Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Лукацкая Т. - Связь личной истории и профессионального становления семейного (системного) терапевта (консультанта). Руки семейного терапевта, которые говорят.

Лукацкая Т. - Связь личной истории и профессионального становления семейного (системного) терапевта (консультанта). Руки семейного терапевта, которые говорят.



Связь личной истории и профессионального становления семейного консультанта.

Прошло три года. Это время разделилось для меня на несколько процессов:  обучение системному видению, методам, приемам;  выбор котерапевта и подхода к работе;  более осознанное и любопытствующее отношение к  истории моей семьи; выход в  семейное консультирование.

  За обучение я очень благодарна –  уют, чувство, что обо мне заботятся; теория и упражнения можно сразу использовать.  Для меня важен был интегративный подход, встреча с представителями разных направлений и объединение в системном подходе. И сейчас, когда я пересматривала свои записи, некоторые из них я будто увидела впервые, т.к. только сейчас поняла их; было интересно.

Выбор котерапевта, работа в паре с разными котерапевтами стали источником сильных чувств. Пришлось прорабатывать с коллегами  межличностные отношения. Я благодарю и за этот опыт. Время было истрачено он зря, я встретила котерапевтов,  с которыми могу работать  в команде.  Можно видеть, что благодаря использованию команды
- семейная система может быть воспринята более детально, точно, богато;
- облегчается сохранение нейтральности терапевтами;
- облегчается формулирование гипотез;
- поведение семьи на сессии, возможно, более разнообразно и в большей мере отражает ее "естественные" процессы;
- вместо диады терапевт-семья, формируется терапевтический треугольник - система, как известно, более стабильная и управляемая
- ведущий беседу терапевт может позволить себе быть более спонтанным, чем если бы он работал в одиночестве: команда не даст ему утратить нейтральность, да и вообще ответственность разделена. Для психотерапии это означает, что терапевт, исходящий из идеологии социального конструктивизма, не стоит на позиции эксперта – он не ставит диагнозы, не знает, каким должен быть клиент, чтобы ему было хорошо. То, как он видит ситуацию клиента, зависит от множества социальных и личностных факторов, которые относятся к его собственному миру, а не к миру клиента.. Экспертом признается клиент, который не просто определяет цели работы, но воспринимается как желающий измениться, знающий, как это сделать и обладающий необходимыми ресурсами для этого.

Важные предпосылки эффективной командной работы, особенно в конструктивистских подходах, - разделение ответственности и позитивная установка. Разделение ответственности требует, чтобы каждый участник терапии знал свои функции, которые были бы достаточно ясными и простыми. Позитивная установка должна характеризовать не только отношение к клиентам, но в той же мере и позицию членов команды по отношению друг к другу. Опыт показывает, что работа достаточно эффективна и конструктивна, если они стремятся поощрять и поддерживать друг друга, если они замечают хорошую работу друг друга. Мы проводим свои обсуждения при клиентах. Это дает тон процесса терапии, существенно влияет на то, как мы формулируем свои впечатления. Чем в большей мере работа с семьей понимается как сотрудничество, а не преодоление сопротивления, - чем больше ответственность за процесс разделена между семьей и терапевтом, - тем более разделена ответственность и в терапевтической команде.

В соответствии с конструктивистской позицией, команда осознает себя не как внешнего наблюдателя, а как участника терапевтической ситуации, члена терапевтической системы

Поскольку задача команды - создавать максимально богатое, мультивариантное описание, то она не должна приходить ни к каким консенсусам, - не должна ни учить, ни советовать, ни инструктировать. Члены команды могут делиться сюжетами своих личных историй, перекликающимися с историей клиента; сообщать свои ассоциации с идеями, которые они восприняли в клиентской истории; описывать образы или метафоры, каким-то образом интегрирующие для них услышанное. Они размышляют над тем, что услышали, как внешние свидетели, настроенные уважительно, скромно и любознательно. Команда не стремится прийти к решению, хотя нередко оно, как сообщают впоследствии клиенты, появляется в процессе командной рефлексии. Профессионализм связан с искусством слушания, ведения беседы, диалога, а не с диагностикой и экспертизой. Таким образом, язык обсуждения в рефлексивной команде - это скорее язык данных конкретных клиентов, чем профессиональный язык.
- В ходе терапевтической сессии команда и клиенты поочередно берут слово для того, чтобы размышлять об услышанном: клиент -семья или индивид - рассказывает свою историю, затем команда размышляет о клиентской истории, затем клиент - об идеях команды по поводу его истории - и так далее. Слушание друг друга, обогащение каждого следующего "раунда" тем, что услышано на предыдущем открывает путь неожиданным взглядам.

Рефлексивная команда воплощает в терапевтической практике главную конструктивистскую идею: значения, смыслы и интерпретации не существуют ни объективно сами по себе, ни "внутри" индивидуальной психики, - они генерируются в процессе диалогов. Члены команды активно участвует в терапевтическом процессе, но не обязаны брать на себя большую ответственность. Терапевт, непосредственно беседующий с клиентом, чувствует себя безопаснее благодаря поддержке команды. Команда помогает нарабатывать навыки наблюдения, концептуализации, ведения сессии. Она также является средством обмена опытом, взаимопомощи в профессиональном росте, поддержания профессиональной позиции.

 Такая команда создалась с коллегой из группы и с  коллегами ранее закончившими институт.

Любопытство к истории моей семьи еще не удовлетворено, но маленькие кусочки собираются, например,  стало понятно, почему мне купили пианино в детстве и для кого хотели, чтобы я занималась музыкой. Больше опоры стало на ранние поколения и легче расширить свои связи с родственниками. Семинары, посвященные генограммам, были поддержкой, точкой роста и приятия. Мы используем генограмму в работе практически со всеми семьями.

Что говорят руки семейного консультанта

Почему мне дали эту тему «О чем говорят руки семейного консультанта», я еще не поняла. И обратилась к коллегам за помощью : «О чем ?» . И вот наше коллективное творчество:

1 Движения руками на консультации – это отреагирование телесное, невербальное, и освободившуюся энергию можно направить на работу. Заметив отреагирование консультант может отстраниться от своих чувств и и возвратиться в нейтральную позицию.

2  Руки помогают придать вес словам.

3  Если голос тихий, то движением рук можно придать энергию словам.

4 В процессе работы с семьей, руки помогают контейнировать тревогу семьи.

5 Семья- оркестр, руки - как дирижер,  помогают согласованному звучанию.

6 Жест руками, открытая протянутая рука - как приглашение к сотрудничеству, диалогу.

7 Танцы с семьей,  часть танца – движения  рук, поддерживающие, направляющие, оберегающие.

8 Часть себя, которая помогает предъявить себя.

9  В руках нить Ариадны, она покажет выход.

10 Руками можно что-то создавать, а можно и разрушать.

11 Руками консультант берет деньги.  здесь снова прозвучал вопрос «О чем говорят руки семейного консультанта», и разговор о психосоциальном и психосексуальном развитии.

12. Руками можно тянуться к чему-то и доставать.

 Так наша группа ответила.

 Классики танцевально – двигательной терапии считают, что движения помогают пациентам почувствовать расслабление и стимул одновременно, что подготавливает их к выражению эмоций.

П. Льюис пишет, что двигательные терапевты давно поняли и использовали положение, что телесные движения являются первичным способом коммуникации. С познавательной точки зрения наиболее фундаментальный способ организации и интеграции фаз развития происходит через активное познание, где телесное ощущение и двигательные взаимодействия являются первоначальными источниками обучения. Задолго до того, как младенец понимает, что говорится словами, он чувствует нюансы физических действий своей матери. Память об этом раннем опыте находится на довербальном уровне, поскольку в течение первых месяцев жизни центральная нервная система еще не достаточно развита для более сложной вербальной памяти. Винникотт пишет об этой ранней симбиотической фазе: "она довербальна, что ее невозможно выразить словами" (1971, с. 130). Таким образом неосознанно выполняемое движение может более эффективно, чем традиционное словесное высказывание, так как оно непосредственно пробуждает ассоциативную память и позволяют пережить опыт первичного взаимодействия с объектом, что часто бывает необходимо (Greenson, 1967).

 Вкратце, ритмы течения напряжений (свободное чередование течения и сокращения группы мышц - агонистов) и связанное течение (сокращение мышц агонистов и антогонистов) работает как аппарат биологической защиты и служит для разрядки влечений. Свободное течение, или беспрепятственное движение, проявляется в условиях безопасности, в то время как напряженное и прерванное движение существует, когда есть опасность для организма. Продолжительный связанный поток или стрессовая симпатическая реакция при стрессе "дерись или беги" проявляется как в напряженных и обездвиженных конечностях так и в телесных блоках, зажимах в области торса. Слишком много свободного течения или ощущения безопасности способствует потенциальной опасности, если индивид не способен по-разному обращается с различными объектами в своем окружении.  Консультант учиться взаимодействовать с пациентом и отвечать на базовом, телесном уровне. Способность психотерапевта интерпретировать позиции тела, дыхания и движения в контексте развития человека способствует развитию терапевтических отношений.

Цели, соответствующие концепции терапевтических отношений:
1. Установление собственной идентичности.
2. Развитие доверия.
3. Поощрение независимости.
4. Воссоздание осознанного взаимодействия в социуме.
5. Развитие и поддержка своей интегрированности с одновременным принятием социальных влияний

В 1916 г. Юнг предполагал, что выразительное телесное движение - это один из гармоничных путей придать форму бессознательному (1916, пар. 171). В описании активного воображения, он писал, что это может быть сделано различными способами: "в соответствии с личным вкусом и талантом... драматическим, диалектическим, визуальным, акустическим, или в форме танца, живописи, рисунка или моделирования" (1946, пар. 400) Различные формы взаимодействуют друг с другом. Например, когда игра в песочнице и движение являются частью аналитического процесса, анализируемые могут переживать движение, как будто они находятся внутри одного из их песочных миров, взаимодействуя с некоторыми из крошечных фигурок. Когда это происходит, видна тенденция к проявлению в движущемся качества Алисы-в-стране-чудес, когда он или она знакомится с этим миром с усиленным интересом и любопытством. Уменьшается ли движущийся, увеличивается ли песочный мир - вещи становятся "все любопытнее и любопытнее". Обычно при встрече с такой неизведанной ситуацией движущийся становится более осторожным и внимательным, и узнает как можно больше об этом странном, но, тем не менее, знакомом ландшафте и его обитателях. В игре, разыгрывании смысл выражается посредством мышечных напряжений и импульсов к действию или зарождающихся телесных движений. Поэтому, это наилучший способ для выражения концепций формы, направления и силы. Индивидуальные особенности выражения можно проследить с помощью наблюдения за формой, направлением и эмоциональной интенсивностью, проявляемой человеком во время жестикуляции, принятия определенных поз и движения (Dosamantes-Alperson & Merril, 1990; Dosamantes-Alpreson, 1983).

Кинестетическая эмпатия. Винникотт (Winnicott, 1958) и Лэинг (Laing, 1968) подчеркивали, что пациентам необходимо развивать подлинную самость, поэтому следует уклоняться от "столкновений" (impringement) с ними во время довербальной стадии терапевтической регрессии. Винникотт (Winnicott, 1958) характеризует позицию терапевта как оптимальную, когда он выступает в качестве холдингового объекта по отношению к индивидам, которым не хватало "достаточно хорошей матери" и ее заботы. В такие моменты происходит безмолвная регрессия, которая доходит до примитивной формы зависимости от терапевта, воспринимаемого как мать" (holding mother). Здесь достаточно интуитивного понимания и эмпатического присутствия терапевта, в то время как вербальная коммуникация может вызывать беспокойство и восприниматься как вторжение.

В заключение хочу предложить маленький опросник,  мне он помог  очертить круг задач

в решении которых консультанту могут помочь руки . Выберите наиболее значимую с Вашей точки зрения задачу, и слева от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующий по значимости задачу и обозначьте цифрой 2 и так далее. Наименее значимая задача получит номер 12.

         Затем оцените, насколько эти задачи выражены были в Вашем опыте консультирования на телефоне доверия, и поставьте справа от нее соответствующую цифру (от 1 (совершенно не важен) и 5 (чрезвычайно важен)).

Ранг

Задача

Оценка

 

понять эмоциональное, психофизическое состояние абонента, его динамику

 

 

понимать свои состояния и реакции на абонента и его проблему

 

 

влиять на психоэмоциональное состояние абонента

 

 

определять отношение абонента проблеме и его действия в отношении ее

 

 

выражать себя конгруэнтно

 

 

тактически выстраивать (регулируя степень активности, темп и др.) диалог для получения терапевтического эффекта

 

 

как средство профилактики синдрома сгорания консультанта, сброса напряжения

 

 

убедить клиента изменить свое намерение и поступить правильно (например, в случаях опасности суицида)

 

 

быть правильно услышанным и понятым

 

 

не показать клиенту свое волнение и страх (чтобы не заразить клиента еще и своей тревогой), скрыть свое отношение к проблеме (в случае конфликта, наличия выраженного личного отношения к проблеме)

 

 

защищаться от манипуляции

 

 

пристраиваться к абоненту, его состоянию, особенностям

 

 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: