Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / Щедринская Ольга Марковна, Снарская Елена Юрьевна - Сотрудничество психолога и психиатра в поддержке пациента и его семьи. Барьеры и решения

Щедринская Ольга Марковна, Снарская Елена Юрьевна - Сотрудничество психолога и психиатра в поддержке пациента и его семьи. Барьеры и решения



Актуальность:

Стигма влияет на отношение к заболеваниям ментальной сферы и врачам-психиатрам и зачастую затрагивает как обывателей, так и психологов [4, 8]. Это выражается в том, что многие психологи избегают прямого контакта и активного сотрудничества с врачами-психиатрами. При этом известно, что для оказания качественной помощи без сотрудничества и слаженной работы не обойтись, и в интересах клиентов психологу важно уметь преодолевать барьеры и находить общий язык с врачом-психиатром [2, 9,10, 12]. 

Цель: исследовать основные барьеры и описать возможные пути для улучшения контакта и взаимопонимания между специалистами с разным базовым образованием.

Методы и результаты исследования:

Был проведен анонимный опрос, в котором приняли участие 142 психолога и 70 врачей-психиатров (Σ =212). 77.7% опрошенных заявили, что взаимодействие между психологом и психиатром полезно при лечении взрослых с заболеваниями ментальной сферы, и 91.3% подчеркнули значение такого сотрудничества в случае, если болен ребенок. 61.6% участников опроса сообщили, что имеют опыт сотрудничества со специалистом с иным базовым образованием, и 44.7% описали этот опыт как успешный и плодотворный. При этом 49.5% респондентов считают, что врачи-психиатры часто недооценивают пользу и возможности консультирования и психотерапии. 28.9% опрошенных психологов оценили свой уровень доверия врачам как низкий или средний. При этом 25.4% опрошенных врачей-психиатров сообщили, что не в полной мере понимают методы и приемы, которые используют психологи, и выделили также средний или низкий уровень доверия к эффективности этих методов.

С точки зрения основных барьеров, которые могут мешать сотрудничеству между специалистами, в первую очередь было названо отсутствие возможностей на организационном уровне (сотрудничество не предусмотрено на уровне структуры и способа функционирования организации) – так считает 20% опрошенных врачей-психиатров и 45% опрошенных психологов. Для 28.5% психиатров и для 15.4% психологов барьером является нечеткое понимание границ профессиональной ответственности. В то же время, 39.6% опрошенных верят в то, что эффективное сотрудничество между психологом и психиатром улучшает уровень комплаенса и общие результаты лечения.

Обсуждение результатов и предложенные решения:

Что может сделать психолог для преодоления сложившихся барьеров?

Нам кажется, что для начала можно опираться на следующие идеи и принципы:

Определить для себя как ценность возможность сотрудничества и видеть в этом смысл и пользу [7, 13].

Учить «чужой» язык и осваивать на минимальном уровне терминологию врача-психиатра [1, 3, 5].

Исследовать эффекты стигмы, собственные страхи и негативные установки, и при необходимости заменять их на более нейтральное отношение к теме ментального нездоровья [10, 12].

Для того, чтобы эффективно сопровождать клиентов (и их семьи) на пути преодоления комплексных состояний (таких, как расстройство настроения, пищевые расстройства, тревожные расстройства и т.п), для психолога важно четко определить свою «нишу», или спектр задач, которые будут особенно важны.

В целом, можно выделить следующие возможные задачи для психолога на разных этапах взаимодействия с клиентом (или его семьей) [1, 3,5, 6, 7, 8, 10, 11, 13]:

1.    Выявление признаков болезни или расстройства ментальной сферы;

2.    Мотивация клиента и его семьи на контакт с врачом;

3.    Снижение стигмы и страха при обращении к врачу-психиатру;

4.    Подготовка к встрече с врачом (к примеру – подготовка списка вопросов);

5.    Сопровождение медикаментозного лечения и улучшение комплаенса;

6.    Оптимизация взаимодействия между всеми заинтересованными сторонами, включая клиента, членов его семьи, врача и других значимых специалистов;

7.    Обучение навыкам жизни с хроническим или тяжелым заболеванием ментальной сферы;

8.    Выявление опасных состояний, в т.ч. ситуаций с суицидальным риском;

9.    Сопровождение госпитализации (до, во время, после).


Заключение:

Для оптимизации взаимодействия психолога и врача необходимо учитывать влияние стигмы, а также понимать основные барьеры в виде отсутствия возможностей на организационном уровне, предвзятое отношение друг к другу специалистов с базовым образованием и нечеткое понимание границ ответственности и оптимальной «ниши» для каждого специалиста. Были предложены возможные задачи, которые может решать психолог, сопровождая клиента с заболеванием ментальной и соматической сферы.
 

Литература:

Балакина О.Н. Организационные аспекты работы психолога в системе оказания психиатрической помощи // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 2. – С. 5-11;
URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=845 (дата обращения: 16.10.2020).

Бебчук М.А. Психо-социальные аспекты организации медицинской помощи детям-инвалидам с расстройствами в психической сфере // Медицинский альманах. 2016. №5 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psiho-sotsialnye-aspekty-organizatsii-meditsinskoy-pomoschi-detyam-invalidam-s-rasstroystvami-v-psihicheskoy-sfere (дата обращения: 17.10.2020).

Бобров А.Е., Довженко Т.В., Кулыгина М.А. Майя. Медицинская психология в психиатрии. Методологические и клинические аспекты // Социальная и клиническая психиатрия. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meditsinskaya-psihologiya-v-psihiatrii-metodologicheskie-i-klinicheskie-aspekty (дата обращения: 16.10.2020).

Бовина И.Б., Якушенко А.В. Стигматизация психически больных людей и борьба с ней: социально-психологическое измерение проблемы // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stigmatizatsiya-psihicheski-bolnyh-lyudey-i-borba-s-ney-sotsialno-psihologicheskoe-izmerenie-problemy (дата обращения: 17.10.2020).

Захаров Н.Б., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Достижения и проблемы современной психиатрической реабилитации // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dostizheniya-i-problemy-sovremennoy-psihiatricheskoy-reabilitatsii (дата обращения: 16.10.2020).

Корнетов Н. А., Агарков А. П. И. Я. Гурович, А. Б. Шмуклер, Я. А. Сторожакова. Психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. М. : ИД Медпрактика-М. 2004. 492 с // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-ya-gurovich-a-b-shmukler-ya-a-storozhakova-psihosotsialnaya-terapiya-i-psihosotsialnaya-reabilitatsiya-v-psihiatrii-m-id-medpraktika-m-1 (дата обращения: 16.10.2020).

Кунце Г. Комплайенс в терапии: от паттерналистически ориентированных пациентов к экспертам собственной индивидуальной болезни и терапии // СПЖ. 2001. №14-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komplayens-v-terapii-ot-patternalisticheski-orientirovannyh-patsientov-k-ekspertam-sobstvennoy-individualnoy-bolezni-i-terapii (дата обращения: 17.10.2020).

Литвиненко О.А. Влияние социокультурных изменений в обществе на стигматизацию психических болезней // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. №153-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsiokulturnyh-izmeneniy-v-obschestve-na-stigmatizatsiyu-psihicheskih-bolezney (дата обращения: 17.10.2020).

Лутова Н.Б., Сорокин М.Ю., Вид В.Д. Психиатрическая стигма - ее проявления и последствия. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М.Бехтерева.  2017; (3):41-45. URL; https://psychiatr.ru/magazine/obozr/87/1159 (дата обращения: 16.10.2020)

Скорик А. И., Коцюбинский А. П., Шейнина Н. С., Аксенова И. О., Аристова Т. А., Пенчул Н. А., Бутома Б. Г. Психиатрическая мифология и проблема сотрудничества // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihiatricheskaya-mifologiya-i-problema-sotrudnichestva (дата обращения: 17.10.2020).

Смекалкина Л.В., Мельников А.И., Кошелев В.В., Соболев В.А. Преимущества новой модели организации лечебно-реабилитационного процесса в условиях центра пограничной психиатрии // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-novoy-modeli-organizatsii-lechebno-reabilitatsionnogo-protsessa-v-usloviyah-tsentra-pogranichnoy-psihiatrii (дата обращения: 16.10.2020).

Ржевская Н. К., Руженков В. А. Стигма и проблемы организации медицинской помощи лицам с психическими расстройствами, сочетающимися с соматической патологией // Актуальные проблемы медицины. 2012. №10 (129). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stigma-i-problemy-organizatsii-meditsinskoy-pomoschi-litsam-s-psihicheskimi-rasstroystvami-sochetayuschimisya-s-somaticheskoy (дата обращения: 16.10.2020).

Шюлер П. О кооперации психиатров и психологов в Германии // СПЖ. 2001. №14-15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kooperatsii-psihiatrov-i-psihologov-v-germanii (дата обращения: 17.10.2020).


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: