Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Огнева Татьяна - Спектр эмоциональных переживаний консультанта, работающего в системном подходе, и клиентов: ценность, история появления, способы обхождения, перспективы использования и оценка результата

Огнева Татьяна - Спектр эмоциональных переживаний консультанта, работающего в системном подходе, и клиентов: ценность, история появления, способы обхождения, перспективы использования и оценка результата



 Огнева Т.В. Челябинск-3

Дипломная работа на тему: «Спектр эмоциональных переживаний консультанта, работающего в системном подходе, и клиентов: ценность, история появления, способы обхождения, перспективы использования и оценка результата».
 
Радость, злость, уважение, любовь, восхищение, удивление, интерес – это спектр эмоциональных переживаний консультанта, работающего в системном подходе, клиентов, а в прочем любого другого человека… просто человека который ЖИВЕТ, и это самое главное…
Был период моей жизни, когда я перестала чувствовать, а за этим ощущать… были только негативные эмоции, причем крайние, которые замещались на детях… это ужасно. Когда я поняла, что со мной происходит что-то не то – симптоматика была уже такова: не хотелось жить, ничто не радовало, а были только злость и раздражение, с собой я общалась только на уровне «вставай тряпка и делай что нужно», начали развиваться опухоли в груди и на коже, я поняла что такими темпами моя жизнь скоро подойдет к логическому концу, который вполне понятен, а я еще так молода, мне было около 30, у меня двое детей, которые еще совсем маленькие и которым очень нужна мама и надо с этим что-то делать… Сейчас, спустя 8 лет, можно подвести некоторый итог, как я пришла к такому состоянию, что на это повлияло:
1.                  Семейные установки. Я изучала мифологию нашей семьи – это семья борцов, выживающая в этом мире, еще один миф – это миф интеллигенции. Нельзя было показывать свои эмоции, мама говорила, что никому это не интересно, эмоции проявляли только в ситуации крайнего горя, у меня до сих пор хранится письмо мамы которое она написала мне после выкидыша в больницу, оно удивительное, в нем столько теплоты и любви… В семье очень много делалось для других и ради других… А еще мне в первом классе мама сказала, что я должна учиться на одни пятерки, потому что она директор школы, я училась, не сбегала с уроков, не курила, как большинство, да и друзей у меня не было, я была очень одинока. Да, перейдя в другую школу я стала счастливой двоечницей, сбегала с уроков, влюблялась…  Наверно единственным человеком на тот момент детства, когда я была одна был дедушка, который очень рано умер, я училась в пятом классе…
2.                  Смерть дедушки была трагедией, мир рухнул и не осталось никого близкого и родного, он меня очень любил и буквально боготворил, все делал для меня, баловал. Меня не взяли на похороны, напоили транквилизаторами, боялись сильных эмоций или просто не знали как с ними быть… Я осталась одна, родители работали, бабушки кормили, поили, они замечательные, но эмоциональной близости у нас не было, а чтоб получить хоть немного любви и принятия нужно было соответствовать требованиям, что я и делала. Дома и на учебе я была такой как должна, а на улице и в секциях делала то, что хотела, дома меня практически не видели.
3.                  Выбор супруга,   как оказалось, я выбрала мужчину, очень внешне похожего на дедушку и ожидала от него того же, любви и принятия, но это был жесткий и категоричный человек, который установил свои правила, я опять начала соответствовать, закрывая глаза на себя и свои желания, так продолжалось 10 лет, накопилось много злости, обиды, раздражения, но говорить об этом я не умела, а мои представления о семье никак не соответствовали тому месту, где я жила, так как мы практически не общались, жили в разных комнатах, время проводили порознь, я с детьми, а он один. Первый муж предложил развестись, сама я никогда на это не решилась бы, я согласилась. Первоначально было очень трудно, а потом стало спокойно  и очень хорошо.
4.                  Отсутствие опыта и практики заботы о себе, сначала все остальные, а потом я. Я для себя на многое не имела правы: заботиться о себе, только когда совсем заболею; отдыхать, только вместе с детьми; просить о помощи – я должна была со всем справиться сама, получалась такая ужасная нагрузка, а сил не хватало, я заставляла себя снова и снова. Единственным человеком, который помогал и поддерживал был папа, но год назад он умер, это было очень неожиданно и тяжело.
Думаю становится очевидна картина эмоционального насилия, как внешнего так и внутреннего, что привело к вышеупомянутой симптоматике моего состояния…
Выздоровление проходило постепенно, стоит описать его поэтапно:
1.                Были расставлены приоритеты: я хочу жить долго и счастливо, я этого хотела и для себя и мои изменения могли изменить судьбу детей, а я очень хочу чтоб они были счастливы, и только счастливый родитель может дать такой пример. Но я не знала с чего начать, позвонила Лене Чумаковой, пришла на 3 сессию обучения в «Гармонии», с этого все и началось…
2.                  Я пошла учиться в институт психотерапии и консуль тирования «Гармония», где на протяжении трех лет проходила индивидуальную и групповую психотерапию, это была терапия самопоявления и проявления, взросления, терапия границ, терапия интеграции с родом… работа была проведена большая, особенно с эмоциональной частью, т.к. на момент начала обучения я практически ничего не чувствовала: сначала я выписала какие эмоции бывают, потом по листочку их идентифицировала, затем работала на появление маломальских желаний (зайдешь в магазин и ничего не хочешь, да и в жизни не хочешь ничего, и выбираешь ищешь хоть что-нибудь чтоб желание возникло), в этот период я практически перестала общаться со всеми друзьями, ничего не видела вокруг, со мной наверно было очень сложно… Постепенно начали появляться и проявляться разные эмоции: злость, гнев, радость и даже любовь, в этом я очень благодарна своим доченькам, они очень многому меня заново научили: играть, целовать, обниматься, дурачиться, я очень хотела, чтоб у меня родились мальчики, но сейчас я понимаю почему мне даны были девочки и за это я очень благодарна… Помню как впервые ревела на группе: слезы катятся, а лицо остается непроницаемым, а потом услышала пение птиц за окном, была весна, я вернулась… Потом появился в моей жизни мужчина, которого я полюбила, это была любовь на расстоянии и судьба нас разводила, но само его появление было огромным ресурсом, который помог мне пережить развод и тяжелое время после него, когда нагрузка была огромная. В этот период мне очень помогли родители, которые меня поддержали, помогали и материально и с детьми. Этот период стал сканером, показывая людскую подноготную, почти все из моей жизни друзья ушли, а в прочем ушли те, кого и не было, а вокруг оказалась огромная пустота. Это был удивительный опыт получения автономии, когда ты отходишь от старых интроектов, ориентируешься на себя, свои желания, я переделала дом, в нем стало очень уютно и спокойно, напряжение уходило в том числе  и на уровне тела, я могла отстаивать себя, радоваться жизни, нашла себя, это было удивительно… Но!
3.                   Еще один важный аспект – во многих моих проявлениях двигал страх… и это было глобальное открытие, после которого я переформулировала миф. Но оказалась в подвешенном состоянии, т.к. старые установки и энергии уже не действовали, а новых еще не было. Это состояние ваты, когда ты не понимаешь, что с тобой происходит, где находишься, как жить и действовать дальше…. В этот момент мне очень повезло с клиентами, они делились своим опытом, своими представлениями о жизни, это были очень интересные люди. По крупицам я превратилась в другого человека уверенного и счастливого.
4.                  Обучение в институте интегративной семейной терапии дало очень многое: знания, все встало на свои места, в плане параметров семейной системы, да и вообще обучение сопровождало мои жизненные события: я встретила мужчину, которого полюбила, мы стали жить вместе, я забеременела, родила дочку Женечку, мы счастливы, в том числе благодаря знаниям, которые я получила во время обучения. Большая личностная работа была проведена после супервизий: завершились эмоционально и экономически отношения с бывшим мужем, идет горевание по папе, который умер 1 год назад, в профессиональном плане идет работа по ко-терапевтическому взаимодействию.
Это был личностный аспект, моя история появления эмоций, из которого я могла бы сделать следующий вывод: эмоциональное насилие привело, в моем случае, к эмоциональной депривации, нежеланию жить. Восстановление эмоциональной части заняло около 8 лет, сейчас я понимаю на сколько эмоции важны и значимы, они дают ощущение жизни, отпуская прошлое в прошлое, завершая эмоциональные гештальты мы выходим на новый качественный уровень жизни. Я очень благодарна тому жизненному опыту, который был у меня, я ценю себя, отношения, людей, близких и не очень, клиентов, мир вокруг нас, так очень интересно жить, интересно ставить новые цели, развиваться духовно.
 
Если говорить о профессиональной позиции, то первоначально я пришла в консультирование по причине того, что мне самой нужна была профессиональная помощь. На тот момент я была достаточно эмпатичная, хотя многого не знала, но уже то, что была рядом и сочувствия было достаточно для многих.
 Я заметила такую тенденцию, что когда нахожусь в сложном эмоциональном состоянии клиенты не приходят на консультации, заботясь о себе или обо мне, потом я поняла, что это моя ответственность и консультации стала переносить. Второй момент, когда у меня идет активная внутренняя работа ко мне начинают идти клиенты с такой же проблемой, только более усиленной, как зеркала в которых я отражаюсь в более искривленном виде и работа проходит, моя внутренняя, более интенсивно. Третий момент, в последнее время мое эмоциональное состояние, практически всегда во время работы, спокойное и уверенное, что передается и клиентам, за счет того, что они попадают в это поле. Четвертое: когда я слушаю о проблеме, которой говорит клиент, уважая его опыт, я возвращаюсь к благодарности за то, что этого не было в моей жизни, за то, что у меня были силы или рядом оказались люди, которые мне помогли в подобной ситуации, что я могу какие-то вещи обговорить с родными и близкими, чтоб их не допустить, такая своеобразная профилактика. Пятое: часто клиенты ставят задачи для себя из зоны моего ближайшего развития, что способствует моему личностному росту. Таким образом, если подводить итог по эмоциональному взаимодействию клиента и консультанта, то это взаимообмен, клиенты помогают нам почувствовать, какие личностные моменты у нас не доработаны, зеркалят актуальные психологические проблемы, помогают ценить те ресурсы, которые есть на данный момент. По-этому клиенты помогают нам личностно расти, что вызывает огромный интерес к каждому, уважение и благодарность.
Если говорить о эмоциональных проявлениях консультанта, то это очень важный момент, т.к. часто мы являемся фигурами, которые замещают родителей, проявляя позитивные эмоции, принимая безусловно, обучая клиентов общаться открыто и демонстрируя незащитное поведение, используя я-высказывания, проясняя ситуацию, заключая контракт, конфронтируя, выходя из типичных для человека ловушек коммуникации, моделей взаимодействия. Эмоциональное состояние консультанта позволяет актуализировать вытесненные (в силу различных причин) эмоциональные переживания клиента, почувствовать защиту, получить поддержку в сложных ситуациях, это внешний ресурс, который очень важен на этапе личностного роста клиентов.
 
Способы обхождения спектра внутренних эмоциональных переживаний консультантом:
  • Дистанцирование.
  • Игнорирование.
  • Обесценивание.
  • Рационализация.
  • Заключение контракта с собой на возвращение к эмоциям после консультации, их исследование, проработка, удовлетворение потребностей эмоциональной части, если произошел контрперенос.
  • Заземление.
  • Изменение положения тела, позы, местоположения, якорение.
  • Диафрагмальное дыхание.
  • Дыхание через то место в теле, где живет та или иная эмоция.
Способы обхождения спектра  эмоциональных переживаний клиента консультантом:
  • Заключение контракта на рациональные и телесные аспекты с клиентом.
  • Заключение контракта с психотерапевтом о распределении зон исследования проблемной ситуации.
  • Возвращение к циркулярной последовательности.
  • Экстернализация.
  • Перефразирование.
  • Отражение очевидного.
  • Социальная стадия.
  • Телесные упражнения на быстрый выход из сложного эмоционального состояния.
  • Заземление.
  • Исследование системной гипотезы и выделение эмоциональной части как симптома.
  • Исследование ресурсов.
Таким образом, вариантов обхождения спектра эмоций очень много, важно понимать для чего в тот или иной момент мы это делаем. Если для консультанта – это работа на запрос клиента, контрпереносы, то для клиентов – это ресурсное состояние после консультации с возможностью доехать до дома, изменение модели взаимодействия, осознание циркулярной последовательности, параметров семейной системы, своих ресурсов (внешних, телесных, духовных, творческих), исследование компенсаторных субличностей с целью формирования гармоничных как внутренних так и внешних отношений, формирование позиции наблюдателя, умение разидентифицировать себя и проблему, а в целом обучение умению использовать самому ресурсы для улучшения качества жизни.
 
Перспективы использования спектра эмоциональных переживаний консультанта, работающего в системном подходе, и клиентов.
Консультанта:
  1. Дальнейшая личностная работа, при контрпереносах – проработка, т.е. некоторые эмоциональные реакции во время сессии являются показателями незавершенных отношений или ситуаций.
  2. Во время ко-терапии активно использовать свои эмоции для установления контакта с клиентом, для формирования новой модели поведения, как образца как можно общаться по-другому.
  3. Ориентироваться на свои эмоциональные реакции, т.к. они являются показателем нарушения баланса в том числе и в сторону клиента.
 
Клиентов:
  1. В последнее время меня очень заинтересовала эмоционально-фокусмрованная терапия супругов, хотелось в работе использовать ее.
  2. Изменение энергии движения в жизни клиентов со страха, на любовь.
  3. Формирование новой «открытой» модели поведения.
  4. Информирование клиентов о эмоциональной сфере, ее особенностях, функциях, потребностях, умении разидентифицировать ее.
  5. Поиск ресурсов в эмоциональной сфере и ориентация на них в дальнейшем.
 
Оценка результата клиентов и консультанта может осуществляться по следующим показателям:
  1. Личная удовлетворенность.
  2. Отслеживание динамики изменений клиента.
  3. Внутренняя и внешняя супервизия, с выделением психологической проблемы клиентов, перспектив дальнейшего развития, отслеживание своих эмоциональных реакций и ко-терапевтического взаимодействия.
  4. Соблюдение границ себя, семьи, клиентов.
  5. Ролевая адекватная идентификация консультанта.
  6. Психологическая и энергетическая сохранность консультанта.
 
Таким образом, тема диплома,«Спектр эмоциональных переживаний консультанта, работающего в системном подходе, и клиентов: ценность, история появления, способы обхождения, перспективы использования и оценка результата», которая была мне дана, является актуальной для меня и личностно и в профессиональном плане, как и в жизни так и в профессии я ориентируюсь на спектр своих эмоциональных переживаний. Работа над дипломной работой произошло много открытий, важных для меня. Хочется поблагодарить сотрудников института, так как за время обучения произошло значительное продвижение в моем как личностном так и профессиональном росте. СПАСИБО!!!
 
 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: