Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Гофман Дмитрий. - Мужчина в семье и в семейной терапии.

Гофман Дмитрий. - Мужчина в семье и в семейной терапии.



Введение

Тема данного исследования возникла не случайно. В настоящее время большинство практикующих психологов - женщины. Причин тому достаточно много. Но возникает вопрос: «насколько универсально психологическое знание в руках «врачевателей человеческих душ?» Приходя на прием к психологу - женщине, получаем ли мы то же самое, что могли бы получить на приеме у психолога - мужчины? Именно на тот вопрос я и постараюсь ответить в данной работе. Возможно, что ответ будет страдать поверхностностью, и не все аспекты проблемы будут полностью раскрыты, но это и не является целью работы. Главная же задача - очертить тот круг подчас философских и дискуссионных вопросов, которые так или иначе связаны с этой проблематикой. Рассмотреть тему, что называется, «в первом приближении».

Из чего же сделаны мужчинки?
(мужчина мужчине мужчина)

Вот это для мужчин -
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступить в игру.
А есть такой закон -
Движение вперед, -
А кто с ним не знаком,
Навряд ли нас поймет.

Итак, для начала необходимо определиться в понятиях. И первый же вопрос, который здесь возникает, как бы ни тривиально он звучал, на поверку оказывается не таким простым, как хотелось бы. А что такое «мужчина?» В действительности, существует несколько определений этого слова.

Так, в толковом словаре В.И.Даля мы найдем: «мужчина - человек рода он, не женщина, мужского пола». Несомненно, речь здесь идет о физиологических признаках, о том, что в строении организма мужчины и женщины есть определенные различия, которые и определяют пол человека. Однако в двадцать первом веке даже для детей не секрет, что в специализированных клиниках по желанию вы можете изменить свой пол и из мужчины превратиться в женщину, равно как и наоборот. И если мы будем пользоваться определением, данным автором толкового словаря, мы должны будем женщину после такой операции по смене пола называть мужчиной. Что-то здесь не так. Другой пример также вносит свой вклад в демонстрацию того, что данное определение работает с некоторыми ограничениями. Это трансвеститы. Можем ли мы считать нормальным мужчину, который говорит, что он - женщина? Или мы сразу посоветуем ему грамотное лечение у опытных специалистов?

На самом деле противоречие здесь - только кажущееся. Так в социальной психологи мы можем увидеть определение понятия мужчины, как человека, включающего в себя как бы двух субъектов:

  1. естественного мужчину (мужчина в физиологическом смысле)
  2. социализированный мужчина (мужчина, которым научают быть, тот набор стереотипов поведения, принятый в каждой культуре, который позволяет определить, кто перед вами: мужчина или женщина).

То же самое деление относится, кстати, и к женщине. Почему-то эти две составляющие раньше разводились (считается, что в нас есть либо одно, либо другое, а значит, я могу быть либо похотливым самцом или же неистовым зверем, либо вечно приветливым и улыбающимся последователем Дейла Карнеги), но в современных теориях они достаточно тесно взаимосвязаны.

Более того, перечитывая литературу, я наткнулся на совершенно гениальную идею. Заключается она в том, что естественный и социализированный мужчина действительно взаимосвязаны в конкретном человеке, но при патологии они работают по принципу или-или, а в норме есть своеобразная структура, которая регулирует их работу и называется она - глубинный мужчина. Психоанализом здесь, как ни странно, даже и не пахнет. Все дело в том, что глубинный мужчина, в отличие от структуры Ego в психоанализе подчиняется исключительно интуиции, а не сознанию. Это именно та инстанция, которая обеспечивает сбалансированное взаимодействие естественного и социализированного начал в человеке. Метафорически то можно выразить так: «Стоят рядом два фонарных столба и я могу гулять под одним или под другим, но я никогда не выйду из области света, потому что я хорошо вижу границы». Более того, именно глубинный мужчина отвечает за естественную мягкость и нежность, доброту и внимание. Он также ответственен за отказ от многих стереотипов, так как способен проявить свою силу, исходящую из глубинной, уравновешенной и естественной стороны личности, а не из поверхностной социальной роли. И именно в данном контексте мы рассмотрим следующий аспект.

Роли и функции мужчины.

И нет там ничего -
Ни золота, ни руд,
Там только-то всего,
Что гребень слишком крут,
И слышен сердца стук,
И страшен снегопад,
И очень дорог друг,
И слишком близко ад.

Если придерживаться предложенного взгляда на организацию внутренней сущности мужчины, то мы можем говорить о том, что для:

  • «естественного» характерно: чувствовать и стремиться самому накопить опыт, принять вызов и взять на себя риск, пройтись по краю;
  • «социализированного» характерно: следовать установленному одобряемому шаблону, ревностно изучать искусство нравиться людям, быть социально приемлемым;
  • и только лишь наличие третьей позиции позволяет синтезировать первые две и найти возможность быть творческим, преодолевать ограничения, жить «на все сто», сочетая это с некоторыми разумными соображениями.

Я не случайно так подробно коснулся этой темы. Эта модель работает в семьях и в психологической практике. Как ни для кого не является секретом, что «друзья не растут в огороде», так ни для кого уже не является тайной тот факт, что в процессе терапии что-то с клиентом происходит. Что-то зависит от терапевта и очень важно, к какому именно терапевту-мужчине вы попадете.

Просматривая классическую литературу по психологии я заметил, что большинство классиков - именно мужчины (И.Ялом, К.Витакер, К.Роджерс, А.Лоуэн, Ф.Риман, А.Черников). Почему так происходит, что их объединяет? - вот те вопросы, которые я задавал сам себе. А ответ пришел, как обычно, совершенно внезапно. Их всех объединяет то, что у этих психологов-практиков сильно развита структура глубинного мужчины. Каждая книга - это история про взлеты и падения, про настоящие чувства и настоящий страх. Перед новым, перед неизвестным. И, исходя из этого, мы уже можем ответить на вопрос: «Что мы получим, идя к психологу-мужчине?». Это, безусловно, зависит от того, к какому типу мужчин вы пришли, но если вам повезло, то вас ждут изменения, вас ждет честность, иногда строгость, а иногда очень доброе и заботливое отношение. Сразу хочу оговориться - мужчина не самодостаточен. И только женщина может естественно дополнить его стремления.

Заключение

Но есть такое там -
И этим путь хорош, -
Чего в других местах
Не купишь, не найдешь:
С утра подъем, с утра
И до вершины - бой!
Отыщешь ты в горах
Победу над собой.

Таким образом, мы можем говорить о том, что роль мужчины в семье и семейной терапии в начале двадцать первого века пока изучена недостаточно. Перед исследователями встает множество вопросов, ответы на которые пока еще неизвестны. Но уже сейчас очевидно, что мужские функции имеют свою специфику по сравнению с женскими.


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: