Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Щербакова Татьяна - Вера и недоверие в семейной терапии и в жизни.

Щербакова Татьяна - Вера и недоверие в семейной терапии и в жизни.



«В доверии, конечно,
необходима осторожность,
но более всего она необходима
в недоверии».
Йожеф фон Этвёш
 
Вера и недоверие в семейной терапии и в жизни.
 
1.     Часть первая, исследовательская.
Тема моей дипломной работы показалась мне слишком серьезной, непременно адресующей к изучению философских или религиозных категорий. Да и как иначе? Ведь невозможно исследовать предмет, не имея о нем полного, устойчивого представления? С другой стороны форма изложения – «эссе» делает совершенно необязательной предельную научную глубину, а больше опирается на личные впечатления, понимания, отношение, опыт, убеждения  и даже юмор.
Итак, объекты исследования – вера и недоверие. Контекст, рамка в котором эти объекты рассматривается – жизнь и семейная терапия.
Начнем с  исследования понятия «вера» в семейной терапии.
 
В основе каждой психотерапевтической работы, лежит доверие, без которого процесс терапии просто невозможен. Первым маркером зарождающегося доверия в семейной терапии служит установление хорошего контакта. Это, как правило, означает, что клиент чувствует себя понятым и готов поделиться своей проблемой со специалистом с той или иной степенью откровенности. То есть в отношениях между терапевтом и клиентом появляется доверительность. А, может быть, это вера в специалиста? Или в работе достаточно просто доброжелательности?  Я ловлю себя на том, что возникает путаница: что именно возникает между клиентом и терапевтом на этом этапе? Видимо, надо рассмотреть всю линейку: вера  – доверие – доверительность – доброжелательность.
Итак, начнем с понятия «вера».
 
Вера – «иррациональное чувство, внутренняя уверенность в чём-либо без опоры на факты или логику» (Википедия).
 
Когда мы обращаемся к вере? Как правило, в ситуации крайнего напряжения всех душевных сил, в ситуации беды, в переживании тупика, боли, отчаяния.  Когда все продуманные действия, все рациональные аргументы бессмысленны и бесполезны, когда спасти  может только чудо. Тогда, как результат значимого личного опыта, глубоких переживаний, возникает вера.
«Переживание есть долгая и сложная работа души в ответ на ситуацию невозможности» (Ф.Е. Василюк).  
Вера подразумевает высочайшую степень близости между верующим и предметом его веры. Предмет веры не обязательно «отвечает» верующему взаимностью, ведь им может быть Бог, другой человек или даже убеждение или идея.  Возникновение веры часто связано с ключевыми событиями в жизни человека. Время, в течение которого она зарождается, субъективно ощущается как целая эпоха, которая разделяет жизнь на две части – «ту» и «эту»; на «до» и «после», а само пережитое событие, как правило, резко меняет всю жизнь человека.
Часто в качестве синонима для слова «вера» употребляется термин «доверие», хотя смысл этих понятий разный.
 
Доверие – «открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека».
 
Приставка «до» указывает на близость, достижимость, рядоположность  «до-верия» по отношению к «вере»: дотянутся до веры. Доверие возникает в результате такого взаимодействия, основой которого было  взаимное ощущение надежности, понимания, принятия. Когда становится очевидно: что бы я о себе не сказал, какую бы ужасную даже для самого правду не открыл, меня не оттолкнут, хоть может быть, и ужаснутся. Доверие подразумевает высокую степень близости  между людьми, подтвержденную практическим опытом. Этот практический опыт может возникнуть относительно быстро – все зависит от остроты переживаемой ситуации, когда жизнь поверяет человеческие отношения трудным, часто «на пределе» опытом. С другой стороны, доверие может возникнуть в результате гораздо более длительных отношений, не окрашенных печальным и экстремальным по силе переживания опытом. 
Человек, у которого в сложной  ситуации по отношению к незнакомы людям сразу же возникает полное и безоговорочное доверие, наверное, можно было бы назвать легкомысленным.
 
Доверительность – словари не знают этого слова; определения нет.
Выстраивая дальше семантическую цепочку в исследовании психотерапевтического опыта, мы касаемся еще одного синонима: доверительность. В какой-то мере слово «доверительность» - неологизм, толковые словари не дают значения этого слова. Доверительность – продукт времени, своего рода мутант, в котором слились два сущностно противоположные свойства: деловые, договорные, рыночные отношения, основанные на рациональном составлении контракта  и иррациональная попытка с помощью интуиции определить, насколько надежен человек, можно ли на него положиться. Потому термин «доверительность» чаще используют при заключении сделок, при обсуждении деловых отношений. Ведь мы не спросим близкого, родного человека: «Ты доверительно ко мне относишься?» Мы, скорее, скажем: «Ты мне доверяешь?» или «Ты веришь мне?» Именно в этом смысле (заключения договора) доверительность является основой психотерапевтического контракта. Доверительность возникает в результате удачных партнерских отношений, таких договоренностей или осуществленных взаимодействий, когда партнеры в сложной ситуации нашли выход, поддерживая и помогая друг другу. Доверительность вполне может возникнуть уже через несколько часов взаимодействия или даже  в результате 15-20 минутной беседы.  Основанием для доверительности является компетентность собеседника, понимание проблемы и готовность помочь. По степени близости это, скорее, социально дистантные отношения, окрашенные симпатией к партнеру и надеждой на удачное сотрудничество.
 
Доброжелательность
Здесь мы априори, авансом наделяем человека положительными качествами, в ответ на которые откликаемся доброжелательностью. Желаем добра. (Примерно, как сказать «Здравствуй!» - желаем здоровья. Настолько привычно, что даже не задумываемся над смыслом приветствия). Доброжелательность - социально принятое отношение, в хорошем варианте - норма общественной жизни.  Для доброжелательности не требуется специально отведенного времени. Она занимает средне положение между культурной нормой и интериоризированной личностной чертой.
Обобщая, получим табличку:
 
Категория
Время
 
Острота проблемы
Вера
Очень длительное, иногда длиною в жизнь;
Очень высокая
Доверие
От нескольких месяцев до нескольких лет
Высокая
Доверительность
От нескольких минут до нескольких часов
Нормативно заданная, не требует немедленного решения
Доброжелательность
Дана априори
Проблема может отсутствовать
 
Таким образом, вера и доверие являются прямыми функциями времени и остроты проблемы; доверительность задается социальными нормами и опирается на партнерские отношения; доброжелательность не зависит от наличия или отсутствия проблемы, она задается социальными условиями и часто является личностной чертой.
 
На основе вышесказанного мы можем проследить фазы  формирования доверия в терапевтическом процессе. Для простоты одну из функций зададим как константу: пусть человек, который обращается за психологической помощью, имеет старую, болезненную и обострившуюся в последнее время проблему; не то, чтобы невыносимую, но достаточно острую.
1)     Тогда первой стадией будет социальная фаза, на которой главное «послание» терапевта – доброжелательность и эмпатия. Здесь хороши вопросы-прояснения, вопросы-уточнения; а также техники ЭФПТ такие, как подтверждение, отражение, усиление, эмпатическое предположение;
2)     Стадия заключения контракта - доверительность. На этой стадии задаются устойчивые партнерские отношения, и возникает предвестник доверия – доверительность. Здесь полезны «извлекающие чувства» вопросы, выявление паттернов и циркулярных последовательностей, разыгрывания;
3)     Стадия психотерапевтических интервенций - доверие. Здесь полезны все техники, позволяющие осознать и реконструировать паттерны взаимодействия в семье (скульптура, брачный контракт, горячий стул, метод незаконченных предложений, «семейное пространство», куклы и пр. -  в зависимости от задачи); на этой стадии формируется доверие;
4)     Благополучно пройденные 3 стадии могут привести к формированию веры в терапевта или метод, подход, школу, идею. Сформированная вера, на мой взгляд, в чем-то мешает психотерапевтической работе, т.к.  заставляет воспринимать слова терапевта вне осмысления, как закон. Наделение терапевта такой властью нарушает ролевые позиции сторон и подразумевает такую же неадекватную, огромную  ответственность терапевта за происходящее.
Таким образом, предвестником доверия являются доброжелательность и доверительность; вера, в смысле безраздельного доверия вне критического осмысления информации не слишком продуктивна для психотерапевтического процесса.
Категории «неверие» и «недоверие» в википедии не описаны. И совсем не потому, что мы реже сталкиваемся с этими понятиями в жизни. Когда же возникает неверие? Или недоверие? Оба эти слова – антонимы по отношению к слову «вера».  Для их рассмотрения обратимся к личной истории.
 
2.     Часть вторая (исследование личной истории).
Доверие – базовый постулат теории развития личности Эрика Эриксона. В основе теории - психосоциальные стадии развития. Первая стадия: доверие-недоверие. Эта стадия охватывает первый год жизни ребенка и миру зависит от заботы матери о ребенке. Невольно  начинаешь соотносить эти данные с собственной семейной историей в поиске причин своей уязвимости.  В моей личной истории это могла быть ситуация сомнений мамы в необходимости второго ребенка в моем лице. Как ни странно, поле боя принадлежало даже не родителям, а бабушкам. Мамина мама была «за»: «Роди, дочка, - говорила она маме, - у тебя девочка. Будет тебе помощница». Откуда она знала, что будет девочка?) Главным моим «противником» была папина мама: «И так есть нечего, куда еще лишний рот! Хватит тебе сына. Не рожай!» Даже когда этот второй ребенок был рожден, сомнения все равно оставались. И действительно, материальное положение семьи было очень трудным. На стороне папиной мамы парадоксальным образом выступал закон: декретный отпуск по уходу за ребенком составлял два(!) месяца.  Маме пришлось выйти на работу. Необходимую безопасность, которая на языке младенца означает отсутствие боли, тепло и сытость на этой стадии сформировать было сложно. Психологическая травма ребенка на этой стадии развития по Э. Эриксону формирует базовое недоверие к миру. С другой стороны, автор концепции считал, что человек развивается в течение всей жизни, а каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. Это означает для меня, что ситуацию можно изменить, а маркерами изменений служит способность справляться с неоднозначными ситуациями.
В рамках семейной терапии это было обращение к методу расстановок. Вероятно, что-то меняется, но медленно. В целом, как мне кажется, в зависимости от уровня, от силы стресса  может происходить регресс (или эмоциональное погружение?) в базовое далекое детское смутное состояние. И тогда-то самое базовое недоверие оказывается на пределе чувств, на самой поверхности, безраздельно захватывает на какое-то время всю личность человека, вызывая тревогу, на несколько секунд, минут, дней возвращая его в «эмоционально младенческое» состояние.
«… Пережитое событие само по себе
является конечным <…>,
а вспоминаемое событие по своей сути бесконечно,
потому что является ключом ко всему,
что произошло до него,
и ко всему, что происходило после»
 Беньямин В.
Работа недоверия состоит, с моей точки зрения, в том, что она делает реакцию неадекватной действующему стимулу. То есть ситуация, ранее являющая угрожающей для жизни, переносится на существующую реальную ситуацию, которая уже угрозы не несет (или она невелика).  Чтобы снова «вынырнуть», «взять себя в руки», обрести внутренний статус взрослого, требуются усилия и время. Разумный, рациональный человек сказал бы: «Твоя задача – соотнести уровень существующей угрозы и собственную реакцию – и эту реакцию скорректировать». Но я совершенно точно знаю, что с тревогой справляться рациональными методами очень сложно, т.к. она в своем предельном варианте отключает осознавание. Как все живое на свете, она «любит», когда с ней говорят на ее языке.
Для такой беседы я хочу предложить вариант исследования,  который может помочь работать с доверием, недоверием или другим объектом, например, с сопротивлением (зачастую недоверие воспринимается как часть сопротивления).  
 
3.     Часть третья, практическая.
Краткая схема работы с недоверчивым клиентом (или недоверием, как частным случаем сопротивления) может быть представлена так:
1.   Диагностика объекта (недоверия как частного случая сопротивления): в этот момент работы недоверие/сопротивление смутно ощущается, оно «разлито» в душе и в теле; шкалирование;
2.   Рефрейминг: помещаем объект в контекст мифа, сказки: использование проекций  дает безопасность;
3.   Выявление циркулярных последовательностей;
4.   Прояснение вторичной выгоды и положительной роли симптома;
5.   Интеграция отвергаемой части (недоверия как частного случая сопротивления) – любая подходящая методика, например, «чудесный вопрос»;
6.   Верификация произведенных изменений; шкалирование;
 
1)       Диагностика
a)      Представь, что в весьма серьезной, а, возможно, и в острой или щекотливой ситуации, тебе пришлось обратиться к терапевту. Ты входишь в кабинет, перед тобой человек, которого ты видишь впервые. Посмотри на него внимательно. Попытайся оценить свой настрой. Насколько ты готов доверить другому волнующую тебя проблему? Оцени по шкале от 0 (недоверие) до 10 (доверие) степень своего доверия.
 
2)      Рефрейминг
a)      Если тебя охватило недоверие, то в кого оно тебя превращает? Если ты абсолютно доверяешь, то в кого превращает тебя твое абсолютное  доверие? Если ты колеблешься, то кто ты? Какой ты персонаж?
b)      Найдите наиболее точный аналог (сказка, пословица, поговорка, миф, анекдот, личная ситуация).
c)      Из какой ты сказки?
d)     Сколько тебе лет?
e)      Какого ты пола? (Ты мальчик или девочка?)
f)       Что вокруг тебя?
g)      В каком эмоциональном состоянии? Что ты в этой ситуации чувствуешь? Назови эти чувства.
 
3)      Выявление циркулярных последовательностей
a)      Кто находится рядом с тобой в твоей сказке? (если один – представь, кто мог бы находиться сейчас рядом с тобой? Как минимум два персонажа: №1 и №2)
b)      Кому ты не доверяешь больше всего?
c)      Что делает (имя персонажа №1), когда ты ему не доверяешь?
d)     А кому больше всего доверяешь?
e)      Что делает (имя персонажа №2), когда ты ему доверяешь?
f)       Кто больше других рад, что ты не доверяешь/доверяешь?
g)      А кто больше других огорчен?
h)      Кто и что должен сделать, чтобы ты стал не доверять/доверять еще больше?
 
4)      Прояснение вторичной выгоды и положительной роли симптома:
a)      Чего никогда не сделаешь благодаря недоверию?
b)      Кем ты никогда не станешь?
c)      Чего ты никогда не решишь?
d)     В кого превратишься, если так будет вечно?
e)      Кого из тебя делает твое доверие/недоверие?
f)       На что толкает?
g)      Чему служит?
h)      Что ты можешь благодаря недоверию?
i)        От чего оно тебя удерживает?
j)        От каких опасностей тебя спасает?
 
5)        Интеграция отвергаемой части.
a)      Скажи своему недоверию мысленное «спасибо» за то, что оно все это время так тебя оберегало.
b)      А теперь (техника «чудесного вопроса»): представь, что в твою сказку прилетела фея и ты доверяешь людям гораздо больше, но ты еще об этом изменении не знаешь. Как, по каким признакам  ты догадаешься, что ситуация переменилась?  Какое минимальное изменение, какое практическое действие будет соответствовать сделанному вперед одному (или половине) шага?
 
6)      Верификакция изменений методом шкалирования.
a)      Как изменился твой персонаж? (если не изменился – какой вопрос ему важно слышать, чтобы начать меняться?)
b)      Из какой ты сказки?
c)      Сколько тебе лет?
d)     Какого ты пола? (Ты мальчик или девочка?)
e)      Что или кто вокруг тебя?/ в какой ситуации ты оказался?
f)       В каком эмоциональном состоянии? (Что ты в этой ситуации чувствуешь?)
g)      Оцени по шкале от 0 до 10 степень доверия. Если она увеличилась, можем ли мы начать исследовать твою проблему? Если степень доверия уменьшилась, в кого ты превращаешься? (Вводим фигуру помощника)
 
Таким образом, исследуя веру и недоверие (частный случай любого объекта терапии), мы можем применять разные методы диагностики и терапии; одним из фокусов в процессе исследования может быть попытка понимания и изменения своих собственных убеждений, взглядов, состояний, хотя на первый взгляд кажется, что работа направлена на изменение, убеждений, взглядов, состояний клиента.
 
 
Список литературы:
 
1.     Беньямин В. «Маски времени. Эссе о культуре и литературе», Санкт-Петербург, symposium, 2004г.
2.     Василюк Ф.Е. «От переживания к молитве» МПЖ
3.     Вачков И.В. «Сказкотерапия в работе детского психолога»
4.     Сью Джонсон, Лесли Гринберг «Эмоционально-фокусированная терапия супружеских пар» в переводе А.В. Черникова
5.     Одинцова М.А. «Психология жертвы. Сказкотерапия для взрослых»
6.     Соколов Д. «Сказки и сказкотерапия»
7.     А. Сурожский «Человек перед Богом» 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: