.

Дальнейший рост, происходящий в процессе психотерапии, - есть рост психобиологический, целостный рост всего организма. Человек борется за свою «зрелость», т.е. за состояние, выражающееся в более компетентном межличностном и социальном поведении. Часто такой рост происходит на поздних стадиях психотерапии. "На последней стадии психотерапии любого вида появляется взаимодействие обмена: что-то вроде экзистенциальной консультации двух сверстников. Остаются двое взрослых, один из которых, быть может, обладает особым пониманием отдельных сфер жизни. Он раскрывает все карты перед пациентом, и они оба делятся своим пониманием процесса его жизни.» (Витакер).  Достигнутая в итоге терапии целостность клиента проявляется в лучшей его деятельности во всех сферах.

И терапевт, и клиент, - оба что-то получают от терапии в ответ на свои нужды. Обычно мы предполагаем, что терапевт - уже зрелый человек, но это не совсем так. Тогда бы ему было незачем стремиться к зрелости. Я считаю, что терапевт постоянно должен находиться в процессе роста, осознавая важность  большей степени своей зрелости и интегрированности по отношению к клиенту.

Профессиональный терапевт – это тот, кто посвятил себя, в личной жизни и в работе, своему росту, и поэтому может помогать росту других.

Что же является важным для роста терапевта в личностном и профессиональном плане?

В первую очередь, большое значении имеет психотерапия или анализ для самого терапевта. Я присоединяюсь к мнению, что возможности эффективного общения терапевта с клиентом крайне ограничены, если у терапевта нет такого личного опыта. Опыт роста, пережитый в тот момент, когда терапевт сам был клиентом, дает надежду на будущее, и эта надежда отражается в его последующей работе с клиентами.

Очевидно, что тесные взаимоотношения и совместная работа с коллегами также способствуют профессиональному росту любого психотерапевта и, следовательно, помогают лучше общаться с клиентом, лучше передавать ему смысл всего процесса терапии.

Также важным для дальнейшего профессионального роста терапевта является его потребность заниматься терапией, исследовать пределы своего роста, искать источник своего творчества. Откуда такая потребность возникает?

Профессиональному развитию способствует также любое творчество терапевта: музыка или живопись, изучение философии или литературы, пение  или чтение стихов.

Наконец, нет никаких сомнений, что самый сильный стимул для профессионального роста - это полноценная жизнь вне работы. Мы все знаем, как опасно превращать нашу работу в средство удовлетворения личных нужд, но мы часто забываем о том, в какой мере богатая личная жизнь способствует профессиональному росту.

У терапии не бывает конца, последней точки, где можно остановиться. И слова Т. Элиота к Витакеру можно, наверно, отнести вообще ко всем терапевтам:

Мы не оставим исканий,

И поиски кончатся там,

Где начали их. Оглянемся,

Как будто здесь мы впервые.


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: