Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / - Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте (республика Казахстан)

- Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте (республика Казахстан)


Бебчук М.А., Корсун Т.В., Рихмаер Е.А, <Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте (республика Казахстан)>. Альманах современной науки и образования. Научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. <Педагогика, психология, социология и методика их преподавания>, 2008, стр.19-22.


Психология семьи и семейная психотерапия в кросскультурном аспекте

(Республика Казахстан)

Бебчук М.А., Корсун Т.В., Рихмаер Е.А.

(Институт интегративной семейной терапии)

Москва

 

Вступление и благодарности

      Настоящая публикация является результатом пятилетнего наблюдения за «жизнью» семей, приходящих на семейное консультирование, разборы случаев и просто на демонстрационные семинары, проводимые в рамках образовательной программы Московского Института интегративной семейной терапии в г. Алма-Ате (Казахстан). Авторы и все сотрудники Института почтительно относятся к восточным традициям и выражают искреннюю благодарность членам семей и участникам образовательной программы за предоставленный материал и живой интерес к данному исследованию.

Нужны ли кросскультурные исследования в практической семейной психологии?

      На первом году обучения одна из участниц образовательной программы после завершения демонстрационной сессии воскликнула: «А разве с казахскими семьями должны и могут работать не только казахи (психотерапевты – авт.)!?»

      Географически Казахстан находится в Азии, но исторически сложилось, что более половины населения – российское или европейское, т.к. в сталинское время именно в Казахстан выселялись немцы Поволжья, украинцы, многие народы с Кавказа. Кроме того, Казахстан - рубеж мусульманства и православия, и, следовательно, в стране – много  межкультурных и межрелигиозных браков.

      Исторически народы, населяющие Казахстан, вели кочевой образ жизни, и, во многом с этим фактом связаны сохранившиеся до наших дней традиции и правила. Знание уклада жизни казахских семей в значительной степени помогает специалистам, работающим в системном подходе, адаптировать рожденные в Европе или США техники и методики к специфике Востока.

      Одним из законов, которому подчиняется семейная система, является Закон Развития, согласно которому всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Понятие жизненного цикла введено школой Palo Alto. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи меняется и вместе с ним меняется семейная ситуация.

      Стадии жизненного цикла казахской семьи значительно отличаются от американской (А. Аккерман, Д. Браун) или российской (А.Я.Варга) модели жизненного цикла. Казахские семьи так строго следуют древним традициям (особенно в селах Южного Казахстана), что на первый взгляд может показаться, будто Закон Гомеостаза главенствует над Законом Развития.

      В Казахстане, как и в России, практически не бывает отдельно живущих нуклеарных семей, что только частично связано с экономическими причинами, а не в меньшей степени с тем, что традиционно казахи живут большой (в прошлом – кочевой) семьей. По казахским традициям младший сын часто остается жить с родителями и создает свою собственную семью в родительском доме, что исключает в казахской семье стадию монады, существующую в американских семьях, во время которого одинокий молодой человек, финансово практически самостоятельный, живет отдельно от своих родителей.

Рассмотрим жизненный цикл традиционной казахской семьи.

      Первая стадия жизненного цикла - это родительская семья со взрослыми детьми, часто с ними проживает один из прародителей. Таким образом, в одной семье живут три – четыре – пять поколений, что определяет характер взаимоотношений между подсистемами прародители – родители - дети: двойственное положение родителей по отношению к своим детям и к прародителям (одновременное нахождение родителей в 2-х или 3-х подсистемах). В семьях с размытыми границами между подсистемами и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Часто эти роли спутаны.

      В Казахстане нормальным явлением считается семья, в которой - 6-8 детей. В этом случае старшая девочка является «функциональной матерью» для своих младших сиблингов.

      Наиболее вероятными проблемами на данном этапе, с которыми может столкнуться семья, следующие:

  • Размытость границ не позволяет четко распределить ответственность между подсистемами: за принятие финансовых решений и определение норм или правил взаимодействия между членами семьи;
  • Нередко прародители по ряду причин (см. ниже) являются функциональными родителями для своих внуков, что упрощает возможности образования коалиций между подсистемами прародителей и внуков либо родителей и детей.

      В качестве иллюстрации приведем случай молодой женщины 38 лет, которая обратилась за консультацией по поводу низкой самооценки и сложностей при общении с мужчинами.

      Она - первый ребенок в семье, в которой кроме неё ещё семеро детей (самому младшему 25 лет). Только двое из них вышли замуж или женились и живут отдельно. Остальные проживают в одном доме с родителями. Наша клиентка 2 месяца не работает и тяготится тем, что не может за себя платить и самостоятельно покупать себе вещи, хотя в семье её очень поддерживают и любят. Согласно её словам, у неё дома - особое положение, так как ей позволяют делать то, что другим «детям» не разрешают, даже сейчас, когда она не работает. Все работающие и зарабатывающие «дети» отдают основную часть заработка матери, которая затем распределяет бюджет, исходя из общих интересов семьи. «Дети» не могут самостоятельное принять решение по поводу распределения заработанных денег, так как это может ущемить интересы других членов семьи и будет считаться предательством по отношению к ним. Замужество и переезд к мужу одной из сестер также переживается матерью как предательство.

      В данной работе мы использовали метод системных семейных расстановок (по Б. Хеллингеру) в связи с запросом клиентки на однократную встречу. В процессе работы была выявлена триангуляция клиентки в отношения родителей и ее дисфункциональная роль по отношению к своим младшим братьям и сестрам.

      В данной расстановке, как и в других расстановках со схожей темой, у «заместителей» старших детей, по нашим наблюдениям, возникает желание встать в один ряд с матерью – за спинами у младших. При этом младшие дети легко благодарят мать за жизнь, но им удобнее, когда за спиной стоит еще и старшая сестра.

 

      Вторая стадия жизненного цикла казахской семьи существенно отличается от  подобного этапа типичного российского жизненного цикла. Эта стадия начинается тогда, когда один из взрослых детей знакомится с будущим брачным партнером и приводит его в дом своих родителей (в Казахстане это только сын).

      На данной стадии характерно наличие следующих проблем, ведущих к дисфункции семьи:

  • Отсутствие четких границ между подсистемами затрудняет молодой семье обозначение и защиту своих границ;
  • Отсутствие условий для выработки молодой семьей личной ответственности;
  • Возможность возникновения новых коалиций между подсистемами с привлечением нового члена семьи;
  • Игнорирование и неприятие жизненного опыта нового члена семьи и возможное противостояние его с «новой» семьей.

      В России, как и в Европе, после свадьбы, новая семья образует новую систему. В Казахстане - жена «отказывается» от своей родительской семьи (ее или украли, или купили) и входит в систему мужа. По исходному порядку она становится младшей в роду, что находит свое подтверждение в названии «младшая невестка (сноха)». При этом глава рода – свекровь, которая определяет правила и семейный уклад. Младшая сноха живет практически на правах прислуги, например, не имея права садиться за стол, пока другие не поедят. Однако, по всей видимости, эта традиция уходит корнями так далеко вглубь, что противостоять ей даже не приходит в голову. В казахских семьях почтение к старшему поколению настолько велико, что сноха, пришедшая в дом к своему мужу, не может даже подумать о том, что родители её мужа не имеют права вмешиваться в жизнь их «нуклеарной» семьи.

      Ни у нас на психотерапевтическом приеме, ни в опыте местных коллег, не было случая, в котором бы жена младшего сына жаловалась на свою судьбу, или у кого-то возникали по поводу её положения в доме другие мнения. Интересно отметить, что в расстановках комфортная  заключительная «картинка-решение» выстраивается таким образом, что свекровь часто стоит ближе к сыну, чем его жена. Повышение статуса жены возможно только через рождение детей, особенно мальчиков.

      В случаях межрелигиозных браков наблюдается удивительное различие.  В парах мужчина – казах, женщина – русская, жена «следует» за мужем в мусульманство. При этом в расстановках они стоят близко друг к другу.  В случаях, когда мужчина - русский, женщина – казашка, она остается в мусульманстве. В работе методом расстановок «заместителям» пары удобно стоять не близко, а на некотором расстоянии друг от друга.        В качестве иллюстрации влияния процедуры бракосочетания на дальнейшую семейную историю приведем случай молодой женщины, которая обратилась за консультацией по поводу потери психологического контакта с дочерью 16 лет. При опросе выяснилось, что в 16 лет наша клиентка была похищена и выдана замуж за человека, которого ранее не знала и не любила. С одной стороны, с момента похищения контакт со своей матерью у клиентки был практически потерян, что повторилось на психологическом уровне в следующем поколении. С другой стороны, так и не полюбив, и не доверившись своему мужу, она с дочерью (и, соответственно, наоборот дочь с ней) устанавливает дистанцию, которая установлена между супругами. (Могла быть и диаметрально противоположная ситуация – симбиотических отношений матери с дочерью).

      Третья стадия жизненного цикла связана с рождением первого ребенка. Это кризисный период для всей системы. По казахским традициям первый ребенок может быть отдан на воспитание прародителям (по отношению к молодой семье это их родители) или в семью старшего брата (если к этому моменту у него нет наследника либо нет детей), что ведет к возникновению предельных проблем на этом этапе:

  • Биологические родители, отдавая своего первого ребенка в другую семью, утрачивают свои родительские функции, что накладывает свои особенности на их дальнейшее взаимодействие с ребенком;
  • У молодой семьи затягивается этап перехода на третью стадию жизненного цикла, что сказывается на супружеских отношениях;
  • Сложности в формировании границ и идентификации роли у биологических родителей часто приводят, в первую очередь, у мамы к психосоматическим реакциям, депрессии и к патологическому формированию личности.

      Т.о. прародители с 5-ой стадии (см.ниже) искусственно возвращаются на 3-ю стадию жизненного цикла: «Рождение первого ребенка». В связи с этим следует отметить еще два момента: во-первых, у прародителей отсутствуют физические возможности осуществлять полноценное воспитание ребенка, в том числе, в связи с возрастом, и, во-вторых, прародители получают дополнительное фактическое влияние на жизнь своих детей (биологических родителей первенца): «Мы растим вашего ребенка. Вы нам должны».

      В работе методом системных расстановок, с одной стороны, такая позиция приводит к нарушению баланса между «брать и давать». С другой стороны, - у ребенка наблюдается прерванное «движение к …» (по Б.Хеллингеру).

      Следует отметить, что в биологическом мире существуют типы родительства, необходимые на определенных этапах филогенеза для выживания всего вида, в том числе, и тип, при котором родители оставляют своих детей. При этом у детей, естественно, формируется высокая способность выживать в сложных ситуациях. Пофантазировав, можно предположить, что в древности для продолжения рода в тяжелых условиях кочевья, такой способ организации этой стадии жизненного цикла был необходим и целесообразен.  

      На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. С появлением второго ребенка возникает семейная структура молодой семьи. Семья становится более устойчивой с четко обозначенными границами. К особенностям данной стадии жизненного цикла в казахских семьях, а, соответственно, и возникновения возможных проблем, можно отнести:

  • Затруднения в идентификации прародителей в качестве дедушек и бабушек для второго ребенка, что может привести к изменению дистанции между прародителями и первым ребенком, с одной стороны, и родителями и вторым ребенком – с другой;
  • В родительской подсистеме этот период определяется четким обозначением собственных границ и перераспределением функциональных обязанностей.
  • Отсутствие условий для создания горизонтальной связи в подсистеме детей приводит к изоляции первого ребенка от своей родительской семьи. Возникают сложности принятия этого ребенка в детскую подсистему. Нарушается «порядок» в понимании Б. Хеллингера.
  • Отсутствие естественного контакта с сиблингами особенно выражено в семьях с жесткими внешними границами. И, напротив, при хорошем контакте первенца с другими детьми, как правило, нарушаются границы между подсистемами родителей и прародителей.

      В работе методом системных семейных расстановок возникают затруднения в процедуре принятия первого ребенка в свою подсистему братьями и сестрами, а  также сложности в поиске для него «правильного» места.

      При описании данной стадии жизненного цикла также важно отметить различное отношение в семьях к сыновьям и дочерям. До определенного возраста к девочкам (дочерям) в казахских семьях существует двойственное отношение. С одной стороны, их обучают домашнему труду, и они выполняют значительную часть домашней работы, а, с другой стороны, девочки считаются «гостьями» в своем доме и к ним относятся очень бережно. Их пребывание в родительском доме непродолжительно, т.к. их готовят к уходу в другую семью (систему), в другой род. В связи с этим, при появлении в доме первой снохи (т.е. жены сына) девочки (т.е. дочери) переходят в привилегированное положение и домашней работы не выполняют.

      В расстановках девочкам независимо от порядка рождения комфортнее стоять в ряду после мальчиков. Кроме того, обращение девочек к родителям практически всегда очень уважительное, часто по «Имени Отчеству» и на «Вы». Слова «мать» и «отец» им сложно произносить.

      Среди особенностей этой стадии следует еще раз отметить большое количество детей в семьях и функциональное распределение родительских ролей между старшими детьми. Разница в возрасте между старшими и младшими детьми может быть 20-25 лет. Это означает, что не всегда есть отчетливая граница между четвертой, пятой, а иногда и шестой стадией жизненного цикла казахской семьи.

      На пятой стадии начинают стареть и болеть прародители. В Казахстане, как и в России, стареющих и болеющих родителей не принято отдавать в дома престарелых, и уход за ними до последнего дня считается долгом детей.

      К особенностям казахских семей на данном этапе можно отнести очень большой авторитет и уважение к старости и старейшинам. А, соответственно, ещё большее влияние стереотипа, что «хороший ребенок должен поднести стакан воды своим стареющим родителям». Чаще эту роль в казахской семье выполняет приемный ребенок (первый внук) либо его родители.

      Сравнительно часто на этой стадии (впрочем, как на предыдущей, так и на последующей стадиях) семья, и, следовательно, психотерапевт могут встретиться с ситуацией многоженства. В Казахстане по закону сейчас разрешена одна семья, но после оформления развода можно жениться еще раз. Материальная поддержка предыдущих семей – обязательна. Однако в реальности, как принято в мусульманстве, у мужчины может быть до четырех жен. В этом случае достойное проживание всех жен и детей является делом чести, и позволить себе эту «роскошь» могут только богатые казахи. Женщина легко принимает всех предыдущих жен и детей. В работе методом расстановки даже вопрос «Уважаешь ли ты первую жену?» вызывает  удивление. Это само собой разумеется. Проблемы с уважением детьми новых жен возникают только тогда, когда новая жена – моложе детей от предыдущих браков.

      Кроме отмеченных особенностей данной стадии нам довелось встретиться на консультативном приеме еще с одной ситуацией, которая для казахских семей является традиционной. За помощью обратилась супружеская пара со значительной разницей в возрасте (жена была старше мужа на 17 лет) по поводу эмоциональных сложностей, возникающих в браке. При построении генограммы выяснилось, что женщина овдовев, была обязана повторно выйти замуж за младшего брата своего мужа, чтобы дети от первого брака (и, в первую очередь, мальчики) сохранили принадлежность роду мужа (отца).

      Шестая стадия. При внешнем сходстве с российской семьей, в Казахстане все же  есть свои традиционные особенности. Прародители умерли (кстати надо иметь в виду, что в Казахстане много долгожителей), и на этой стадии вновь мы видим семью со взрослыми детьми. Однако остается первый ребенок, статус которого часто так и не определен. На этом этапе, наконец, стираются границы между родительской семьей и этим ребенком. Осуществляется его вхождение в родительскую семью. Это тоже кризисный период и возможно возникновение определенных проблем:

  • Первый ребенок может шантажировать и обвинять родителей, списывая на них все неудачи своей жизни, объясняя их тем, что его отдали, и он рос без родительской любви.
  • Возникающее у родителей чувство вины приводит к тому, что они не редко пытаются «откупиться» от первенца.
  • Может усилиться противостояние между детьми в связи с тем, что первый ребенок входит в родительскую семью последним, предъявляя требования, как первый.

      В заключение статьи, отметим еще одну тему, с которой нам приходилось много раз сталкиваться на консультативном приеме или в групповой терапии. В начале статьи мы упоминали о переселении народов на казахские земли. Как с войной, так и с репрессиями связана была необходимость смены фамилии, имени, национальности у немцев, евреев и некоторых других народов. Эти изменения паспортных данных держались в тайне даже от очень близких людей. По сути происходил отказ от рода, корней и собственной идентичности.

      В этих случаях (а это практически все семьи не казахского происхождения) в психотерапии звучит тема «оборванных» корней. Для клиента и, соответственно, консультанта (психотерапевта) это проявляется трудностями в поиске «места» в системе. При работе методом расстановок возникают также затруднения в поиске «поддерживающих» фигур. Очень ресурсным в работе этим методом является использование многих поколений сразу, «заместители» которых располагаются за спиной клиента.

      Словом, так или иначе, на Западе или на Востоке, семейная система стремится пройти свой жизненный цикл, а ее члены неизбежно проходят (удачно или неудачно) стадии своего развития. Данная статья не ставит задачу охватить все особенности этнопсихологии казахских семей, учесть все нюансы, возникающие на разных этапах развития семьи, однако учет и знание отличий жизненного цикла традиционной казахской семьи от российской может повысить эффективность проводимой семейной психотерапии. 


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: