Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Калинина О. - Искусство быть понятым

Калинина О. - Искусство быть понятым



 
"Искусство быть понятым"
 
 Калинина Ольга


 
Ну сколько можно им объяснять, уже и сам все понял….
 
 
В моей жизни как-то слишком много дел….
У меня четверо детей, и вот уже лет 10 я обеспечиваю жизнь семьи в одиночку…
2 года я живу без мужа, с которым прожила до этого 19 лет и завела такую большую семью. Как то я так все устроила в своей жизни, что стала успешной деловой женщиной… И у меня слишком много дел…
 
Я очень счастлива! У меня чудесные, умные, заботливые, дружные дети. У меня нет чувства, что у меня много детей, скорее рядом со мной живут очень разные и интересные люди, с которыми мне очень хорошо! Два мальчика и две девочки! У меня любимая и очень интересная работа, которой мне хотелось бы заниматься, даже если бы не нужны были деньги (не в таких объемах, как сейчас, когда деньги так нужны, и работать приходится слишком много…). У меня великолепные, надежные друзья! Теплые отношения с родителями. Обычно я чувствую себя счастливой!
И все же у меня слишком много дел….
 
Я все думаю, что это как-то изменится, и даже писала себе перед прошлым новым годом как задачу – наладить использование времени в своей жизни. Но вот год позади, а у меня по-прежнему слишком много дел…. И я ловлю себя на том, что окружающие как-то скептически воспринимают мои слова про цейтнот, когда слышат от меня про мою занятость одно и тоже уже который год, да и сама я как-то уже осекаюсь на этих словах….
 
Это, вероятно, трудно понять, почему я так начала работу на тему «Искусство быть понятым», не правда ли? Но, во-первых, я откладывала эту работу до последнего, поскольку опять все тот же цейтнот! И каждый раз, пытаясь взяться за нее, я говорила себе: «Сегодня был слишком насыщенный день, я устала, уже поздно и т.д.» Я хорошо понимаю про сопротивление и про мои способы устраивать себе дополнительные стрессы, когда отложить уже некогда, но я не смогла это преодолеть. И вот последняя ночь наступила, и я оформляю в текст то, о чем размышляла.
 
Раньше я смотрела материалы по теории понимания, изучала его механизмы, виды и т.д. в изложении различных авторов. Я понимала, что эта тема дана мне не случайно, ведь в ходе супервизии мне показали, что я говорю тексты непонятные для клиентов. Я наблюдала за этим аспектом в своей работе с семьями, и полностью согласна, что это мое слабое место. Ключевой идеей моих размышлений была идея о том, что внятно и доступно донести до другого что-либо возможно лишь при условии, что сам хорошо понимаешь то, что ты хочешь сказать.
 
Я, действительно, далеко не все  понимаю в системной семейной терапии, и у меня, разумеется, не получается говорить об этом с клиентами простыми, доступными словами. Тот факт, что во время консультации говорю не ясно, длинно, путано и непонятно вряд ли моя личностная особенность. Я много лет преподавала студентам, детям, взрослым. На собственном опыте убедилась в справедливости слов – «если хочешь что-то хорошо понять, научи этому другого».
 
Сейчас я веду занятия для беременных и начинающих родителей. Я точно знаю, что говорю с ними очень просто, понятно образно и постоянно получаю об этом очень хорошую обратную связь. Я могу очень понятно и доступно говорить с мамой о ее младенце или о кормлении грудью, найти простые и нужные слова, примеры, метафоры, опереться на ее опыт в объяснениях. Она поверит, поймет и сможет почти невозможное – например, перевести малыша с полностью искусственного на полностью грудное вскармливание. Последнее время такие результаты получаются даже в ходе телефонных консультаций. Это конечно результат долгой практики. Очень жалею, что не веду статистики, но занимаюсь этой темой 16 лет. Это не только практика, но и постоянное обучение, конференции, книги, общение с людьми, которые в этих темах наиболее глубоко и полно разбираются не только в России, но и в мире.
 
Ну а теперь про семейную терапию… Как утверждают исследователи процесса понимания для того, чтобы другой человек тебя понял, нужно самому очень хорошо понимать предмет разговора.
Анализ моего понимания.
Авторы, изучавшие проблему понимания, выделяют несколько его параметров: глубину,отчетливость,полноту и обоснованность.
  • Полнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого объема информации и определяется как отношение понятых человеком элементов, связей и отношений между ними ко всем имеющимся в объекте понимания элементам и связям. В зависимости от полноты можно говорить о полном непонимании, частичном понимании и полном понимании. Говорить о полноте понимания можно лишь применительно к достаточно крупным объемам информации.
Совершенно точно мое понимание основ системной семейной терапии очень неполное.
  • Отчетливость понимания - это степень осмысления свойств, связей и отношений воспринимаемого объекта. Какой-либо количественной характеристикой отчетливость наделена быть не может. Недостаточно отчетливое понимание называют смутным, туманным, расплывчатым.
С точки зрения отчетливости понимания различают следующие уровни понимания:
1. Предварительное понимание (смутные намеки на понимание, зарождение понимания).
2. Смутное понимание (понимание уже имеется, но еще в самом общем, неразвернутом, неопределенном виде).
3. Недостаточно отчетливое понимание (человек еще не может выразить словами смысл воспринятого).
4. Отчетливое понимание (человек может изложить воспринятое другому, но в основном репродуктивно, т.е. близко к тексту подлинника).
5. Полное понимание (воспринятое переводится на свой язык, подвергается творческой переработке; изложение своими словами).
 
Мне представляется, что в моем случае здесь представлен весь спектр – от предварительного до полного. При этом, полное понимание – процента 3 объема изученного, также небольшая доля материала – отчетливое понимание, и очень большой объем, того, что мы изучали для меня пока на начальных уровнях отчетливости.
  • Обоснованность понимания - это осознание оснований, которые обусловливают уверенность в правильности понимания. Недостаточная обоснованность понимания, как правило, вызывает чувство сомнения в истинности, правильности понимания.
По этому параметру я тоже не на высоте. Есть много мест, в которых я не очень понимаю основния, на которых строится работа или объяснения.
  • Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого. Глубину понимания обычно связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т. е. с тем, что может иметь глубокий смысл. Нет смысла говорить о глубине понимания отдельного слова и даже отдельного понятия.
По данному параметру, я считаю, дела обстоят совсем слабо: я только прикоснулась к различным подходам, идеям и выводам, а степень проникновения в их сущность очень низкая.
 
В зависимости от степени перевода информации на свой язык называют такие уровни понимания:
1. Уровень комментирования (человек способен прокомментировать усвоенную информацию, что может осуществляться и на репродуктивном уровне).
2. Уровень истолкования, интерпретации (человек способен истолковать, разъяснить смысл чего-либо).
3. Уровень альтернативного истолкования (человек способен мотивировать выбор наиболее адекватного варианта из нескольких альтернативных истолкований).
4. Уровень популяризации. "Популяризация научных идей и теорий, умение передать их содержание другими языковыми средствами без привычного и удобного научного аппарата предполагает очень глубокое их понимание".
 
Для меня сейчас доступны первые два уровня и, возможно, совсем чуточку материала освоено на третьем уровне. И я знаю, как это бывает, когда владеешь темой на четвертом уровне этой классификации!!!! Так объективно выглядит качество моей подготовки. В пятибалльной системе – это не более троечки. ((
 
И выход, как мне кажется только один – разобраться глубоко и тщательно в этом подходе, в его различных направлениях. Не могу сказать, что эта задача для меня новая. Давно уже есть большое желание обложиться книжками и статьями по «семейке» и все это хорошенько «пожевать» и «переварить». Но ведь у меня слишком много дел….Но сейчас, благодаря этой теме и пристальному рассмотрению проблемы, совершенно очевидно, что эта задача переходит из разряда «хотелось бы» в разряд «жизненно необходимо». Ведь работать с семьями приходится часто. При этом в фокусе внимания теперь постоянно высвечивается собственная неспособность говорить понятно для людей то про одни аспекты, то про другие, в силу слабого владения темой. И это хороший пинок!!!! Теперь время найдется, я знаю.
 
Есть еще несколько наблюдений, возникших по ходу размышлений по теме дипломной работы, которые точно будут мне полезны при решении этой задачи.
  •  Наиболее непонятно я говорю, если у меня во время работы есть ощущение, что я обязательно должна срочно что-то сказать, а я не очень знаю, что нужно сказать. И в эти минуты я сейчас учусь делать паузы, не суетиться, спокойно, по-рабочему, относиться к этому незнанию, не нервничать и не пытаться заполнить паузу хоть как-нибудь.
  • Мне очень полезно было услышать от Кати Жуйковой, что слова «я вижу это так» снижают активность и ответственность семьи в работе. Я стала оттормаживать интерпретации подобного направления. Предоставлять семье больше пространства для высказывания собственных идей.
  • Этому очень помогают техники, в которых происходит реальное взаимодействие членов семьи в «экспериментальном варианте». За последний месяц я мало говорю на сессиях, но много «двигаюсь» с семьями. И это сильно отличается от моего стиля в предыдущий период. Я попробовала и скульптуру, и  интеллигентную драку, и  дочки-матери, и резинки, и войнушку, и совместную «стройку» из деревянного конструктора. И дальше нужно просто задавать вопросы по процедуре или по содержанию, и члены семьи сами делают про себя выводы теми словами, которые им понятны. Хочется здесь расширить арсенал техник.
  • Если есть затруднения, то чудесно помогают продолжить работу циркулярные вопросы или вопросы типа «что в этом для Вас самое трудное?» и др.
  •  Если есть затруднения, можно понаблюдать за феноменологией и обсудить ее с клиентами, например «Вы покраснели и Ваш голос дрожит...» «Ваша девочка все время в ходе встречи кладет голову Вам на колени и старается прижаться к Вам, а вы при этом отстраняетесь». Клиент сам все объяснит. Для него это будет понятно и наглядно, потому что связано с его переживаниями, а не с моими идеями и теорией.
  • Мне очень нравится в течение последних недель, когда я наблюдаю за тем, как меня понимают, использовать технику «перевода» (не помню как она правильно называется). Партнеры говорят друг другу какие-то тексты, а я перефразирую, делая смысл более явным или, показывая неожиданный для них аспект их фразы. Они меня поправят, если я буду неточна, и в такой форме тоже много сотрудничества. Так клиенты лучше начинают понимать свою позицию и у них больше шансов быть понятыми.
  • Еще я заметила, что мне может быть все хорошо понятно про системные проблемы в этой семье, и даже я могу все хорошо объяснить. Но это даст плохой результат, меня не поймут, если мои идеи будут слишком радикально отличаться от исходной устойчивой системы представлений клиентов о том, как устроена жизнь. И тут становится актуальной задача медленно, дозировано производить работу. Как рассчитать дозу – тоже вопрос поиска и опыта: у меня есть тревога, а вдруг семья будет неудовлетворенна динамикой, скажут: «зря пришли, деньги потратили». Хочется сразу «причинить клиенту счастье». В общем, как говорит Алена Рихмаер: «широко шагаешь, штаны порвешь»
  • Также хороший выход в ситуации, когда уровень подготовки недостаточен – ко-терапия. Пока ко-терапевт говорит с семьей, можно обдумать возникающие идеи, подобрать слова или процедуры, которые приведут к лучшему пониманию, и не спешить с интерпретациями. А самое главное – это обсуждение после работы. Ведь коллега может поделиться тем, что он читал и понял, а я еще нет, в ходе обсуждения смутное и неясное понимание ситуации вполне может стать четким, возникают хорошие гипотезы.
  • Хороший способ собственного роста в понимании проблем семьи – заполнение РКС. Те семьи, про которые я заполняла РКС, мне более понятны. В результате тренируешься в определении многих параметров, например, иерархии, границ, правил, системного смысла симптома и т.д. Легче видишь это «на глазок»
  • Весь этот месяц я стараюсь говорить короткими фразами, что тоже важно для понимания моих текстов.
Итак, «сухой остаток». Уважаемые коллеги, обращаюсь к вам с просьбой, если вам встречается литература, которая представляется вам очень полезной для понимания сущности, принципов и законов системной семейной терапии, поделитесь со мной этой информацией, пожалуйста, дайте ссылки, посоветуйте или дайте почитать книгу. Это моя задача, и я найду для этого время. Если вы овладели, познакомились, попробовали, нашли описание какой-либо техники, прошу вас, расскажите, научите. Я тоже готова делиться. Давайте придумаем, как это делать! Мне нужны ко-терапевты. Я приглашаю к сотрудничеству и прошу о нем.
 
В течение последних недель я думала о дипломной работе и вновь сфокусировалась на теме о том, что у меня слишком много дел. И в терминах системной семейной терапии встает вопрос о том, как перестать быть настолько гиперфункциональной и в семье и на работе? Что происходит с окружающими, с близкими, когда рядом с ними человек, который много на себя берет? Чего я действительно хочу и за что тревожусь? Я попробовала «не справляться и не умирать от этого» и ощутила вокруг очень много поддержки.

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: