Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Архангельская Эльвира Владимировна - Понятие "вторичная выгода симптома" в системном подходе.

Архангельская Эльвира Владимировна - Понятие "вторичная выгода симптома" в системном подходе.



Понятие "вторичная выгода симптома" в системном подходе.

Симптом.
Первое, с чего мне хотелось бы начать, так это с определения «симптома». Симптом, как можно проследить, имеет различные определения понятия. Это и\или отдельный признак, частое проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, либо отдельная конкретная жалоба больного, и\или признак какого-либо явления, представляющего собой отклонение от нормального течения какого-либо процесса.
Получив данную тему работы, конечно я думала и о своей семье, о системе, об элементах (признаках) ее дисгармоничности и о вариантах источников этого… А на одной из встреч с коллегами я услышала мнение (цитирую не дословно, но по сути), что тема мне дана «в связи с особенностями моего голоса». Мне не понравилось. Голос мой, для меня, ни заболевание и даже ни жалоба. Что же произошло? В чем-то я не права?
Но ведь, по-моему, подобный вывод демонстрирует некое желание других проникнуть в причины(!) возникновения состояния, в данном случае, моего, и мои смыслы. А это уж получается некая претензия на возможную объективность смысла, что просто невозможно, он субъективен. Это я немного к тому, что данная тема говорит о «симптоме» и, по словам некоторых коллег, состояние моего голоса было определено как «симптом». А мной-то – нет, оно так неопределено. Да, это затруднение, сложность, может даже страдание, но не симптом. Потому и непонравилось.
Так в какой же момент симптом, который наблюдает консультант, становится «симптом» над которым следует работать?
Как симптом, состояние человека заслуживает внимание только тогда когда он его беспокоит. Симптом осмыслен и связан с переживанием. Более того, симптом – это лишь отражение в консультировании. Вне этой деятельности «симптома» нет (Завьялов В.Ю.). Это важно и тем, что в результате эффективной работы, симптом ведь исчезает. Хотя, тогда что значит «отсутствие симптома», если, например, инвалидность сохранена? А значит это, что значение симптома изменяется для системы (для личности). Он просто теряет свой смысл, выполнив свою задачу. Но об этом чуть позже.

Выгоды симптома в системе.
В системном подходе симптом рассматривается как выражение состояния и как выражение отношений между людьми и как средство достижения целей в отношениях. Они (системные подходы) предполагают, что индивиды могут быть поняты только в социальном контексте, внутри которого они существуют и что развитие членов семьи и семейной системы  взаимосвязано.
Конечно, не обязательно иметь представление об идеальной семье, но занимаясь взаимоотношениями, поддерживающими проблему, предполагается дисфункциональность, поэтому семьи могут быть и гармоничными и дисфункциональными. Хорошо сбалансированная, гармоничная семейная система способна обеспечить взаимодействие со значимыми  для  неё  лицами,  родными, друзьями, соседями, представителями социума и удовлетворение значимых потребностей. Она обладает значительной гибкостью, способностью приспосабливаться к изменившейся ситуации, сохраняя вместе с тем по возможности все, что для членов семьи дорого и важно .
Отмечу, что у каждой семьи свои ценности. Эта семейная система ценностей влияет на  нормы, правила  отношений, поведения и роли её членов. Другими словами, она формирует стереотипы. А именно закрепляет «совокупность идей, установок и верований, объединяющую членов семьи, независимо от того, осознают они их или нет». События жизни членов семьи - рождение, брак, смерть, болезнь, всякого рода напряжения - создают ситуацию, в которой семья может стать дисгармоничной, ригидной семейной системой.
Для сохранения привычных стереотипов взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами семьи обладают собственным набором механизмов, первичная цель которых заключается в сохранении допустимого поведенческого равновесия внутри семьи. Семья может стремиться к равновесию посредством образования подсистем, образования симптомов. Через «симптом» происходит защита гомеостаза. Симптомы поддерживают ситуацию, в которой семья – являясь дисгармоничной  семейной системой, - пытается сохранить привычные стереотипы.
Симптом отдельного человека – это симптом системы . В случае ликвидации симптома, как механизма регуляции системы, вся семейная система оказывается временно нерегулируемой, дезорганизованной. Он поднимает вопрос косвенного удовлетворения потребностей этой семейной системы и обеспечивает ее целостность для нормального функционирования.
Симптомы устойчивы для системы, пока он ценны! Через симптом о себе заявляют потребности, декларируя настойчивое стремление к чему-либо (к сохранению функционирования системы по своим нормам, ценностям, характеристикам). Он исчезнет, если потеряет смысл (значение), точнее сказать, если выполнит свою задачу.
Отмечу, что под отсутствием симптома следует понимать состояние, когда тот самый симптом непорождается вновь и неподдерживается личностью(системой) либо непрепятствует поддержанию качества жизни.  

Смысл симптома.
Признаюсь, что оказалось самым непростым для меня разделить «смысл» и «задачу». Вероятно, это вызвано тем, что уже мне знаком поиск смысла жизни, и попытка найти его с расчетом на будущее, по-моему, нереальна. Симптом же пытается незаметно направить нас по определенному пути, придавая жизни определенный смысл. Этот смысл становится явным, когда оглядываешься на свою жизнь, либо, все-таки, в данный момент (настоящий).
В данном случае, по сути дела, смысл и задача одно и тоже. Смысл симптома - в решении задачи.
Симптом необходим для решения определенной стоящей за ним задачи, которая и получила название "вторичной выгоды".
Вторичная выгода симптома - практически всегда связана с отношениями с окружающими . Задача симптома сильно зависит от контекста и ситуации, и именно задача симптома имеет значение для системы. Симптом может
- способствовать достижению реализации определенной потребности;
- препятствовать достижению реализации потребности;
- способствовать достижению одних и препятствовать достижению других потребностей.

Кроме того, симптом дает понять, что в жизни человек играет определенные роли. А в зависимости от роли человека в системе вторична выгода симптома может и реализовываться по-разному.
Так, например, симптом может существовать для получения материальной выгоды. Исходная вторичная выгода бессознательна и неуправляема. Это почти симулятивная установка. Чем дольше вторичная выгода становится более сознательной, становится формой рентного поведения, формой манипуляции. Так, члены семьи формируют рентное поведение, согласно которому инвалидность ребенка, его болезнь и прочие ограничения в жизнедеятельности условно выгодны и сознательно/несознательно поощряются. Условно выгодны потому что: это материальные льготы, денежное пособие, это социальная защита. Лишиться этого, или поспособствовать в развитии ребенка, сделать что-то, что повлечет за собой снятие инвалидности – это значит "быть плохой матерью" – а ведь это уже станет препятствием и нематериальной выгоде.
Задача симптома может быть и в обеспечении возможности избежать нежелательной деятельности. Пребывание в ситуации может восприниматься как более безопасное, и сдерживать от достижения цели.
Кроме того, вторичная выгода может реализовываться в получении определенной социальной поддержки, которая не может быть достигнута другим способом.
Часто вторичная выгода связана с приятными эмоциями, которые человек получает от текущего состояния. Например, больной, сознанием желая выздороветь, не разрешает себе этого подсознательно, поскольку болезнь дает ему возможность получать тепло, внимание и заботу близких. В свою очередь система, таким образом, например, может поддерживать спутанность, хотя и быть довольно успешной поддержанием минимума контактов между родителями до поры, когда этому человеку понадобиться умение приспосабливаться к другим людям. А это может повлечь его уход в себя и поведенческие проблемы.
Таким образом, симптом восстанавливает в системе определенный порядок, выполняя свою задачу. А приведет ли к решению глубинной задачи, каков его смысл – это уже другой вопрос. Ведь нерешенное в системе – важное незаконченное дело нашей жизни.

  Дисгармоничная система, в свою очередь, порождает дисгармоничную личность с проблемами в адаптации.
  Гармоничная семья (Карвасарский Б.Д.) обладает следующими признаками:
1. Все члены общаются между собой, умеют слушать друг друга. В спорах учитывается мнение каждого члена семьи. Здоровая семья — это место проявления близости, любви, так же как и отрицательных эмоций.
2. Разделяются ответственность и обязанности между всеми ее членами.
3. Члены семьи поддерживают друг друга, умеют распределить и выполнять обязанности другого члена в случае изменения ситуации (командировка, болезнь).
4. Каждый ее член верит в себя, имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
5. Учат уважать других людей, их различия во вкусах; уважают вкусы, выбор друзей, времяпровождение подростка.
6. Члены семьи обладают общей системой ценностей, знают свои права.
7. Существуют семейные традиции, дети знают своих предков, свои корни.
8. Коалиции между ее членами динамичны и изменчивы. Допускается смена одних внутрисемейных треугольников другими без возникновения при этом у членов семьи чувства ревности или ненадежности, что жизненно необходимо для установления личностно-социальных границ.
9. Ценится чувство юмора, воспитывается позитивное отношение к жизни.
10. Уделяется внимание духовной жизни.
11. Уделяется время развлечениям.
12. Поощряется совместный прием пищи.
13. Поощряется альтруизм (сделать что-либо безвозмездно для другого человека, школы).
14. Члены семьи создают условия для своего личностного роста.
15. Члены семьи не стесняются обращаться за помощью и поддержкой к специалистам в случае кризиса или появления проблем.
  Если дисфункцию перевести как личностный смысл симптома, то это позволит выявить «ширму», которая сохраняет привычный в системе стереотип. «Симптом может быть «экраном», на который конкретная личность, как кинопроектор, отбрасывает смысл собственной жизни» (Завьялов В.Ю. Смысл нерукотворный. Новосибирск 2007. С.117).

  В то время как выгода первичная - это связь симптома с внутренним конфликтом
 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: