Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Иншина Лидия - Под куполом цирка – между страхами и мечтами…

Иншина Лидия - Под куполом цирка – между страхами и мечтами…



Лучшие клоуны в цирке – это мы в жизни.
Леонид  Сухоруков
Жонглер: человек, подбрасывающий тарелки, чтобы не потерять кусок хлеба.
 Ян Чарный
Эквилибрист на проволоке - высокое искусство!
Иванов А.
 
- Папа, а если бы я работала в цирке, кем бы я была? – спросила я как-то моего папу сидевшего на кухне и пившего чай.
- Наверное, ты бы стала эксцентриком - задумчиво ответил он
- Почему?
- Потому что ты не ординарна, и я вижу тебя в этом жанре
   Тут в разговор вмешалась мама:
- А мне кажется, что ты бы была дрессировщицей
- Кого? – уточнила я (в голове сразу возник манеж,  я с хлыстом управляю тиграми, и они прыгают с тумбочки на тумбочку)
- Это неважно кого, дрессура везде одинаковая - улыбнулась она.
Я задумалась интересно, а кем бы я была, если бы я продолжила династию, наверно папа прав, эксцентрика мне больше подходит, но как же тогда драйв и адреналин? Нет, дрессура тоже интересно, но бедные животные, я знаю, как их мучают. Это бы я не смогла.
Спустя 10 минут раздумий я спросила, а почему не эквилибр на проволоке?
- Нет, дочь - сказал папа – Это огромный труд, очень сложный и болезненный. Зачем тебе это?
Я промолчала.
 
После этого разговора прошло недели две.  Тут появились темы выпускной работы, и я вспомнила  этот разговор. Оценивая то, что я знаю про цирковое искусство и психологию, я пришла к выводу, что далеко не ушла от своих предков и нахожусь в профессии, которая очень напоминает мне мою семью, цирковые жанры и ту атмосферу, в которой я росла…
 
Сегодня я бы хотела поделиться тем общим, что я  нашла, в этих двух профессиях, кажущихся разными  на первый взгляд, но если присмотреться, не таких и разных, когда начинаешь сравнивать. В своих рассуждениях, я хочу обратиться к жанрам  циркового искусства и школам, точнее направлениям в семейной психологии, а может и к некоторым методам которыми мы психологи, пользуемся на сессии:
 
Жанр "дрессура"
Специфика:
Дрессура - (от французского drеsser - обучать, натаскивать) жанр циркового искусства, заключающийся в приручении и подготовки животных к публичной демонстрации трюков на манеже или другой зрелищной площадке.
В психологии этот жанр перекликается с бихевиориально  - когнитивной семейной психотерапией, где не важно как, а важен результат (отрабатывание навыков), а так же с некоторыми методами стратегического подхода (когда клиент делает что-то по часам).
 
Жанр "иллюзия"
Специфика: 
Иллюзия - (от латинского illusio - заблуждение, обман) цирковой жанр, основным выразительным средством которого является фокус, который при всей загадочности создает впечатление реальности. Иллюзионизм - показ фокусов, основанных на применении специальной аппаратуры.

Для меня это - стратегический подход со всеми своими уловками. Когда клиент не понимает, как такое простое задание решает его глобальную проблему. Терапевт в данном случае является и режиссером и актером,  играющим главную роль. Он должен в совершенстве владеть терапевтическими техниками, так же как и иллюзионист в совершенстве оттачивает каждый свой фокус, что бы он выглядел идеально, и не возможно было бы догадаться, в чём секрет. Другими словами терапевт должен быть одновременно и ученым и артистом. Как краткосрочная стратегическая терапия поражает своей кажущейся простотой так и иллюзионный трюк кажется, прост и понятен. Однако за подобной простотой скрывается сложная сеть тонких отточенных манёвров, являющихся плодом длительного обучения и трудоемкого экспериментирования.
 
Цирковая пантомима.
Специфика: 
Пантомима (от греческого слова pantomimos - все воспроизводящий подражанием)
Цирковая миниатюра без текста (или с минимальным количеством слов), исполняемая соло или группой артистов. 
Методы психодрамы и такие техники как скульптура, напоминают мне тематические сюжетные цирковые спектакли на основе, решенного средствами цирковой и театральной выразительности, которые входят в цирковом искусстве в специфику пантомимы.
 
Жанр "клоунада"
Специфика: 
Клоунада - 1. Цирковой жанр, основанный на выступлении артистов в комическом образе-маске с номерами, построенными на приемах буффонады, эксцентрики, пародии, гротеска.  
В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.
Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актёра. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры — не столь уж редки.
Ограничения в психотерапии зависят только от личных ограничений терапевта.....
 (З. Фрейд)
Если сравнивать жанр клоунады и психотерапию, в эту категорию вошли бы техника ко-терапии ( «рыжий» и «белый» клоун), психодраматическая часть терапевта «трикстера» чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом. Так же то, как работал Карл Витакер, напоминает мне о том, что не всегда серьезностью, а иногда и через юмор или неординарные действия можно добиться решения проблемы клиента.
Для меня, оказалось, очень сложно сравнивать именно этот жанр, так как эксцентрику я люблю, а вот клоунада, в сегодняшнем цирке, у меня вызывает отвращение.
 
Жанр "эквилибр"
Специфика: 
Эквилибр (от латинского aeguilibris - находящийся в равновесии), один из основных цирковых жанров. Объединяет одиночные и групповые выступления артистов, демонстрирующих искусство сохранения равновесия при неустойчивом положении тела на земле или на различных снарядах, в том числе на свободной проволоке.
В своих суждениях я обращусь к эквилибру на свободной проволоке. Хоть мой папа и не хотел бы, что бы я его работала в цирке, но так получилась, что я работаю этот жанр в психологии, совмещая  школы семейной психологии, при этом, пытаясь не потерять нейтральность к клиентам, видя и слыша своего ко-терапевта.  
 
Смотря на выступления моего папы, я хочу сказать ему огромное спасибо, что он показал, как можно совмещать в работе несколько жанров, и при этом держать равновесие, и  быть первоклассным эксцентриком - эквилибристом.
Хотя я знаю, что я только в начале своего карьерного пути и  только начинаю оттачивать навыки и набиваю шишки, учась находить равновесие и свой стиль терапии, но я точно  преложу все усилия, чтобы  стать первоклассным профессионалом. Спасибо преподавателям ИИСТа которые  помогли найти то направление, в котором я хочу развиваться. Особенно хочу поблагодарить Вас Марина за  намеченную планку, к которой нужно стремиться.
Моя семья, верят и гордятся мною в моих, пока ещё маленьких победах. Спасибо вам огромное за поддержку. Я вас очень люблю!
 
Психологом труднее быть, чем артистом.
Артист всегда может сняться в кино и получить хороший гонорар.
А у психолога нет такой возможности,
он ещё больше зависит от «своего зрителя».
Сергей Иншин.
 

Р.S: Данный текст я посвящаю своей  семье, которая всегда была рядом, помогала, а главное дала свободу выбора и возможность вернуться к истокам династии ИНШИНЫХ. 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: