Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Короташ Марина - По дорогам своей профессии с атласом и компасом

Короташ Марина - По дорогам своей профессии с атласом и компасом



 

Смотри на то, сколько ты уже прошел, а не на то, далеко ли еще идти.

Когда я впервые прочитала название моей темы, первые вопросы, которые возникли – «почему?»  с атласом и компасом? Что для меня значат эти слова: атлас, компас, дорога, профессия? И я обратилась к толковому словарю, слова вроде бы простые и понятные, но вдруг там указан какой-то скрытый смысл, который позволит мне раскрыть эту тему.  И вот что я прочитала:

Атлас – это тематическое собрание карт, таблиц, рисунков с пояснительным текстом.
 
Компас – это прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, показывает направление, по которому идти.
 
Дорога – путь сообщения, путь следования – путешествие,  пребывание в пути. В переносном смысле – образ действий, направление деятельности.
 
И сразу вспомнилось высказывание, не помню чьё: «Труд – это дорога к успеху».
Профессия – это основной род занятий, трудовой деятельности.
 
Но, что эти слова значат для меня? Попытаюсь разобраться…
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).
 
Становление в моей профессии  во многом связано с историей моего рода. Мама врач-терапевт, папа врач-хирург, родные тети по отцу обе врачи, их дети, т.е. мои двоюродные сестра и брат биолог и врач,  двоюродная тётя по матери (её двоюродная сестра) мед. сестра, её родители фармацевт и военврач. Я росла и формировалась в таком окружении. Большая часть друзей родителей тоже медики, поэтому праздничные застолья, семейные ужины, да и вся повседневность каким-то  образом всегда сходилась к разговорам о сложных и интересных случаях, смешных историях в медицине. Есть отдельный юмор на медицинскую тематику, иногда его называют черным, потому что со стороны действительно кажется, что жесткий или даже жестокий.
 
И уже тогда я понимала, что в этой профессии надо постоянно учиться и работать над собой, не останавливаться на достигнутом, искать новое, опираясь на полученный опыт, уметь принимать  решения и отвечать за их последствия. Мой отец часто говорил «спасая других, спасаешься сам или спасаешь себя», тогда я не задумывалась над смыслом этой фразы. А сейчас открывается несколько граней, здесь и философская и физическая и духовная.
 
Ещё учась в первом классе, я точно знала, что буду врачом. На классном часе учительница попросила на листе бумаги письменно ответить на вопрос «кем хочу быть, когда вырасту?». У меня не возникло никаких сомнений по этому поводу – врачом. Что это было? Подражание родителям, желание казаться взрослой, ведь мечты других быть балериной, певицей или продавщицей мороженого мне тогда казались какими-то детскими. Это теперь я понимаю, что любая профессия, когда к ней подходишь со всей ответственность и серьёзностью, требует физических и эмоциональных затрат и полной самоотдачи. Или уже тогда во мне зародился и жил спасатель. В классе по различным вопросам, связанным с медициной обращались ко мне (кто-то поранился, объяснить какой-либо термин, рассказать про заболевание), почетно не то слово. Да и теперь в повседневной жизни, особенно на отдыхе, когда думаешь, что «сейчас ты не врач»,  часто случаются ситуации, когда в силу обстоятельств, приходиться «возвращаться» в это стезю и оказывать посильную помощь.
 
В 11 классе на выпускной вечер пришла наша «первая учительница» и принесла  те листки, где было написано кем хотим быть, чтобы сравнить, кто куда поступает. У большинства выбор поменялся, но у некоторых, и я в том числе, осталось то же направление.
 
Если говорить о выборе узкой специальности, то направление в эту область медицины посоветовали мне родители. На тот момент они были моим «компасом». На семейном совете ими были приведены доводы, с которыми я согласилась, ведь изначально я хотела быть хирургом, как папа. Я постоянно при любой возможности крутилась у него в отделении, и даже профессию УПК выбрала младший мед. персонал, и когда началась практика, была несказанно рада, что она проходит в клинике в хирургическом отделении и я могу находиться там официально. Так вот, мой отец сказал, что идти надо в стоматологию, потому что там «тепло и светло» (утрированно конечно) и «нет ночных дежурств, рабочий день короче» (почему, сам видимо не вдавался в подробности), «всегда есть пациенты, которые платят» (на тот момент это было протезирование золотом, единственное, что было платное в медицине в те времена). Мама добавила, что «сидишь себе на одном месте, и к тебе сами все приходят, и не надо бегать по участку». Такие доводы возымели своё действие, потому что я понимала, что они говорят, опираясь на свой опыт, и  поступила  на стоматологический факультет. За пять лет учёбы и семнадцать лет моей профессиональной деятельности я ни разу не пожалела, что пошла в эту сферу, и у меня всегда чувство благодарности к родителям, что на таком важном этапе моего жизненного пути данный ими совет мне пригодился и совпал в дальнейшем с моим видением профессии - врач.
 
Для меня это профессия творческая, сродни искусству. Не могу сказать, что можно дать волю фантазии и, увлёкшись, сотворить какое-нибудь невиданное чудо. Но без фантазии работать, точно не получится, иногда бывают такие ситуации, что приходится «включать» на всю мощность свою и ещё занимать у соседа (т.е. обратиться за советом и помощью)
 
И если воспринимать это как дорогу, путь следования – «куда?» - приблизиться к совершенству и наивысшему мастерству, как в плане мануальных навыков, так и духовно. Способность быть успешным и счастливым в одной профессии не означает для меня, что надо сидеть на месте и заниматься только совершенствованием одной области. Тянет еще куда-нибудь, хочется познать что-то новое, казалось бы, совсем из «другой оперы», а затем оказывается не такая уж она и «другая», есть что-то знакомое и в то же время совершенно неведанное, узнав о котором, привносишь это в свою профессию, возвращаешься  с новым багажом и применяешь его.
 
«Перед каждым открывается своя дорога. Она может сужаться и расширяться, идти в гору или, наоборот, спускаться все ниже и ниже. В пути нас часто ждут разочарования, но лишь храбрость, настойчивость и упорство каждого человека помогут ему открыть истинный путь».
К. Мацусита
 
Во время следования по моему жизненному и профессиональному пути, как и в любом атласе, я «проходила и проживала» восхождения на вершину, и это был успех. Я «срывалась вниз» и это были мои неудачи, «тонула в болотах» во время предательства, и «терялась в тумане», когда не знала куда дальше двигаться. Теряла кого-то или что-то очень важное для меня. Я попадала в такие «оазисы», и была там счастлива и полна любви, «черпала из родника»  силу и вдохновение, чтобы двигаться дальше. А иногда моя ноша казалось такой непосильной, когда страдала, и казалось, что такое нельзя вынести,  что хотелось всё бросить, свернуть в никуда и поменять все кардинальным образом. И в такие моменты на моём пути встречались люди, которые помогали, увлекая во что-то новое и неизведанное, что захватывало и помогало найти смысл и силы для дальнейшего продвижения.
 
Иногда так бывает в жизни, что одно событие ведет за собой цепочку других событий, и заводит в такую даль, что даже и предугадать сложно. Так и у меня, волею судьбы, повстречала на своём жизненном пути одного человека (Ольгу), сначала как клиент психотерапевта, затем мы неожиданно для обеих стали подругами. А потом она пригласила меня на телесно-ориентированную терапию к  Елене Логуновой. И для меня открылся мир «выражения тела»… И как человек рациональный, используя полученные знания сначала для себя, я постепенно стала применять их для других.  Проявления внутренние имеют внешнее отражение, и придя к гармонии внешней, легче прийти к гармонии внутренней. Найдя гармонию в себе, хочется поделиться и приблизиться к тому, чтобы она была у других.
 
Применяя в своей профессии новые знания, я не то, чтобы стала замечать внешнее  отражение проблемы (я их и раньше видела), я имею ввиду стоматологическую и в общем телесную дисфункции, я стала понимать, откуда это может начинаться. Возникает вопрос «зачем?». Мне так понятнее, мне так лучшее, я могу видеть системно, как в принципе и должен врач, а в результате помочь не только в узко-направленном месте (полости рта), но и в целом (в организме). Широко махнула?  Думаю - нет, я же в меру своих возможностей знаний и способностей. Как сказал А. Толстой: «Замахивайся на большее, а по-малому только кулак отшибешь».
 
Затем я пришла в Гештальт, который требует затрат, направленных на  осознавание и проживание своих ситуаций с их чувствами, всего, что сейчас актуально.  И мне приоткрылись новые горизонты. Не могу похвастаться тем, что я закончила этот цикл и сдала экзамен, впрочем, это и не было моей целью на тот момент и сейчас я об этом сожалею, для меня оказались важны эти знания, и пришло новое понимание в моей работе. А именно: проявление психосоматики на приеме у стоматолога. Не раз задавала себе и не только себе вопрос - «почему так мало времени уделяют этому в нституте?». А потом на него сама себе и ответила. В институте как в «информационном-туре» - краткосрочное ознакомление с «достопримечательностями» с некоторым акцентом на определенные предметы. А дальше сам, где что понравилось, что «зацепило» больше туда и «едешь». Это касается не только узкой специальности, но и обучения и развития в целом.
 
Хочу вернуться к цепочке событий, которая выводит ещё куда-то, к моей дороге, на которой встречаются новые путники. На Гештальт-терапии я познакомилась с Татьяной и она в последствии пригласила меня на программу обучения в Институт Интегративной Семейной Терапии. Приглашение было ещё раньше, когда формировалась группа Караганда-1, но на тот момент я ещё до этого не «дошла» или не «созрела». Мой следующий пункт развития произошел гораздо позже. Поэтому я здесь в группе Караганда АВ-2.
 
И за эти два с лишним года все стали мне знакомыми и близкими, я ощущаю себя среди единомышленников. Для меня гордо звучит «коллеги», ведь в большей части своей профессиональной жизни я все-таки остаюсь стоматологом, но когда работаю в ко-терапии, тогда коллеги. У меня получается такой микс  и я привношу это в работу с пациентами в повседневной своей практике. Думаю, что и пациентам, а в первую очередь мне, полученные знания помогают увидеть, понять и применить на практике все то, что узнаю здесь, быть более результативной. Размышляя о том, зачем пришла и что я здесь делаю?  Честно сказать получить диплом – это не было основной моей целью на тот момент.  Приходит ответ – меня что-то зацепило. А что?  Системный подход. Система она везде, система она во всем. «В экосистемах все элементы связаны между собой и любое изменение одного элемента влечет за собой изменения другого». Эта выдержка из  сборника по системной семейной терапии подтверждает для меня полученные знания в моей профессии.
 
Я учусь думать и видеть более масштабно, чем это делала раньше.   Если проводить параллели между стоматологией и системной семейной терапией, то,  как в одной – зубы как центральный элемент зубо-челюстного аппарата – получают питание и удерживаются за счет корней и чем более крепкие и здоровые они будут, тем лучше будет функционировать вся зубо-челюстная система, сохраняя и поддерживая здоровье в организме в целом.  Так и в системной семейной терапии -центральным элементом является личность, которая имеет семейные корни со своими традициями, мифами и взаимодействием между членами семьи – в целом поддерживает ту систему, которая необходима для проживания и дальнейшего развития (дети).  
 
Пройдя курс обучения системной семейной  психотерапии, я получила возможность работать в ко-терапии, которая позволила расширить мой терапевтический кругозор и повысить продуктивность работы. Ко-терапевты – это как две ноги, две опоры одного целого, и двигаясь в одном направлении, ускоряют ход. А если нет слаженности и «каждый тянет одеяло на себя», нет взаимопонимания, то работа стопорится,  и нет результата. Полученный опыт научил слышать не только себя, но и своего партнера. Умение сохранять этот баланс необходимо не только в ко-терапии, но и в моей профессии - стоматологии. Работа в нашей клинике построена по принципу узкой специализации, но все мы выполняем одно дело, направленное к одному конечному результату – улучшению здоровья пациента. И очень важно двигаться к этой цели совместно. В стоматологии, как и в психотерапии не всегда удается четко следовать запланированном ходу работы, а ориентироваться на изменения и потребности пациента, т.е. придерживаться конечной цели, но достигать её различными путями.
 
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: первое, правильно установленных конечных целей и второе, отыскания соответствующих средств, ведущих в конечной цели» (Аристотель). Правильный путь в жизни – это тот путь, где есть зоны развития. И такими точками роста для меня служат не только прохождение специализаций, посещение выездных семинаров и курсов повышения квалификации по стоматологии, но и  обучение в психотерапии.
 
Закончить хочу словами Ю.Визбора:
«Нет дороге окончанья, есть зато ее итог:
Дороги трудны, но хуже без дорог
».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: