ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Гордеева Л.М. - Границы и способы их оптимизации в расширенной семье после развода
Гордеева Л.М. - Границы и способы их оптимизации в расширенной семье после развода
Семья – это общность эмоционально-близких отношений и значимых людей на основе супружества, родства и родительства, которое выполняет определенные функции в жизни человека.
Семья имеет свои границы – жесткие (ригидные), прозрачные( гибкие) и размытые. Это зависит от того, как семья отделяет себя от внешнего мира и каким образом системы отмежевались друг от друга.
Если в семье отношения очень близкие или, напротив, очень далекое
(разобщность) – это может привести к семейной дисфункции и семья может распасться.
Образец жизни, образец общения, отношение к миру- это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка - в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод- это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при этом гамма чувств разводящихся изменяется от полной депрессии до ощущения полета и долгожданного освобождения. Для детей же расставание родителей- это всегда разрушение среды обитания. Это и землетрясение, и война сразу.
Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей- нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. По научным данным почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих непособностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях. Чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится именно тем ужасом, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.
Чтобы снизить для ребенка травматический накал, необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. Самое правильное - дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснения.
Это важный момент развития ваших будущих отношений, как с бывшем мужем, так и с детьми. Совершенно ясно, лгать детям нельзя. Чем старше и взрослее ребенок, тем больше ему можно сказать. Дошкольнику достаточно сказать, что папа с вами жить не будет, но будет приходить к вам (обговорить правила и обязанности каждого члена семьи). Подростку можно сказать больше, однако не стоит вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношения к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем. Когда произошел разрыв, и родители решили расстаться, для ребенка важно знать, что его любят и о нем будут всегда заботиться.
Но прежде чем приступить к разговору, нужно еще раз продумать - как понятно и правдиво объяснить детям, что произошло между вами, как часто папа или (мама) будут их видеть, где вы вместе с ребенком будете жить, кто из родственников будет чаще других гостить в вашем доме. Если ребенку расскажет об этом человек, которому он доверяет и которого любит, сообщит все обстоятельства по возможности спокойно, без преувеличений и без лишних эмоций, ребенок отнесется к происшедшему более разумно и спокойно.
Развод- это кризис, который вызывает различные аффекты и чувства.
Чем младше дети, тем чаще они себя чувствуют виноватыми. Минимум часть вины берут на себя почти все дети и это зависит от стадии развития ребенка. Ребенок по природе эгоцентричен, и просто не может представить, что что-либо в этом мире происходит без его участия. И когда родители ссорятся, он думает, что это из за него, то есть возникает чувство вины.
Следует много разговаривать с ребенком, отвечать на его вопросы, не раздражаясь. Если ребенок не разговаривает, то родители должны форсировать эти разговоры, особенно тогда, когда состояние ребенка явно выдает его переживания.
Когда наше равновесие и наши бессознательные жизненные стратегии разрушаются, старые конфликты, те, что, были пережиты до развода, приобретают свою прежнюю актуальность и становятся причиной паники и страха, а также аффектов, которые ребенок не в силах преодолеть. Иначе говоря, ребенок может регрессировать в более раннюю стадию развития. Я ребенка, будет пытаться скорее положить конец страданию. И тогда ребенок воздвигает новую защиту против чувств, мыслей, фантазий, активизированных разводом. Необходимо реакции переживания смягчить или откорректировать. Поэтому необходимо помнить о продолжении отношений с родителем после развода. Ребенок должен быть уверен в том, что мама и папа продолжают его любить, он должен знать, что и сам он имеет право и дальше любить обоих родителей. Развод начинается задолго до
его свершения, а часто – с самого начала жизни ребенка, и он не заканчивается ни после разъезда родителей, ни по окончании послеразводного кризиса. Надо помнить о том, что продолжение отношений с отцом после развода жизненно важно для ребенка.
Существуют внешние и внутренние границы, по которым выполняются семейные предписания – супружеском, родительском, детской группе и др.. Любая система имеет свои границы по которым она функционирует. Внешние границы в норме способствуют формированию идентичности семьи, внутренние границы – структурированию ее психологического пространства, что в конечном итоге дает сильные импульсы к развитию.
Границы бывают жесткие, размытые и проницаемые.
Если внешние границы жесткие (семья живет очень замкнуто, гости не приходят или очень редко), то у родственников нередко возникает страх перед окружающим миром, не формируются навыки общения с другими людьми. В результате внутренние границы становятся размытыми.
Границы дают возможность отделиться от окружения, формируя идентичность (самобытность). Если внешние границы размытые, то семья похожа на «проходной двор», куда в любую минуту могут вторгнуться извне посторонние люди. Тогда границы подсистемы внутри семьи с целью ее сохранения становятся более жесткими. Часто можно наблюдать подсистемы родителей и детей, а не смешанные детско-родительские.
В нормальных, здоровых семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В дисфункциональных семьях, для которых
характерны нарушения в выполнении супружеской, родительской, материально-бытовой и других функций, наблюдаются либо жесткие, либо размытые внутренние границы.
Недостаточно четкие границы между подсистемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций- объединений между родственниками. В коалиции используют третье лицо для решения конфликта между двумя другими членами семьи.
Определение и критический пересмотр существующих границ является одной из важных в семье. Сценически это выражается, кто принимает участие в разговоре, а кто нет.
Правила имплицитные, четко сформулированные и установленные после развода, помогут установить взаимосвязь с бывшими супругами.
Семейные правила в семье это те основания, на них строится жизнь семьи. Они позволяют ориентироваться в реальности и придают устойчивость личности и семье в целом благодаря тому, что каждый хорошо знает свои права и обязанности. И часто дефицит правил приводит
к обидам и конфликтам. Правило показывает, что позволено, а что нет.
Правила бывают гласные и негласные. Немалая часть правил не осознается
членами семьи. Они поступают так, даже не задумываясь об этом.
На разных стадиях жизненного цикла правила возникают, нередко противоречат друг, другу, и поэтому близкие постоянно должны договариваться о них. Правила могут быть культурно заданными - и тогда они разделяются многими семьями, так, как известны всем, а бывают уникальными ( жена делает маникюр мужу). Правила записываются на бумаге. Правило семейной! жизни существуют для того, чтобы запустить в действие все механизмы, позволяющие жить вместе и прогрессировать в своем развитии.
Для многих семей обсуждение собственных правил уже само по себе является новым принципом, несущим новые знания.
Сформулировав все правила, существующие в вашей семье, и выяснив все связанное с ними недоразумения, можно перейти к следующему этапу.
Надо решить какие актуальные, а какие устарелые. Весь мир меняется быстро, поэтому многие правила устаревают, их надо обнавлять.
Правила - очень важная часть структуры и функционирования семьи. При изменении их меняются взаимоотношения. Придумайте те правила по которым вы хотите жить.
Закон гомеостаза требует сохранять семейные правила в постоянном виде.
Их изменение - болезненный момент для всех родственников.
Отсутствие семейных правил и норм представляет серьезную опасность для
психического здоровья. Нечеткость правил, и их противоречивость, не -проговоренность способствуют росту тревоги, сбивают с толку, ведут к неустойчивости личности и семьи.
1.
Общая.
Мой путь в институт был определен, тем, чтобы разобраться в своей семейной жизни, которая меня не устраивала.
Так я прожила 24 года. И я поняла, что жить так больше я небуду.
Я установила границы и правила, по которым мы сейчас живем.
Мой путь в институт был определен тем, чтобы разобраться в
своей жизни.
К завершению учебы в институте, психосоматика у меня прошла полностью.
На учебу по семейной терапии пошла не задумываясь, так как это помогло мне разобраться в семейных правилах и проговаривать их, а так же устанавливать границы и уберать должествования. Я избавилась от вины, которую несла долгие годы.
Я очень благодарна Олегу, в этой супервизии, я наконец - то зауважала себя. И благодарна всем преподавателям института семейной терапии, за их труд и терпение.
2. Практическая работа
Была семья
Семья - распалась
Ребенок - вот, что
От нее осталось.
Есть у ребенка
И отец и мать
И бабу с дедом
Не отнять
Тут важно
Не нарушить суверинитет
И чтоб ребенок
поступил в университет.
Чтоб был воспитан и умен
И лаской окружен
Со всех сторон.
Чтоб узы крепкие
Не разорвались
И все большой семьей остались.
Терпимы будьте и добры
Чтоб вместе трудности
Преодолеть смогли.
За время учебы в институте, я проделала большую работу в своей жизни.
Я еще раз благодарю преподавателей института, за их чуткое к нам отношения и за знания, которые нам дали.
Я, как тот цветок, который на рассвете распускает свои лепестки и тянется к солнцу.
|