|
|
|
|
Институт Интегративной Семейной Терапии |
|
Institute of Integrative Family Therapy |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Борисова Екатерина Васильевна - Смысл семейной терапии глазами младенца
Борисова Екатерина Васильевна - Смысл семейной терапии глазами младенца
Вступление. Размышляя над данной темой, я обнаружила у себя в голове несколько совершенно разных и, несомненно, очень милых младенцев. Одного из них я очень хорошо знала: это был мой 7-месячный сын Федька. С другими я не была знакома так близко, но их жизненная история мне тоже известна достаточно хорошо. Как и большинство младенцев, они тянутся и стремятся к общению, контакту с окружающими, и я решила не мешать естественному ходу вещей и предоставить им возможность пообщаться с вами.
Федька. (7 месяцев) Итак, я родился. Уже давно позади девять долгих месяцев жизни у мамочки в животе и ожидания. Говорят, что это самое счастливое и безоблачное время, но, по-моему, это не всегда верно. Во-всяком случае, моя история это опровергает. Я совершенно точно знал, вернее, чувствовал, что моя мама не была спокойной и довольной: она и беспокоилась, и боялась, и тревожилась, и связано это было с моим появлением на свет. Ее волнения продолжались, и когда я уже родился и познакомился с ними со всеми: мамой, папой и моим старшим братом Кирюшей. Казалось вроде, что первые месяцы они только обо мне и думали, только мной и занимались: и приданое было заготовлено заранее, и кроватку мама с папой и братом для меня выбрали, купили и собрали заранее, и когда мы из роддома приехали – кроватка уже стояла и ждала меня, украшенная, с балдахином. Да и потом все вокруг меня вертелось - стоит заорать – мамочка берет меня из кроватки и прикладывает к груди; только поешь - папочка носит столбиком, давая мне возможность отрыгнуть воздух; только опять приляжешь к себе в кроватку – прибегает брат и гремит жутко звонкими погремушками, явно считая, что мне это очень нравится. И все же что-то было не так... Как я узнал, мама ходила к семейному психологу. Она жаловалась ему, что она боится того, что она меня не полюбит. Ну, будет там заботиться, кормить, памперсы менять, гулять-закалять и все такое, а полюбить не сможет. В общем, и плохо ей от этого, и стыдно. Я подслушал, что она ходила к семейному психологу даже не один, а несколько раз. У них там много было всяких версий, но маме с папой больше всего понравилась одна, про семейные мифы. Выяснилось, что они – что-то вроде «семьи героев». Им надо преодолевать трудности, «поднимать» детей на ноги, да чтоб не так все просто было. Когда моя мама сама была младенцем, ее родители учились в институте, бабушек-дедушек не было («нам никто не помогал!!!»), денег тоже не особо, столько всего преодолели – чудо! (в смысле – ужас!). «Бедного ребенка» пришлось в 9 месяцев в ясли отдать, а потом и вовсе на 5-дневку! Но они, мои бабушка с дедушкой, справились, все преодолели, «подняли» ее. Она и педучилище с красным дипломом закончила, и институт, и немецкий язык учила. Когда мамин брат родился (мой дядя) - тоже им очень тяжело было: двое детей – это вам не один, да и со здоровьем у «бедного ребенка» было не очень, температурил до годика, а его мама с ним по врачам героически моталась, по поликлиникам да больницам – чтобы даже и намека на болезнь не осталось. У него, «бедного», и подозрение на рахит было, и на сальмонеллез. А потом вроде все наладилось, полегче стало, да тут как будто специально мамин брат (ему тогда 9 лет было) в открытый люк на улице провалился и головой ударился. Тут опять начались трудности. И уроки делать с ним приходилось, и по больницам таскать, и закалять-оберегать. Когда же у моей мамы первый сын (мой старший брат) родился – ей тоже ой как нелегко пришлось! Жили они с парализованной бабушкой, и времени и сил у мамы на «бедного ребенка» еле хватало. А мамин первый муж, Кирюшин папа, не работал, денег не было совсем, и «бедный ребенок» витаминов недополучал ( и пока в животике был – тоже, кстати, недополучал), гемоглобин у него пониженный был, сок мама ему понемножку давала – экономила, одежда у него из сэконд –хэнда вся была, коляска – от знакомых, кроватка – от соседей, ванночка – от родственников. Маме было его очень жалко, «бедного», она все что могла, делала, чтоб его вырастить, поднять, обуть-накормить – и справилась, все трудности преодолела! А когда я появился у мамы в животике, оказалось, что незадолго до этого наступили для их семьи совсем другие времена. Все стало хорошо. Мама с папой и Кирюшей живут в достатке, в отдельной собственной квартире, без парализованной бабушки; питаются отлично, мама витамины всякие специальные ест, овощи-фрукты разные; ездит на машине, и уже никто не может ее в метро беременную чем-нибудь заразить; дома мир и покой, с моими бабушками-дедушками отношения отличные, те ждут, не дождутся, когда помогать уже с ребеночком можно будет; женщина маме помогает по хозяйству прибираться, с животом на четвереньках ползать уже не надо; педиатр на дом ходить будет, няню вот для меня подыскивают, дачу на лето снимать собираются. В общем, как я понял, трудностей – «ноль», преодолевать нечего, на «бедного ребенка», которых до сих пор героически растили многие поколения их семьи, я никак не тяну… Вот столько сложных и неожиданных вещей поняли мои родители, после посещения тети-психолога. А я вот все думал – зачем они к ней ходили, кому это надо, какой толк-то от этого, и моя-то где прямая выгода? А теперь все я понял – наконец-то мне стало спокойно и комфортно, вокруг меня мир и любовь, и мне вовсе не обязательно становиться «бедным ребенком», чтоб родители могли меня любить и растить. И каждый раз ночью и утром я вижу, как нежно и ласково склоняются родители над моей детской кроваткой, и на сердце моем становится легко и спокойно… Ваня, 4 месяца Я тоже родился. 4 месяца назад. У меня нет старшего брата, но мои родители тоже успели походить к психологу. Между прочим, они на время своего отсутствия оставляли меня с бабушкой, то с одной, то с другой, а у бабушек нет вкусного молочка и они поют мне совсем не те песенки, что моя мамочка. Мамочка вообще-то обычно почти от меня не отходит, мы все время вместе. Она крепко меня к себе прижимает, и защищает от всего плохого, что со мной может случиться. А маленького мальчика, оказывается, подстерегает куча опасностей! Например, я могу захлебнуться, когда родители купают меня в ванной. Мне этого никто не говорил, но я каждый раз чувствую это, когда меня моют. Я прямо ощущаю, как мама беспокоится, и от этого я, конечно же, начинаю плакать. И мама думает, что со мной что-то не так, и начинает беспокоиться еще больше. Конечно же, я тут же начинаю плакать еще сильнее, потому что я очень хорошо чувствую свою мамочку. А мой папа тогда начинает говорить, что она меня балует, что надо растить уже с этого возраста мужчину, а не девчонку, что я так быстро стану изнеженным маменькиным сыночком. Он говорит, что будет купать меня сам, как мужчина мужчину. Мама, конечно, пугается, хватает меня, прижимает, говорит, что он тиран и солдафон, что младенец нуждается в комфорте и покое, и что такое ощущение, что она одна тревожится и переживает за меня. И уходит со мной в другую комнату. Мне, конечно, скучно без папы, но с другой стороны – мама-то при мне, она меня прижимает, не отходит от меня, ласкает, кормит, и снова и снова оберегает от опасностей. Она меня очень любит и тревожится за меня постоянно. Она и с подружками по телефону только об этом говорит, и врачу звонит по 2 раза в день. Вот вчера, вроде все было весь день нормально, но к вечеру я раскричался, расплакался, мама засуетилась, заволновалась и сказала: «Я так и знала, наверно это колики!» И дала мне заранее заготовленный «Эспумизан». Но я продолжал плакать. « Наверное, у тебя молока мало, и он плачет от голода» - сказала маме по телефону ее опытная подружка. И мамочка со мной на руках бросилась звонить врачу, узнавать, какую смесь надо купить, чтоб меня докармливать. А потом, не кладя меня в мою кроватку, нервной рукой звонила папе, чтоб он эту смесь срочно привез. И очень переживала. А я у нее на руках все больше плакал. Тогда ей на помощь пришла моя бабушка, мамина мама, и сказала, что это, скорее всего, ушки, наверняка в них во время купания попала-таки вода, и что когда мамочка была маленькая, с ней было то же самое. И тогда, в детстве, у мамочки, все закончилось высокой температурой и антибиотиками. И вот мамочка снова звонит папе, чтоб он на всякий случай принес капли для ушей «Отипакс» и ваты побольше для компрессов. Потом измученная тревогой мама попробовала положить меня на минуточку в кроватку, чтоб сбегать к соседке за градусником, но я был так обеспокоен ожидающимися компрессами, каплями и маминым дрожащим нервным голосом, что тут же громко-прегромко заорал, и мама, поняв, что оправдываются ее самые страшные подозрения, быстро снова достала меня из моей кроватки с маленькими голубыми мишками и прижала к себе, дабы защитить от всех невзгод. В общем, когда я, наконец, устал плакать и замолчал, мама сказала, что я сегодня однозначно буду спать с ними в кровати, так как страшно оставить меня одного, такого махонького и явно нездорового. А папа сказал, что он не выспится с младенцем в постели, что не вздохнуть и не повернуться, чтоб меня ненароком не придавить, и что вообще у него на сегодняшнюю ночь были совсем другие планы. Не знаю, что он имел в виду, но уже часа в 3 он перебрался в другую комнату и храпел там до самого утра. А я оказался с мамой. Ее ночная рубашка открывала мне прямой доступ к источнику питания и я, вопреки всяким режимам, прикладывался к нему то и дело всю ночь. Только это и скрашивало мою жизнь. Да, так хорошо быть у мамы на ручках, кормиться по требованию и все время видеть мамины глаза и слышать ее голос! Но мамины ручки постоянно «тревожные», молочко «нервное», глаза взволнованные, а голос беспокойный. И я сам стал очень беспокойным, встревоженным и плаксивым. Да и папа с мамой стали чаще ссориться, дуться друг на друга. И мама часто говорит мне: «Вот, Ванечка, твой папа не понимает, что я тебя не балую, а просто тревожусь за тебя!», «Ничего, Ванечка, мы с тобой и вдвоем справимся, раз папа у нас такой равнодушный и черствый!». И я грущу вместе с мамой. В общем, некомфортно мне. И тут, когда не помогали уже ни бабушки, ни «Эспумизан», ни дополнительная смесь, ни специальная подставка в ванночке, та самая опытная подружка посоветовала маме пойти к психологу. Она пошла, а потом потащила туда и папу. Они все там подробно объяснили, но психолог говорила с ними, почему-то совсем не про меня. А они были не против, и давай рассуждать про свои отношения, недовольство друг другом, непонимания, трудности, про то, что не бывают теперь близки. Я сначала возмутился, как это так, не про меня советуются, а потом вдруг с удивлением обнаружил, что все потихоньку переменилось. Уж не знаю, может психолог все-таки какую-то таблеточку мне прописала, а мама тайком мне ее дала, но я почему-то день ото дня стал все спокойнее становиться, плакать и переживать меньше стал. А чего переживать да грустить, когда и мама с папой не тревожные, умиротворенные, улыбаются мне и друг другу. «Эспумизан» опять же вливать перестали. Правда, сплю я теперь не с мамой, а в своей детской кроватке, той самой, с голубыми мишками, но в ней почему-то совсем даже не страшно стало.
Вероника (9 месяцев) Я родилась весной, и мне уже 9 месяцев. Мы с мамой, бабушкой и дедушкой живем в доме у леса. Бабушка говорит, что это хорошо, так как маленьким детям необходим свежий воздух. Пока я жила у мамы в животике, мама ходила каждый день в институт. Она была студентка. Бабушке это не нравилось, так как в институте совершенно не было свежего воздуха, а вокруг моей мамы гуляла сплошная инфекция. Слава богу, что она не прицепилась к нам с мамой, а то бабушке пришлось бы потом это все расхлебывать и лечить нас! Теперь мама не ходит в институт, у нее перерыв на целый год. Когда я подрасту, она опять станет студенткой, если, конечно, у бабушки хватит на все сил и времени. Дедушка мой работает, чтоб нас всех прокормить, а мама с бабушкой растят меня. Моя мамочка еще молодая и совершенно неопытная. Бабушка еще говорит, что она безответственная, но я пока не пойму, что это значит. А что такое «неопытная» - бабушка мне тысячу раз объясняла. Неопытная мама потому, что я у нее первый ребенок, и она ничего не умеет правильно со мной делать. Вот бабушка у меня – опытная, она мою маму вырастила, и до этого еще мамину сестру, мою тетю. Бабушка и обо мне все время заботится. Вот как-то, например, мама начала меня вечером кормить, а бабушка сразу заметила, что мама бутылочку держит не под тем углом, что ребенку так не удобно, и что кашка холодноватая, мама ее не правильно согрела. Докармливала меня уже бабушка, по-правильному, так как она взрослая, опытная и не безответственная. А мама отправилась на кухню мыть посуду. Конечно, хорошо и полезно кушать под нужным углом, и бабушка сумела впихнуть в меня всю кашку, но кушать без мамы грустно. А потом бабушка посадила меня в кухне на стульчик, и мама стала рассказывать мне про «курочку Рябу». Но маме тоже было немного грустно оттого, что она не смогла меня накормить правильно, и тогда мама решила потренироваться, и дала мне немного яблочного пюре. Мне очень хотелось покушать с мамой, но мой животик был наполнен кашей, и я никак не могла съесть свое любимое пюре. От обиды я даже заплакала. И тут прибежала бабушка, которая только прилегла отдохнуть, сказала: «Почему я должна разбираться с твоим ребенком, почему ты не можешь ни накормить, ни проследить, ни успокоить! Безрукая, когда же ты научишься! А я заслужила отдых! Я своих двоих уже вырастила и никому ничего уже не должна! Давай, поднапрягись, сумела родить – сумей и успокоить!». Мама начала меня утешать, вынимать из стульчика, но я так испугалась бабушкиного громкого и строгого голоса, что никак не могла успокоиться. «Эх, хорошо, что дед на работе и не видит этого!» сказала бабушка, забрала меня от мамы и унесла к себе в комнату. Мамочка осталась на кухне совсем расстроенная. А когда мы пришли к бабушке в комнату, я почувствовала себя такой одинокой без своей любимой мамы, мне стало так грустно, ведь мама – моя самая любимая на всем белом свете. Я вдруг подумала, что я чуть ли не сирота сейчас тут без нее, хоть и была рядом с доброй и опытной бабушкой, которая только обо мне и заботится, только мне добра и желает. Я была как будто одна-одинешенька! И как ни старалась бабушка меня развлечь, как ни развивала она меня, читая сказки и собирая пирамидку, я ничего не могла с собой поделать и все капризничала, капризничала… «Так, Вероничка, пошли-ка к твоей маме, а то она хорошо устроилась, спихнула старой больной бабке ребенка, а сама сидит, штаны просиживает. Вот мамка тебя довела до слез, пусть она тебя и успокаивает теперь!». Так я снова оказалась рядом с мамочкой, своей родной и любимой, без которой мне было так одиноко! Мы играли с ней весь вечер, а потом, когда мама начала меня купать, бабушка выяснила, что забывчивая мама опять не насыпала в ванночку морскую соль для укрепления здоровья и профилактики рахита. Спать меня укладывала уже бабушка. Я лежала в своей кроватке и никак не могла заснуть. Кроватка казалась мне огромной, холодной, стоящей одиноко посреди комнаты, совсем не уютной и не родной. Такие дни и вечера были у нас постоянно, и, конечно, опытная бабушка скоро заподозрила, что с ребенком творится что-то неладное, не может же здоровый ребенок вечно капризничать, плохо засыпать и много плакать. Хорошо, что у бабушки есть много знакомых врачей. Она водила меня по этим врачам почти целый месяц, или даже больше. Потом врач невропатолог сказал бабушке, чтоб мы все, вместе с мамой, пошли к врачу психотерапевту. Бабушка не одобряла эти новшества, но ей же это посоветовала ее знакомая врач, да и ради здоровья ребенка, то есть меня, надо, вот она и согласилась, и они с мамой пошли. А в следующий раз даже меня взяли с собой. Я там сидела у мамы на ручках, а потом мы с мамой вообще сидели на полу и играли в смешные куколки, которые нам дала психотерапевт, пока бабушка не заволновалась, что мама не уследит за мной, и мне надует в спинку. Но вообще мне там понравилось. И еще психотерапевт дала нам всем такие хорошие домашние задания! Она велела бабушке гулять со мной 2 раза в день по 2 часа в нашем чудесном лесу. Я еще маленькая, не умею ходить сама, поэтому во время прогулки я сплю. Так вот, бабушка теперь должна гулять со мной каждый день, кроме выходных, и я буду дышать кислородом, который благотворно влияет на мою неокрепшую нервную систему. Да и бабушка будет тоже дышать кислородом, чтоб укреплять свой организм и нервы. А нам с мамой психотерапевт дала задание каждый день после обеда и перед вечерним сном закрываться вдвоем в комнате на полтора часа, только вдвоем, без никого, и играть в игрушки. В пирамидку, развивающий центр, в мячик, книжку читать, учиться вставать на ножки в кроватке, и все, что мы захотим. А бабушке с дедушкой заходить к нам в это время нельзя. У бабушки в это время будет заслуженный отдых (после прогулки со мной). И так удачно оказалось, что именно в это время по телевизору показывают сериал, который смотрят все бабушкины подружки, и который раньше она не могла смотреть, так как должна была приглядывать за тем, как мама справляется со мной. Зато теперь бабушка делает звук погромче, берет с собой мисочку с печеньем, чай и с удовольствием смотрит это захватывающее кино. И еще, если у нее есть силы после сериала, психотерапевт сказала, что пусть она мне кашку сварит по всем правилам, чтоб витамины в ней сохранились. Такие вот необычные задания дала нам эта необычная тетя. Если в школе будут задавать такие же домашние задания, то я готова пойти туда, как только научусь ходить, потому что мне очень понравилось их выполнять! Так хорошо чувствовать себя вместе с мамой такой маленькой, но крепкой и любящей семьей! Мне так это нравится! И бабушка гуляет со мной, я крепну от этого на глазах. И капризничать целыми днями перестала, и не плачу без повода. А вечером мама укладывает меня в мою кроватку, бабушка с дедушкой заходят пожелать мне спокойной ночи и идут смотреть телевизор. А мама сядет у кроватки, расскажет сказку и песенку поет. Но до конца я песенку так ни разу и не дослушала – так мне хорошо, уютно и спокойно в моей кроватке, что глазки мои сами закрываются, и я засыпаю.
Заключение Федька, Ваня, Вероничка… А еще одиннадцатимесячная Саша, которая играет себе, играет, а заходится в истерике и отказывается ложиться в кроватку только тогда, когда ее папа собирается в субботу вечером опять идти на работу, «на объект», хотя мама так просит его остаться, потому что приходит он с этого объекта только под утро. И всю ночь Сашенькина мама звонит папе «на объект», так как Саша именно в эту ночь так плохо спит, 20 раз просыпается, плачет и явно зовет папу. А еще совсем грудной четырехнедельный малыш, которому его 19-летние родители никак не могут даже дать имя. Почему? Да потому, что одна бабушка считает, что малыша должны звать Егор, в честь только что умершего дедушки, а другая бабушка уверена, что только имя Энтони подходит ребенку, так как когда он вырастет, он должен будет поехать учиться и жить к родственникам за границу, и, совершенно очевидно, что у ребенка для этого должно быть иностранное имя. Самим же родителям мальчика нравится имя Данила, как в фильме «Брат», но живут они у той бабушки, у которой недавно умер муж, а деньги на приданое, на роды и на жизнь дают им бабушка и дедушка, у которых родственники за границей. А еще маленькая Наташа, и Максимка, и Настя… Вот сколько младенцев нашла я у себя в голове, пока размышляла над этой темой. И над кроваткой каждого из них летают химеры. Химеры их рода, бабушек-дедушек, прабабушек-прадедушек, пап и мам, ревнивых братьев и сестер, абортов, незавершенных разводов и сепараций, нарушенных границ и перевернутых иерархий. И я поняла, что гораздо чаще, чем нам кажется, необходимо, чтобы хотя бы на пару сессий появилась над этой детской кроваткой эдакая фея – семейный психолог и поколдовала бы своей волшебной палочкой. Потому что любому младенцу жизненно необходимо именно то, в чем может помочь та самая специальная психотерапевтическая семейная волшебница - чтоб над кроваткой малыша были только склоненные любящие лица родителей, родных и близких, братьев и сестер. Тогда ребенок сможет расти и развиваться в душевном и физическом комфорте, и тогда его детская кроватка будет не тюрьмой, не убежищем, не западней, а просто родной, безопасной и надежной маленькой деревянной ДЕТСКОЙ КРОВАТКОЙ.
Список литературы:
1. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 2. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2001. 3. Системная семейная терапия. Классика и современность. Составитель А.В Черников. М.: Класс, 2005. 4. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004.
|
|
|
|
|
+7 (495) 772-0021
Е-mail:
|
|
|
|