Версия для слабовидящих (Страница 'Ермакова М.В. - Бальный танец в супружеской терапии')

Вернуться на главную страницу
______________
  


Ермакова М.В. Бальный танец в супружеской терапии. Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии, №1(10). 2009. – М.: ООО «Диона». – 206с.
 
Бальный танец в супружеской терапии.
 
Бальный танец имеет большое значение в супружеской терапии, так как он правильно отражает исторически сложившиеся приоритеты в отношениях между мужчиной и женщиной. Танец – философия, затем эмоции, преобразованные в движения и общение с партнером. Бальный танец своей спецификой затрагивает самые глубокие, архетипические струны личности, массу проблем, связанных с табу и нравственностью, такие, как сексуальность и ее духовность, любовь и сохранение индивидуальности в ней и мужчины, и женщины.
 
Существует десять бальных танцев – это десять разных ритмов, десять разных историй. Каждый танец – это маленькая жизнь, рассказанная языком телодвижений [1].
В танце важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем [3]. Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине [6].
 
         Взаимоотношения между членами семьи можно рассматривать как изящно срежиссированный танец, в котором они двигаются синхронно, оба способны самостоятельно порождать процесс изменений.  «Танец» - нечто требующее взаимной кооперации. Это скорее не «один или другой», но «один и другой [5]. Таким образом, танец – это система, состоящая из элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом [4]. И поэтому, для танца характерно то же положение, что и для системы - все части целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга, изменение одного элемента влечет за собой изменение другого [4].
 
Каждый танец имеет свой ритм, характер, отличается принципом взаимодействия в паре. В семье роли могут быть распределены как в танцах. Таким образом, каждая отдельная семья танцует свой определенный танец. И через изменение взаимодействия в танце или изменение самого танца можно влиять на изменения в семье. 
 
На словах часто может утверждаться "правильное" распределение ролей в семье, но в танце всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные взаимоотношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто - родителя и т.д. [2]. Через взаимодействие в танце можно понять кто ведущий, кто ведомый, эмоции в паре.  То есть, в танце вероятное и невероятное становится очевидным через движение, мимику, жесты и звуки.
 
На первый план в танце выходит взаимодействие, так же как и в семье. Необходимо научиться чувствовать друг друга, каждое движение, каждый шаг.
Действительная близость требует долгой совместной работы, притирки. Она возникает лишь со временем, через совместные усилия, разделение жизненных тягот и радостей между партнерами.  Они могут либо развиваться вместе, либо развиваться по отдельности. Третьего не дано [5].
 
Действительный рост – это то, что семья - пара делает друг с другом.
Разбирая сложные ситуации и конфликты,  оказывается, что слова уже "не работают" или им уже не верят. В таких случаях работа с танцем может эффективно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Кроме того, подобное двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, получить новый телесный опыт комфортного сосуществования в семье [2].
 
Так как каждый бальный танец имеет свой характер, и служит для выражения определенных эмоций, то может применяться, при психологической работе с выражением чувств внутри семьи. Особенно в тех случаях, когда оказывается недостаточным осознать и назвать чувства, а важно их выразить.
Эмоции живут в теле, поэтому движение является способом выражения чувств [7].
 
В рамках супружеской терапии была проведена работа с девятью парами, которая состояла из 10 встреч. На первых занятиях парам давалось задание выбрать понравившуюся музыку и просто танцевать друг с другом как они захотят. Это дало возможность продиагностировать характер взаимодействия в паре, границы каждого, распределение ролей и преобладающие эмоции между партнерами. Далее пары постепенно знакомились с музыкой и характером каждого танца, разучивали основные элементы. В процессе танца проговаривались следующие моменты: взаимодействие (что было легче – быть ведущим или ведомым, на сколько легко или трудно получалось понимать и чувствовать своего партнера, на сколько удалось почувствовать себя единым целом при разности партий, на каком расстоянии легче или сложнее было танцевать); выражение эмоций (на сколько удалось отобразить характер танца, на сколько было легко или тяжело выражать партнеру именно те эмоции, которые характерны для данного танца). От терапевта каждая пара получала обратную связь о том, чего не доставало в танце, а что удалось хорошо. После каждого занятия от пар была получена обратная связь. Результаты: парам стало проще высказывать чувства по отношению друг к другу,  выражать свои эмоции, они научились  слушать и лучше понимать друг друга, стало меньше конфликтов.
 
Таким образом, каждый отдельный бальный танец – это определенная история взаимоотношения между мужчиной и женщиной, поэтому в различных танцах супруги учатся по-разному взаимодействовать, выражать уважение, любовь, страсть, гнев, страх, власть,  прорабатывают свои комплексы. Через танец пара может сказать друг другу то, что не может сказать вербально.Танцы изменяют каждого человека и пару в целом.    
 
 
Список используемой литературы
  1. Акуленок С.В. История бальных танцев: Мелодии и ритмы российского танца. Выпуск 5, том 2, Москва, 2003 г.
  2. Бебик М.А Танцевально – двигательная терапия с семьями и детьми. Журнал практической психологии и психоанализа. № 1 март, Москва, 2005г.
  3. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души. Журнал практической психологии и психоанализа. №1-2 май, Москва, 2001 г.
  4. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. Спб.:Речь, 2001 г.
  5. Витакер К. Танцы с семьей. М.: Независимая фирма «Класс», 1999 г.
  6. Грачева В.Н. Телесно – ориентированный тренинг: Тело как зеркало нашей жизни. Спб.: Речь, 2006г.
  7. Раздрокина Л.Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально – игровые тренинги. Ростов н/Д: Феникс, 2007 г. 

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru