Версия для слабовидящих (Страница 'Содержание семинаров')

Вернуться на главную страницу
______________
  

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА. 

Изучаются основные положения и принципы системного подхода. Раскрываются законы функционирования систем, в том числе социальных систем.

ТЕМА 1. Исторические аспекты системного подхода.

  • Видение семьи, как целого, в котором все элементы связаны между собой и влияют друг на друга, называется системным подходом. В рамках этого подхода семья понимается как живая открытая система, которая функционирует по определенным законам, а все элементы этой системы взаимосвязаны.
  • Форма работы: самостоятельное изучение

ТЕМА 2. Основные положения и принципы системного подхода.

  • Основные положения системного подхода: целое больше, чем сумма его частей; все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают. Определение системы. Система состоит из меньших подсистем. Основные законы системы: закон гомеостаза и закон развития. Цикл «стабильность-развитие» и влияние на систему обратной связи извне (внешней). Баланс между «брать» и «давать».
  • Форма работы: самостоятельное изучение


РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ.

Отражаются вопросы организации первой и последующих встреч с семьей, продолжительность, частота и периодичность консультаций. Обсуждаются методические принципы консультирования семьи. Формируется представление о нейтральности.

  • ТЕМА 1. Организация первой встречи с семьей. Принципы циркулярности, гипотетичности, нейтральности
  • Организация первой встречи с семьей. Социальная стадии первого интервью. Задачи первого контакта и установления контакта со всей семьей, наблюдение семейных интеракций. Мотивирование членов семьи на участие в консультировании. Вовлечение в занятия со специалистом отсутствующих членов семьи. Длительность сессии с семьей, структура сессии, частота и количество встреч, заключение «терапевтического» контракта с семьей. Методические принципы работы: нейтральность, циркулярность, гипотетичность.
  • Форма работы: лекции, демонстрация случая (работа преподавателя с семьей), семинарское занятие.

​ТЕМА 2. Коммуникация с семьей.

  • Особенности взаимодействия с членами семьи и семьей, как целым. Техники слушания и наблюдения. Особенности контакта. Вопросы безопасности.
  • Форма работы: семинарское занятие.


РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ. КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕМЬИ.

Раздел является основным для формирования системного мировоззрения специалиста. Слушатели овладевают понятийным аппаратом системной диагностики семейной системы. Освоение этого раздела позволяет слушателям распознавать структурные и коммуникативные параметры, как функциональные, так и дисфункциональные.

ТЕМА 1. Структурный аспект жизнедеятельности семьи.

  • Функции семьи. Основные параметры и характеристики функционирования семейной системы: состав семьи (ядерной, расширенной, семейной системы), семейная структура (подсистемы супругов, родителей, детей), коалиции, альянс, иерархия, внешние и внутренние границы, роли, гибкость, сплоченность; коммуникации между ее членами; правила; функции проблемного поведения или симптомов, по поводу которых семья обратилась за помощью. Основные структурные проблемы семьи: коалиции, перевернутая иерархия, триангуляция и т.д.
  • Форма работы: лекции, демонстрация случая (практическая работа преподавателя с семьей), семинарское занятие.

ТЕМА 2. Коммуникативный аспект функционирования семьи.

  • Исторический экскурс изучения коммуникативного аспекта существования семьи (Г.Бейтсон, П.Вацлавик, В.Сатир, К.Витакер).  Коммуникативный аспект в семейной системе. Наблюдение и анализ внутрисемейной системы коммуникаций в шести ракурсах: отношения, интеракции, когнитивный план, невербальный план, аффект и бессознательное. Функциональные и дисфункциональные коммуникации.
  • Форма работы: лекции, демонстрация случая (практическая работа преподавателей, симулированная семья, опрос (ситуационные задачи и контрольные вопросы).


РАЗДЕЛ IV. СИСТЕМНАЯ ГИПОТЕЗА

Раздел продолжает формирование системного мышления у слушателей. Изучаются особенности проблемной стадии работы с семьей.

ТЕМА 1. Формирование системных гипотез.

  • Формирование гипотез. Выявления повторяющихся сообщений, поддерживающих проблему (порочный круг). Принцип циркулярности. Циркулярное взаимодействие. Построение циркулярных гипотез. Разница между линейной, бинарной логикой (вопрос «почему?») и циркулярной логикой (вопрос «зачем?»).
  • Форма работы: ролевые игры, семинарские занятия, опрос (ситуационные задачи), демонстрация работы.

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru