Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Мартынова Анна - Портфолио семейного терапевта: роли и субличности

Мартынова Анна - Портфолио семейного терапевта: роли и субличности



 Не секрет, что для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут свои сражения, борются за власть различные внутренние голоса. Наши субличности воплощают самые разнообразные ценности, преследуют различные интересы, имеют разнонаправленные намерения. Способность быть успешными и счастливыми коренным образом определяется тем, как мы согласовываем и управляем своими субличностями. Состояние, когда субличности согласованно работают и преследуют одну цель, называется конгруэнтностью. Внутренняя конгруэнтность дает силу и энергию. Мы конгруэнтны, когда все наше поведение (и внешнее и внутреннее) нацелено на один результат, и мы имеем свободный доступ к своим ресурсам. Маленькие дети почти всегда конгруэнтны. Когда они хотят чего-то, они хотят этого всем своим существом. Но быть в гармонии с самим собой не означает, что все субличности играют одну и ту же мелодию. В оркестре инструменты играют согласовано, и общее звучание – нечто большее, чем партия любого инструмента.

Так случилось, что в своей еще не длинной жизни я пережила много событий. Были потери и предательства, были разочарования и успехи, были ошибки и победы. Иногда я жила, и моя душа пела, иногда – выживала и страдала. Часто, в трудную минуту, я думала, как и за счет чего я выживаю, что не дает мне рассыпаться?  В детстве я думала, почему мне не страшно и не скучно быть одной? Теперь я понимаю, я – не одна, меня – много и разной. Я не боюсь людей, не боюсь открываться, не боюсь будущего, потому что есть часть меня, которая обязательно выживет, справится и обрастет новыми субличностями. Когда я радуюсь, радуюсь вся, звучит оркестр, звук резонирует и усиливается. Когда огорчаюсь – огорчается часть. Конечно, этой части я сочувствую, поддерживаю ее, утешаю, иногда даже провожаю в последний путь свои иллюзии и надежды. Но это всего лишь часть и тогда не так больно, умираю не я, а часть.

Научиться любить и принимать свой оркестр, научиться прощать свои ошибки и не бояться снова репетировать ту же пьесу, гордиться своими удачами и достойно принимать признание, не бояться браться за новое дело, падать и подниматься, познавать себя. Так я могу описать смысл своей жизни. Когда ко мне пришло осознание, что никого и ничто в этой жизни я не смогу изменить, и что за все, что происходит со мной - 100% моя ответственность, сразу стало легче и радостнее жить. Не надо ничего переделывать, не надо бороться, не надо доказывать – просто занимайся собой.
 
Что я могу дать как психотерапевт? Поддержку – да, я ведь тоже знаю, как это – терять. Ресурс – да, если клиент жив – в нем уже есть ресурс. Я просто буду рядом, пока он будет наводить порядок в своем оркестре. Даже если это не симфонический оркестр, а квартет. Мы пригласим еще музыкантов. А каких музыкантов звать, психотерапевт сможет сказать только после осознания своих субличностей.
 
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ТЕРАПЕВТА.
 
Понедельник. 5:50. Неприятный звук будильника. Даже не открыв еще глаза, мое тело встает, идет, включает чайник, в ванной воду (чтобы нагрелась), телевизор, ложится. Можно полежать еще 5 минут. Интересно, кто проснется первым?
- Господи, ну что за жизнь такая, неужели для этого родилась? Каждый день, не свет не заря, еще весь дом спит, даже новости по телевизору пятничные, ничего ни случилось что ли? Или эти репортеры еще спят? Одно и то же каждое утро, вода в ванной холодная, за окном темно, в зеркале вообще отражается не понятно кто, а может не ходить никуда? А что? Мысль!
 
