Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Научные публикации / - Роль семьи в формировании и динамике суицидального поведения у детей и подростков

- Роль семьи в формировании и динамике суицидального поведения у детей и подростков


Бебчук М.А., Салихова А.Р.


        Суицидальным поведением называется широкий спектр проявлений, связанных с уходом из жизни: от мыслей о самоубийстве, соответствующих высказываний, угроз или намерений до попыток покончить с собой. В России ежегодно около трех тысяч детей и подростков кончают жизнь самоубийством. Это третья по частоте причина подростковой смертности.

       Целью настоящего исследования является изучение влияния семьи на формирование и закрепление феномена суицидального поведения у детей и подростков для совершенствования методов терапии и профилактики. 
Были изучены все дети, поступившие в 2006 году в Детскую психиатрическую больницу  №6 г.Москвы по поводу различных суицидальных проявлений. 
Общее количество детей в группе наблюдения было – 107 (57 девочек и 50 мальчиков). Дети были госпитализированы со следующими формами суицидальных проявлений: 5 детей по поводу отравления, 1 ребенок - с порезами, 1 - после повешения, 5 – после вскрытия вен, 1 – с попыткой удушения, 7- после падения с высоты. 52 ребенка имели суицидальные высказывания и 35 - высказывали угрозы суицидального характера. Пик суицидальных проявлений у девочек приходился на 16, а у мальчиков на 15 лет, т.е. совпадал с периодом созревания и сепарации от родителей. Следует отметить, что 70 детей (65%) воспитывались в полных семьях, 16 (15%) - в неполных, 18 детей (17%) - в смешанных семьях и 3 (3%) в детском доме. 

       Анализ причин суицидального поведения позволил выявить 8 вариантов.

  1. Демонстративно-шантажный суицид – 44 случая (41%). В 36 случаях (33%) суицидальный «ультиматум» был адресован родителям.
  2. Суицид – форма протестной реакции – 20 случаев (18%). Суицидальное поведение используется в качестве способа «донести» свое несогласие до окружающих (в 13 наблюдениях (12%)  до родителей).
  3. Суицид ребенка - способ наказать родителей – 16 наблюдений (15%). В двух наблюдениях из 16 высказывания и действия ребенка носили бредоподобный характер.
  4. Суицидальное поведение как способ решения семейных конфликтов: 8 детей и подростков (7%).
  5. Истинное суицидальное поведение – 6 наблюдений (6%).
  6. Бремя повышенной ответственности как причина суицидального поведения (5 наблюдений - 5%). Формирование суицидального поведения  в этих случаях возникает в связи со сложными проблемами в семье, за которые ребенку кажется, что он отвечает, но которые ему не по силам  решить. Суицидальному поведению предшествует депрессивный эпизод с нарастающим переживанием отчаянья.
  7. Суицид вследствие непереносимости разлуки – 4 случая (4%). Этот вариант наблюдался при симбиотических отношениях между матерью и ребенком.
  8. Суицид как результат желания быть похожим на своих родителей (4 наблюдения - 4%). Ребенок своим поведением «копирует» депрессию и склонность к самоубийству одного из родителей.

       Т.о. в 84 случаях (80%) наблюдается связь между формированием суицидального поведения у детей и семейной ситуацией. Установлена взаимосвязь между структурой семьи, внутрисемейными коммуникациями, семейными мифами и правилами, с одной стороны, и кратностью, формой и типом суицидального поведения, с другой.

       Наше исследование показало, что существует суицидальное поведение, которое связано напрямую с психотравмирующей ситуацией в семье и является реакцией на обострение данной ситуации. В ряде наблюдений суицидальное поведение было не связано с актуальной семейной ситуацией, а являлось типичной повторяющейся («наследственной») формой реакции членов данной семьи на трудную жизненную ситуацию. Кроме того, под наблюдением были случаи, в которых возникновение суицидального поведения напрямую не было связано с семьей, но приводило к дисфункциональной реакции семейной системы на симптоматическое поведение ребенка, что, в свою очередь, закрепляло это поведение в виде повторных суицидальных попыток (5 наблюдений).

       Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости включения семейной психотерапии (семейного психологического консультирования) в комплекс мероприятий по профилактике и лечению суицидального поведения у детей и подростков.


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: