Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Никитина И.И. - Разграничение инициативы, управления и власти

Никитина И.И. - Разграничение инициативы, управления и власти



В настоящее время актуальной проблемой человечества стало нестабильность семейной системы как ценности, спад рождаемости. Женщина как хранительница очага не приветствуется, а модно быть бизнес-леди. И меня эта проблема также коснулась. Я столкнулась с рядом трудностей на пути профессионального развития: это непонимания со стороны супруга и родственников, финансовая нестабильность, отсутствие поддержки … Открытие своего центра добавило ответственности , вскрылись нежданные проблемы . в общем трудно женщине совмещать в себе властность и нежность. А так как я практикующий психолог, то я к себе более требовательна и на виду у многих. Есть много мифов относительно психологов, да и как-то сложно мириться с такой поговоркой? «Сапожник без сапог!» Поэтому с психолога и спроса больше (цитирую клиентов: « что нам, если психологи в своей жизни разобраться не могут») Поэтому мой девиз: «Помог себе-помоги и другим!» Именно с этого девиза начался мой путь как психолога. Меня как психолога , женщину, мать и жену это также не  может не волновать. Соответственно нужно начинать с себя любимой. А от меня пойдет грамотная информация моей дочери, а вместе с моим опытом и моим клиентам, да и приятелям перепадет тоже, потому что это уже становится образом моей жизни

     Учеба в Институте Системной Семейной Терапии(ССТ) позволила мне качественно разобраться в моей личной жизни. Собственно говоря, все предыдущие специализации помогли мне не в меньшей степени. Просто за годы учебы в ССТ мне действительно удалось интегрировать в себе и знания зависимости семейных отношений, и телесно-ориентированную психотерапию, а также гештальт-подход. Сейчас, имея знания системной семейной терапии (хотя я понимаю, что это начало пути познания семейных отношений и далее предстоит еще  самостоятельно продолжать пополнять свой багаж информацией), мне удалось в личностном развитии подняться еще на ступень выше. Индикатор всему то, что я сейчас ощущаю себя намного счастливее, чем пришла учиться в ССТ. Я сама смогла обрести то, без чего считаю трудно быть успешным практикующим семейным консультантом: системное мышление ( и здесь мне еще нужно долго практиковаться), гипотетичность ( для того, чтобы избежать в своей работе хаоса), и особенно нейтральность (как внутренняя моя позиция – этого я достигла благодаря того, что сама проработала свои семейные отношения и многое стала понимать и ощущать).

    В процессе познавания себя мне удалось отметить некоторые направленности коррекции моей личности и одна из них является темой моей дипломной работы. Целью своей работы я поставила   роль  своих ценностей в личностном и межличностном отношении.  Задачи поставленные для достижения цели следующие: Раскрытие значений ценностей( инициатива, управление и власть) . Проявление данных ценностей в разных категориях моей жизнедеятельности.    

   Для достижения поставленной цели в работе использовались литературные материалы. Также была проведена беседа с членами семейной системы. Был использован метод опроса с людьми имеющими опыт схожих проблем , коллег. На основе эмпирического подхода был проведен анализ имеющейся информации. Ну а так как дипломная работа это подведение итога о завершении моей учебы и собственно моей терапии в отношении семейных отношений, то логично было бы перейти к описанию моей семейной истории. 

Понятно, что из чемодана невозможно достать того, чего там нет. Анализируя ядерную семью, я увидела аналогичные отношения перенятые, как пример, из родительской семьи. Цикличность моя была налицо. Когда я училась по программе зависимости, моя собственная созависимость, была мною отслежена. С помощью генограммы удалось узнать семейную историю и проследить семейные паттерны, также понять роль женщины в семейной системе и соотнести с собственными ощущениями и предпочтениями. А благодаря размышлению над темой данной дипломной работы, я стала задумываться: «Где заканчивается власть, а где начинается инициатива?» Поэтому целесообразнее будет, прежде чем перейти к разграничению этих понятий, нужно определить смысл терминов.

   Значение и толкование слова инициатива от лат. Initiere – начинать, переводится как тип социальной активности, связанный с выдвижением новых идей или форм деятельности. В словаре Ожегова  термин инициатива означает почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, руководящая роль в каких-нибудь действиях или первый шаг в каких-либо действиях.

    В психологическом словаре определение понятия инициатива- это проявление субъектом активности, не стимулированной извне и не определенной независимыми от него обстоятельствами.

   Понятие термина власть в латинском языке potestas обозначает способность, возможность, обладание достаточной силой для осуществления какой-либо деятельности. Поле власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, таким как сфера государственной власти, международных отношений. Власть есть возможность осуществления воли внутри определенных социальных отношений, несмотря на сопротивление других их участников. Иными словами- власть состоит в навязывании своей воли одной стороной и в подчинении ей другой. Власть в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства-авторитета, права или насилия.

   Слово управление обозначает- планирование, организация. Вообще в 40х гг было понятие менеджмент- это повышение производительности посредством создания благоприятных условий для деятельности сотрудников организации( либо себя любимого). Затем выделилось из общего менеджмента в отдельное направление и специализацию. На начальных этапах развития чаще использовалось понятие «управление персоналом», выделяющее психологическую составляющую процесса управления. Управление человеческими ресурсами- целенаправленное воздействие субъекта управления, обеспечивающее качество и рациональное использование человеческих ресурсов.

     Поскольку цель работы рассмотреть эти понятия в личностном и межличностном направлении, то вернее будет, если ценности я буду рассматривать как выражение внутреннее и внешнее.

Управление внешнее: сможешь управлять двумя людьми, сможешь и коллективом.

Управление внутреннее: управление своими эмоциями, своей жизнью - одним словом самоуправление. Или придать чему-то (  пример - инициативе) конкретные способы и реализацию.

Власть внешняя: когда один человек подчиняет членов семьи под собственные представления (как должен жить или как не должен)

- Мама знает все. На маме держится семья и т.п. Власть это получение любви. Только скажу - обязаны и т.д.

Власть внутренняя:  это когда  брать ответственность за свою жизнь и удовлетворять свои потребности не в ущерб окружающим, формируя и используя волевые качества и, собственно, благодаря этому можно грамотно регулировать своими границами (на этот счет у меня есть собственный девиз: «Здоровье это не только когда тебе хорошо, но и  когда еще и другим с тобой хорошо!»).

Инициатива внешняя: активность, побуждение себя в отношении членов семьи на событие, мероприятия или явления (мама инициирует поход членов семьи к семейному психотерапевту, выясняя их возможности)

Инициатива внутренняя: активность либо побуждение своих ресурсов на реализацию своих потребностей, используя свой потенциал, при этом активность существующая ничем не стимулированная извне - (я инициировала(обзванивала) внеплановую встречу участников интервизорской группы для достижения своей цели…).  

Таким образом я не только раскрыла данные значения понятий, но и постаралась с примерами описать выражения их во вне , а также и внутри индивида. А теперь мне важно описать, каким образом эти три ценности выражаются мной и каковы последствия этих проявлений.

Для начала справедливо будет вернуться к генограмме, где к моему удивлению я обнаружила, откуда ноги растут у моих проблем.

  1. В моем роду, кстати, т.к. я ответственна за женскую линию, то я тщательно разбиралась со своим тотальным страхом, точнее, почему он передается по женской линии, как паттерн поведения. Ведь именно женщины моего рода имеют властную своенравную натуру, что и имею в наличии я.
  2. Из генограммы же я узнала, что прадеды со всех веток были раскулачены, а значит, в моих генах есть способность к созиданию, накоплению и обогащению за счет трудолюбия( это подтверждает то, что я имею свой бизнес, и всегда меня мучил вопрос: «Почему это я единственная среди своих родственников способна иметь бизнес, ведь все алкоголики! ). Ну и параллельно страх (потери, предательства, одиночества…)
  3. Ну и как следствие, вышеперечисленные компоненты влияют на мою супружескую подсистему (1,5 года назад завершила отношения с бывшим мужем, отношения с супругом были очень трудными, а замуж вышла, как способ сепарации), где я, как гиперфункционал (властный), с ролью спасателя, а муж, соответственно, гипофункционал (безответственный). 

     Сейчас я нахожусь на жизненной стадии знакомства с будущим партнером, а в дальнейшем и мужем. Стадия монады дала возможность окончательно сепарироваться от родителей и обрести способность нести ответственность только за себя (дочь замужем). Этап знакомства с мужчиной дал возможность еще раз глазами мужчины взглянуть на себя  и на личностные изменения. Так как  для меня очень важно мнение моего мужчины относительно того, как он видит во мне проявления инициативы, управление, власти - как в женщине. Для этого я предложила ему проранжировать список ценностей в процентном отношении. Также,  тоже самое,  я предложила и своим близким родственникам, друзьям, коллегам, интервизорской группе (которые вместе со мной обучаются в системном подходе). Для наглядности я составила диаграмму, где синий цвет это выражение инициативы, красный власти, а зеленый управление.    

Анализируя наглядное, можно сказать, что власть менее всего проявляется во всех сферах моей жизнедеятельности. Чаще всех управление и инициатива.  Даже и не знаю, что и думать, глядя на диаграмму. Но ощущения в теле очень приятные, хотя достоверность данных , честно говоря, не особо объективная. Хотя объективность в том, что в моей жизни много радости, удовольствия и благодарных клиентов!


 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: