Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Курган Светлана - Системная семейная терапия – взгляд юриста

Курган Светлана - Системная семейная терапия – взгляд юриста



 Почему я – профессиональный юрист - пошла в психологи? Мне давно была интересна психология, я сама много пережила психологических драм в довольно молодом возрасте. И только я сама помогла себе выстоять в них, не сломаться, а словно бы оттолкнувшись от нулевой или «минусовой» точки, подняться вверх к вершине профессионализма, семейного счастья и материального благополучия. Сейчас, после прохождения курса семейной терапии, я поняла, что мною на подсознательном уровне, наверное, был выбран правильный метод выхода из стрессовых ситуаций и личных драм – аутотренинг, позитивное переформулирование негативной ситуации, постановка новой, более высокой цели (кажущейся в начале пути недосягаемой, даже нереальной), выполнение данных самой себе прямых предписаний, извлечение крупинки позитива из моря негатива. В этот непростой для меня период жизни меня окружали люди, которые не только поддерживали меня, но и нуждались в моей поддержке. В процессе общения со мной они удивлялись моей стойкости в противостоянии жизненным ситуациям и восхищались моим упорством в достижении поставленной цели. Окружение моих друзей, видя мои успехи в борьбе с жизненными трудностями, тянулись ко мне за советами и помощью в разрешении их непростых жизненных ситуаций.

Именно в тот период я почувствовала в себе способность помогать людям своими советами, и как сейчас мне стало понятно, после обучения на курсах семейной терапии – это был прообраз семейного терапевтического консультирования. Ко мне всегда притягивались люди, нуждающиеся в терапевтическом консультировании. Мои консультации помогали им наладить взаимоотношениями между членами семьи (супругами, детьми, родителями), коллегами по работе, или продвинуться вверх по профессиональной (или служебной) лестнице.
 
Были случаи, когда мое вмешательство помогло созданию новой счастливой семьи, а также когда помогло прекратить тяготившие обоих супругов семейные отношения и начать новую жизнь. Тогда мои консультации строились на интуитивном уровне, а также на собственном пережитом и накопленном жизненном опыте в преодолении трудностей и препятствий. Если мне самой помогли мои методики, то значит, они могут помочь и другим. И это работало. Я видела результаты своих консультаций: люди начинали позитивнее относиться к жизни, терпимее воспринимали своих близких или коллег, в своих неприятностях старались найти положительный опыт.
 
Я не знаю, откуда во мне это взялось, и как оно находило правильный путь к саморазвитию и самосовершенствованию. Но однажды, на моем жизненном пути повстречался профессиональный астролог, занимавшийся составлением индивидуальных гороскопов. Я его заинтересовала и он сам, по собственной инициативе составил мне мой гороскоп, исходя только из даты и времени моего рождения. Его результат мягко говоря меня «удивил»! Согласно составленному им гороскопу мое предназначение на Земле – утешительница! А моей основной деятельностью должна быть не юриспруденция, а благотворительность, утешение бедных, обездоленных, то есть тех, кому хуже чем мне. Тогда ко мне пришло понимание, почему ко мне притягивает людей, нуждающихся в моих советах, в утешении и позитивном направлении к новой жизненной цели.
 
Работа в интервизорской группе и обучение на семинарах по семейной терапии помогли мне понять почему окружающие меня люди (близкие знакомые, друзья), которым я помогла и которые обрели новое направление в жизни, пошли по новому открытому мною пути, постепенно в последствии отдалялись от меня и новый путь уже проходили без меня. Наверное, я просто выполняла свою функцию по психологическому консультированию и, достигнув положительного эффекта, они более не нуждались во мне, как в терапевте (болезнь души вылечена, к врачу больше не надо).
            Все это время я работала и работаю по профессии – юристом, достигла определенных профессиональных высот и, казалось бы, могу гордиться собой. Юриспруденция это то «мое», то, в котором я чувствую себя как рыба в воде, это то, к чему я стремилась с шестого класса школы. Это была моя первая недосягаемая цель (огромный конкурс при поступлении в ВУЗ без какой-либо протекции; трудность в постижении азов профессии на практике при отсутствии профессиональных юристов в семье или ближайшем круге общения, завоевания авторитета у более старших коллег; изучение системности законодательства, трудность в трудоустройстве на высокооплачиваемую работу).
 
Но, все имеет оборотную сторону медали. Такой стороной в юриспруденции стал для меня тяжелый груз гиперответственности за принимаемые мною решения и оформляемые мною профессиональные документы.
Когда мне досталась эта тема – «Системная семейная терапия – взгляд юриста», у меня не было никаких мыслей по сути моей дипломной работы, кроме одной идеи – у психолога нет такой ответственности за свою работу как у юриста! Вот оно то, где можно сбросить этот тяжелый груз гиперответственности, спать спокойно по ночам и не думать во время отдыха о работе.
 
Работа системного семейного терапевта может быть как эффективной, так и не эффективной, но в случае неэффективности это грозит терапевту только тем, что клиент больше не придет к нему на консультацию. В отличие от работы юриста, неэффективность которого может привести не только к судебному процессу против него, к материальным взысканиям с него в пользу клиентов, но и к уголовной ответственности за допущенную ошибку! Именно на этом сравнении я хотела построить свою дипломную работу, но благодаря «мозговому штурму», проведенном у на преддипломной встрече с коллегами нашего курса, они помогли мне увидеть другие аспекты моей темы диплома.
 
            В своей дипломной работе предлагаю рассмотреть, что же общего в работе юриста и семейного терапевта?
 
Первое, на мой взгляд, это принцип нейтральности. И юрист и семейный терапевт не вправе вставать на чью-либо сторону. Юрист должен руководствоваться только законом, а семейный терапевт – беспристрастностью и объективностью. И юрист и терапевт должны обеспечить возможность своим клиентам быть услышанными и понятыми. Юрист оценивает представленные сторонами доказательства, а терапевт оценивает происходящие процессы в семье. После изучения законодательства и представленных сторонами конфликта (или договора) доказательств и документов, юрист должен предложить наиболее эффективный способ решения проблемы клиента, а семейный терапевт после объективной оценки процессов, происходящих в семье, может предложить наиболее эффективный  способ решения конфликтов в семье.
Потеря нейтральности в обоих случаях, как у юриста, так и у терапевта, может привести не только к неэффективности работы, но и к усугублению конфликта между противоборствующими сторонами (для юриста), или членами семьи (для семейного терапевта). Именно здесь для юриста очень важно быть психологом. Ведь разорвать «порочный круг», позитивно переформулировать взаимные упреки, корректно провести циркулярное интервью – это те методики, которые могут помочь сторонам конфликта примириться друг с другом, или хотя бы услышать друг друга. Этому меня научили курсы по системной семейной терапии, это то, что помогает мне в работе.
 
            Справедливость в юриспруденции и терапии – это тема, подлежащая внимательному изучению в обоих сферах, с применением объективного взгляда «со стороны», а также «глазами клиента». Цель юриста - не нарушить законные права каждого клиента, вовлеченного в работу, в том числе, находящегося по другую сторону спора. Это простое, казалось бы, правило, на практике бывает очень трудно соблюсти, так как к юристу обычно обращается одна из сторон, либо обе, но вторая сторона обращается вынужденно, из-за выбора именно этого юриста, сделанного уже первой стороной. Поэтому юрист часто внутренне испытывает чувство долга к стороне, выбравшей его, который платежом красен. Это обстоятельство может мешать юристу объективно и справедливо рассмотреть ситуацию с точки зрения второй стороны, и связанные с этим риски и опасности для нее. Еще труднее объяснить сторонам и убедить их в справедливости применения закона по отношению ко всем участникам рассматриваемых правоотношений, а не только к тем, кто считает себя «обманутой», или «невинно обиженной». От убедительности юриста в данном вопросе зависит эффективность его работы, а также соблюдение принципа справедливости, закрепленного в законе.
Семейный терапевт в вопросе справедливости должен объективно рассмотреть причины и истоки «несправедливости» глазами всех членов семьи, что ее подпитывает, в каких ситуациях она возникает и попробовать предложить клиентам другой способ функционирования, то есть перевести дисфинкциональные коммуникации в функциональные.
 
«Детоцентрированность», или «защита интересов ребенка».  Этот вопрос возникает как в работе юриста, так и в работе семейного терапевта. Однако, юристу в данном случае проще соблюсти нейтральность в «детоцентрированности», так как все права и обязанности несовершеннолетних и недееспособных детей предписаны законами: больше или меньше прав предоставить невозможно.
Для терапевта решать вопрос «детоцентрированности» сложнее, так как интуитивно, особенно женщине - терапевту, хочется встать на сторону ребенка и «защищать» его даже от родителей, если ребенок жалуется на несправедливость по отношению к нему. И здесь, по-моему мнению, работа терапевта должна быть направлена на включение в терапию всех членов семьи, выяснение позиции каждого по вопросу воспитания ребенка, дать возможность им быть услышанными. Терапевт должен принимать и учитывать интересы каждого, включая детей, но не ставя интересы детей выше интересов родителей.
 
Наличие сопротивления клиента работе юриста и работе семейного терапевта. При этом процедура преодоления сопротивления клиентов в кабинете у юриста, или в кабинете у семейного терапевта может иметь много общего. В случае, если сопротивление клиента юристом не будет преодолено, соответственно продолжение работы юриста станет, с моей точки зрения, невозможно, и юрист должен отказаться от дальнейшего продолжения сотрудничества. В случае, если терапия с сопротивлением членов семьи не будет эффективной, то и результат такой работы также может оказаться неэффективным.
 
Правила в системной семейной терапии и юридических законах. Практически в  каждой семье есть «гласные» и «негласные» правила, которые в случае принятии их всеми членами семьи, делают их жизнь упорядоченнее и согласованнее. Так же и с законами, если они соблюдаются, то члены общества живут спокойно: отсутствует преступность, коррупция, нарушение гражданских прав граждан. Но это, конечно, в идеале. На практике же нарушения законов имеют место быть, поэтому в обществе будут как пострадавшие от неправомерных действий, так и причинители вреда.
В случае нарушения семейных правил в семье также складываются дисфункциональные отношения, в которых есть место как пострадавшим от этого, так и нарушителям и это может быть поводом для обращения к семейному терапевту. Но в отличие от юридической ответственности за нарушение законов, которая подразумевает применение как гражданских, так уголовных и административных санкций к нарушителю, целью семейной терапии является восстановление баланса в семье как с помощью выстраивания новых правил, с учетом изменения стадии жизненного цикла, так и с помощью положительного переформулирования проблемы и других методов. Санкции к нарушителю в семейной терапии не применяются.
 
Думаю, что с точки зрения семейной терапии юридические законы носят директивный характер и по своему содержанию прямо предписывают как надо правильно поступать при взаимодействии в социуме, а также как нельзя поступать в общественной и личной жизни.
В семейной терапии также может быть использован как метод директивных предписаний (например, членам семьи в качестве домашнего задания - определенное время не обсуждать поведение подростка в семье, являющегося идентифицированным пациентом семейного терапевта), или метод парадоксальных предписаний (например, в случае с бессонницей можно в качестве домашнего задания предписать клиенту вставать ночью в конкретно определенное время для выполнения самой не любимой домашней работы). Таким образом, здесь можно проследить общность юридических законов и методов, применяемых в системной семейной терапии.
 
Еще одна область пересечения системной семейной терапии с юридической – процедура медиации, включающая в себя действия медиатора, направленные на примирение сторон конфликта. Цель медиатора – найти взаимоприемлемый вариант разрешения конфликта для обеих сторон, не доводя дело до суда, либо, если стороны согласились на проведение процедуры медиации во время судебного процесса, то разрешение конфликта до вынесения окончательного решения судом. Именно в этой процедуре хороший медиатор должен обладать знаниями системного семейного терапевта для того, чтобы члены семьи конфликтующих сторон могли стать ресурсом для разрешения конфликта и примирения сторон. Использование методов семейной терапии поможет медиатору найти нечто общее для обеих сторон, что поможет в их примирении.
 
Отдельное внимание в своей дипломной работе меня попросили уделить мои коллеги – практикующие психологи - соотношению института брачного договора и системной семейной терапии. Для меня проявление интереса к этой юридической теме со стороны психологов было не понятно. Связано ли это со сложностями, испытываемыми психологами в работе, связанной с разводами, или в работе по преодолению кризисов в семейных отношениях? Не найдя для себя ответа на этот вопрос, мне было очень сложно писать именно этот блок дипломной работы, трудно было связать вместе и провести аналогию между юридическими вопросами и психологией.
 
И тут мне вспомнилась одна практическая работа, где брачный договор, заключенный по законодательству Франции, являлся единственным юридическим документом, оформившим отношения между мужчиной и женщиной, имеющими троих совместных детей, но не зарегистрировавшими свой брак официально. Таким образом, де-факто семья есть, а де-юре супругов нет. Именно здесь проявляется одно из самых ярких отличий отношения к брачному договору граждан Западной Европы и наших граждан. В Европе брачный договор является одним из самых первых и важных документов, регулирующих как процесс создания семьи, так и семейные правила, которые стороны обязаны неукоснительно соблюдать в процессе жизни, в том числе после распада семьи как таковой. Факт регистрации брака здесь играет второстепенную роль, а права и обязанности супругов возникают именно из брачного договора.
 
В Казахстане же, как впрочем и в других странах бывшего Союза, институт брачного договора, хотя и закреплен в законодательстве, не развит и не нашел своего широкого распространения. Отношение к брачному договору у наших граждан как к своего рода «задатку», или предварительному шагу к гарантированному разводу. Соответственно и предложение о заключении брачного договора звучит не что иное, как готовность к разводу и желании предложившей стороны оставить своего потенциального супруга «ни с чем». Стереотип этого мышления активно подогревается родителями новобрачных. Даже если молодожены и решили заключить брачный договор, то родители будут активно этому воспрепятствовать, воспринимая это как «позорный шаг». 
 
В то же время правильная пропаганда брачного договора может быть спасла бы некоторые семьи, родившиеся стихийно, от скорых разводов или регулярных и затяжных семейных кризисов, потому что он определяет не только имущественные права и обязанности супругов, но и имущественные права детей, порядок несения каждым из супругов семейных расходов.
 
Учитывая, что брачный договор может быть заключен как со дня подачи заявления о регистрации брака, так и в любое время в период брака, его можно рассматривать по сути письменным закреплением семейных правил. На разных стадиях жизненного процесса для комфортного совместного проживания семейные правила могут меняться, также может быть изменен и брачный договор путем составления соответствующего дополнительного соглашения к нему.
 
Помимо этого, брачный договор может выступать гарантией для одного из супругов на случай наступления определенных условий (временная нетрудоспособность, инвалидность, необходимость в дорогостоящем лечении, в том числе после расторжения брака, измены супруга или ухода из семьи; жестокого обращения; необходимости оплаты высшего образования ребенка и других). Включение таких условий в брачный договор, а также предусмотренные за них меры ответственности, на мой взгляд, могли бы способствовать улучшению психологической атмосферы в семье, уменьшению поводов для конфликтов и выяснения отношений, что в конечном итоге укрепило бы семью.
 
Поэтому в качестве эксперимента осмелюсь порекомендовать психологам включить в свою копилку домашних заданий семьям, переживающим кризис в отношениях, или находящимся на стадии развода – составление брачного контракта. Может быть это будет одним из интересных ресурсных заданий, которое поможет сделать работу семейного терапевта с такими семейными парами более эффективной.
 
Здесь я вижу соприкосновение юридической специфики с работой семейного терапевта. Брачный договор, составленный супругами при работе с терапевтом, может сыграть терапевтическую роль. Таким образом, знание некоторых юридических вопросов также может помочь системному семейному терапевту сделать свою работу более эффективной.
 
Пройдя курс семейной системной терапии, я поняла, что на сегодняшний день быть просто юристом мало, для моей успешной практической работы необходимы знания семейного системного терапевта, применение которых ведет не только к  профессиональному росту юриста, но и к личностному росту, благодаря проведенной в ходе занятий и работы в интервизорской группе собственной терапии.
 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: