Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Леонтьева Татьяна - Мы в ответе за тех, кого приручили

Леонтьева Татьяна - Мы в ответе за тех, кого приручили




               Выполнение письменной итоговой работы, названной дипломной требует соблюдения регламента, который обычно предъявляется в академической системе образования, а также тех принципов обучения, которые сформированы в Институте интегративной системной терапии. Академизм предлагает начинать с «главного» - категорий и понятий, которые будут использоваться в работе, а принципы дипломной работы института – использовать форму эссе (где  процесс размышления может быть важнее самого ответа). Как я думаю над предлагаемой темой – самой интересно, а что я думаю о предложенной теме – не очень. Поэтому рационализация – мой конек, будет процветать и размножаться делением…
 
            Обстоятельно разбираю объем и содержание всех использованных понятий в теме работы: «мы», «ответ»/и отглагольное – «ответственность», «кого приручили». По отдельности все эти понятия нейтральны, но собранные вместе в одном предложении, несут себе вполне определенную жизненную позицию, точнее ПРАВИЛО, которое НИКАКОЕ с точки зрения Дзен и в то же время, совершенно ОПРЕДЕЛЕННОЕ в европейском системном подходе к изучению коммуникаций.
 
               Обращает внимание местоимение «мы» относительно одного автора (находящегося в единственном числе перед лицом молчаливого монитора)….. Это про что?  Вспоминаются разные обстоятельства бытия моего «мы»: хоровое пение в музыкальной школе на отчетном концерте и периодическое шипение концертмейстера к единственному мальчику в детском хоре - «Вова, пой потише»; коллективный поход всей старшей группой детского сада вместо «мертвого часа» 22 апреля с одним на всех горшком герани  к  памятнику Ленина; и …по законам формальной логики здесь должно быть нечто-то третье, чтобы перечисление было завершенным и соразмерным, но – в поток сознания вклинились строчки из Ф.Кафки «эти Никто были даже очень приятны. Я бы охотно – почему нет? – совершил прогулку в компании таких Никто-Никто». Здесь мне уже не так приятно думать о диалектике моего «Мы»,  и я перехожу к рационализации.
 
              «Я-концепция» и вся гуманистическая психология неодобрительно относятся к использованию данного местоимения, в контексте одной личности. А системный подход очень четко и структурно говорит в этом месте о размытых личных границах, где «Я-Мы» - не дифференцированы. А еще в этом месте интегративный системный подход говорит о залипающих отношениях, которые  возможны  в таком случае. И все это не очень, точнее совсем не функционально для постепенного и интересного роста живой системы. Скорее это функционально до 18 месяцев от роду, а далее – перманентный процесс сепарации от кого- и чего-либо.
 
                   У залипающих отношений обычно есть всегда свое «алиби», и в данной формуле оно также имеется (по мне так лучше с алиби, чем без убедительного и обстоятельного ответа на вопрос пацана из художественного фильма «Посторонним вход воспрещен» - «А чё-это вы здесь делаете?»). Итак, алиби – «ответственность».
Понятие ответственности  - краеугольный вопрос всей экзистенциальной философии и психологии ХХ века. Э.П. Сартр невроз ответственности делает индикатором зрелой личности. (Здесь я листаю его книгу, и решаю не цитировать умную мысль автора, а изложить ее в вольном пересказе): достижение зрелости личности у Сартра сопряжено с пониманием того, что последствия поступка индивидуума отражаются на многих людях, даже тех, о которых он и не знает, отсюда Тревога – как экзистенциальная составляющая жизни человека.  (И тут Гамлет произносит: «Так всех нас в трусов превращает мысль»).
 
                 В общем и целом, системный интегративный подход привносит желанный мною баланс в это понятие ответственности – МЕРУ ответственности. Если это ответственность за себя в период монады, или ответственность за общий труд в партнерских супружеских отношениях, или ответственность за сохранность детей перед Богом и людьми в родительском холоне – то ЭТО соразмерно развитию семейной системы. В любом случае, функциональная ответственность в системном подходе имеет нисходящий вектор (конструктивна в отношении вошедших в систему позже). В таком случае – ответственность, это еще и индикатор Власти в системе (ее правомочно испытывать вышестоящим, а нижестоящие испытывают иные чувства  - согласно рангу). (Здесь я подбираю слово, и как это бывает в случае с английским языком, когда не вспоминается  нужное – прибавляешь отрицательную приставку …). Нижестоящие предаются чувству БЕЗответственности – вспомнила! СПОН-ТАННОСТИ! (звучит как натягивание длинных резинок и их удар об асфальт в девчачьих дворовых играх конца ХХ века).
 
                   Итак, промежуточный итог: Местоимение «мы» в отношении одной персоны может предполагать наличие слитных отношений, как следствие незавершенного процесса сепарации и вкупе с понятием «ответственность» свидетельствовать в пользу гипотезы о главенствующей парадигме «борьба за власть».
(Мрачнею…  …………………………………грустнею……)
Осталось понятие  о двух словах -  «кого приручили». Слышится патерналистсткий и великосапиесный шовинизм. «Прикормили, привадили…». Нет, все-таки приручить это больше про доверие, ведь к рукам допускаются не все (торгуюсь, значит). С грустью думаю о том, что приручают от тоски и одиночества, и неизвестно еще кому это больше надо: субъекту или объекту приручения… Сам процесс приручения, цели и задачи всего этого педагогического процесса, полученные качественные и количественные показатели есть ничто иное как организация собственной жизни, точнее ее симуляция посредством жесткой структуризации чужой.
Итог:  В цитате из Экзюпери сокрыты следующие правила коммуникации:
А) отношения  «с тем, кого…» будут длиться долго, очень долго, потому что:
 Б) твоя жизнь – это и  моя жизнь, и  -
В) я испытываю ответственность за оказанное мне доверие и мне от этого тревожно….  тревожно жить за двоих.
 
  ……Хрестоматийные правила созависимого патерна.
 
                 В.Д. Москаленко: «Созависимый человек – это тот, кто полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека и совершенно не заботиться об удовлетворении собственных жизненно важных потребностей».
Лечиться, так лечиться! И если бы я была терапевтом у Маленького Принца (вот так я подменяю тезис), тоцель терапии бы связала с поиском равновесия между «Я» и растворением в «Мы», а также соразмерным обстоятельствам меры ответственности за СЕБЯ!
 
                  «Научись отвечать за себя, а не за других!» - вот такую растяжку-слоган я помещаю на одной из планет Принца. (В этом месте есть соблазн прочитать наконец-то Маленького Принца – проверяю желание, нет, не хочется. …)
                      Какие варианты предлагает в работе с созависимостью  в целом интегративная модель системной работы? Начнем, (опять меня больше чем одна…) пожалуй, с самого теплого и ресурсного места – с В. Сатир.
Сатир придерживалась следующих принципов в работе:
·        Рост и развитие неизбежны для любой биологической системы
·        Для успешного функционирования человеку нужен высокий уровень самоуважения (собственного достоинства)
·        Совершенствование личности в системе ее взаимоотношений происходит путем добавления скрытых возможностей через опору на имеющийся ресурс.
Главный терапевтический фокус терапии Сатир - процесс изменений (нацелен на раскрытие ресурсов и возможностей в процессе изменения мировосприятия).  Созависимому человеку, по мнению Сатир, не хватает собственной личности для самоопределения, поэтому он формирует вокруг себя двух и более людей, которые помогают ему перенести локус внимания на себя, эти другие – помогают ему самоопределяться с помощью своих оценок. В речи есть «Мы» и нет «Я». Эти Мы – тени, неотъемлемая часть личности созависимого.
 
И если бы я работала с созависимостью по Сатир, то терапевтическими мишенями могли стать:
·                   Границы (личностные границы):Уважать собственные интересы и интересы других людей
·                   Ответственность (за свои действия, а не за другого).Что готов делать сам, а что – делегировать другому. Создается круг взаимный обязательств, ограничивающих каждую личность во взаимоотношениях друг с другом.
·                   Дифференциация Я (чувства и ожидания от собственного преображения).Способствование созданию других контактов с новыми для созависимого людьми, отслеживания степень сближения с ними.
 
            Теперь дело за малым - осталось выбрать конгруэнтного терапевта, уверенного в себе, обладающего высокой самооценкой, имеющего тип гармоничной, гибкой личности способной осуществлять терапию личностного роста. (сарказм чувствуется или нет?) – но это же большая западня для Созависимого – делегировать ответственность за себя другому,  допустить его компетентность! Для этого уже надо быть НЕ Созависимым! (вот она логика!, почти торжествую)
Итак – имеем дело с классическим  сопротивлением. Сатир предлагает в работе с сопротивлением использовать ресурс самого клиента, но развернуть вектор на самого созависимого, такой вербальный принцип ай - ки - до. Сила противника против него же самого.  Сатир выделяет четыре типа «состояний выживания». Так,  у «Миротворца» ресурсом является умение   лучше всех заботиться, восприимчивость к эмоциям, чуткость; у «Обвинителя» - стабильность убеждений, верность и точность исполнения; в «Расчетливого/Компьютера» - интеллект; у «Отстраненного/безумного» - креативность, спонтанность, веселость.
 
          Повторяю как мантру: уважаю собственные интересы, отвечаю за себя, и придется продолжать устанавливать отношения с новыми людьми (последнее вызывает меньше всего энтузиазма).
 
Небольшой первый шаг в этом направлении: не буду читать присланные группой дипломы («посмотри, почитай, может быть что-то исправим?»), я доверяю им, потому что на данный момент времени мои одногруппники сделали максимум хорошего для себя, на что они были способны. («И сказал Бог:  - И это хорошо») 
 
                   Вторая школа «теория семейных систем М. Боуэна» возвращает меня к ближневосточному эпосу, где Исаак родил Иакова, а Иаков – Иосифа. Недавно у Е. Веселаго прочитала, что екклесиастово «суета-сует» имеет и другое значение в переводе с арамейского - «дыхание-дыханий».  Это для меня гораздо ближе по ощущениям от концепции Боуэна. Дыхание дыханий….
            Паттерн созависимости, в теории Боуэна, формируется вследствие пережитых в истории семьи серьезных и драматичных событий, вызванных экзогенными факторами, и воспроизведением залипающих отношений в поколениях «благодаря» триангуляции в них младших членов семьи. Цель терапии созависимого по Боуэну – прерывание паттерна созависимости как выбор клиентом иного поведения в своей семье и вне ее (отношения более осмысленные, увеличение осознанных контактов с людьми, в первую очередь с расширенной семьей).
               Терапия созависимых отношений в этом подходе нацелена, во-первых, на исследование личностью (или семьей) всех вариантов ролей и форм взаимоотношений, присутствующих в его расширенной многопоколенной семье. Во-вторых, подобное исследование позволяет членам семьи начать обретать гибкость выбора форм поведения и построения взаимоотношений, как в семье, так и вне ее. Методом работы с историей многопоколенной семьи у Боуэна является генограмма.
 
Помните про  «многочисленных родственников и знакомых» Кролика? Они всегда появлялись в сюжете, когда Кролик выходил за пределы обжитого им пространства – это то самое Дыхание Дыханий…., оберегавшее его.                                                                                                                  
               Осорина рекомендует взрослым участвовать непосредственного в детских инициациях «посещения страшных мест», и даже их организовывать. Боуэн придумал и ритуализировал вот такую инициацию для всех взрослых Европы и Америки, ловим дыхание предков и их послания из прошлого. В советской историографии очень прагматично давали оценку генеалогическим древам европейских семей, «поскольку они велись не из большой любви к предкам, а в виду экономической необходимости подтверждения собственных прав на землю, подтверждение границ своих земель». Что-же, генограмма позволяет также формировать личные границы посредством определения границ других людей, где кончаются Они, а где начинаюсь Я.  В скульптуре существует два способа изготовления арт-объектов: путем прибавления и путем отсечения. Первый – называет то, чем ты являешься, второй называет то,  чем ты не являешься. И тот и другой способ возможен в генограмме, в том числе в работе с залипающими отношениями и высоким уровнем тревожности.
Смотреться с близкого расстояния в зеркало – серьезное испытание для  созависимого. Смотреться в дробящиеся зеркала фотографий родственников  и искать в них схожие и отличные черты, действительно гораздо спокойнее и безопаснее. В моих планах уже есть посещение фотоархивов  двоюродных дядек и бабушек, «дробясь и качаясь на влаге широких озер…»
 
Итак, собираюсь с духом, поскольку перехожу к наиболее организованному и последовательному теоретическому концепту – структурному подходу.
Формирование созависимого паттерна по структурному подходу становится возможным вследствие организации вертикальных коалиций между холонами (с детьми с родителями, супруги с детьми и т.д.) и спутанности ролей. Предвестником закрепления и актуализации созависимого поведения может стать незавершенный процесс сепарации от родителей. Цель терапии – разделение холонов и осознание потребностей элементов и системы в целом в данный конкретный момент времени.  
 
                  В этом смысле бюрократия является ценнейшим и конструктивнейшим достижением современной цивилизации. До недавнего времени продвижение сотрудников в бюджетных учреждениях соответствовало разрядам, при переходе с одного на другой – заключалось дополнительное соглашение (новый функционал, обязанности и права). А если вспомнить армию и органы внутренних дел – субординация и четкое разделение полномочий! Хотя вспоминается одновременно с сожалением незавидная должность кадровика – «офисный киллер», который и готовит все эти приказы и соглашения …
 
(Неудивительно, что совсем не тянуло на лирику и сентиментальность ..)
Несмотря на то, что именно структурный подход лично у меня вызывает наибольшие профессиональные интересы, я думаю, что именно он с наибольшим трудом будет давать хорошие результаты в работе с российскими созависимыми. Четкое разделение холонов, слипшихся в результате незавершенного процесса сепарации в нашей стране, учитывая ее историческое наследие, ментальность – оЧЧЕнь трудно.
                 А может быть сепарация – это условная норма для европейцев? Ведь есть же уловный дюйм, метр, вершок – так и сепарация от родителей условная мера, действующая в пределах Евросоюза? Как возможно сепарироваться, пройти путь идентичности, когда понятие частной собственности не было известно большинству предков и потомков этих предков на территории нашей страны? Не случайно в самой первой модели демократии один из существенных цензов для получения статуса гражданина Полиса был имущественный (хоть бы и хромая коза – но собственность)! Если верить социальной психологии и социальной философии – то формирование понятия личности в европейской истории стало возможно именно благодаря появлению частной собственности (это твоя визуальная граница для Другого). Существенная финансовая взаимозависимость разных поколений семьи друг от друга делает процесс сепарации проблематичным в российской действительности. (Печалюсь, потому что действительно подход очень близок, но: «Платон мне друг, а ….»)
 
              Стратегический подход в работе с созависимостью менее всего похож на многие психологические парадигмы, это самый дистантный подход, и директивный и при этом максимально ответственный.
Симптом (созависимость) в стратегическом подходе  – поддерживает стабильность, и удерживает от гомеостаза всю систему. Продвижение по жизненному циклу семьи здесь контролируется созависимым, именно он распределяет власть и ответственность.  Суть созависимых отношений  – борьба за власть, их цель – быть победителем, сделав другого побежденным: подчинившимся, соглашающимся, беспомощным. При этом власть оказывается только у доминанта, а ответственность за жизнеобеспечение обоих возлагается на подчиняемого. Созависимого тирана-Мальвину, как шельму, А. Толстой помечает голубыми волосами:
— Не думайте, что если вы спасли нас
и в дальнейшем вели себя мужественно,
то вас это избавляет от необходимости
мыть руки и чистить зубы перед едой...
Алексей Толстой, "Золотой ключик "
                     Терапевтический эффект считается достигнутым, когда власть и ответственность, которую в конкретный момент берет на себя каждый участник взаимоотношений, соответствуют стоящей перед ним задаче. Собственно этому и учат многие детские сказки: герой должен узнать свои возможности, а еще более важно – невозможности.
Результат терапии максимально стабилен и длителен, когда распределение власти и ответственности в системе осуществлено таким образом, что обеспечивается продвижение по жизненному циклу всех составных частей системы – отдельных лиц, подсистем и системы в целом.
                           Стратегический подход работает с максимальным количеством членов семьи. Цель терапии – разработать принципы взаимодействия, которые разрушат симптоматической взаимодействие (предписания).
Созависимому или просто человеку свойственно использовать апробированные приемы в жизни, даже если они деструктивны. «Уж лучше со знакомым злом мириться, чем к незнакомому стремиться»  - по-моему, не совсем точно, но как-то так.. опять из Гамлета.
                И еще, быть таким директивным и максимально ответственным с созависимым клиентом в терапевтических отношениях может быть только  К. Маданес и другой Созависимый.
Итак, рассмотренные школы предлагают различные варианты работы над личными границами, чувством ответственности за себя и уважительного отношения к другим. Но самое главное знание, которое я получила в течении всего времени знакомства с практиками системного консультирования – это то, что ОНИ растут и вырастают, и становятся Взрослыми, которые могут уже отвечать за себя сами. Значит, завершиться определенный жизненный цикл – и можно будет передоговориться!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: