Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Дьякова Ольга - «Слушай парень, ты берешь ненужный груз».

Дьякова Ольга - «Слушай парень, ты берешь ненужный груз».



                                                           «Я лишь путь для самого себя, дорога,
                                                              которую надо пройти».
                                                                                        Х. Мураками
  Введение.

Метафорическая формулировка темы данной работы  определяет выбор формы  анализа проблемы и поиск способов  преодоления, решения данной проблемы.
Метафорой выражена проблема в жизни и  профессиональной деятельности семейного консультанта. Важная информация содержится в словах: «ненужный груз» и «ты берешь». Оказание помощи и поддержки  рассматривается как смысловое содержание метафоры – «брать груз».
    Цель работы: осознание смысла и мотива брать «ненужный груз» и найти способ его «снятия».
Задачи:
1) выяснение первопричин проблемы;
2) отслеживание «механизма» реализации «брать ненужный груз» в поведении и терапии;
3) анализ последствий данной проблемной позиции в жизни и профессии;
4) построение способа преодоления тенденции брать  «не свою» ответственность на себя, «ненужный груз».
Актуальность и значимость проблемы брать «ненужное» осознается автором работы. «Раскопки»  по проблеме вызывают душевный трепет и ощущение  нахождения «в потоке».

Метафора.

Метафора – иносказание, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых.
Слово метафора можно разбить на две части:
1) мета  - после, над, через, за, пере или совместно, сообща;
2) фора - движение.
Иными словами: 1)метафора связана с объединением, 2) это объединение нечто большее, чем просто сложение частей, это взаимовлияние и взаимосвязь элементов. Где каждый элемент получает новые свойства. Создается совершенно новое целостное образование.
Метафора применяется психологами как «тропка в обход цензуре сознания и рацио» (5, 15). Мир эмоций и переживаний прошлого и осознание настоящего представленный в форме метафоры становится доступным благодаря безопасному осмыслению.
Используется свойство метафоры - способность перекраивать реальность так, чтобы сохранить ее элементы, придавая им новый смысл. Это делает метафору ценным инструментом психотерапии. Принцип метафоры помогает  по-новому расставить акценты, помочь клиенту переосмыслить свой опыт. Для того чтобы метафора была эффективной необходимо, чтобы она «работала» на определенной частоте, соответствующей культурному уровню клиента  и его опыту (символам и образам пережитого).
«Метафора – это информационный канал, связывающий два отдельных мира. Она представляет путь, дающий возможность общения , некий надъязык, нечто подобное эсперанто, искусственному языку, придуманному человеком на основе интернациональных корней. Эти каналы, связанные воедино, подобно артериям и сосудам человеческого тела, образуют живую и пульсирующую карту культуры» (5, 17).
Метафорические переплетения являются отражением картины мира. «Построение картины мира вовсе не является случайной игрой воображения, это субъективное выражение некоторых структурных принципов, выбора понятий, в целом задающих картину мира в виде конкретных образов,
 несущих информацию о свойствах, характеристиках и поведении обозначаемых объектов» (5, 17).
«Человек живет в мире, строя вокруг и внутри себя сетку координат, где вертикальным измерением выступают символы, горизонтальным – метафоры, а в центре располагается образ. С помощью этих трех основных инструментов человек не просто устанавливает пространственно-временные координаты своего бытия, но и моделирует свои отношения с миром».
Построение целостной картины мира осуществляется за счет механизма переноса и уподобления.
«Гипотеза: в сознании современного человека накопились все предыдущие слои тысячелетий, и чтобы обнаружить и устранить нарушение, нужно, снимая слой за слоем, проникнуть в те архаические платы психики, которые и окажутся самыми здоровыми, потому что образованы как система координат человеческого бытия» (5, 21).
« Проблема современного человека в том, что в его системе координат обнаруживаются некоторые пробелы. И задача в том, чтобы сконструировать картину мира, по возможности заполнив ее необходимыми элементами. Это субъективное выражение некоторых принципов, набора взаимосвязанных понятий, в целом задающих картину мира в виде конкретных образов, несущих информацию объектов» (5,22).

Гипотезы первопричин.

    Варианты перевода смысла метафоры на язык личностной проблемы в психотерапевтическом понимании:
-    реализация  семейного мифа «Спасателей»;
-    жизненный сценарий с игрой: «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе» - маска «полезного человека» для того, чтобы держать остальных в зависимости от себя;
-     желание «быть хорошей девочкой» для всех (родительское предписание);
-    для поддержания собственной значимости и востребованности как преодоление страха быть одинокой и ненужной;
-    вариант проявления созависимости;
-    компенсация комплекса неполноценности;
-    потребность уважения и признания становится особенно актуальной в период «середины жизни» для получения ощущения : «Я есть» и как «обратная связь» процесса самореализации в профессии.
«Помогая другим, мы чувствуем свою востребованность и удовлетворение» - И. Любитов, с семинара: «Искушение Асклепия».
    
«Хронология». История появления и проявления проблемы: «брать ненужный груз».

Проблема «берет» начало в семейной истории рода.  Анализ генограммы
помогает понять истоки.
По линии отца  в жизни семьи были следующие события:
-    родственник деда написал донос на него и родителей моего отца «забрали», бабушка провела на Магадане 9 лет, а  дед погиб в ГУЛАГе в возрасте 36 лет, отец и его сестра с момента репрессий жили в семье сестры матери (предательство, трудное время и потери в семье);
-    мой отец воевал с 1942 по 1944 (трудное героическое время и роль спасателя)
-    взял в жены мою маму, зная, что она беременна не от него (роль спасателя).
По линии мамы:
-    родителей мамы раскулачили и выслали («трудности»);
-    молодость мамы приходится на время войны, она работает на заводе по производству снарядов («трудности»);
-    первый брак в 1946 году, предательство первого мужа, беременность, второй брак с моим отцом, рождение ребенка («трудности», «спасение»).
Первоначальный семейный миф: «семья героев»  - у мамы и отца. Затем смена мифа:  семья «спасателей». В семье появляются дисфункционалы – оба сына пьют. Мама опекает («спасает») всю жизнь первого, Евгения. Второй сын, Александр, погибает в возрасте 36 лет (его дед по линии отца тоже Александр и погиб в 36 лет).
Развод родителей  на 26 году совместной жизни (мне  - 16 лет, отцу 51 лет, маме 48). Для мамы – это очередное предательство, отец уходит к другой, женится на ней. Для меня уход отца, внешне принятый и понятый, имел «роковое» значение. В моей судьбе есть три переноса маминой судьбы и  в отношениях с мужчинами своеобразные трудности.
 Повторы маминой судьбы: первая беременность вне брака, затем вступление в брак и муж усыновляет моего сына в возрасте 2 – х лет – «спасает». Для сына история его рождения остается в тайне до 20 летнего возраста. Развод с мужем в 48 лет, моей дочери на момент развода – 16 лет.
Происхождение трудностей общения с мужчинами могут быть поняты через анализ отношений с отцом.
Фраза: «Меня не за что любить», прозвучавшая в  работе с семейной реликвией (иконой) была неожиданной для  меня. Она выскочила из глубин моего детства. Потому что если попросить меня перечислить мои достоинства, то я могу много в себе ценного и хорошего и даже уникального отметить. На осознанном уровне взрослая моя часть вполне благополучна. Но та девочка, подросток, оставленная  самым значимым мужчиной 35 лет назад, страдает, плачет и думает, что «ее не за что любить». Оказывается эта мысль и отношение к себе живет в моем подсознании и проявляется в отношениях со значимыми мужчинами.
Своеобразие трудностей состоит в том, что я выбираю женатых мужчин в качестве объекта своей привязанности или недоступных для построения отношений. Изначально задается вариант, в котором есть подтверждение неосознаваемого посыла из детства: «он принадлежит другой», а «меня не за что любить». Роль жертвы и соответствующий сценарий. Но…
Семью создать удалось с женатым мужчиной после его развода. Причиной развода была измена его жены. Встреча со мной состоялась позже.
 Он берет меня замуж с ребенком, сыну 2 года. Замужество «спасает» меня, т.к. у ребенка появляется отец (муж усыновляет ребенка).
Затем в браке происходит смена ролей. Спасателем становлюсь я, т.к.  муж спивается. «Спасение» мужа забирает много сил и здоровья. Со временем приходит понимание, что спасение продливает и поддерживает его дисфункциональность, любовь сгорает в череде «предательств» (измены, обман) и нет смысла жить вместе. Спасать приходится себя и детей. Потом развод, как у мамы в 48 лет. Жизнь на одной территории 2 года. Переход на финансовую самостоятельность и автономию. Уход бывшего мужа из дома.
Окончательный развод произошел, когда у него появилась женщина. Душа больше не болит за него – передала другой «спасательнице». Произошло разделение судеб и принятие того, что у него «своя судьба».
    На накопление «ненужного груза»  реагирует тело. Психосоматические проявления служат определенным подтверждением наличия проблемы отношений в семье и профессионального выгорания.

Симптоматическое проявление проблемы и последствия выгорания. Психосоматика.
 
                                                                  «Нельзя светить не сгорая»
«Сгорание – это эмоциональное, умственное и физическое истощение. Оно выражается в подавленности, усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, потере смысла происходящего, пессимистическом взгляде на жизнь вообще, в различных психосоматических симптомах».
У автора данной работы можно выделить целый список психосоматических проявлений.
Реакции тела на «ненужный груз»:
1)    гипотония – недостаток любви, недостаток жизненных сил, непосильная ноша, нехватка любви, сопротивление власти;
2)    кожное заболевание (нейродермит, псориаз) – «пограничные» проблемы, потери и разлуки;
3)    близорукость – страх будущего (прогрессирующая близорукость с детства);
4)    заболевание печени – сдержанный гнев, ярость, самобичевание;
5)    депрессивное состояние  – нет сил жить, мало берем от родителей (последние 2 года).
После краткого анализа причин накопления «ненужного груза» и психосоматических последствий наличия данной проблемы хочется поговорить о чувствах по этому поводу.

Чувства и мысли о своей  жизни и Судьбе.

 Разделение судеб. Чувство освобождения, появление горизонта и открытие нового собственного пути. Осознание своей судьбы на новом этапе.
Понимание  моих отношений с мужчинами. В этих отношениях много созависимости – сильная эмоциональная привязанность к мужчине, который проявляет внимание, любовь, заботу. Невозможность жить автономно, потребность постоянно  получать подтверждение своей  нужности, востребованности и зависимости от меня…чтобы  можно было опять реализовывать своего спасателя. Порочный круг самореализации под девизом: чтобы меня любили надо «спасать» замкнулся и накапливается усталость, снижение жизненных сил, выгорание.
Что делать и как жить дальше?

«Спасение утопающих -  дело самих утопающих».

Направления построения возможных путей преодоления «спасательства» и тенденции брать «ненужное»,  «не свое»:
1)    преодоление созависимости и подросткового комплекса: «меня не за что любить»;
2)    усиление позиции нейтральности    в профессиональной деятельности;
3)    проработка панического страха ошибки («делать что то не так»);
4)    облегчение «груза» ответственности – передача ответственности клиенту;
5)    создание нового образа жизни, смена приоритетов  (полноценный отдых и восстановление жизненных сил, радость и любовь).
Примерный план работы с проблемой.
Проблема проблемы. Что «ремонтировать»?  Каким может быть результат?   
Проблема    Способ проработки    Результат
1. «Меня не что любить»    Модель обновленного внутреннего мира, Образ «Я» любимой    Чувство любящего окружения, уверенность, «базовое доверие»,
2. Созависимость    Упражнения на работу с «внутренним» ребенком: дарить любовь и заботу себе самой в образе маленькой девочке    Рост эмоциональной автономии  независимости от степени проявления внимания и любви ко мне
3. Нарушение позиции нейтральности    Отслеживание проявлений (поза, слова – «мы», чувство «груза»)
Создание визуального  и вербального образа для напоминания о нейтральности    Укрепление позиции нейтральности
Рисунок или фотография уровня (строительный прибор для определения горизонтальности поверхности)
4. Панический страх ошибки и оценки    Проработка страха в системной расстановке    Освобождение от страхов
4. Сложность передачи ответственности клиенту    Отслеживание своих попыток брать «ненужный груз» и  передача ответственности клиенту    Повышение активности клиента
5. Тяжесть «груза»     Проигрывание ситуации, когда груз на плечах    Облегчение и   восстановление жизненных сил
6. Снятие «рюкзачка» с грузом    Сочинение истории про снятие рюкзака    Прояснение и «картинка» без рюкзачка
7. Пожелание самой себе: отдохнуть в отрыве от работы в обществе значимого мужчины, купаясь в любви, внимании и душевном комфорте.
Для подстраховки и определения степени «ненужности» груза психотерапевту рекомендуется помнить о последствиях «ухода» проблемы», т.е. надо проводить «экологическую проверку», чтобы ничего «не отвалилось».
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА (4, 42).
Экологическая проверка – одно из понятий НЛП. Сущность ее заключается в следующем: после завершения работы, ориентированной на симптом и осуществляемой на уровне всей системы клиента, следует посмотреть, нет ли каких-либо доводов против таких изменений. Возможно, что данный симптом выполнял какую-то важную функцию, которую следует иметь в виду.
Приводимая ниже история – происшедшая, по всей вероятности, очень давно – свидетельствует о важности экологической проверки.

Рождается мальчик. Здоровый и красивый. Лишь одна его особенность вызывает у родителей страх: на месте пупка у ребенка – золотой винт. Родители всячески скрывают этот дефект, ездят от врача к врачу, из страны в страну. Но никто не может помочь им. Никакие средства не действуют, винт не удается повернуть даже на миллиметр.
Ребенок, между тем, превращается во взрослого мужчину. Как и у родителей, у него только одно желание – избавиться от золотого винта.
Он объезжает весь мир. Наконец, в Индии ему говорят, что высоко в Гималаях растет дерево, и там он сможет решить свою проблему. Он отправляется в длинное, трудное путешествие. И правда, на том месте, про которое ему говорили, стоит дерево. Усталый, он засыпает прямо под деревом. Ему снится сон: он находит куст, на ветвях которого висят многочисленные золотые инструменты. Среди них – золотой гаечный ключ, соответствующий размерам его винта-пупка. Во сне он берет этот ключ и приставляет к пупку. И действительно, ему легко удается извлечь из живота золотой винт.
С тяжелым чувством человек просыпается. Он хорошо помнит свой сон. Неожиданно ему становится понятным его смысл. Человек поднимает рубашку и смотрит на свой живот: золотого винта больше нет!
Его охватывает восторг. Он вскакивает и тут же слышит за спиной подозрительный звук. С удивлением оборачивается и видит: жопы нет – отвалилась.
Вывод: «Осознающий человек может определить линию своих жизненных планов и переписать свои драмы  в соответствии со своей неповторимой индивидуальностью» (4).






























Список, используемой литературой.

1.    Берн Э. Игры,  в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб: Лениздат, 1992.
2.    Варга А.Я., Драпкина Т.С.  Системная семейная психотерапия. СПб: Речь, 2001.
3.    Джеймс М., Джовгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт упражнениями. М: «Прогресс», 1993.
4.    Миллс Д.,  Кроули Р.  Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». Детская психология и терапия. Психология самопомощи. Семейная психология и терапия. М: «Класс», 2005.
5.    Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. Институт Психотерапии. М.: 2004.
6.     Михайлова Е.Л. Я у себя одна. Психология для каждого. М: «Класс», 2003.
7.    Тренкле Б. Учебник псиХО-ХО-терапии: вполне серьезные анекдоты. Теория психотерапии. М: «Класс», 1998.
8.    Уайнхолд Б. и Д.   Освобождение от созависимости. Терапия зависимостей. М: «Класс», 2005.
Приложения.

1.    Метафора  изменения  образа «Я»: «старая» баржа превратилась в современный, оснащенный технически океанический лайнер.
2.    Виртуальная история «Три встречи» или «Вертяк» у зеркала».
3.    Фотография.
4.    Генограмма.




















Не сказка, история «в картинках»:
 «Вертяк у зеркала» или «Три встречи».

Зеркало. «Я – глаз, лишенный век. Я брошено на землю, чтоб этот мир дробить и отражать…И образы скользят. Я чувствую, Я внемлю,   но не могу в себе из задержать».
                                                      М. Волошин

Рождаются образы и картинки как воспоминания о том чего на самом деле не было.     
«Видение 1».
    Я иду по лесу, мне 6 лет, в руке    букетик лесных цветов. Выхожу на поляну и вижу, сидит на пеньке Старик – Мудрец. Он зовет меня и просит, чтобы я помогла ему найти посох, он его где то обронил. Звучит фраза: «Будь хорошей девочкой, помоги». Я посох нашла в траве и отдала. На плечах появился рюкзачок.
«Видение 2».
Второй раз я встретила Мудреца в храме. Это было в тот день, когда я привела своих детей креститься в церковь. После обряда крещения, стоя перед иконами и держа своих детей за руки, я увидела его: он высветился у алтаря и  сказал мне: «Помогай им». И это было не только про моих детей.
На рюкзачке появились надписи: «Положись на меня», «Не волнуйся, я позабочусь о тебе».
«Видение 3».
Третья встреча была у него в библиотеке Дворца. Он там живет. Я просила совета, как облегчить жизнь себе. Он сказал, что совет не нужен, что я все пойму сама. «Посмотри на себя со всех сторон» - сказал Мудрец и поставил передо мной Зеркала. Пол под ногами стал вращаться. Я ощутила тяжесть рюкзака за спиной, увидела его. Это был уже не рюкзачок, а рюкзак и надписей на нем много, и огромный герб «помогальщика» - костыль. От вращения и от взгляда рюкзак стал меняться. Он стал прозрачным и невесомым, надулся и лопнул, как воздушный шарик. Ноша улетучилась. Тяжесть ушла. Что-то изменилось во мне… Мудрец подарил зеленый кристалл и сказал, что всегда рад встрече со мной.
Послесловие.
Приснился сон о том, что появилась способность перемещаться иным способом.
 Могу «летать», подниматься вверх без усилий и парить двигаясь в воздухе.







Содержание.

1. Введение.
2. Метафора.
3. Гипотезы первопричин.
4. «Хронология». История появления и проявления проблемы: «брать ненужный груз».
     5. Симптоматическое проявление проблемы и последствия выгорания. Пси
5.    Чувства и мысли о своей жизни и Судьбе.
6.    «Спасение утопающих – дело самих утопающих».
7.    проблема проблемы. «Что ремонтировать»?
8.    Экологическая проверка.
9.    Список, используемой литературы.
10.     Приложения.


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: