Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Митрофанова Нелля - Пре-, при-, про-…Зрение

Митрофанова Нелля - Пре-, при-, про-…Зрение



Начну с моих «отношений» с темой диплома. Ожидание появления темы для меня было сравни ожиданию чуда.  Ежедневно я с нетерпением заходила на сайт, и вот, наконец-то, я смотрю на нее и ничего не понимаю. У всех все понятно, а у меня…
 
Тут я испытываю и гнев, и обиду, и какое-то разочарование из-за неоправданных ожиданий (презрение), но деваться-то некуда – успокаиваюсь, появляются мысли о том, что надо бы значение слов посмотреть в словаре, смотрю, выбираю подходящие интерпретации (призрение): презрение - безразличное, пренебрежительное, неуважительное отношение к чему-либо; призрение, от глагола призреть – дать кому-нибудь приют и пропитание; прозрение от глагола прозреть - начать понимать, отдавать себе отчет в чем-либо, «стать зрячим».
 
И тут понимание темы как пазл складывается в голове, приходит озарение,  чувство благодарности именно за эту тему (прозрение).  Приходит осознание, что возможно в  моей жизни все время происходит чередование этих состояний. Сначала я просто решила понаблюдать за своей жизнью, держа в голове тему диплома.  Процесс оказался увлекательным, эти состояния действительно чередовались, причем во всех сферах моей жизни, начиная с отношения к себе, к мужу, к детям, и заканчивая моим отношением к незнакомым людям, в том числе и клиентам. Так от наблюдения я решила перейти к эксперименту, а точнее попросила коллегу по работе, провести на мне нижеизложенную методику со стульями.
 
К ее описанию я вернусь, а сейчас хочу перейти от темы диплома к темам дополнительных эссе, которые мне дал супервизор, во время сдачи второй супервизии:
  • как такой амбивалентной клиентке «дать» баланс между ее точкой зрения и соблюдением своей точки зрения?;
  • как соблюдать баланс между своим «страхом не надавить» и при этом в чем-то продвинуть клиента?
Вот какие мысли у меня возникли по этому поводу:
  1. если говорить о конкретной клиентке, то у нее 2 крайности: «черное» и  «белое» и нет никаких промежуточных цветов. Это восприятие мира характерно для подросткового возраста и тогда один из вариантов помощи такой клиентке для меня - это вспомнить себя в этом возрасте, т.е. присоединиться к ней, а потом расти вместе с ней.  Я сама, бывает, впадаю в это состояние и могу показать, как я с ним справляюсь (терапевтическая история), а затем помочь клиентке найти свой способ. Второй вариант, при условии, что это котерапия – начать зеркалить клиентку, а именно две ее крайности. Потом договориться с котерапевтом  и объединить их в какое-то среднее мнение, общее для нас обеих, т.е. показать клиенту баланс, как мы его видим. 
  2. На интенсиве у меня был похожий запрос к супервизору, причем на тот  момент я уже давно забыла тему дополнительного эссе. Сначала для уменьшения тревоги я во время консультации озвучивала клиентам правило «стоп». Стоит заметить, что пока ни один из клиентов его не использовал. Ответ на этот вопрос я искала на протяжении всего интенсива,  и сделала для себя следующие выводы: во-первых, клиенты намного прочнее, чем нам кажется на первый взгляд, во-вторых, клиенты умеют защищаться – сопротивление, ну и, конечно же, гомеостаз, пока еще никто не отменял.
Так предо мной встала еще одна тема - тема баланса. Мне повезло, что на интенсиве с одной из клиенток, мы как раз искали баланс между ее папиной и маминой половинами. Тогда-то у меня и возникли мысли о том, что мне тоже было бы полезно проработать эту тему. Тут я приезжаю с интенсива, и вижу, что тема баланса обозначена в эссе к диплому, к тому моменту я, конечно же,  про нее забыла. В общем, я оформила методику и попросила коллегу по работе ее на мне провести.
 
 
Методика про баланс.
 
Данную методику можно использовать при конфликте лояльностей, например: агрессия(папа) – терпение(мама); запрет на удовольствия и секс (мама) – жить только развлекаясь(папа)…
 
На полу обозначается отрезок, крайними точками которого являются позиции родителей, как клиент их видит.  После чего, ему предлагается в произвольном порядке постоять на каждой из позиций.
Возможные вопросы:
  • Куда вы сначала встанете?
  • Как вам здесь?
  • Что вы чувствуете? Как это?
  • А чего не хватает? Чего бы вам хотелось?

Затем клиенту предлагается перейти в другую точку, задаются аналогичные первой точке вопросы. Потом терапевт просит клиента сначала отойти, а затем выбрать свое место где-то между этими точками, объясняя при этом, что у всех у нас есть мамина половина и папина, и каждый из нас сам ищет внутренний баланс.  Терапевт предлагает клиенту встать на то место, где, по его мнению, он находится в данный момент, задавая вышеперечисленные вопросы. 

После чего задаются следующие вопросы:

  • А сейчас давайте обозначим то место,  куда бы вам хотелось.
  • Что мешает находиться на этой точке?
  • Давайте попробуем там постоять. Как здесь стоится? Это точно та точка, где вы хотели бы находиться?
  • Если «нет» – давайте сдвинемся. Если «да» - что чувствуете? О чем думаете? Что вам хочется сделать? 

Начинается работа на ресурсы, якорение и т.д

 
Проведение методики.
 
В роли клиента выступаю я.  Были выбраны следующие полюса: мама – неустойчивость (легко меняет свою позицию, которая неустойчива и чаще всего наносная); папа – ригидность (очень тяжело меняет свое мнение, вырастающее из личностных убеждений).  Сначала клиент  встал на «папин полюс»:
Терапевт: Как вам здесь? Что вы чувствуете?
Клиент: Тепло.  Хорошо. Немного тревожно, сердце покалывает – это от мамы тревога. Кайф. Одиноко.
Терапевт: О чем вы думаете?
Клиент: Неустойчиво, хочу изменить, но страшно (клиентка села на корточки, и закрыла лицо руками). Хочется быть маленькой, чтобы меня любили, ничего не требуя взамен.
Терапевт: Что хочется сделать?
Клиент: (встала) Хочется туда (показывает на мамин полюс), там люди, жизнь бурлит, страшно. (села) Сидеть, зажаться, а если вставать, то бежать. Я никого не хочу.(Движение — раскачивание вперед-назад, с пятки на носок)
Клиентка перешла на «мамин полюс»:
Терапевт: Как вам здесь? Что вы чувствуете?
Клиент:  Значимость на той точке, высокомерие, я лучше знаю. (Движение —чередование потягивания с приседанием т.е. раскачивание в вертикальной плоскости). Дама вся из себя, чего-то не хватает. Мужчины явно. ( отвернулась)  Злюсь, обижаюсь на мужчин, никто меня не понимает: мне тревожно, тогда я болею. Врать я не могу, убегать я не могу. Хочется побыть одной, свалить (села комфортно и демонстративно), когда рядом мужчина я цвету, но я ставлю себя выше него, а когда одна, то хочется забиться в угол. Хочется думать, копаться в себе. На людях мужчина нужен, а так когда одна — мне хорошо и так, с самой собой.
Терапевт: Чего не хватает?
Клиент: Признания, любви, мужского внимания. Что бы говорили, что я нужна, важна, что лучше всех.
Терапевт: Чего бы вам хотелось?
Клиент:  Найти баланс между одиночеством и парностью (партнерством). Когда смотрю на мужа — его жалко, но я наверху, он внизу.
Терапевт: А сейчас я вас  попрошу сначала отойти, а затем выбрать свое место где-то между этими точками. У всех у нас есть мамина половина и папина, и каждый из нас сам ищет внутренний «баланс».
 
Я прошу вас встать на то место, где как вы думаете вы находитесь сейчас (клиентка встает до мамы 1/3, до папы 2/3 отрезка) Как вам здесь? Что вы чувствуете?
Клиент: Хочется выйти из этой системы, хочется чего-то своего, детская позиция, обида и на того и на другого. На маму, что не отпускает, что поссорила меня с отцом. На папу, что не подпускает, а мне хотелось бы ближе. Чувствую, что это привычно давит на грудь, как камень, сложно, я всю жизнь так живу, не хватает свободы от мамы, близости с папой. Хотелось бы двигаться, изменить, не оставлять все как есть. Показать себе и им, что может быть по-другому.
Терапевт: А сейчас давайте обозначим то место, куда бы вам хотелось?
Клиент: ( встает посередине, затем делает шаг назад, перпендикулярно обозначенному отрезку ) Выйти из конфликта ( встает лицом к отрезку, вытянув руки к крайним точкам ладонями вверх) Мама мешает, тянет в привычное. А здесь я живу, комфортно, счастливо, нравится качаться, это точно та точка, где я хочу быть. Здесь хочется петь, плясать, писать диплом. Здесь мне все можно. Здесь я не мамина и не папина, это мой «микс». Чувство полета, хочется летать.
Терапевт: Что может помочь остаться в этой точке?
Клиент: Зарядка, музыка, любовь к себе - забота о себе. Мне тепло, кайф.
Терапевт: Кто будет мешать?
Клиент: Мама, свекровь, муж.
Терапевт: Кто поможет оставаться в этой точке?
Клиент: Сестра, папа, муж, друзья, близкие, окружающие люди — главное уметь просить!
Окончание консультации.
Когда я была на интенсиве, мы с соседкой по утрам бегали на речку. Там совместными усилиями родилась зарядка, которую я до сих пор ежедневно делаю. В эту зарядку входит упражнение из йоги на баланс. С момента проведения методики, я каждый раз, выполняя это упражнение, представляю себе то состояние, в котором находилась на позиции,  где я хотела бы быть. Прошло 4 месяца, я не могу сказать, что произошли какие-то сильные изменения в отношениях с родителями, но то, что мне стало намного комфортнее с ними общаться – бесспорно.
Возвращаюсь к теме диплома. У меня появилось понимание, что эти три состояния (пре-,при-, про-…зрение) присутствуют и чередуются в моей жизни, но мне сложно было понять их природу. И, тогда я обратилась еще к одному коллеге с просьбой провести на мне методику со стульями.
 
 
Методика со стульями.
 
В кабинете необходимо поставить стулья вкруг. Каждому стулу присваивается название, в моем случае это презрение, призрение и прозрение. Клиенту предлагается в произвольной последовательности посидеть на каждом из стульев.  В процессе проведения методики, задаются следующие вопросы: Куда вы сначала сядете? Как вам здесь? Что вы чувствуете? О чем думаете? Что вам хочется сделать?  Как это? А чего не хватает? Чего бы вам хотелось? Когда клиент посидел на каждом из стульев, терапевт предлагает ему еще раз посидеть на каком-либо из стульев или взять еще один стул и, присвоив ему название, посидеть на нем.
 
При выполнении методики терапевт фиксирует:
1.Телесные проявления: поза (удобно-неудобно), мимика, жесты и др.
2.Продолжительность сидения на каждом из стульев.
3.Слова клиента.
4.Последовательность стульев: какой – первый,  какой – последний (эффект края, т.е. наиболее эмоционально значимые стулья)
При обсуждении клиенту возвращается наиболее важная, по мнению терапевта, информация.
 
Проведение методики.
В роли клиента выступаю я.
Терапевт: Куда вы сначала сядете?
Клиент: Призрение.
Терапевт: Как вам здесь?
Клиент: Непонятно.
Терапевт: Что вы чувствуете?
Клиент: Много тепла, но это ущемление каких-то моих желаний и потребностей, хочется даже отсюда уйти.
Терапевт: Это все мысли, а что вы чувствуете?
Клиент:  Обиду, боль, страх быть брошенной и одинокой, страх оказаться в  одиночестве.
Терапевт: Что вам хочется сделать?
Клиент: Хочется взять какой-то ресурс, защиту, и тогда мне здесь будет хорошо.
Терапевт: Что взять? Чего там не хватает?
Клиент: Самоуважения. Здесь все ради другого, а хочется, чтобы была частичка себя здесь и тогда мне в принципе тут  хорошо.
Клиент провел на стуле 1 мин. 50 сек., прежде чем пересесть на другой стул – прозрение.
Терапевт: Как вам тут?
Клиент:  О, здесь классно, здесь хочется прыгать, скакать. Какая-то эйфория, здорово. Какая-то есть тревога, что быстро может все закончиться,  счастье, радость, вера в себя.
Терапевт: О чем вы думаете?
Клиент:  Подольше бы это состояние длилось.
Терапевт:  Есть мысль, что это может закончиться?
Клиент: Она есть, но она слабенькая, сначала перед входом в это состояние есть тревога, что быстро закончится, но когда я в нем, я уже сижу и мне  хорошо…Уже чего-то не хватает.
Терапевт: Чего не хватает?
Клиент: Какой-то новизны, может быть какого-то стремления еще куда-то. То есть был какой-то всплеск, а  оно уже обычное.
Терапевт: Привыкание?
Клиент: Привыкание? Да. Всплеск прошел и хочется снова испытать это ощущение . Уже даже скука. Хочется все время двигаться и узнавать что-то новое.
Клиент провел на этом стуле 1 мин.50 сек. и пересел на последний стул – презрение.
Терапевт: Как вам здесь?
Клиент: Да уж! Это презрение.  Некомфортно, но при этом привычно.
Терапевт: Что чувствуете?
Клиент: Боль, обида, гнев, презрение даже к самой себе, депрессия, смерть. Вообще жить не хочется, ничего не хочется, хотя здесь как-то заземленно.
Терапевт: О чем вы думаете?
Клиент: О смерти, о том, что все конечно, невозможно шевельнуться, тупик, безнадежность.
Терапевт: Что хочется делать?
Клиент: наверно здесь побыть какое-то время, а потом пойти туда (показывает на стул с прозрением)
Терапевт:  Чего здесь не хватает?
Клиент: Здесь любви не хватает, поддержки. Любви даже к себе нет, вообще нет, здесь нет сил, нет энергии, но почему-то здесь комфортно. Тупик и вообще, какой-то он привычный, я уверенно здесь сижу, ну может быть даже частично комфортно.
Клиент провел на этом стуле 3 мин.10сек
Терапевт: На каком из стульев вам хотелось бы сидеть?
Если это необходимо, вы можете, еще раз на нем посидеть или возможно будет какой-то четвертый стул?
Клиент: Четвертый стул - баланс между всеми этими состояниями.
(Клиент пересаживается на четвертый стул).
Терапевт:  Как вам здесь?
Клиент: Ново, не очень однозначно.
Терапевт: Что вы чувствуете?
Клиент: Радость наверно, оживление какое-то. Комфортно, но пока не понятно.
Терапевт: О чем вы думаете?
Клиент:  Я хочу здесь быть в будущем, я хочу сюда стремиться.
Терапевт: А мысли какие?
Клиент: Хочется быть иногда и там и тут.  Если у меня будет кусочек этого стула(баланс), и здесь(прозрение),  и здесь(презрение), и здесь(призрение), то у меня  будет все  хорошо.
Терапевт: Что вам хочется сделать?
Клиент:  Сесть уверенно. Наверно найти какой-то ресурс, который мне поможет тут находиться. Они все мне нужны (про стулья), я не хочу и от этого отказываться (от презрения) ни в коем случае, оно тоже мне нужно, оно меня защищает.
Клиент провел на этом стуле  1 мин. 40 сек.
Обсуждение.
Терапевт: На первых двух стульях вы сидели практически одинаково, но вот когда вы сели на «презрение», то мне показалось, что вы пытались скрыть агрессию: сначала мимикой, потом вы начали барабанить ногами - это можно интерпретировать как агрессию или желание убежать. Вы сели в очень неудобную позу на край стула, это не та поза в которой вы сидели на первых стульях, если здесь (прозрение) вы сидели на всем стуле облокотившись на спину - это было удобно, то на этом стуле вы сидели в крайне неудобной позе, понятно, что там было неудобно сидеть. На последнем стуле вы сидели достаточно устойчиво.
Окончание консультации.
 
 
Подведение итогов.
 
После консультации у меня возникли следующие мысли:
  1. «презрение» чем-то близко к  гомеостазу. Гомеоста́з (др.-греч. ὁμοιοστάσις от ὁμοιος — одинаковый, подобный и στάσις— стояние, неподвижность) — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.
  2. «прозрение» к развитию. Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования. Изменение материи и сознания, их универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания.
  3. «призрение» к интеракции. Интеракция — это взаимодействие двух субъектов, либо объекта и субъекта, предполагающее определенную форму организации их совместной деятельности.
И, тогда, становится понятной их циркулярная последовательность:
презрение ->   призрение ->  прозрение.
 
Все эти состояния выполняют определенные функции и по-своему важны. В идеале это выглядит так: находясь в презрении, я отгораживаюсь от всего, происходит отдых и накопление энергии. Когда появляется энергия, то я открываюсь окружающему миру, и наступает призрение. Затем, в ходе общения, я могу  научиться чему-то новому – прозрение, энергия истощается и опять я впадаю в «спячку». Но поскольку у меня есть семья, работа, социум вокруг, то мне довольно сложно уединиться и накопить силы, и тогда это уже вынужденное минимальное общение с окружающими через призму презрения. Неспроста время, проведенное на стуле с презрением, почти в два раза больше, чем на других стульях -  это соответствует действительности.
 

С момента проведения методики, прошло около четырех месяцев. За это время я научилась замечать у себя все эти состояния, учусь заботиться о себе и других, когда нахожусь в презрении.  Настраиваюсь на призрение во время консультаций и отдыхаю между ними. И конечно в моей жизни бывают прозрения – большие и не очень, предполагаемые и совсем неожиданные. 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: