Институт Интегративной Семейной Терапии
Дипломная работа на тему:
«Рыцари круглого стола и их наследники»
Выполнил:
Курсаков А.А.
группа 108
Москва, 2010
Рыцари.
Не хочется мучить развернутым историческим экскурсом. Ни себя, ни вас. Но пару слов о рыцарях сказать все же необходимо. Для начала хочется условно выделить два аспекта рыцарства - исторический и литературный. Это свое желание я постараюсь объяснить далее. Здесь же ограничусь цитатами из Википедии:
«рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию, сознававшую себя международным военным орденом. Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати».
Такова краткая история рыцарства. Как видите, ничего особенного, примерно также сухо можно было бы описать любое сословие любого периода истории и при этом не ошибиться. У рыцарей действительно были нравственные принципы, которые передавались из поколения в поколение, однако, как это часто бывает, со временем эти принципы подвергались выхолащиванию и приобретали характер формальных признаков. Например: «Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание».
Думаю, что для большинства из нас само слово «добродетели» ассоциируется с несколько иными вещами. Вот еще один пример набора рыцарских ценностей: «Рыцарь должен быть «m. i. l. e. s.», то есть magnanimus (великодушный), ingenuus (свободорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный)». Этот перечень лично у меня больше ассоциируется с образом рыцаря, существующим в моей голове с самого детства, с тех самых пор, когда я слушал грам-пластинки с аудиопостановками о рыцарях «круглого стола» короля Артура.
И вот что говорится о литературном аспекте интересующего нас феномена: «позднее романы «Круглого Стола» поэтизируют переутончённое придворное рыцарство XIII века. В этих книгах разработана легенда о короле Артуре и его рыцарях, которая уходит корнями в устное и письменное наследие кельтов». «Двор Артура лишен национально-патриотической окраски и мыслится как космополитический центр образцового рыцарства. Сами рыцари совершают героические подвиги уже не во имя «сладкой Франции» и христианской веры и не ради феодальных интересов, а совершенно вне сферы сеньориально-вассальных отношений, во имя личной славы образцового рыцаря, для защиты слабых и несправедливо обиженных, по просьбе и для защиты чести прекрасных дам».
Таким образом, наиболее яркие представления о рыцарях дошли до нас именно в таком идеализированном виде, соответствующем литературным описаниям из романов того времени. То же самое произошло, например, с мушкетерами, известными нам в основном из произведений Дюма, и никто из нас не задумывается о том, какими качествами на самом деле обладали эти вооруженные мушкетами солдаты французской армии. Не говоря уже об образе советского солдата, широко пропагандировавшемся как эталон военнослужащего не только в Советском Союзе, но и за его пределами.
Во всех этих случаях речь идет, конечно же, о мифологизации образа в соответствии с теми или иными целями. Литературными, эстетическими, идеологическими и другими. Мифологический образ внушает индивиду его же собственные качества, но в преувеличенном и обобщенном виде, подвергнув определенной цензуре. С технической точки зрения, в рыцарских романах для этих целей появляются новые литературные инструменты, например, «авантюра» – испытание, занимающее свое место в ряду других испытаний и позволяющее «герою» продвигаться к состоянию столь образцового совершенства, что оно само по себе позволяет восстановить нарушенный общественный порядок. Особенно существенными оказались и мифологемы, так или иначе соотносимые с любовью или формированием личности. Теперь же, следуя законам мифологического мышления, мы, говоря о личностном росте, подразумеваем подвиг и преодоление себя.
Мужчина и женщина.
«Кто смог бы выбрать между солнцем и луной?»
Итак, рыцари в нашем сознании – это, прежде всего, мифологические персонажи, и о том, что же на самом деле скрывалось глубоко под их доспехами, судить трудно. Да это и не важно в контексте моей работы.
В настоящее время имеет значение лишь то, что образ рыцаря являет собой идеал мужской нравственности и этики, который в виде рудиментарных мифологических представлений живет в каждом современном мужчине. Они наполняют нас, как и прочие мифы, в процессе воспитания и взаимодействия с социумом в детстве и юности. Эти представления распространяются на все аспекты жизни и проявляются в отношениях с женщинами или другими мужчинами, в становлении семейных и профессиональных ценностей, а также в моменты принятия важных жизненных решений. Каждый из нас знает, что такое «настоящий мужчина», независимо от того, как ведет себя.
В последние месяцы передо мной очень остро встал вопрос о мотивах, которыми руководствуются мужчины в отношениях с женщинами. Почему я поступил так, а не иначе? Почему, задав себе когда-то определенный курс, я в итоге оказался совсем не там, где хотел..? Почему я обнаружил в себе явными те черты, от которых всю жизнь отмахивался, как от назойливых мух? Вроде бы ты годами действуешь соответственно негласному кодексу чести, а потом оказывается, что все делал неправильно и помимо себя завел в тупик еще несколько человек. Как это происходит?
Ты верен своей женщине, не смотря на все соблазны Большого Города. Ты ценишь время, проведенное вместе и любовь (что бы мы ни называли этим словом) больше, чем духовное единство и схожесть склада ума. Более того, ты даже не знаешь наверняка, что может быть как-то иначе. Предполагаешь иногда, но отметаешь эти мысли и ощущения как нечто вредное и опасное. По сути, ты создаешь и поддерживаешь миф о своих отношениях с женщиной, и со временем в него начинают верить другие люди. Вы солнечная пара, пример для окружающих. Потом ты женишься. Не потому, что очень хочется или ты уверен в правильности этого шага, а скорее потому, что этот шаг представляется неизбежным, и ты знаешь, что все остальные варианты неблагородны и влекут за собой наказание в виде чувства вины и несмываемого социального клейма немужественности. В этот момент самое время положиться на своего внутреннего «рыцаря» и задуматься о возвышенных понятиях Чести и Пути. Вдохновившись такими мифическими (и даже метафизическими) категориями и отбросив все лишнее, ты делаешь этот смелый шаг и действительно получаешь определенные социальные дивиденды. Кроме того, ты примерный зять и глава новой семьи. Красивая сказка.
«На сегодняшней группе особым образом актуализировалась тема динамики отношений в семье. Несколько слушателей, участвуя совместно в проигрывании заданной модели семейных отношений, продемонстрировали очень низкий уровень энергии, что было заметно как им, так и зрителям. Когда мы разобрали ситуацию в этой семье, оказалось, что в супружеской подсистеме существует некоторая неоднозначность. С одной стороны муж и жена предъявляют фасад идеальных партнерских отношений, а с другой – заметна несогласованность их позиций в отношении многих аспектов жизни. В такой семье все силы уходят на поддержания этой самой ориентированной вовне иллюзии, в то время как внутри подсистемы, отчасти незаметно для них самих, происходит мелкая выматывающая борьба. Во время обсуждения связи этой ситуации с жизнью участников группы я предположил, что подобные внутрисемейные отношения могут приводить не к конфликту (через нарастание недовольства), а к постепенному истощению ресурсов и охлаждению. Далее мы обсуждали, что такое происходит, когда у пары нет общих целей, «вроде бы мы к чему-то стремимся, но энергии в движении к этой цели нет». Я сказал, что Цель может быть формально обозначена, но у каждого из партнеров может быть разная степень увлеченности стремлением к ней. А когда один как-то косвенно транслирует в систему свое неоднозначное отношение к предмету совместной деятельности, у второго тоже опускаются руки. При этом что-то мешает проговорить причины этого несоответствия позиций. Наверно это обоюдный страх крушения иллюзий. А когда нет совместной цели, люди начинают потихоньку спускать энергию вовне. Появляются личные цели, параллельные отношения и тому подобное».
Это похоже на невнимательность на дороге, которая, как известно, ведет к катастрофе. Ничего нового, но я и не претендую на открытия. Моя работа, должно быть, больше похожа на послеобеденную экскурсию, чем на настоящее исследование.
А теперь обращаюсь к тем, кому не интересно слушать о благородных рыцарях. Предлагаю вам другой вариант. А именно – рыцари-искусители, они же герои-любовники. Только представьте. Вы появляетесь на людях с эффектной женщиной и вызываете тем самым зависть других мужчин. Можете наслаждаться общим с ней мироощущением, тонуть в ее загадках и не обращать внимания ни на что больше. Одинаково чувствовать музыку, не сговариваясь пользоваться одними и теми же метафорами. Писать стихи, в конце концов, если вас, конечно, учили этому в детстве. у меня появилась мысль о том, что женщины способ узнать себя лучше, услышать о себе. Эти женщины умны и красивы. Отношения с ними - взгляд на себя со стороны, восхищенный взгляд, повышающий самооценку. Кроме того, таким образом можно собрать социальные дивиденды несколько иного плана. Может быть, этот вариант неплох, но только если в вас ненароком не закралось порочное зерно благородства. А так как, скорее всего, оно в вас есть (а, значит, есть и жена), конфликта ценностей и потребностей вам не избежать.
«Мы все так много значения придаем Внутреннему Миру, причем говорим о нем с такой верой и надеждой на то, что он может быть нашим последним пристанищем, что он является универсальным мерилом истинности, что зачастую не задумываемся о том, что вкладываем в это понятие. Мне подумалось, что для большинства людей это явление включает в себя всю совокупность понятий о весьма абстрактных вещах, помноженную на способность к глубокому чувственному познанию. Эти абстракции обычно относятся к области духовности и нравственности, а также творчества. Не будем забывать также о столь высоко ценимой силе воображения и способности отступать от социальных штампов и клише.
Большую часть описанных явлений можно отнести к фасаду нашей личности - той ее части, при помощи которой мы осознанно взаимодействуем или как-либо относимся к явлениям внешнего мира. Внутренний Мир - это хорошо знакомый нам инструмент, наша красная комната и любимый дом. Но получается, что это не такое уж глубоко расположенное пространство. Если говорить в психоаналитических терминах, оно соответствует феномену Эго. Область, по сути, рациональных построений и отрефлексированных понятий о своем опыте взаимодействия с миром.
На мой взгляд, существует гораздо более глубокий пласт, относящийся скорее к бессознательному, либо экзистенциальному опыту. Это этапы развития личности - в областях сексуальности, автономности, ответственности, готовности к тем или иным свершениям и т.п. Все это связано с опытом преодоления себя, качественным переменам, достижением новых высот бытия».
***
И, возвращаясь к вопросу о мотивах, которыми (осознанно или не совсем) руководствуются мужчины, хочется подвести черту под двумя вышеприведенными примерами. Всегда, когда нужно произвести впечатление, избежать ответственности и неприятных душевных переживаний, можно говорить о «фасаде». Результат – насколько мне известно – крушение фасада и актуализация всего того, от чего мы так тщательно отгораживались. Все дело в том, что эти самые рыцарские ценности, не будучи переосмысленными в зрелом возрасте, могут идти вразрез с прочими условиями современного существования и в том числе с нашими естественными базовыми потребностями. Недалеко до внутриличностных конфликтов. (Да простят мне эту ересь).
Только не подумайте, что я пустился в какой-то нигилизм. Я просто хочу сказать, что сами по себе эти мужские доблести не являются плохими или хорошими. Имеет значение то, насколько они близки личности их носителя, насколько они соотносятся с другими его ценностями и потребностями, а также с внешними обстоятельствами. А узнать об этом соответствии можно путем размышлений. Иными словами, важно, чтобы те или иные ценности выступали в виде осознанных убеждений, а не предрассудков, навязанных системой тех или иных масштабов.
|