Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Мишина Ольга - А судьи кто?

Мишина Ольга - А судьи кто?



А судьи кто?..
 
Говорят, что в психологи идут те, кому на самом деле стоит пойти к психологу. Вот только понимаешь ты это, уже когда закончил определенное количество курсов института.
 
Как и многие, кто писал диплом в ИИСТе, я не хотела его писать. Мне не нравилась тема диплома – «а судьи кто…». Все что приходило в голову на эту тему, было слишком личное, слишком больное, слишком не для всех. Потом я долго начинала его писать. Открывала файл — смотрела в пустой лист — закрывала файл. И так несколько дней.
Чтобы хоть как-то справится с этим заданием, я решила отделить личную и профессиональные части друг от друга. Оказалось что у них совершенно разные взгляды на предложенную тему.
«Личная часть» писать диплом отказалась наотрез – нет и точка! Не хочу, не буду, не заставите!
Профессиональная часть оказалась сговорчивее…
 
Поэтому, здесь не будет ничего личного. Скажу только, что когда я увидела предложенную мне тему диплома я заплакала… Это слишком болезненная для меня тема. И да, я часто «звучу» так, как будто осуждаю, хотя на самом деле это не так. Так получилось…
 
От лица профессиональной части:
Первое что приходит в голову, когда слышишь слово «судья» — это понятия справедливость и оценка. И мне сразу делается интересно, о какой стороне — оценивающей/осуждающей или оцениваемой/осуждаемой идет речь?
На терапии в ситуации оценки оказываются все. И семья, которая пришла и ждет выставления ей «диагноза» с одной стороны становится «осуждаемым», а с другой оценивает компетентность терапевта. И терапевт, который с одной стороны должен стать «судьей» для семьи а с другой, находится под пристальным вниманием нескольких пар глаз. И от этих взаимных оценок во многом зависит плодотворность терапевтического процесса.
Кто же такой судья? Судья — это тот, кто должен восстанавливать справедливость, у кого есть полномочия определять, кто прав, кто виноват, и как что надо делать. Судья слушает всех — адвокатов, прокуроров, свидетелей, подсудимых — и принимает решения. И именно он несет ответственность. Судья — это почетно, но очень большой риск принять неверное решение, и не всем хочется брать это на себя. А кто-то без этого не может.
Судья в чем-то — почти как Бог, и в чем-то как будто с ним конкурирует и соревнуется. Судья владеет набором знаний, истин, он должен быть мудрым и справедливым. Он должен быть самым нейтральным и объективным.
 
Взгляд с позиции психотерапевта:
У психолога всегда есть соблазн стать для семьи своего рода «судьей». Особенно актуально это становится в семейной терапии, где терапевт изначально занимает экспертную позицию, и часто директивен.
Роль «судьи» всегда неоднозначна. Часто терапевту эту роль делегируют сами клиенты. В некоторых случаях эта роль может быть полезной для семьи. Например, когда терапевт из помогает договорится враждующим супругам.  Но эта роль может нести и негативные последствия для терапии и клиентов. Это случается когда терапевт начинает вешать ярлыки и определять «правых» и «виноватых».
 
И здесь на помощь терапевту приходит один из важнейших принципов, на которые опирается работа психолога — принцип нейтральности — это принцип равномерно распределенного внимания и предоставления равных возможностей. Нейтральность означает, что психолог не встает ни на чью сторону, не судит, не оценивает с точки зрения «правоты» предлагаемое сторонами. Он признает за каждым из членов семьи право на свою точку зрения, свои взгляды, индивидуальный опыт и свою жизненную историю. Нейтральность ни в коем случае, означает равнодушие или дефицит заботливости. Имеется в виду, что психолог беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей.
Следующий принципу нейтральности психолог равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым. Принцип нейтральности позволяет равномерно распределять внимание между всеми членами семьи и предоставляет каждому из них равные возможности.
 
Являясь изначально нейтральным «наблюдателем», психолог сможет объективно оценить процессы, происходящие в семье, быстро выявить причины тех или иных конфликтов и предложить наиболее эффективные способы урегулирования этих конфликтов. Нейтральность, позволяет терапевту провести диагностику и особенностей семейной системы, оценивая ее структуру, границы, иерархию, правила и роли. Если терапевт присоединится к одному из членов семьи, он не сможет быть объективным и появляется шанс что он упустит что-то важное. Сохраняя нейтральную позицию, психолог получает возможность стимулировать участников к переходу от разобщенности к сотрудничеству, к объединению, к совместному решению возникших проблем. Также нейтральность позволяет всем членам семьи чувствовать себя в безопасности, в равной степени защищает каждого участника терапии. Таким образом, создается благоприятная атмосфера взаимного уважения, внимания, заинтересованности сторон, которая содействует поиску соглашения, договоренностей.
 
Одна из частых ошибок, связанная с потерей нейтральности, – это стремление психолога всегда быть «на стороне ребенка». Еще одна из точек, где терапевт может легко потерять нейтральность – это всплывающие на терапии моменты, которые перекликаются с личной историей терапевта. Терапевт в роли «осуждаемого», оцениваемого получает от клиентов поистине бесценную обратную связь. Как точно отметила Г.С. Абрамова «…Психотерапевтом становятся только тогда, когда, изучая клиента, изучают и самого себя…». Работая с клиентом, психолог вынужден отслеживать свои эмоциональные реакции и мысли относительно клиентов и их проблем. И это для него может стать неисчерпаемым источником самосовершенствования — как профессионального так и личностного. Недаром в психоанализе такое большое значение уделяется анализу переноса и контрпереноса.
 
Взгляд с позиции семьи
Семья конечно же тоже оценивает терапевта. А как же иначе? — ведь она доверяет ему свои тревоги, страхи и боль. И ошибки терапевта, могут вызвать недоверие семьи к нему  и в конечном итоге привести к тому, что семья примет решение прекратить работу с этим психологом.
Однако ошибка терапевта может стать для семьи ресурсом к дальнейшему развитию. Допустим, семья приняла решение об окончании терапии из-за недоверия к консультанту. Кажется, ну что в этом хорошего? Однако в тот момент, когда семья принимает решение о завершении терапии или принимает решение, что этот конкретный консультант ее не устраивает происходит маленькое волшебство. Семья берет на себя ответственность за этот конкретный шаг. А значит, в будущем ей будет проще принимать другие решения и совершать другие самостоятельные шаги.
В роли «осуждаемого» (оцениваемого) члены семьи получают возможность получить обратную связь как от психолога, так и от других членов семьи. К сожалению, кабинет психолога часто становится единственным местом, где клиент в безопасной обстановке может получить информацию о том, как воспринимают его другие люди и как они реагируют на его поведение. Как сказала одна из клиенток на терапии своему мужу – «Ну почему же ты не мог сказать мне этого раньше. Почему для того, чтобы это услышать нам пришлось идти к психологу!»
 

На терапии, как и в жизни, все оказываются одновременно и в роли «судей» и в роли «обвиняемых». А вот принесут ли эти роли пользу — зависит от самого человека. 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: