Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Танская Вера Леонидовна - Ступени на пути к мастерству.

Танская Вера Леонидовна - Ступени на пути к мастерству.



Для меня ответить на вопрос: "Как достичь мастерства?" и, правда, сложно. Думая над ответом,  я вспомнила интересную методику. Человеку предлагают взять лист бумаги и быстро, особенно не задумываясь десять раз подряд ответить на вопрос "Кто Я"? Казалось бы так просто. Но большинство людей с трудом добираются до десятого пункта. Данную методику я  немного модифицировала и предложила сама себе перечислить десять ступеней, по которым мне нужно пройти, чтобы моя работа, работа психолога стала более профессиональной, мастерской.

Первые строчки моей "лестницы" заняли обозначения моего социального статуса, т.е. наличие диплома психолога, посещение профессиональных семинаров, обучение в аспирантуре. Почему  на первой ступеньке я поставила наличие диплома? Во-первых, это одно из  главных событий моего жизненного пути  прошедшего года, добившись успехов в учебе, я убедилась в своих академических способностях, что, в свою очередь, стимулировало меня работать упорнее и добиваться большего. Делать все, что в твоих силах, и добиваться этого - означает чувствовать себя более уверенным и способным, а законченное базовое образование является важной составной частью деятельности психолога.

На вторую ступень я поставила способ оценки жизненного пути и как он влияет на качество наших переживаний, а стало быть, и на наше чувство удовлетворенности.

Третья ступень- это самопознание.  "Познай себя", - убеждал греческий философ Сократ. Иметь представление о самом себе вовсе не означает действительно знать себя. Ранее все то, что я не желала или не в силах была узнать о себе, изгоняла из своего сознания. Однако вытесненное не исчезает совершенно, оно влияет на чувства, мысли, поведение, порой заставляя удивляться самому себе. Чтобы приобрести более полное и верное видение себя, мне необходимо было, проделать работу по самосознанию, "вытащить на свет", осмыслить и принять то, что было изгнано из моего Я. Обучение на семинарах по системной семейной психотерапии, а также  работа в интервизорских группах помогла понять мне, что самость человеку не достается в дар - ее надо в себе найти, выстрадать, вырасти. Обретению самости в первую очередь и служат важнейшие жизненные кризисы, а может быть, и сама моя жизнь.

Четвертая ступень - научиться любить себя. Поскольку мои воспитатели успели внушить, что необходимо любой ценой жертвовать собой ради других и это исключительно в удовлетворении их чаяний и ради счастья наших близких, что и является  смыслом человеческой жизни.

Любить себя? Это слишком большая смелость. И в этом смысле я "революционер". Теперь я могу ставить свои личные интересы выше интересов окружающих: перестала жертвовать собой ради ребенка, жертвовать собой ради партнера, точно так же как говорить "НЕТ" коллегам по работе. Я учусь любить себя!

В реализации профессионального мастерства большую помощь может оказать наставник. Он передает молодому специалисту свое мастерство и опыт, помогает его росту. Наставник- это золотая середина на пути к мастерству.

Шестая ступень- это моя семья, так как именно она является мощным стимулом  личностного развития, эмоциональной поддержки, психологической защиты, душевного общения. Именно в своей семье я нахожу понимание, любовь, заботу, возможность быть самим собой. Множество достижений не состоялись бы, если бы мне  не помогало преодолевать трудности предвкушение увидеть гордость в глазах отца или восхищение мужа. Атмосфера  моей семьи позволяет вновь и вновь, словно феникс из пепла, восстанавливаться и идти дальше.

Самоопределение семейного психолога (терапевта) в собственной семье и способность решать возникающие жизненные проблемы является важным условием его эффективности как профессионала (А. Черников \\Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики).

Семь. Это творчество. Подходить к делу творчески всегда гораздо интереснее работы по заготовленному шаблону. Творить для меня - значит верить, верить в то, что все получиться, что занимаешься нужным и полезным делом. Творчество вообще дает человеку свободу относиться к миру субъективно и к самому себе - как к частички вселенной (и не самой плохой). В новогодние каникулы  с сыном мы решили порисовать (вообще мы рисуем очень часто), обычно это детские раскраски. Заметив, что мой сыночек замечательно справляется сам, я взяла чистый лист бумаги и кисть и стала рисовать. Остановилась примерно через час, к тому времени я нарисовала около семи портретов своих друзей. От полученного результата была в восторге. Муж удивился моим работам, а сынок узнал всех моих друзей и назвал их поименно. Сейчас по вечерам я беру в руки карандаш и рисую. Что  со мной происходит, ведь раньше я неумела, держать карандаша в руке? Отвечаю - Я приобщилась к чуду!

Восьмая ступень- это судьба. Странно, не правда ли? Я верю в судьбу, и именно поэтому стараюсь добиваться желаемого, так как судьба идет навстречу только тем, кто действует.

Девятая ступенька - это принятие своего возраста и одновременно его отсутствие. Этим новым самоощущениям я обязана своим коллегам и сыночку. В кругу коллег я точно помню, сколько мне лет и могу гордиться своим возрастом и то, как я выгляжу, а общаясь с сыном можно не помнить сколько тебе лет,- ведь рядом растет и взрослеет мой сын! Он подарил мне возможность снова стать маленькой и взрослеть заново - уже вместе с ним. Благодаря ему у меня есть шанс заново прожить детство.
В работе с детьми это здорово помогает.

Десять. Сегодня мне больше всего хочется жить. Чувство необходимости кому-то, что-то доказывать - в первую очередь себе - в прошлом. А сейчас  я могу любить себя, дарить свою любовь семье и близким, могу заниматься любимым делом и даже завести собаку.

Ни в 10, ни в 50 пунктах (ступенях) не дашь сколько-нибудь полного описания мастерства. И самый длинный список пришлось бы дополнять ответами на вопросы: "Какой я психолог (мастер, человек)?", "Что я предпочитаю в своей работе?", "Чего боюсь?", "Зачем мне это?" и множество других, потом описать весь  свой жизненный опыт, всю сумму своих впечатлений, мыслей, чувств, решений, учесть свой характер и темперамент, взаимоотношения с людьми, походку, взгляд, любимый цвет и настольную книгу+..
И даже тогда ответ на вопрос: "Как достичь мастерства", не будет полным и точным.   

Важной составляющей на пути к мастерству является прохождение супервизии. Впервые с супервизией я познакомилась в литературе в рамках психоаналитического подхода. Однако в силу специфичности его контекста она сложна для начинающего психолога. В процессе обучения в университете, приобретая навык консультирования, мы имели возможность проводить учебные сессии и учиться анализировать их на собственном материале, так и на материале своих коллег, наблюдая за их работой, делая записи и озвучивая в дальнейшем свои наблюдения при обратной связи. Но прочувствовать по-настоящему супервизию мне удалось после приобретения собственного клиентского опыта. Первая настоящая супервизия была пройдена мной по методу краткосрочной семейной терапии по Б.Хеллингеру: "Системные расстановки". Впечатления, которые у меня остались - это успешно сданный экзамен (оценка хорошо).
С момента прохождения первой очной супервизии до второй прошло чуть больше года, но мое отношение к ней изменилось. Теперь супервизия для меня это возможность приобретения новых умений и навыков, личностного роста. Поскольку, трудности, с которыми я встречаюсь в ходе работы, возникают часто, но не всегда заметны для самой меня. Работа же в сотрудничестве  с опытным супервизором, который, наблюдая за сессией, отмечает ее логику, достоинства и недостатки и обсуждает в последствии это с тобой, приобретает большую значимость в ходе профессионального становления, в приобретении умения анализировать собственную деятельность, к способности осознанной саморефлексии в процессе взаимодействия с клиентом.

                                                                               Среди нехоженых путей
                                                                               Один путь - мой,
                                                                               Среди невзятых рубежей
                                                                                Один - за мной!
                                                                                 (Владимир Высоцкий).

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: