ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Левенец Эсмира - Искусство давать и получать обратную связь
Левенец Эсмира - Искусство давать и получать обратную связь
Мой интерес к психологии оформился довольно рано, еще в школе (хотя я имела об этом весьма смутное представление). Меня интересовали отношения между людьми, мотивы их поступков, переживания…Было очень непросто заставлять себя двигаться в русле «предопределенной профессии» (все до единого мои родственники были торговыми работниками). Я окончила торговый институт, получив экономическое образование, поработала в торговле, затем в банке…Это приносило деньги, но не приносило радости. Когда до меня дошло, что я хочу быть психологом, я испытала огромное облегчение и счастье.
Я поступила в Томский Государственный Университет на факультет психологии. Еще никогда учеба так не захватывала меня. Я понимала, что занимаюсь своим делом. Среди предложенных дисциплин, я как-то сразу выделила транзактный анализ и коррекцию детско-родительских отношений. Это представлялось мне невероятно важным и интересным. Я понимала, что развитие отдельной личности происходит в тесной взаимосвязи с какими-то законами или закономерностями… Что-то очень сильно влияет на жизненный сценарий каждого человека. Это понимание помогало мне, но было слишком абстрактным, бессистемным. Я наблюдала следующее: любая проблема клиента, на первый взгляд не связанная с его семьей, тем не менее приводила к упоминанию его родителей или каких-то детских впечатлений и т.д.
Позже я поступила в НГУ на спец.курс «Теория и практика индивидуального консультирования», где среди прочих направлений мой особый интерес привлекло «семейное консультирование». Новые знания в этом направлении дали новые ответы и новое видение. Возникло большое желание углубиться в эту тему. Именно тогда я узнала, что такая возможность есть.
Весной я поступила в Институт интегративной семейной терапии. Этот период своей жизни я оцениваю, как самый продуктивный в плане личностного и профессионального роста. Уже осенью того же года я устроилась на работу в психологический центр (на что не могла решиться раньше).
Работы в центре много, в среднем 4-5 консультаций в день, поэтому неловкость начинающего психолога прошла очень быстро. Огромное значение в обретении уверенности имели наши семинары, на которых Вы щедро делились мастерством. Взять удавалось многое и, что особенно ценно – тут же применять в работе с клиентами.
Чудесным образом увеличилось обращение семей, а так же многие индивидуальные запросы разворачивались в системную работу с привлечением других членов семьи.
Однако, было и то, что вначале обучения показалось непонятным, обременяющим и может быть бесполезным или формальным ( как элемент отчетности). Это РКС и еженедельная работа в интервизорских группах.
Вскоре я поняла, что ошибаюсь на счет интервизионной группы. Отработка техник со своими коллегами друг на друге оказалась весьма полезной и давала возможность после такой «пробы пера» более уверенно работать с клиентами.
А насколько полезными были для меня разбор клиентских историй, помощь коллег в поиске вееров решений, в нахождении и формулировании гипотез…Это было интересно и давало чувство безопасности и защищенности своим психологическим сообществом, которое формируется вот здесь рядом, прямо сейчас из таких же, как я…Вы говорили об этом, но осознание пришло через прочувствование.
Насколько полезна РКС, я начала понимать примерно после 50 часов работы (заполнения). И теперь, несмотря на то, что мой учебный план по заполнению РКС выполнен, я уже добровольно использую ее как опору, канву, структуру в своей работе.
Не могу не упомянуть о том, как изучение системного подхода помогает мне в личной жизни. Нам с мужем по 42 года, а нашему браку 22. У нас двое взрослых детей и то, как они сепарируются – просто «песня». Это происходит легко и естественно, ни они, ни мы этого не боимся.
Когда переезжала к своему молодому человеку старшая дочь, было конечно грустно, но это не переживалось как потеря, что иногда наблюдается в семьях наших друзей и знакомых.
«Опустевшее гнездо» для нас с мужем не трагедия, а новые возможности, большая свобода, удовольствие быть вместе. А дети тоже спокойно отделяются, зная, что всегда смогут рассчитывать на нашу любовь и поддержку и этого ничто не изменит.
Я сейчас пишу об этом и чувствую, как счастлива. Это прекрасно.
Конечно, невозможно описать все, что мне дает изучение и применение системного подхода, но если все же попытаться выразить это в нескольких словах, то я выберу эти: интерес, уверенность, удовлетворение, радость, спокойствие, благодарность.
Можно ли считать написанное выше обратной связью от меня вам? Думаю, да, учитывая, что одной из функций обратной связи является – поддержка и поощрение действий, ведущих к успеху и дающих нужный результат.
Ну вот так я перейду к теме моей дипломной работы «Искусство давать и брать обратную связь».
«К успеху ведут разные дороги эти пути не всегда просты и легки, а иногда настолько легки, что к заветной цели можно взметнуть в мгновенье. Одна из составляющих достижения вершин – это принимать обратную связь, критику и понимать, что без нее невозможно расти и меняться».
Так что же такое обратная связь? Выражение своего мнения о поступках и поведении других людей. Ценный канал информации о себе. Так или иначе, на работе, в быту нам приходится делиться с людьми восприятием того, что они сделали. Но не всякая обратная связь может быть качественной. Если нужно четкое определение, то «обратная связь высокого качества – это информация о результатах произведенного действия, данная самому себе, другому человеку или группе людей в такой форме и последовательности, в которых она наиболее полно сможет быть использована для дальнейшего качественного роста и повышения эффективности лица, выполнявшего данное действие. Если же говорить о соответствии обратной связи и критики, то обратная связь высокого качества и критика – две совершенно разные формы работы с обратной связью».
Итак, если я действительно собираюсь давать обратную связь людям для того, чтобы что-то в положительную сторону изменить, а не для того, чтобы вызвать к себе негативное отношение и столкнуться с сопротивлением, то вот следующие правила грамотной обратной связи.
Обратная связь:
· Должна быть описательной, а не оценочной. Когда мы просто описываем реакции человека, он свободен использовать эту информацию так, как ему нужно. Избегая оценочных категорий, мы редуцируем стремление человека защищаться.
· Должна быть не обобщенной, а конкретной. То есть она должна иметь отношение к конкретному частному проявлению человека, а не к поведению в целом. Сказать, что кто-то был «доминантным» вероятно, не так полезно, как сказать: «в тот момент, когда мы обсуждали эту проблему, мне показалось, что ты не слушаешь, что говорят другие, я почувствовал, что оказываешь давление или атакуешь».
· Должна брать в расчет или учитывать потребности как того, кто получает, так и того, кто дает обратную связь. Обратная связь может быть разрушительной, если она служит только вашим нуждам и не учитывает потребности человека, который ее получает.
· Должна быть направлена на поведение, которое получающий обратную связь человек может изменить. Если обратная связь касается дефекта, который получатель не может контролировать и реально изменить, фрустрация может только увеличиться.
· Должна быть привлекательной, а не отталкивающей. Обратная связь наиболее полезна тогда, когда получатель сформулировал вопросы, на которые наблюдения может дать ответ.
· Должна быть своевременной. Вообще обратная связь наиболее полезна сразу же после того действия или поведения, по поводу которого дается эта обратная связь (в зависимости, конечно, от готовности человека услышать ее, поддержки других людей).
· Должна быть проверена, что бы не было сомнений, что сообщение понято правильно. Один из способов сделать это заключается в том, чтобы получатель перефразировал полученную обратную связь, тогда становится ясно, соответствует ли то, что услышал получатель тому, что имел в ввиду дающий.
· Должна реализовываться в контексте группы. Когда обратная связь дается в тренинговой группе, и дающий и получающий могут сверит с другими членами группы точность обратной связи, является ли данной наблюдение впечатлением одного человека или его разделяют другие.
Как давать обратную связь:
· Скажите несколько слов о себе
· Начинайте свои предложения с местоимения «Я»
· Сначала называйте положительные стороны
· Проявите понимание
· Опишите конкретные моменты, в которые Вам что-то не нравится. Избегайте обобщений
· Не судите
· Постарайтесь дать советы, рекомендующие конкретные стили поведения
Как получать обратную связь:
· Воспринимайте обратную связь как предложение, а не как атаку
· Скажите, по поводу какого именно действия/ элемента Вы хотите получит связь
· Спокойно выслушайте. Не прерывайте говорящего
· Не защищайтесь
· Не комментируйте сказанное
· Поблагодарите за обратную связь
И конечно же, рассчитывать на позитивное восприятие ваших слов другим человеком можно только с того момента, когда между вами возникнет доверие. А оно, в свою очередь, может возникнуть к вам тогда, когда вы прочувствуете того, кому дается обратная связь, «изнутри». Первый шаг к этому – невербальная и вербальная подстройка, или раппорт.
Меня, как и многих моих одногруппников, интересовал вопрос «Почему мне дали именно эту тему? Как это относится ко мне?». Было непонятно. Однако в процессе работы над материалом я кое-что увидела, узнала и поняла. (Например, то, что я бываю строптивой при получении при получении обратной связи и, защищаясь, могу не принимать ее). В любом случае эта работа была полезна для меня.
|