Ну вот. Понедельник – день тяжелый. И ведь надо же, Ворчун проснулся первым. Главное его не перебивать, пусть наговорится, устанет и замолчит. Иначе таскай его с собой весь день, спорь с ним, а то ведь еще нарываться начнет, к людям цепляться. Они - то вообще не в курсе, что его, Ворчуна, утром не удовлетворили, не накормили, будут нервничать. А мне энергию трать, успокаивай его, обязательно же с ним Упрямый ввяжется в диалоги, а может еще Умник подключиться. Тогда пиши - пропало. Принцип кормления и примирения субличностей. С ними нужно договариваться, особенно по утрам. Каждая моя роль и субличность имеет свои слабые места, и это здорово, что я их знаю.
- Ну и оставайся дома! Тогда и не страшно, кто с кем спорить начнет. Полежим, посмотрим сериалы. Вот когда последний раз ты бездумно смотрела телевизор? Ну, так, чтобы при этом ни писать что-нибудь, ни вести переговоры по телефону, ни гладить или пыль вытирать и т.п. Можно будет до обеда в кровати валяться! Класс какой!
Интересно, это Ленивец или Домохозяйка? А то знаю я их. Заманивают. Отпрашиваешься, берешь отгул, лежишь, нежишься, потягиваешься.  Тут- то взгляд падает на книжную полку – ПЫЛЬ! На окна, в ванной  - куча белья, пироги сто лет не пекла, одежду зимнюю убрать, шкафы не мешало разобрать, холодильник помыть…
СТО-О-ОП! Все. Все идем на работу!
 
Проснулась. 6:00. Сижу на кухне, пью кофе. Тишина. Тикают часы. Хорошо когда тишина. Надолго ли? Душ. Укладка. Завтрак. Разбудить мужа. Погладить халат. Разбудить дочку (так сладко спит…). Проверила сумку, документы собрала. Марафет. 7:00. БУЖУ мужа! Все действия доведены до автоматизма. Автоматизм возможен, когда в голове тишина. Это привычка. Привычка – это консенсус всех ролей и субличностей. То есть, кому-то нравится, кому-то наплевать, а кто-то бороться устал? Или это прямо субличность такая – Привычка. Надо об этом подумать. Умник, ты где? Запиши себе мысль.
 
7:30. Ну что, товарищи, в путь!
- Так, что у нас там сегодня по расписанию? Студенты в 11:20. С утра больные, обход, выписка, потом студенты, тему занятия знаешь хорошо, готовиться не надо. Позвонить в деканат по поводу расписания. К 15ч к юристам или в бухгалтерию, договора по закупке лекарственных средств почти подписаны, отнести к директору, чтобы визу наложил на оплату. Надо будет еще по поводу формирования следующего заезда с начальниками цехов встретиться. В этом году мало вредников на лечение брали. Созвониться с советом ветеранов, их тоже в заезд надо включить. В 16:00 консультация. Первичная. Пока не буду ничего планировать, по ходу буду разбираться, какую роль включать.
 
Это мой Диспетчер планирует день. Хорошо, когда есть такой помощник. Мне не нужно ничего запоминать, пусть он помнит. Многие удивляются, как я все успеваю, как все помню, не устаю? Секрет моей памяти – это координация ролей и субличностей. Как в компьютере, в разных файлах – разная информация. Главное не перепутать, кому и что поручить на хранение. А то если какое-то дело Ленивцу поручишь, с удивлением потом узнаешь, что все вылетело из головы.
- Ань, Аня, ты меня слышишь, ты где? – Это Сергей, мой любимый муж. Ну да, правильно, Жена еще себя никак не проявляла. – У тебя какие планы, когда заканчиваешь? Мы уже доехали.
- Спасибо, родной. До вечера работаю. Давай удачи, созвонимся. – Целую, улыбаюсь. Закрываю дверь машины, открываю: « Я тебя люблю!»
 
8:30. Утренняя конференция. Шеф цепляется к молодому дежурному врачу, не по делу. Вижу, что все раздражаются, кто на кого. Дежурант начал заикаться. Врачи перешептываются. Время идет. Напряжение растет. Кто-то не выдерживает и ввязывается в спор с шефом. Поединок за власть состоялся. Кто победил? Правильно, шеф. Шеф - всегда прав. Вернее его Ворчун и Честолюбец. А мой Наблюдатель спокойно смотрит. Есть возможность понаблюдать, как люди справляются с раздражением, кто кого какими словами цепляет. Люблю роль Наблюдателя. Только все, что увидел, передай Умнику и Аналитику. Пусть думают, запоминают, ищут связи…В консультации пригодиться.
 
Часто думаю, вот зачем бог человеку язык дал? Так ведь за тысячи лет и не научились говорить друг с другом. Язык мой – враг мой. Коммуникации – источник всех конфликтов. Важно отслеживать: что хочу сказать и что говорю. Если бы у нас была возможность ходить с дешифратором и читать потом интерпретации наших фраз – вот бы удивились!
9:00 – 11:00. Я - Врач. Обход. Кого еще с собой в палату возьмем? Как обычно, Психолога, Дочку, Весельчака, Собеседника. Беседы с пациентами, родственниками. Со Светланой Петровной надо про дачу, про цветы поговорить, журналы с ней посмотреть, как у нее розы перезимовали, чем подкармливать будет? Всплакнет про мужа, будет сожалеть о сыне. Ничего, Светлана Петровна, вы точно справитесь, вас там розы ждут!
Привет, Александра Ефимовна? Как настроение? Не киснуть! Как же я вам помогу, если вы себе не помогаете? А что кушать любите? Пироги вкусные печете? Наверное, секрет есть и не расскажете? А я вот никогда пироги не умела печь. А давайте мы вот как договоримся. Вот выпишу, пойдете домой, напечете плюшек и принесете нам, а мы будем секрет вашей выпечки разгадывать. С какой начинкой? А вы с какой любите? С яблоками? Вот здорово, это мои любимые! Вот и договорились. Начинаем, потихоньку вставать, ходить. Сегодня у окошка можно постоять, расскажите мне завтра какие птички на ветках сидели.
Принесла, принесла вам, Антонина Ивановна, журнал. Какие новости? Да вот про Галкина и Пугачеву опять передачу показывали. В «Ментах» наши победили. Миллион никто не выиграл. Ну а футбол вообще не стоит смотреть, вредно для здоровья. Вот КВН рекомендую, очень легкий юмор. Скоро на выписку. Молодец. Сегодня можно выйти на улицу, обязательно порадуйтесь за себя!
До определенной степени работа врача – иллюзия, очень много зависит от пациента. И когда заканчиваются ресурсы высоких технологий, антибиотиков и других продвинутых лекарств, остается одна надежда – ресурс пациента. Надо только ему показать путь к этому источнику. Бывает, испытываешь растерянность, понимая, что никуда пациент не пойдет. Куда проще начать других обвинять. Ну что ж, это ваш путь, плохо, что неосознанный.
 
11:20. Я – Учитель, Наставник. Зайду в группу, сразу пойму, какую роль включить. Вредину и Злючку, Строгую Училку или Старшего Товарища. Пока даже не думаю. Можно попить чай. Тишина. Хорошо когда тишина.
- На улице похолодало, позвони дочке, расскажи, что ей одеть, чем пообедать, расспроси про расписание, есть ли деньги,  не болит ли горло, а то вчера покашливала - Тревожно-Контролирующая Мать.
- Здравствуйте, давно не виделись! Твоей дочери уже 12 лет. Она все умеет, а если чего не сможет, позвонит, - Спокойная Любящая Мать.
 - Привет, малыш! Как дела, настроение? Чем занимаешься? Что вечером делать будем? Хочешь чизкейк спечь, договорились. Зайду в магазин. Люблю тебя, целую. Успехов! – позвонила я.
 
11:20. Практическое занятие. Я - Наставник, Учитель, Друг, иногда Актер. Тема скучная, и чтобы она запомнилась лучше, будем разыгрывать сценки: кто-то в роли больного, кто-то в роли врача. Интересно, что роль больного получается у всех просто великолепно, а вот роль  врача - сложно, нужен талант. И ведь действительно, медицина, психология – искусство; кто-то всю жизнь на уровне ремесленника, а вот работа некоторых мастеров завораживает. Я смотрю на ребят, и пока не понятно, сколько будущих мастеров в группе. Дерзайте, стремитесь, ошибайтесь, учитесь, мечтайте, главное - будьте настоящими!  Я в роли Учителя – для своих учеников должна стать зеркалом, чтобы они могли увидеть себя, и чем полнее и правдивее будет отражение, тем больше толку от Учителя. Я не должна их сделать одинаковыми, стандартными (сейчас – это любимое слово в медицине), эти маленькие росточки знаний надо где-то удобрить, где-то полить, у кого-то просушить. Растите, цветите, проносите плоды…
 
14:30. Еду на другую работу. Идут внутренние торги. Экономить время или деньги. Вот эта субличность – Скряга, постоянно торгуется, надо сразу пресекать его желания. Стоит только пойти на поводу, тут же предъявляет следующую тему, потом еще и еще. Жадность и ненасытность – две стороны одной медали. Получается, у каждой субличности есть противосубличность? Эффект обратной петли, как в физике? Если человек где-то щедрый, то можно ли с уверенностью сказать что он и где-то жадный? Может, есть и закон сохранения субличностей? Интересно, чем больше субличностей и ролей, тем многограннее человек или наоборот, единого нет – одни противоречия? Что важно, искоренять свои субличности или уметь с ними договариваться? Договорились, еду на такси.
 
15:00. Я – Главный Врач. Другой тон голоса, выражение лица, быстрота реакции, ответственность, просчитывание ходов, в голове открываю файлы по законодательству, финансовой деятельности, оформление путевок…
Звонит сотовый - это мама. Небольшой ступор. Переключение ролей. Вот всегда она звонит, когда я в той роли, из которой сложнее переключаться. Это источник раздражения, не звонок, конечно, а необходимость переключаться. Она это чувствует. Это тоже раздражает. Цепная реакция. Прости мамуля, я тебя люблю! Просто нужно звонить самой, выбрать время, переключиться в роль Дочери и позвонить. Для меня это ресурс. Если в середине разговора мама не начнет переключать меня еще в кого-нибудь, в свою подругу, например. Почему с некоторыми людьми бывает трудно говорить и договариваться? Вот перед вами собеседник, он сразу в 2-3 действующих ролях и в 2-3 субличностях. С кем говорить, на кого делать ставку, да еще и у тебя в ответ на собеседника 2-3 роли включились. Вот и получается стенка на стенку. Где уж тут договориться, не подраться бы. Почему-то именно дорогие и близкие нам люди умеют устроить хаос из наших ролей и субличностей, может они их даже лучше нас знают и понимают? Поэтому семья – поле самых кровопролитных сражений?
 
16:00. Консультация. Я – Терапевт. Я в кресле, рядом мои роли и субличности. Мы готовы слушать. Иногда я буду брать паузу, какая скрипка моего оркестра отзовется на рассказ клиента? А может быть несколько? И тогда я спрошу: «У вас есть ощущение хаоса в вашей жизни?» Если отзовется Раздраженный Спорщик, я буду уточнять: «Как вам удается договариваться?». Это будет присоединение. Когда мои субличности перестанут отзываться и появится гипотеза, тогда я буду включать такие свои роли, которые будут открывать доступ к субличностям пациента.
 
17:30. Иду домой. Все свои рабочие роли и субличности я оставила на работах. Не тащить же их домой. Поэтому чувствую облегчение. Остались две самые важные и любимые роли: Мама и Жена. Именно в этих ролях моя гармония, когда я в этих ролях – в голове тишина. Хорошо когда тишина! Как бы ни складывался мой день, я знаю, что вечером все субличности успокоятся, отойдут на второй план, они не будут мешать, они включатся завтра, и никогда не знаешь, кто из них проснется первым. Но это будет завтра, а сейчас время Любви.
22:30. Я до сих пор провожаю дочку спать. Это наш ритуал. Мы будем шептаться про ее первую любовь, про косметику, про наряды, про подружек, нам не скучно друг с другом. Будет заглядывать в комнату папа, ему тоже хочется шептаться, и мы обязательно его позовем, обнимем. В данный момент у нас нет конфликтов ролей и субличностей, может это и есть формула счастья?
 
Иногда я сочиняю сказки. Они просят меня рассказать им новую сказку. Слушайте.
 
СКАЗКА ПРО ПАРОВОЗИК
Однажды, на вокзале, родился паровозик.
Его рождения долго ждали, потому что знали - это будет особенный паровозик: сильный, красивый, талантливый, удачливый, его жизненный путь будет как яркая вспышка – завораживающе устремится ввысь!
Родители очень радовались паровозику, гордились им. Когда паровозик выезжал с вокзала, чтобы начать свой путь, его наполнили особенным топливом, но предупредили, что для заправки, преодолев очередную цель, паровозик должен приехать одним из первых. Только первым паровозикам достанется самое лучшее топливо.
Родители нисколько не расстроились. Они верили, да что там верили, они знали, что их паровозик будет первым!
Началась самостоятельная жизнь паровозика. Все у него складывалось удачно и гладко, он вовремя успевал на очередную заправку, быстро добивался целей, бежал по своим рельсам резво и весело, узнавал мир и много-много радовался. Ему было легко лететь по жизни и все у него получалось.
Как родители радовались успехам паровозика! Ведь он не доставлял им никаких хлопот и даже много помогал. Однажды они поняли, что сил у паровозика может хватить и для других. И постепенно, не сразу, они прицепили к нему один, а потом еще один вагончик. А паровозик был счастлив, и он любил эти родные вагончики, и продолжал с ними также резво бежать по жизни.
В один прекрасный день, к своему удивлению паровозик не успел на заправку. Когда он приехал, все топливо уже кончилось. Что такое? Почему? Что не так? Паровозик попытался сделать еще круг, еще быстрее, не замечая уже ничего вокруг, он бежал и опять опоздал на заправку. Еще и еще, круг за кругом, он пытался угнаться за чем-то, но в своей жизни все время опаздывал.
Грустно стало паровозику… Исчезла радость, его жизнь превратилась в скоростную гонку, но раз за разом он ехал все медленнее и медленнее. Все вокруг утешали его, говорили: «Да все так живут! Или ты думал, что ты особенный? А что вообще случилось-то? Грех жаловаться!»
Не устраивало это паровозика. Где-то в глубине своего мотора он точно знал, что его ждала яркая вспышка, аж дух захватывало… И начал он думать, перебирать все свои механизмы, пересматривать каждую детальку… И не нашел изъяна. Оглянулся паровозик в небо и крикнул в отчаянии: «Ну, скажите мне, что не так? Все перепробовал я, все пересмотрел. Не пойму!» Раздалось в ответ паровозику только одно слово: «Оглянись!»
Оглянулся паровозик и все понял. Он уже не был тем радостным и веселым паровозиком, один за другим к нему были прицеплены вагоны: и шумные пассажирские, и тяжелые товарные. Не смог сосчитать он весь свой эшелон. Встал тогда паровозик и задумался глубоко-глубоко. Теперь ему придется делать выбор: или освободиться от вагонов, или продолжать плестись по-прежнему. Вот пришла паровозику великая мысль: пересмотреть все свои вагоны и от большинства избавиться. Самые важные он, конечно, оставит, он же сильный, сможет бежать и с ними. Но не тут-то было!  Поднялся такой шум, все вагончики стали наперебой ему кричать, что не может он их вот так тут бросить, они ведь без него теперь не смогут! Они ведь тоже когда-то были паровозиками, пока он их не прицепил к себе. От долгого бездействия они превратились в простые вагончики, и это он виноват! Со всех сторон на него надвигалась масса разгневанных, раздраженных, обиженных вагончиков, со всех сторон раздавалось «Ты должен! Должен! ДОЛЖЕН!..»
Паровозик оправдывался, умолял, плакал, просил отпустить, хотел договориться. Но нет. Нет никого безжалостнее тех, кто уже к чему-то привык. Ведь и для него это стало привычкой, его привычкой.
 Сел тогда паровозик и горько заплакал. Плакал он долго, стоял на месте и плакал. Ему так было жалко: и все вагончики, и себя, и силы свои, и время свое. Понял паровозик, что так долго все было зря, зря, ЗРЯ! Ведь и не помог никому, просто за собой таскал. И для себя ничего не сделал.
 Погоревал-погоревал паровозик, да делать нечего. Пора в дорогу собираться, а то так на запасной путь отправят или вообще спишут. Начать заново свой путь в одиночку никогда не бывает поздно.
Медленно и осторожно начал паровозик новый путь. Но не страшно ему было одному, он знал, что впереди его ждала яркая как вспышка, интересная жизнь. Ехал паровозик и представлял, и улыбался, его сердце стучало все чаще и чаще, тук-тук, тук-тук и задавало темп колесам, которые набирали и набирали обороты.
Удачи тебе паровозик!
 
 
 
 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: