Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Голдина Александра. - Справедливость в семье и семейной терапии

Голдина Александра. - Справедливость в семье и семейной терапии



1 часть. Немного об определении.

Я начала эту работу с раздумий, что же такое справедливость. Перерыла кучу литературы и поняла, что придется думать самой.
В моем понимании справедливость родственно таким понятиям, как «право», «правый», «правильный». Ближе всего ко мне - это «право». Право иметь что-то, принадлежать кому-то, быть с кем-то или не делать чего-то, отказаться от чего-либо, не быть с кем-то. Право на что-то.

Вообще то, по логике вещей, такое понятие, как справедливость, должно формироваться в зрелом возрасте, у зрелой личности, на основе сформированных морально-этических навыков (высших функций).

Мне кажется, что внутреннее ощущение справедливости, особенно ее выраженность у личности, закладывается еще в детстве. Например, если ребенка все время притесняли в детстве, унижали, то у него есть несколько вариантов развития. Жесткий вариант - такой человек становится ярым поборником закона, дисциплины, у него есть пунктик относительно разрешенного-неразрешенного, дозволенного-недозволенного.

В лучшем случае - такой человек всегда в рамках разрешенного, никогда не преступит этой черты, т.е. «правильный человек», работающий, как правило, в государственной системе. Такие люди сухи, зажаты, в них мало чувств. В худшем случае - они становятся «диктаторами» в своих семьях или социальных группах.

Второй вариант - мягкий. Это представители помогающих профессий - психологи, педагоги, психотерапевты. Мне кажется, что эти варианты отличаются по степени давления и притеснения в детстве, т.е. чем больше давление, тем более будет представлен жесткий вариант.

2 часть. Справедливость в семейной терапии.
Начнем с терапевта.

Если это человек, который столкнулся в детстве с нарушением его прав, и это было его болью на протяжении взросления, то велика вероятность того, что он окажется в сфере помогающих профессий. Есть опасность для такого терапевта, поскольку если он является «поборником справедливости», то когда нарушаются права кого-либо из членов семьи или его границы, он бросается защищать угнетенного и за этим не видит всей картины семейных отношений. Его реакция острая, он входит в систему, вступает в коалиции или скрытое противоборство - так возникают дето- или мамо-центрированные терапевты и не соблюдаются условия системной семейной терапии - видеть и взаимодействовать с системой в целом, а не с отдельными ее частями.

Теперь о семье.

Нарушение прав в семье - спорный вопрос. В обычной жизни, если некто нарушает права другого, мы возмущаемся и считаем этого человека «нехорошим», пытаемся восстановить справедливость, обвиняя его. Но, подходя системно к семье, нельзя «обвинить» кого-то одного, в этом танце участвуют как минимум двое, трое, а если честно, то и вся семья. Если в семье отец бьет детей, не может быть, чтобы не были вовлечены родственники. Они либо сопротивляются этому, либо это «разрешают». Если есть агрессор - «нарушитель прав», то есть и «жертва» - тот человек, который подставляется под это или подставляет кого-либо вместо себя. Таким образом, в семье возникает некая договоренность о нарушении прав друг друга, в которой невозможно найти правых и виноватых, а восстановить справедливость можно, только работая со всеми членами семьи.

Терапевт и семья.

Дисфункциональная семья - это обычная ситуация, но она часто бывает тупиковой для терапевтов-новичков. Терапевт начинает убеждать одного из членов семьи, что тот ведет себя неправильно - восстанавливать справедливость, а такой подход заведомо обречен на неудачу, т. к. все члены семьи вовлечены в дисфункциональные взаимодействия, как бы танцуют друг с другом.

Ко-терапия и справедливость.

Что может быть справедливым в ко-терапии? Мне кажется, что если два терапевта объединяются друг с другом для совместной деятельности, то справедливым будет обсуждение различных аспектов их работы с семьями: особенностей их взаимодействия, слабых и сильных сторон, принципиальных взглядов на то, что они считают правильным в своей работе. В этом случае справедливость состоит в том, чтобы разработать некий свод правил своей совместной работы. Это те точки, где они согласны и честны друг перед другом. Это может касаться приемлемой для обоих цене за свою работу, времени, места и формата встреч, стиля общения и многих других мелочей.

 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: