Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Николаева Татьяна - Эволюция головного убора от панамки к шляпе волшебника

Николаева Татьяна - Эволюция головного убора от панамки к шляпе волшебника



Белая панамка – детство, ограниченные знания, огромное желание познания жизни,  активность.  
Темно-красная шляпка с вуалью – успешность  женщины, мудрость, чувственность,  желание творить и быть востребованной.
Шляпка волшебника – совершенство, высшая степень мастерства…
 
Панамки, кепки, косыночки – это что–то из далекого, еще  пионерского, веселого и беззаботного детства. Детство – счастливая пора:   мы знаем, что все еще впереди, самое интересное только начинается, а играя, дружа, учась и познавая мир, мы еще не несем в полной мере ответственность за происходящее, т.к. рядом любящие взрослые, которые поддержат и защитят. Взрослея, нам приходится менять детские панамки на более взрослые головные уборы, а затем, порою – надевать  шляпки и шляпы в зависимости от ситуации, случая или периода в своей жизни. Наверное, таков закон жизни, так предначертано свыше.
            Вспоминая свою жизнь, я могу сказать о том, что мне много раз приходилось менять детские панамки на разнообразные шляпки. Итак, немного о себе. Сколько себя помню, с самого раннего детства любила две вещи – наряжаться и учиться. Любовь к нарядам и красивым одежкам – это у меня от бабушки, папиной мамы. Говорили, что  я на нее и внешне очень похожа. Бабушка Анастасия была худенькая, изящная, черноглазая казачка, в юности, очаровывающая односельчан своими длинными, густыми косами, веселым нравом и умением вести хозяйство. До сих пор невозможно забыть вкус ее несравненного борща и запах только что испеченного хлеба. Всегда чистенькая, опрятная, очень аккуратно одета, а на шеи – бусы, они иногда менялись, но украшали бабушку всегда.
               Помню, как однажды, бабушка открыла свой сундук, и я, маленькая девочка, увидела ярко оранжевый, похожий на раскаленное солнце, нейлоновый платочек. «Ой, какой красивый, бабушка, подари мне его. Я буду танцевать в нем перед зеркалом», - попросила я. «Таночка, (так ласково любила называть меня бабушка) этот платок мне подарили, а даренного не дарят, запомни это. Какое – то время спустя  все же подарит мне эту косынку и я пойму, что нарушила она свой жизненный принцип из-за того, что очень сильно любила меня - свою первую внучку.  Бабушка любила петь и танцевать, трогательно относилась к детям и внукам, была замечательным рассказчиком. Жаль – она рано осталась без родителей, а война,  не дала ей возможности получить хорошее образование. Но зато она очень радовалась моим успехам, моему желанию учиться. Бабушка с гордостью говорила моему отцу, другим сыновьям и невесткам – «Представляете, я оставлю ее одну, пока пойду по хозяйству что – то   поделаю, вернусь, а она уже стишок сочинила и читает мне».
                Не могу сказать, что в школе была круглой отличницей, но училась с  большим интересом. Кроме того, посещая уроки танцев, театральную студию,  художественный кружок, вела передачи на радио, много и увлеченно читала, активно участвовала в жизни класса и школы. Мне нравилось носить свою панамку, меняя  ее цвета в зависимости от настроения.
            Впервые примерила  шляпку специалиста, закончив с отличием Институт искусств. Но затем, пришлось снова надевать панамки, осваивая новые профессии от старшей пионерской вожатой до оператора котельной установки в маленьком несуществующем на карте городке в глухом сосновом лесу военного гарнизона по месту службы мужа имея уже маленькую дочку.
               Длинными, темными вечерами коротала время за чтение книг по психологии (ее я открыла для себя, а затем и полюбила навсегда, еще посещая лекции в первом вузе). Вернувшись в Москву, я точно знала – психология мое призвание. Поступила в Государственный институт и также с отличием закончила его.
И снова осторожно надеваю шляпку специалиста – психолога: преподаю, консультирую, провожу диагностику. Но в мире психокоррекции и  психотерапии я все  же новичок, хотя нельзя  сказать, что я еще в панамке, но шляпа моя довольно проста и скромна. Получив дополнительное клиническое образование и придя в мир большой психиатрии, я постепенно взрослею, расту как специалист в этой области и снова могу надеть на себя шляпку, вернее разные шляпки по цвету и форме.
  
Итак, о шляпах.
            Шляпа – особый предмет туалета, ее универсальность в том, что она защищает нас зимой от стужи, летом – от палящего солнца, а еще и делает нас важнее и солиднее. Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет туалета нельзя надеть и снять так быстро и легко.  И очень важно уметь надевать и снимать различные по виду и цвету шляпы и шляпки  в зависимости от ситуации и действия. Кроме того, шляпы указывают на роль. Солдаты  могут носить  специальные каски, офицеры и  полицейские носят специальные фуражки, чтобы обозначить  свою роль. В некоторых странах судьи носят особые головные уборы. Итак, надевая шляпу, мы принимаем на себя роль, на которую эта шляпа указывает.    
            Надевая на себя шляпу психолога – консультанта, мы даем согласие быть разными, испытывать и проявлять разнообразие чувств, в зависимости в первую, очередь от ее цвета. Здесь нам очень близка теория известного ученого Эдварда де Боно, разработавшего концепцию и теорию   параллельного мышления. Основная концепция – «Мышление делится на шесть разных режимов», образно говоря шесть шляп определенного  цвета. Метод «шести шляп» позволяет структурировать и сделать  намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
 Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три фундаметальные трудности:
  1. Эмоции. Часто мы в своих действиях опираемся, прежде всего, на чутье, эмоции и предрассудки. Эмоции – важная часть мышления и, в конце концов, все решения и выборы делаются на основе наших чувств. Эмоции на правильной стадии мышления совершенно необходимы. Эмоции там, где они не нужны, могут быть губительными. Метод шести шляп позволяет использовать эмоции и чувства в нужный момент.  
  2. Растерянность. Нашей реакцией может быть даже чувство  неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что мне делать дальше». Беспомощность возникает, когда у нас нет общих стратегий мышления, которые можно было бы применить. Метод шести шляп дает основную структуру мышления. Теперь есть конкретные «дальнейшие шаги», которые можно выполнять.
  3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина. Путаница  возникает, когда мы слишком много пытаемся сделать сразу. Часто, когда мы начинаем думать о чем – то, наши мысли уносит в нескольких направлениях одновременно. Метод шести шляп позволяет концентрировать  мыслительный процесс в избранном направлении.
 
               Считаю, что  трудности, описанные выше испытывают и терапевты в своей работе, особенно начинающие. Многим знакомо чувство растерянности, ощущения непонимания происходящего и почти  невозможности справиться с нахлынувшими на них  эмоциями. Особенно трудно со всем этим совладать на психотерапевтической сессии, если перед тобой сидит клиент, или вся семья, существуют  ограничения  во времени, а ко – терапевт в настоящий момент также  испытывает сходные чувства.
                Метод шести шляп – это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Психотерапевтическую сессию можно так же  условно разделить на некоторые этапы, во время которых мы символически будем надевать на себя шляпу нужного нам  цвета.
  • Белая Шляпа. Метафора – информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Белую шляпу мы условно  надеваем  в период социальной фазы психотерапевтической сессии, собирая информацию, расспрашивая клиента, уточняя его запрос.
  • Черная Шляпа. Метафора – осторожность, суждения, оценка. Сработает ли это? В чем недостатки? Так же помогает нам увидеть негативные стороны события, явления или проблемы, оценить риски. Считаю, что эта  шляпа  нам помогает при составлении предварительной  гипотезы.
  • Красная Шляпа. Метафора – эмоции, чувства, интуиция. Эта шляпа позволяет нам увидеть событие, явление или проблему в эмоциональных красках и, по – возможности, их отреагировать. Надевая красную шляпу, задаем себе вопрос: «Какие чувства у меня вызывает здесь происходящее?»
  • Зеленая Шляпа. Метафора – творчество, различные идеи, новые идеи, предложения.  Эта шляпа актуализирует творческое мышление, позволяет осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы. Это работа терапевтов на сессии, их способность вовремя применить нужную информативную технику или прием, распределив поровну внимание и задействовав в работе  всех членов семьи
  • Желтая Шляпа. Метафора - преимущества. Почему это стоит сделать? Почему это можно сделать? Почему это сработает? Эта шляпа помогает раскрыть ресурсы и положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» события, явления или проблемы. Терапевты надевают шляпу желтого цвета, придумывая творческие домашние задания всей семье, отдельно супругам или детям.  
  • Синяя Шляпа. Метафора - организация мышления, мышление о мышлении. Эта шляпка помогает нам находить смысл в том, что мы делаем, продуктивно управлять процессом мышления и  обобщать накопленный опыт. Это подведение итогов. Обсуждение с ко - терапевтом, коллегами, супервизорами проделанной работы, уточнение рабочей гипотезы, обмен мнениями и впечатлениями.
                В полноцветной печати цветные плашки прокатываются по очереди, накладываясь друг на друга, и на выходе мы получаем цветную картинку. Метод шести шляп предлагает сделать то же самое в отношении нашего мышления. Вместо того чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы эти аспекты будут собранны вместе, и  мы получим «полноцветное мышление».
Надевая  во время психотерапевтической сессии разные по цвету шляпы и   вовремя их меняя на другие, мы можем лучше управлять собой, быть более конструктивными, креативными  и в итоге - становимся более эффективными как терапевты.
 
Очень важно: и на сессии, и в жизни не задерживаться подолгу в шляпе одного цвета,  меняя шляпы, будем меняться и мы сами, и  мир вокруг нас. Об этом повествует  замечательная притча  (автор Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д.)  
 
Притча о старом шляпнике.
Жил-был старый мудрый Шляпник.
Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. Но он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы - шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился великий секрет великого мастера.
 
Но шли годы, и настало время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо, это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец, - решили сыновья Шляпника. - Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету».
Сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно делить отцовское наследство.
 
«Я возьму себе шляпу белого цвета, - заявил первый сын. - Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем «непростом» происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»
 
«А я выбираю черную шляпу, - сказал второй сын. - И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уместна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, представителен и изыскан одновременно».
«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, - промолвил третий. - Желтый цвет - цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шляпой, я смогу стать счастливым, кто знает?»
 «Пусть моей шляпой станет красная, - воскликнул четвертый. - Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе я буду неотразим!»
«Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и летное поле, широкое и бескрайнее, дарующее возможность полета. Тысячу раз я летал во сне над зеленой прекрасной землей, быть может, зеленая шляпа поможет осуществиться моей мечте»,  мечтательно произнес пятый сын.
«Мне же достается синяя шляпа, и я очень рад этому. Синий цвет - цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту - вот мое призвание. Хватит ли на все задуманное сил, решительности и времени?» - размышлял шестой из сыновей Шляпника.
 Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Как же сложились их судьбы, достигли ли они того, о чем мечтали, свершилось ли то, что задумали?
  Владелец белой шляпы стал довольно важным чином. Он снискал уважение людей своей беспристрастностью. Факты, цифры и хроника событий были для него важнее всего на свете. Но каким-то холодом веяло от этого человека, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Прекрасная машина, а не живой человек отныне ходил по земле.
Хозяин черной шляпы вдруг все происходящее стал видеть в черном цвете. Все подвергал сомнению и критике, на солнце искал пятна, в человеке - его тень, а в рассвете видел неминуемый закат. Как часто эта черта спасала его от поражения и краха в делах и начинаниях, но именно она лишила его радости. Радости от солнечного утра и пения птиц, от встреч с людьми и природой, и самое главное, от собственных мыслей и поступков. И это, конечно же, отразилось на его характере. Вечно угрюмым и недовольным стал хозяин черной шляпы.
 Обладатель красной шляпы отныне жил во власти эмоций. Радость и грусть, тоска и удивление, страх и гнев, удовольствие и разочарование владели его душой. «Какой непосредственный, искренний и живой человек!» - восторгались люди при встрече с ним. «Точно малое дитя, живущее мимолетностью чувств», - говорили о нем другие. Как человек чувствующий, он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и сострадал. Но часто не мог распознать свои эмоции и чувства, разобраться в их причинах и источниках, не знал, как их проявлять, и тем более не мог ими управлять. Самое удивительное, что не только окружающий мир оставался для него загадкой, часто он не мог понять и себя самого. Такой загадочный и необъяснимый, он привлекал женщин и друзей, но они через некоторое время разочаровывались в нем, поскольку не находили в этом человеке постоянства и преданности.
 Человек в желтой шляпе радовался солнцу, наступающему дню, открыто шел навстречу приключениям и открытиям. Ничто не пугало его, не останавливало, ведь впереди только свет, добро и теплота человеческих рук. Эта святая вера и наивность не раз подводили его, но ничто не могло повергнуть в уныние этого оптимиста. В обыкновенном камне он видел драгоценные кристаллы, в росинке - солнечную радугу, а в обыденности - чудеса. «Мечтатель, романтик, не от мира сего, глупец, бессребреник», - говорили о нем одни. «Богатейшей души человек, - говорили другие. - Кто же он - богач или бедняк - решать не нам».
 А обладатель зеленой шляпы оказался в удивительном мире творчества. Все, что он видел, слышал и чувствовал - превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести и рассказы, пьесы для театра и кино. Его талантом восторгались люди, находили в его трудах ответы на свои вопросы. Но как часто он, живя в мире своих творений, оказывался беззащитным перед лицом суровой действительности, неприспособленным к жизни в реальном мире.
 Владелец синей шляпы стал вечным странником и мыслителем, идущим одному ему ведомыми тропами, ориентируясь по одному ему понятными знаками и символами, не уклоняясь от цели, не торопясь и не замедляя свой ход. Замечая, примечая многое, он выбирал лишь то, что важно в данный момент для достижения поставленной цели. Именно эти качества позволили ему опуститься на морское дно и подняться в небесные выси. «Счастливый человек - достиг того, чего хотел», - говорили одни. «А сможет ли он поделиться своими открытиями, находками, мыслями и чувствами с другими, дабы заразить их жаждой открытий, свершений и побед?» - спрашивали другие. Но нет пока ответа на этот вопрос.
Настал тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Долгие зимние вечера провели они за удивительными рассказами о своих странствиях, встречах, разлуках и жизненных уроках. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь начали они понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство великий мастер.
И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели. И так:  
Красная Шляпа: Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия.
Желтая Шляпа: Преимущества. Позитивность.
Черная Шляпа: Осторожность. Суждение. Оценка.
Зеленая Шляпа: Творчество. Новые идеи.
Белая Шляпа: Информация.
Синяя Шляпа: Мышление о мышлении.
 
Волшебная шляпа – вобрала в себя все типы шляп и все цвета познания истины. Волшебная шляпа – это шляпа Волшебника, Мастера и Мудреца. И может быть когда – то, давным-давно, она   была  всего лишь панамкой, но в руках человека, который посвятил свою жизнь получению знаний, усовершенствованию опыта и оттачиванию мастерства - превратилась сначала в шляпку, а затем – и в роскошную  волшебную шляпу. Эта шляпа почти мгновенно  меняется по  виду, цвету  и форме, следуя всего лишь  одному желанию своего хозяина. А в ней он творит чудеса…  
            Надевая  шляпы разные  по цвету, форме и стилю  терапевт также  становится немного волшебником, потому, что психотерапия это - вечный поиск, искусство и, наверное,   волшебство.
 
Что касается моей шляпки,  то она за последнее время сильно изменилась, так же как изменилась и я за годы обучения в ИИСТЕ. Несмотря на то, что  была  опытным клиническим психологом и носила модную шляпку, но без  знаний в области системной семейной терапии, она была простой и незамысловатой. Знания, полученные в институте,  позволили мне быть компетентной в области семейной терапии и примерить изысканную шляпу с вуалью.
 
А я по-прежнему бережно храню бабушкин подарок - оранжевый платок, символ моей юности, не утраченной любви к прекрасному и новому …
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: