Версия для слабовидящих (Страница ' - Симптом. Личность. Система.')

Вернуться на главную страницу
______________
  

Бебчук М.А., Рихмаер Е.А.


 Жизнь в России за последние два десятилетия сильно изменилась. Люди и человеческие отношения постоянно находятся в процессе трансформации.

      Возрастает интерес к обществу, человеку и психологии. Потребности практической психологии стимулируют развитие науки, обмен информацией между специалистами разных стран, образование новых направлений, интенсивное развитие новаторских подходов. 

      Так, на сегодняшний день только в психокоррекционной и консультативной практике по разным оценкам насчитывается от 400 до 1500 различных направлений и школ. В основе наиболее распространенной в настоящее время классификации лежат основные теории личности  и возникшие на их базе психотерапевтические направления (психодинамическое, бихевиоральное и гуманистическое). Некоторые специалисты опираются на классификации по длительности (однократное консультирование, краткосрочные методы и длительная терапия), количеству участников процесса (индивидуальная, групповая), состоянию сознания (с использованием трансовых техник и без).

      Однако тенденции к интеграции в психологии и психотерапии стирают границы между этими подходами. В этом многообразии сложнее для практикующих специалистов протекает профессиональная идентификация с одним из направлений, что отражается на возможностях получения поддержки от профессионального сообщества. 

      На наш взгляд, в практической работе психолога-консультанта или психотерапевта решающее значение имеет фокус его внимания. При рассмотрении всего психотерапевтического пространства в этом ракурсе, одним из основных ориентиров становится единица психокоррекционного воздействия. В этом случае, все многообразие подходов (направлений, школ, методов) можно объединить в три группы:

  • подходы, ориентированные на симптом (проблему),
  • подходы, ориентированные на личность,
  • подходы, ориентированные на систему (семью, группу, организацию).

        В первой группе, в качестве примера, могут быть названы классический гипноз и НЛП. Медицинскую модель помощи можно также отнести к этой группе. Задача работы в данном направлении – воздействие на симптоматическое (проблемное) поведение, результат терапии - избавление от симптома (проблемы). «Пришел с энурезом (заиканием, алкоголизмом, дерматитом), должен уйти – без!»  Ни личность, у которой возник данный симптом, ни ее окружение здесь не являются существенными. 

   Ко второй группе относятся психодинамические, гуманистические и другие личностно–ориентированные направления. В этом случае главный акцент делается на личности, у которой возникло симптоматическое поведение, сам же симптом и окружение клиента имеют второстепенное значение. Основная задача работы в данном направлении – изменение (развитие) личности. Предполагается, что в случае успешной работы (осознание внутриличностного конфликта, уменьшение ограничений, мешающих развитию) и симптом, и окружение изменятся. Позиция психолога-консультанта (психотерапевта) данного направления звучит следующим образом: «Если не заниматься личностью, то вместо сегодняшнего энуреза (заикания, алкоголизма, дерматита) завтра у клиента будет энкопрез (тики, наркомания, бронхиальная астма)».

      К третьей группе – ориентированной на изменения в окружении - относится системный подход в семейной терапии и консультировании организаций. Основная единица воздействия в данном подходе - семейная система (организация), основная задача этого воздействия - изменение коммуникативных и структурных характеристик системы и перевод системы на иной уровень функционирования. Один из главных вопросов, на который ищет ответ специалист этого направления: «Зачем у данной личности в данном окружении появляется и закрепляется в поведении именно этот симптом?» Предполагается, что когда в результате консультирования/терапии произойдут изменения в семье (системе), изменится и личность. Симптом, в этом случае,  перестает выполнять функцию поддержания гомеостаза в семье (системе) и становится «ненужным» клиенту (идентифицированному пациенту).

      Следует отметить, что в зависимости от выбранного направления (ориентация на симптом, личность или систему) меняется также и позиция психолога-консультанта. Например, психолог, при ориентации на симптом, выступает в роли эксперта, знающего и ведущего к определенной цели. Его действия часто носят директивный характер, он принимает на себя в значительной степени ответственность за процесс и результат. При ориентации на личность психолог становится «старшим товарищем», помогающим клиенту «вырасти» в безопасных условиях.  В этом случае ответственность за процесс и результат во многом принадлежит клиенту. При ориентации на систему, психолог может быть эффективным, только находясь в позиции нейтральности по отношению как к симптому, так  и ко всем членам семьи. Ответственность принадлежит, в первую очередь, членам семьи, что не уменьшает требований к профессиональной компетентности консультанта.

      Исходя из выбранного направления, консультант решает и стоящие перед ним организационные вопросы.

      Кто приглашается на прием? В первой и второй группе – непосредственно клиенты (индивидуально или в клиентскую группу), специалисты из третьей группы приглашают на прием членов семьи в различных сочетаниях и комбинациях в зависимости от этапа терапии и стоящих на этом этапе задач. 
Работать одному, с ко-терапевтом или командой терапевтов (психотерапевтов, консультантов)? Чаще всего консультанты из первой и второй групп работают в одиночку (групповой процесс, естественно, является исключением).

      Специалисты системного подхода (третья группа) предпочитают работать с ко-терапевтом или в команде (т.е. своей системой).

      Можно ли работать на дому у клиента? Сколько сессий (встреч) нужно провести? Какова  частота встреч? Что делать с неявкой клиента? И т.д., и т.д.
Оценка эффективности и экологичности проводимых изменений в зависимости от позиции специалиста также является актуальным вопросом. Однако, по нашему мнению, на сегодняшний день не существует сравнительных критериев эффективности и экологичности для такого сопоставления.       

      Таким образом, позиция психолога-консультанта (психотерапевта) в вопросе выбора единицы коррекционного воздействия, являясь по сути, профессиональным мировоззрением специалиста, на наш взгляд, определяет форму и содержание консультации (терапии). Ясная позиция психолога-консультанта позволяет ему лучше опираться на профессиональное сообщество, получая супервизию и постоянно повышая свою квалификацию. 


 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru