Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Васильева Маргарита - Психотерапия сексуальных дисфункций. Методические рекомендации (с кратким словарём терминов) для системных семейных консультантов.

Васильева Маргарита - Психотерапия сексуальных дисфункций. Методические рекомендации (с кратким словарём терминов) для системных семейных консультантов.



Введение.

Репродуктивная, или  половая, сфера - наиболее чувствительна к воздействию стресса и первой попадает под удар. Именно поэтому сегодня так распространены сексуальные проблемы у мужчин, женщин и семейных пар.
Многие, к сожалению, не по наслышке знакомы с нарушениями потенции и эякуляции (семяизвержения), потерей сексуального интереса, отсутствием сексуальной разрядки.
Зачастую вместо радости от сексуальной жизни человек испытывает страх, подавленность, разочарование, отвращение, неуверенность - в общем, целый спектр негативных эмоций!
Все наши проблемы начинаются с головы! Это не просто фраза. Стрессы, проблемы в семье, бессонница, боли и хронические заболевания зачастую лишают нас возможности полноценно работать, принимать решения, любить, наслаждаться жизнью. Не всегда мы готовы поделиться переживаниями и попросить совета у близкого человека или знакомого, т.к. иногда проблемы носят очень личностный характер, и общество зачастую не всегда одобрительно относится к некоторым действиям и поступкам человека.
Но надо жить! Решать проблемы, получать советы. А как?
Только специалисты, подкованные опытом, научными знаниями вместе с клиентом найдут выход и решение в сложившейся ситуации.
В настоящее время психотерапевтическая помощь становится все более актуальной. Психотерапевт – это уже не неведомое нечто, а зарекомендовавший себя профессионал, помогающий в борьбе с жизненными трудностями. Самые распространенные «жизненные трудности» это – любовь, власть, секс и деньги. Со знаком плюс и со знаком минус. По отношению к себе и по отношению к другим. Сдобренные хорошей порцией агрессии или жалобами на отсутствие таковой в самый нужный момент жизни. И вечным вопросом «Почему это происходит со мной?» Люди, которые обращаются за помощью – разные. Соответственно и виды психотерапии, использующиеся для лечения многообразны. Всё более оправдывает себя эклектический подход в психотерапии, то есть соединяющий в себе несколько методов. К настоящему времени в мире имеется более 500 методов и форм психотерапии. Всё большее количество психотерапевтов используют разнородные психотерапевтические методы, не обращая внимание на их теоретическое обоснование. Использование эклектической психотерапии больше ограничивается техническим, нетеоретическим соединением психотерапевтических методов. Общая идея соединения различных приёмов психотерапии относится к понятию интерактивной (всеобъемлющей) психотерапией. Эклектическая психотерапия действует с учётом индивидуальных особенностей психического заболевания, пограничного заболевания, проблем и личностных свойств отдельного человека. Так же учитывается его отношение к тем или иным психотерапевтическим методам. На практике теоретические вопросы психотерапии отступают на второй план перед конкретными проблемами реальности. Психотерапевт – эклектик в зависимости от характера заболевания, потребностей и возможностей пациента, использует методы различных направлений и добивается изменений в лучшую сторону в проявлениях болезни, внутреннем мире и поведении пациента. В современном мире с его экономией времени и денег, все больше потребности в краткосрочных формах психотерапии, для чего так же хороша эклектика. В условиях предположительно единственной встречи, психотерапевт использует технический приём, наиболее подходящий именно для этого пациента, например внушение, совет или интерпретацию (перевод чего-либо из области подсознательного в область сознания). Все виды психотерапии, которые применяются в настоящее время, берут свое начало в наблюдении за реальными жизненными ситуациями и позитивном их разрешении.
Наиболее популярными видами психотерапии являются:
1.    Гипноз;
2.    Психоанализ;
3.    Трансактный анализ;
4.    Терапия творчеством;
5.    Телесно-ориентированная психотерапия;
6.    Аутогенная тренировка;
7.    НЛП;
8.    Гештальт-терапия;
9.    Трансперсональная психотерапия.


























2. Психотерапия сексуальных дисфункций

Психотерапия - (от греч. Psyche - душа и therapeia - лечение) - данный термин был предложен в 1872 г. Тьюком, который впервые его использовал в своей книге "Иллюстрация влияния разума на тело", хотя первая систематическая дискуссия на тему психотерапии была открыта Райльсом книгой "Метод психического лечения" в 1803 г., а первое преподавание как самостоятельной дисциплины начато в 1811 г. Хайнротом. В настоящее время наиболее часто данным понятием обозначают медико-психологическое воздействие на психическую сферу человека с целью оказания ему помощи. Поскольку границу между здоровьем и болезнью, особенно в области пограничных психических расстройств, провести достаточно сложно, сам объект психотерапевтического воздействия - пациент - может быть идентифицирован только квалифицированным специалистом (психиатром) - врачом. Психотерапия не имеет своих специфических методов исследования, не имеет своего языка, так как он формировался под влиянием различных психологических школ. Методы психотерапии также в большинстве случаев разрабатывались психологами. Тем не менее, клиническая психотерапия имеет право на существование, поскольку несомненным ее преимуществом перед современными психологическими и инструментальными методами психотерапии является тот факт, что она опирается на клиническую диагностику заболевания, учитывает этиологию, патогенез страдания и, как правило, используется в системе комплексной медицинской помощи.
Сексуальные нарушения — состояния, при которых нарушаются обычные физические реакций сексуальной функции. Причины таких дисфункций могут быть органического характера (болезнь или травма половых органов, употребление наркотиков, алкоголя) и психосоциальные (психологические, культуральные, межличностные отношения, психические болезни).
Половые извращения (сексуальные перверзии, парафилии) — состояния, при которых появляется патологическая направленность полового влечения и искажаются формы его реализации. Сексуальное возбуждение и удовлетворение зависят от фантазий на тему необычных сексуальных переживаний и может быть вызвано необычным (даже странным) сексуальным объектом (животные, маленькие дети, трупы). Человек, подверженный сексуальным извращениям, в отличие от случайного сексуального экспериментирования, всецело поглощен мыслями о достижении своей цели, при этом абсолютно забывает о нравственных нормах поведения и возможной ответственности перед законом. Все остальные виды сексуальной деятельности теряют для него всякий смысл. Парафилии чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. Половые извращения могут быть проявлением психических заболеваний (шизофрения, старческое слабоумиеолигофрения) или формируются у психопатических личностей под влиянием различных психогенных и средовых факторов. В их возникновении большая роль отводится психическим травмам, полученным в детстве, неправильному воспитанию (в том числе сексуальному), ранним половым контактам, связанным с изнасилованием, растлением и т.д. Некоторым свойственна приверженность к одному типу сексуальных перверзий, другие же склонны к перемене форм полового удовлетворения.

Цикл сексуальных реакций человека состоит из трёх фаз: оргазм, возбуждение и влечение. Сексуальное влечение функционально связано с возбуждением и оргазмом. Нейрофизиологи обнаружили, что ощущение сексуального влечения у мужчин и женщин связано с активизацией специфических нейроцентров и связей мозга. Для нормального функционирования этого регулирующего механизма сексуальной стимуляции в центральной нервной системе, среди прочих факторов, требуется согласованная работа нейротрансмиттеров и адекватный уровень тестостерона.
Известно также, что интерес человека к сексу может быть ослаблен при определённых болезненных состояниях и в случае фармакологических интоксикаций. В этиологии сексуальных расстройств роль психогенных факторов не менее значима, чем воздействие факторов биологического субстрата.

Сексуальные расстройства в наши дни превращаются в массовое явление. Как показал опрос, проведенный в США в 1970 г., более 50% женщин не могут испытать коитальный оргазм и от 30 до 50 % мужчин испытывают проблемы с потенцией. Эти данные дают основания предполагать, что многие наши клиенты переживают подобные проблемы, независимо от того, по какой причине они приходят за помощью к психотерапевту. Исходя из этого, я хотел бы рассмотреть психогенные (не обусловленные органическими причинами) наиболее часто встречающиеся сексуальные дисфункции и подвергнуть критике устаревшие концепции сексуальных нарушений; строго говоря, эти устаревшие концепции сейчас не всегда приемлемы как основа психотерапевтического лечения сексуальных расстройств.

Аноргазмия

Считается, что примерно 10% женщин вообще не способны испытывать оргазм. Это означает, что, несмотря на соответствующую, достаточную стимуляцию и подходящие условия, в которых происходит интимная встреча, эти женщины не могут пережить сексуальный оргазм. Им не удается достичь оргазма ни при помощи мастурбации, ни при помощи петтинга, ни в ходе самого полового акта. Число женщин, которые не могут пережить оргазм только во время полового акта, еще выше – их более 50%. Таких женщин считают коитально или вагинально аноргазмичными.
Причина аноргазмии – это, как правило, психические блокады. Часто они проявляются в форме осознаваемых или бессознательных конфликтов, а также в форме диффузных тревожных ожиданий, препятствующих свободному переживанию наслаждения. При этом центральную роль играют страхи различной степени и формы. Однако, следует отметить, что не все страхи имеют невротический характер. Например, страх нежелательной беременности не имеет невротическую природу. Сюда относятся также и различные факторы помех, например, спящие рядом с родительской постелью дети; их тоже нельзя считать невротическими. Сюда же можно отнести и реальные отношения партнеров за пределами спальни, если их нельзя назвать гармоничными. Проблемы с переживанием оргазма в таких условиях столь же мало отражают невротические сексуальные нарушения, как и коитальная аноргазмия, обусловленная только тем, что мужчина слишком быстро достигает семяизвержения, не давая женщине достаточно времени, чтобы достичь пика наслаждения.
Главный сдерживающий фактор при общей аноргазмии – это страх потерять контроль и предаться наслаждениям, связанным с чем-то запретным, с детства кажущимся плохим, греховным, «грязным» или опасным. Часто причина заключается также в недостаточной способности довериться, отдаться, что, в свою очередь, обусловлено кризисом идентификации. Например, в случае, если женщина отвергает диктуемую ей патриархально-доминирующим обществом роль. Открытые и скрытые агрессивные тенденции и переживания, направленные против мужчины, могут затем подрывать тот базис доверия, который необходим для способности позволить себе «провалиться». В этой связи могут возникать другие конфликты, связанные со стремлением к эмансипации. Например, амбивалентные желания женщины, желающей, с одной стороны, быть самостоятельной и независимой, а с другой стороны, - тоска по чувству, что «тебя берет сильный мужчина».
Другая форма противоречивых установок, которая может препятствовать переживанию оргазма, касается сексуальных фантазий. Несмотря на то, что без сексуальных фантазий невозможно достичь высокого уровня сексуального возбуждения, женщина по многим причинам часто их не допускает. В основном это бывает потому, что их содержание противоречит ее реальным представлениям о нравственности или тому, что она считает корректным с точки зрения общественной морали.
Наряду с упомянутыми страхами, к одной из наиболее частых причин аноргазмии относится навязчивая концентрация внимания на тех сексуальных ощущениях, от которых ожидается, что они непосредственно предшествуют оргазму. Такие и аналогичные формы полного сомнения в процессе самонаблюдения препятствуют переживанию оргазма. Во-первых, направляемое в эту сторону внимание само по себе приводит к более плоскому и холодному переживанию сексуального наслаждения. Во-вторых, оргазм – это сложный рефлекторный акт, который, как и другие контролируемые усилием воли рефлексы, блокируются при слишком большой концентрации внимания на нем.
Наряду с перечисленными психогенными причинами общей аноргазмии важную роль при блокировании способности к переживанию коитального оргазма играет недоразвитие мускулатуры влагалища (Perineums). Еще одной причиной может быть отсутствие осознавания себя в этой области. Мы имеем в виду, прежде всего, формирование «генитального самосознания» - в том смысле, что женщина «принимает» свои гениталии: у женщин такое формирование происходит гораздо сложнее, чем у мужчин. Символ потенции в культуре нашего общества достаточно прост – это готовый к половому сношению член. Мальчик хвастается своим членом, который часто становится «лучшим другом». Девочка же, напротив, долгое время может получить лишь весьма смутное представление о своей вагине. В противоположность пенису для вагины в современном западном обществе нет ни столь явно выраженного имиджа, ни соответствующего образа. В психотерапии преодолеть недостаток «вагинального сознания» удается при помощи так называемой компьютерной перинеометрии на базе обратной связи через электромиограмму.
Наконец, следует еще упомянуть, что препятствием к переживанию оргазма может быть также женская эякуляция, когда ее путают с коитальным недержанием мочи.
 
Импотенция
По данным исследований, проведенных в 1970 г. в США, от 30 до 50 % мужчин не удовлетворены своей потенцией. Психогенная импотенция в большинстве случаев не является сексуальным нарушением в собственном смысле слова: ведь не нарушена ни сексуальная сторона сама по себе, ни строение гениталий. Временную импотенцию даже скорее следует считать нормальной реакцией организма на переживание ситуаций, когда желаемые сексуальные действия были бы совсем не уместны. Большинство мужчин, которые обращаются по поводу импотенции к сексопатологу, на вопрос о том, как они себя чувствуют в постели перед половым актом, отвечают обычно, используя всевозможные позитивные атрибуты, как например, «супер», «эротично», «я завожусь» и т. п. Однако, когда пациента начинают расспрашивать специалисты, скоро выясняется, что эти высказывания далеко не верные. Они лишь только повторяют, что ожидает от себя сам мужчина и что общество считает нормой «мужской страсти и силы», но не то, что мужчина ощущает на самом деле. В действительности часто он чувствует все, что угодно, но не наслаждение и ничем не омраченное удовольствие. Он настолько далек от своих подлинных ощущений, что не замечает или не хочет замечать, что этих необходимых для эрекции эмоциональных базовых предпосылок у него вообще нет. Многие мужчины бывают поражены и глубоко «тронуты», когда в ходе беседы становится ясно, как сильно страх неудачи препятствует полноценному развитию наполовину уже присутствующего чувственного желания.
Сдерживаемое подобным образом сексуальное возбуждение снижается еще больше, если на протяжении длительного времени и с возрастающей озабоченностью мужчина наблюдает прогрессирующее недостаточное отвердение полового члена, отчаянно сравнивая его с тем, что должно быть. Не нужно говорить, что такие «озабоченные» оценки и наблюдения не способствуют эротизации. Но страдающий импотенцией мужчина это мало осознает, особенно в критической ситуации. Он не считает свои проблемы естественным следствием своего нервного, неприятно вялого эмоционального состояния, а часто даже считает, что в его гениталиях есть какой-то дефект. Он стремится во что бы то ни стало вызвать в своем теле не соответствующую его эмоциональному состоянию эрекцию. Он даже становится противником самого себя, когда отчитывает себя в монологе с самим собой. Более того, он часто оказывается неспособным к эрекции, потому что ошибочно исходит из того, что он способен к ней.
К такой позиции склонны прежде всего те мужчины, кого с самого детства приучали, что самое важное – исполнять то, чего от тебя ждут другие, а не действовать в соответствии с собственными желаниями. Поэтому таким мужчинам сложно просто предаться удовольствию, позволить всему происходить так, как получается. Более того, им сложно позволить себе быть свободным и делать в гармонии с партнершей то, что им хочется, не думая при этом, что должно происходить что-то определенное. Они не могут предаться разумному эгоизму и видеть в женщине в постели также и «сексуальный объект». Это не получается, прежде всего, у таких мужчин, которые невротически закомплексованы, зажаты в своей агрессии и самосознание которых нарушено. Чтобы оценить последствия этого, следует вспомнить, что у приматов эрегированный член служит сигналом угрозы и импонирования (impo… - внушать уважение, производить впечатление) (Ploog, 1966). Статистика изнасилований показывает, что мужская часть homo sapiens еще не вполне утратила эти свойства.
Обобщая, можно сказать, что психогенные сексуальные проблемы в целом и импотенция в особенности связаны не с тем, что человек «не может», а с тем, что он себе «не разрешает». Исходя из этого, основополагающие задачи психотерапии сексуальных расстройств связаны с развитием самооценки, с изменением образа самого себя и с вопорсом: «Как относиться к телу,  как изменить свои взгляды и установки, чтобы отвечать на сексуальное возбуждение желанной реакцией?»
 
Отсутствие сексуального желания
Отсутствие сексуального желания может быть бессознательным выражением проблем в отношениях или внутриличностных напряжений. «Нет» может означать отказ дать партнеру удовлетворение, отказ подтвердить его сексуальную привлекательность, «нет» может поколебать убежденность партнера, что его «хотят». Так как люди часто легко ранимы, особенно в том, что касается их сексуальности, то это оружие эффективно используется в борьбе полов. Есть много бессознательных причин, чтобы при помощи отказа в сексе заставить другого человека в чем-то раскаяться, о чем мы сами часто и не догадываемся. Например, такой причиной может быть разочарование в супруге, что он или она не тот «принц» или «принцесса», какими их считали. Также и партнеры, которые запутались в борьбе за власть, не «хотят» испытывать никакого вожделения к своему «контрагенту». Они не хотят только потому, что этого «хочет» партнер. Причины недостаточного сексуального желания не всегда связаны с такими агрессивными чувствами, как вражда или месть. Возможно, наиболее частый мотив – это конфликт близости и дистанции. Он существует там, где в отношениях четко не определено, насколько каждый из партнеров может считать допустимой ту степень психической близости и зависимости, не боясь при этом потерять свою автономию, и насколько самостоятельности каждый готов развить до той степени, чтобы у обоих не сложилось впечатление, что они уже больше не пара. Для всех этих амбивалентных стремлений сексуальность во многом служит регулятором для установления равновесия  в отношениях. Потребность в близости или необходимость дистанции представляет собой консистентную характеристику личности. Наряду со страхом слишком большой физической близости далее следует привести другие частые причины психогенного сдерживания сексуального желания. Это воспитание, враждебно настроенное к проблеме сексуальности, словно промывание мозгов вдалбливает, что сексуальное удовольствие – это что-то греховное. Еще одна частая причина отсутствия сексуального желания – это депрессия, а также тяжелые стрессовые состояния.
Ментальный механизм отсутствия сексуального желания функционирует обычно так, что человек концентрируется на негативных вещах, словно перед его внутренним взором прокручивается анти-эротическое видео. Возможно, поэтому он и делает прямо противоположное тому, что обычно делает человек, который настраивается на сексуальное состояние. Человек, для которого несложно захотеть и получить удовольствие, возбуждается именно благодаря тому, что у него появляются приятно возникающие представления.
 





























3. Методические рекомендации (с кратким словарём терминов)  
для системных семейных консультантов.

Гипноз

Гипноз – временное состояние сознания, характеризующееся сужением его объёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связанно с изменением функции индивидуального контроля и самосознания. Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения. Гипнотическое состояние, которым пользуются при лечении – состояние сродни тому, какое испытывает засыпающий человек. Полусон, полудрёма. Такое состояние, как безопасное и несущее удовольствие очень хорошо запечатлевается в детстве, в тот момент, когда родители укладывают сонного ребёнка спать. На ночь очень часто малышам читают сказки и стихи, поют песни или говорят что-нибудь нежное. Поэтому и на взрослых так действуют слова или действия внушения, воспринятые в гипнотическом состоянии. Перед гипнотизацией проводиться беседа для выяснения уровня внушаемости и выяснение отношения пациента к самому гипнозу. Способов в гипнотизации много. Они осуществляются воздействием на тот или иной анализатор: зрительный, слуховой, кожный. При использовании метода фиксации взора предлагают смотреть в какую либо одну точку, например на блестящий металлический предмет. Возникшее естественное утомление глаз и желание закрыть их способствует наступлению сна. Другой способ, предложенный в 1813 году португальским аббатом Фариа (фасцинания) подразумевает что человек смотрит в глаза гипнотизирующего не мигая, а гипнотизер при этом смотрит на переносицу пациента. При другом способе используется усыпляющее действие монотонных звуков (аналогов ритма материнского сердца): метронома, морского прибоя, падающих капель воды. Используется метод пассов – гипнотизирующий проводит несколько раз ладонью с широко расставленными пальцами вдоль лица и туловища гипнотизируемого, не касаясь его по направлению от головы к ногам. Метод сближения рук – пациента просят закрыть глаза, согнуть руки в локтях под углом 90 градусов и медленно сближать кончики пальцев, говоря ему: «Ваши пальцы будут медленно сближаться. Когда кончики их сойдутся, вы сделаете глубокий вдох, и будете спать крепким сном». Существуют три стадии гипноза:
1.    Сонливость. Гипнотизируемый, при некотором усилии, ещё может противостоять внушению, открыть глаза. Характерна легкая мышечная слабость и дремота.
2.    Гипотаксия. Человек не может открыть глаза и выполнить некоторые внушения. Отличается глубокой мышечной слабостью. Может быть, даже восковидная гибкость мышц.
3.    Сомнамбулизм. Характеризуется амнезией и способностью к выполнению не только гипнотических, но и постгипнотических внушений. Сомнамбулизм может возникать, минуя первые две стадии гипноза.
Гипнотерапия используется для лечения самых разнообразных заболеваний как нервной системы, так и при телесной болезни. Гипноз нельзя принимать при бреде и истерических установках личности.
Наиболее известным примером дара гипнотически воздействовать на людей являлся Вольф Мессинг – немецкий искатель приключений, ярко продемонстрировавший свой талант в 30-е годы XX столетия в Германии и даже в СССР. Больше всех известны два примера его мощного гипноза. Первый: Будучи подростком он загипнотизировал кондуктора в вагоне поезда, предъявив ему вместо билета пустой клочок бумаги. И второй: находясь в СССР по приглашению И.В. Сталина, Мессинг по личной просьбе вождя мирового пролетариата зашел в отделение Сбербанка в сопровождении двух сотрудников НКВД и по предъявлению чистого листа бумаги получил наличными пятьдесят тысяч рублей.


Терапия творчеством



Сюда относятся виды психотерапии, которые подразумевают как личное творчество, так и восприятие творчества других людей.
Терапия творческим самовыражением ¬– это метод разработанный врачом-психотерапевтом, профессором М.Е. Бурно. Суть метода заключается в том, что пациент раскрывает собственные творческие возможности через создание стихов, рассказов, картин, фотографий, музыкальных произведений. Таким образом, отображается внутренняя сущность человека, а так же болезненные элементы мировосприятия. Создав собственное произведение согласно собственным возможностям можно осознать свои слабые и сильные стороны и по-другому взглянуть на них. Процесс созидательный всегда наполняет душу радостью, счастьем и гордостью за свое творение. Такие чувства укрепляют собственную значимость, достоинства, и возрождают веру в себя, в свои силы.
Через создание произведений «выливается» так же и болезнь. Любое произведение искусства – отображает внутренние противоречия, страдания и сомнения создателя. И отобразив их вне себя, можно взглянуть на них по-другому и расправиться с ними. Терапия творческим самовыражением используется как при пограничных состояниях так и при тяжёлых формах шизофрении. По методу М.Е. Бурно написаны даже специальные пьесы, в которых пациенты могут разыграть и отреагировать травматичные для них ситуации. Так же используются танцы, под специально подобранные мелодии, для того, чтобы научиться общаться с ближним и раскрепостить тело. Если используется метод терапии чужим творчеством, то возможность высказать свои чувства, которые созвучны используемому, будь то специально подобранная книга (библиотерапия), музыка (музыкотерапия), картина (арт-терапия). Сюда же можно отнести позитивную психотерапия по Н. Пезешкиану и Х Пезешкиану, в которой используются притчи и анекдоты с психотерапевтическим моментом. Лечебное воздействие даёт возможность выплеснуть гнев, обиду, отчаяние или наоборот на некоторое время отрешиться от реальности. Можно научиться чувствовать ранее неведомые радости и счастье и победить болезнь.


Аутогенная тренировка

Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены направленный на восстановление динамического равновесия системы саморегулирующихся механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными моментами являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание. Аутогенная тренировка была предложена в Германии в 30х годах прошлого века Шульцем. Но изначально свои корни АТ берёт в техниках медитации, когда человек погружается в себя и работает над собой изнутри. При этом используются естественные силы организма. Поэтому почти все медитативные способы саморегуляции можно отнести к АТ. И наоборот. Выделяют две ступени АТ (по Шульцу):
1.    Низшая ступень – обучение релаксации с помощью упражнений направленных на вызывание ощущений тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания.
Упражнения, входящие в низшую ступень выполняются в одной из трёх поз:
а) Положение сидя, «поза кучера» – сидя на стуле со слегка опущенной в перёд головой, руки свободно лежат на бёдрах, ноги свободно расставлены;
б) Положение лёжа – на спине, голова на низкой подушке, руки несколько согнуты в локтях свободно лежат вдоль туловища, ладонями вниз;
в) Положение полулёжа – пациент свободно сидит в кресле облокотившись на спинку, руки на коленях или подлокотниках, ноги свободно расставлены. Для лучшей сосредоточенности глаза закрыты. Упражнения выполняются путем мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул самовнушения. Каждое из стандартных упражнений предворяется формулой – целью : «я совершенно спокоен».
Первое упражнение. Вызывает ощущение тяжести в руках и ногах., что сопровождается расслаблением мускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжёлая», затем «Левая рука совершенно тяжёлая» и «Обе руки совершенно тяжёлые». Такие же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки иноги совешенно тяжелые».
Второе упражнение. Вызывает ощущение тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудов конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая». «Руки совершенно теплые». Те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые и теплые».
Третье упражнение. Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».
Четвертое упражнение. Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».
Пятое упражнение. Вызывает ощущение тепла в области солнечного сплетения. Формула: «Моё солнечное сплетение излучает тепло».
Шестое упражнение. Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головных болей.Формула: «Мой лоб приятно прохладен».
Глубина аутогенного погружения подразделяется на три фазы. В первой фазе ощущается тепло, тяжесть, истома, разлившаяся по всему телу. Во второй фазе появляется ощущение телесной легкости, невесомости. Третья фаза характеризуется «исчезновением тела». На проработку каждого упражнения уходит две недели. Весь курс аутогенной тренировки длится около трёх месяцев. Занятия проводятся в группах один-два раза в неделю под руководством психотерапевта. Продолжительность занятий 15-20 минут. Самостоятельные тренировки проводятся дважды в день. Утром, перед тем ,как встать и вечером перед сном. Особенно хорошо помогают упражнения при неврастении.
2.    Высшая ступень – аутогенная медитация – создание трансовых состояний различного уровня

Телесно-ориентрованная терапия

Давно известно, что состояния тела и души: «в здоровом теле – здоровый дух», «сделал утром зарядку – весь день бодрячком», и.т.д.  Даже простое наблюдение за окружающими людьми показывает, что определённые типы телосложения соответствуют определенным видам характера. Эту взаимосвязь отмечал в VI веке Парацельс. Соответственно, какие либо душевные расстройства достаточно часто имеют физическое отображение. Наиболее известным методом в данной области является телесно-ориентированная терапия Райха. Она дала развитие множеству других методов. Изначально в основе подобной психотерапии лежит взаимосвязь напряжения определённых групп мышц, с определёнными чувствами (тревога, страх, контролируемое сексуальное напряжение), которые возникают в определённых ситуациях. Образуется так называемый «мышечный панцирь», охватывающий всё тело, либо отдельные его части:
1.    Область глаз;
2.    Рот и челюсти;
3.    Шея;
4.    Грудь;
5.    Диафрагма;
6.    Живот;
7.    Таз.
Терапевтическое воздействие выражается в определённых видах упражнений, которые снимают эти мышечные зажимы и высвобождают психофизическую энергию. Например если человек всё время сутулится, горбатиться, то существует мышечный зажим в области шеи и груди. А так же плечевого пояса, который, возможно, отображает чувство вины. Потому что зачастую, когда нас в чём-либо обвиняют, нам хочется пригнуться, укрыться от обвинителя, то есть стать маленьким и спрятаться. Отсюда – желание сжаться, умалиться. И как следствие часто повторяемой ситуации возникает мышечный зажим в этой области. Или еще пример: постоянно сжатые челюсти и напряжённые мышцы рта выдают закрытость, недоверчивость, желание настоять на своём и связанные с ними проблемы постоянного самоконтроля и напряжения.
К телесно-ориентированной терапии относится так же психотерапия танцами, так как в танце раскрепощаются почти все группы мышц, и высвобождается сексуальная энергия.



НЛП (Нейро - Лингвистическое Программирование)

Этот метод психотерапии основан на «эриксоновском» гипнозе, позитивной психотерапии и гештальт-терапии. Создан в 1975 году лингвистом Гриндером и математиком Бендлером. Подразумевает свой особый язык на котором общаются терапевт с пациентом. Основными положениями НЛП являются:
1.    Человеческий организм и мозг подобно компьютеру имеет определённое количество программ. Самосозданных и внушенных в различных ситуациях, для которых характерно изменённое состояние сознания;
2.    Большая часть программ не осознаётся и проявляется только в определённой структуре речи и в сопутствующих невербальных реакциях человека;
3.    Поведение человека является адаптивным в различных условиях жизни, но если эти модели поведения перестают действовать, то возможно само- или перепрограммирование для улучшения адаптации в новых условиях. Это происходит в «трансовом» состояниb на основе переработки поступившей информации;
4.    Взаимодействие осуществляется путём подстройки терапевта к пациенту через эффективные технологии. Используются основные каналы поступления информации: зрительный, слуховой, кинестетический. С их помощью предлагается спецефический набор «ключей» и «якорей», то есть эмоционально значимых для человека, представленных в состоянии транса ситуаций и отношения к ним.
Популярными примерами НЛП является демонстрация визуального конструирования: предлагают вспомнить и описать дверь, ведущe. в вашу квартиру и по схеме движения глаз определяют, насколько человек является визуалом и каким образом можно его «заякорить», действуя через визуальные образы. Для аудиала предлагается вспомнить, каким образом он, к примеру записывает лекции и потом воспроизводит полученную информацию. Для киненстетика характерны концентрация внимания на внутренних переживаниях. Улавливая в речи того или иного типа слова относящиеся к увиденным образам (увидел, узрел, посмотрел) или словам, которые характеризуют речь (говорить, разговаривать, произносить), или чувства (почувствовал, ощутил, воспринял), создают канал связи, спецефический для данного пациента и общаются с ним предпочитая тот канал связи, которым пациент пользуется.

Гештальт-терапия

Метод созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом. Само слово «гештальт» переводится как «зеркало», «отражение». Суть метода сводится к тому, чтобы осознать здесь и сейчас ,отразить во вне, а потом закончить образы незавершенных ситуаций, которые именно своей незавершённостью беспокоят и тревожат человека. Высказать чувства, обиды и получить от обидчика ответ, разрешить ситуацию в свою пользу. Или высказать родителям всё что ты о них думаешь и очистить свою душу от чувства вины. Гештальт-терапия подразумевает работу в группах. Пользуются следующими играми:
1.    Диалог между частями собственной личности. Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым, значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул») располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочерёдно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь отождествлять себя с различными частями своей личности.
Пример: Мужчина сорока пяти лет, врач по профессии. Из заявленных проблем – основная желание всё и всегда контролировать, и, при невозможности осуществлять полный контроль, связанное с этим чувство гнева. После соответствующей подготовки выяснилось, что таким образом проявляется чувство вины, которое испытывает пациент. Появление чувства вины было обосновано тем, что пять лет назад он не настоял на том, чтобы его жена доносила и родила ребёнка. Она
 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: