|
|
ИИСТ / Институт / Представители в регионах / Челябинск / Группа Челябинск АВ-6/2023 / Содержание семинаров
Содержание семинаров
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА.
Изучаются основные положения и принципы системного подхода. Раскрываются законы функционирования систем, в том числе социальных систем.
ТЕМА 1. Исторические аспекты системного подхода.
- Видение семьи, как целого, в котором все элементы связаны между собой и влияют друг на друга, называется системным подходом. В рамках этого подхода семья понимается как живая открытая система, которая функционирует по определенным законам, а все элементы этой системы взаимосвязаны.
- Форма работы: самостоятельное изучение
ТЕМА 2. Основные положения и принципы системного подхода.
- Основные положения системного подхода: целое больше, чем сумма его частей; все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Определение системы. Система состоит из меньших подсистем. Основные законы системы: закон гомеостаза и закон развития. Цикл «стабильность-развитие» и влияние на систему обратной связи извне (внешней). Баланс между «брать» и «давать».
- Форма работы: самостоятельное изучение
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ.
Отражаются вопросы организации первой и последующих встреч с семьей, продолжительность, частота и периодичность консультаций. Обсуждаются методические принципы консультирования семьи. Формируется представление о нейтральности.
- ТЕМА 1. Организация первой встречи с семьей. Принципы циркулярности, гипотетичности, нейтральности
- Организация первой встречи с семьей. Социальная стадии первого интервью. Задачи первого контакта и установления контакта со всей семьей, наблюдение семейных интеракций. Мотивирование членов семьи на участие в консультировании. Вовлечение в занятия со специалистом отсутствующих членов семьи. Длительность сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Методические принципы работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность.
- Форма работы: лекции, демонстрация случая (работа преподавателя с семьей), семинарское занятие.
ТЕМА 2. Коммуникация с семьей.
- Особенности взаимодействия с членами семьи и семьей, как целым. Техники слушания и наблюдения. Особенности контакта. Вопросы безопасности.
- Форма работы: семинарское занятие.
РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ.
Раздел является основным для формирования системного мировоззрения специалиста. Слушатели овладевают понятийным аппаратом системной диагностики семейной системы. Освоение этого раздела позволяет слушателям распознавать структурные и коммуникативные параметры, как функциональные, так и дисфункциональные.
ТЕМА 1. Структурный аспект жизнедеятельности семьи.
- Функции семьи. Основные параметры и характеристики функционирования семейной системы: состав семьи (ядерной, расширенной, семейной системы), семейная структура (подсистемы супругов, родителей, детей), коалиции, альянс, иерархия, внешние и внутренние границы, роли, гибкость, сплоченность; коммуникации между ее членами; правила; функции проблемного поведения или симптомов, по поводу которых семья обратилась за помощью. Основные структурные проблемы семьи: коалиции, перевернутая иерархия, триангуляция и т.д.
- Форма работы: лекции, демонстрация случая (практическая работа преподавателя с семьей), семинарское занятие.
ТЕМА 2. Коммуникативный аспект функционирования семьи.
- Исторический экскурс изучения коммуникативного аспекта существования семьи (Г.Бейтсон, П.Вацлавик, В.Сатир, К.Витакер). Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное. Функциональные и дисфункциональные коммуникации.
- Форма работы: лекции, демонстрация случая (практическая работа преподавателей, симулированная семья, опрос (ситуационные задачи и контрольные вопросы).
РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМНАЯ ГИПОТЕЗА
Раздел продолжает формирование системного мышления у слушателей. Изучаются особенности проблемной стадии работы с семьей.
ТЕМА 1. Формирование системных гипотез.
- Формирование гипотез. Выявления повторяющихся сообщений, поддерживающих проблему (порочный круг). Принцип циркулярности. Циркулярное взаимодействие. Построение циркулярных гипотез. Разница между линейной, бинарной логикой (вопрос «почему?») и циркулярной логикой (вопрос «зачем?»).
- Форма работы: ролевые игры, семинарские занятия, опрос (ситуационные задачи), демонстрация работы.
|