Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Ракитина (Платонова) Екатерина. - Рождение нового в семейной терапии.

Ракитина (Платонова) Екатерина. - Рождение нового в семейной терапии.



Нда... Хорошая тема для дипломной работы. Вроде бы все «по теме». Связь с личной историей тоже очевидна. Вот только...

Часть 1. Рождение нового как цель и процесс психотерапии.

Сначала написала системной семейной психотерапии, потом - семейной психотерапии, а в результате осталось просто терапии. Ведь в чем смысл любой психотерапии? И системной, и семейной, и арт, и телесноориентированной и т.п. На мой взгляд, в качественном изменении самого клиента и его системы. Как может произойти это изменение? При условии утраты одних убеждений (очень долго подбирала термин: целей, мотивов, умений, воззрений, способов взаимодействия с окружающим миром, условных рефлексов, в конце концов), и как следствие, паттернов поведения и приобретении других, то есть новых для данного индивида.

Что такое терапия? Взаимодействие двух систем - системы клиентов и системы терапевтов (терапевта).

Далее идут рассуждения не физика, но гуманитария, да простят меня точные науки:-). При любом взаимодействии двух объектов наблюдается их воздействие друг на друга. Это может быть внешнее воздействие (прикосновение, давление, трение и т.п., в результате которого оба объекта остаются внутренне сохранными, но меняются их свойства (н. температура или форма). Или же при взаимодействии двух объектов (систем) может происходить их обмен друг с другом внутренними частями, и тогда в результате получаются два качественно новых (или чуть-чуть новых :-)) объекта. Но в любом случае, при любом характере взаимодействия, контакт не может пройти для каждого из объектов бесследно!

На языке системного подхода я это представляю себе следующим образом: при взаимодействии двух систем происходит их взаимное изменение. А любое изменение - это образование чего-то нового (даже в случае потери каких-то частей).

Часть 2. Рождение нового как постоянное изменение терапевта.

Мало того, что абсолютно все люди в процессе жизни меняются, кто-то больше, кто-то меньше, кто-то заметнее, кто-то не очень. Это потому, что все на всех влияют и все со всеми взаимодействуют. Работа влияет на дом, дом влияет на работу, друзья влияют на отношения с мужем, муж на отношения с мамой, а дети влияют на все вообще :-)... Так у нас, у терапевтов еще и профессия такая феноменальная - являться инструментом для изменения других людей. А самим куда при этом деваться? Ведь согласно Части 1, оба взаимодействующих объекта претерпевают изменения... Ну может хоть одну, самую дорогую частичку себя можно законсервировать и не трогать? Нельзя? Жаль, а так хочется...

Написала и прислушалась к себе: действительно ли хочется? Да. Хочется, чтобы так же восторженно щемило грудь при взгляде на смеющегося сына, чтобы также трепетать при прикосновении любимого мужчины. Сегодня. Завтра. Всегда. Просто слишком много нового вокруг и внутри меня. И хочется, чтобы были якоря, чтобы не улететь. Впрочем, это уже из части 3.

А если вернуться чуть назад, к нашим баранам, клиенту и терапевту, то из позитивных изменений, происходящих с терапевтом во время работы, в первую очередь я бы выделила приобретение колоссального нового опыта. Ведь бытует мнение, что все семьи счастливы одинаково, а несчастны по-своему. Вот с этим многообразием мы (терапевты) и имеем дело.

Опыт тоже разный бывает. Бывает, если так можно сказать, информационно-познавательный. Его еще из литературы почерпнуть можно. В качестве иллюстрации здесь можно привести фразу, с удивлением сказанную терапевтом после сессии самому себе или коллегам: «Ну надо же, и такое бывает!».

А еще бывает опыт про то, что с этим интересным случаем делать. Тут тоже, на мой взгляд, существует деление. Сначала встает дилемма, каким инструментом в работе с данной семьей пользоваться. Как из всего многообразия простых методов системной семейной терапии выбрать тот единственный, максимально эффективный в данном конкретном случае. Но когда такой метод найден (или, по крайней мере, так кажется терапевту), встает другая проблема, как не исказить его в работе с клиентом. Или, говоря другими словами, каким образом терапевт может являться точным инструментом во время своей работы.

Точным инструментом терапевт является в том случае, когда при прохождении от системы семейной терапии к системе клиента, метод, которым терапевт работает, практически не претерпевает искажений. Это условие выполнимо лишь в случае хорошей личной «проработанности» терапевта. Здесь уместно было бы упомянуть мудрость требования обязательной личной терапии в большинстве учебных программ по различным направлениям психотерапии. Так же, на мой взгляд, риск искажения существенно снижается и при работе в ко-терапии.

Часть 3. Рождение нового в моей личной истории за время обучения семейной терапии.

Как известно, чтобы построить что-нибудь новое, нужно сначала сломать что-нибудь старое... Так что, наверное, начать будет логичнее с потерь. За отчетный период мною были утеряны:

  • налаженный уклад жизни с превалирующей иллюзией полной личной свободы;
  • довольно большое число близких мне людей. Кто постарше - умирали, а многие друзья-ровестники, с которыми много чего пережито, просто постепенно становились все дальше, дальше и дальше...
  • довольно престижное по всем канонам место работы, на котором я проработала более 6 лет.

К моему огромному удовольствию список приобретений выглядит несколько длиннее. Итак, вот то новое, что смогло родиться (в хронологическом порядке):

  • приобретение профессионального сообщества;
  • рождение удачной, по моему разумению, ко-терапевтической пары;
  • новая Любовь;
  • семья;
  • чувство своего собственного дома. Оно рождалось очень тяжело, и смогло проявиться только где-то через полгода, а то и больше, после появления самого дома.
  • Сын. Наверное, это самое важное Рождение. И мой новый опыт материнства - тоже самый важный для меня.
  • Свое дело. Одно из самых тяжелых «новшеств» по своим отдаленным последствиям. Рождение новой для меня роли руководителя, власть и что с ней делать, чтобы не оттолкнуть от себя близких людей, проблема жесткости и простройки собственных границ...

Что-то слишком много нового получается. Как бы не улететь, не оторваться от себя самой. Неужели ничего от меня старой не осталось? Корни. Вот то, что питает и поддерживает нас, связывает с Землей и Небом, то, что не можем и не сможем изменить. Мама, Папа, где Вы?


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: