Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Смирнова Л.А - От шепота до крика

Смирнова Л.А - От шепота до крика



Ночь. Уснули улицы.
Тише, туча, тише,
Гулкие дождинки
Не роняй на крыши.
Сны приходят к детям.
Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер,
В окна не стучись.

Л.Яхнин

***

Ветры, бури, ураганы,
Дуйте, что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!

С.Маршак

Когда я узнала свою тему «От шепота до крика», я немного была удивлена, У меня возникла мысль: «что с моим голосом не так». Проанализировав, что отражает тема, я поняла - тема как нельзя лучше подходит к моей проблеме управления своим голосом. Проблема – это потому что из-за неумения управлять голосом многие мои планы рушились, не достигая целей.  Это касается тех ситуаций, когда нужно отстаивать собственную позицию, поступать так, как я считаю нужным в данный момент, вступать с кем-то в открытый конфликт. В жизни мне часто приходилось уступать, жертвуя собственными интересами. Это касалось как ситуаций в личной жизни, так в быту, на работе и, в целом, в социуме. Постепенно я поняла, что надо учиться управлению своим голосом. Мысль эта, то приходила, то уходила, но тема диплома подстегнула меня изучить источник моих многих провалов более тщательно.

И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.

Итак, голос наиболее полно раскрывает характер, настроение и даже душевные свойства человека. Можно изменить внешность, прическу, придать нужное выражение своему лицу, но в голосе всегда почувствуется фальшь. Недаром в одном древнеиндийском стихотворении говорится:

Кто-то однажды назвал голос "вторым лицом", и действительно голос может так же много рассказать о нас самих, как и лицо. Мы забываем, что при знакомстве первое впечатление определяется внешним видом, но затем, когда начинается разговор, голос становится важнее. В процессе создания имиджа о голосе часто забывают. Почему это происходит? Мы часто недооцениваем роль голоса при формировании впечатления о человеке. Мы игнорируем роль голоса, зная, что это предмет серьезных суждений, и некоторые из них, возможно, необоснованно нетерпимы. Оставив в стороне произношение, нужно заметить, что голос — очень личная характеристика, связанная в том числе и с тем, что вы думаете о себе сами, и критические замечания по поводу голоса часто воспринимаются как атака на вашу личность.

Наш голос способен рассказать о чувствах, о здоровье, о том, насколько раскованно себя чувствуем, откуда  родом, какое получили образование, насколько легко подчиняемся давлению окружающих нас людей; голос способен поведать всю психологическую историю личности. Женщины, работающие преимущественно с мужчинами, начинают говорить более низким голосом, причем часто это происходит неосознанно. Наш голос и речь абсолютно уникальны, как отпечатки пальцев. Он имеет большую силу, чем музыкальный инструмент. Ведь голос — способ сказать "Я есть, я существую". Если мы не очень высокого мнения о себе, то это будет заметно и по голосу.

Он не только способен помочь выразить чувства, сказать кому-нибудь "Я тебя люблю" рассмешить людей, но и убедить присяжных в вашей не­виновности, хорошо проявить себя на собеседовании при приеме на работу или заключить выгодный контракт.

Голос является функцией тела и не может существовать отдельно от него. Несмотря на то что голос оказывает преимущественно звуковое воздействие, мы можем "увидеть" его работу. Голос и язык тела часто воздействуют вместе, усиливая друг друга. Специальными упражнениями мож­но добиться того, чтобы голос не звучал устало.

Мы можем улучшить звучание своего голоса, если каждый день будем уделять около десяти минут специальным упражнениям.Процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, плохой голос - это прежде всего ситуация, которую можно "лечить"  приёмами перепрограммирования подсознания. Сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто,  она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт  причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный" и т.п.), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания можно узнать то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило  именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).
Возможно после перепрограммирования подсознания голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется.

Превращения и возможности голоса бесконечны. Они существуют подобно нескончаемой нити, нам лишь важно держать эти нити голоса в своих руках.

Управление голосовыми средствами зависит и от деятельности дыхания. Звучание голоса является следствием сотрясения голосовых связок  при прохождении воздуха через образуемую ими щель. Не взят воздух в лёгкие - не происходит выдыхания, невозможно явление голоса. И наоборот, -  взят в лёгкие запас воздуха, и, волею говорящего, благодаря эластичности лёгочной ткани при соответственном движении грудных мышц и мышц диафрагмы воздух перемещается, в голосовой щели образуется явление шума, образуются вибрации, которые отзвучатся в резонаторах.

Когда же говорящий запасается воздухом? Вслед за тратою этого воздуха, тотчас после произнесения фразы. Но, так как эмоциональные, логические и смысловые потребности речи могут обязать говорящего, к слитной постановке нескольких десятков слов, то воздух берётся в лёгкие и перемещается, (снаружи во внутрь и опять наружу) при первой к тому возможности, на ближайшей паузе. Как только в речи берётся пауза для увеличения или уменьшения тонирования стержневого слова или группы слов, необходимо воспользоваться ею с целью взятия дыхание, пропорционально группе последующих неразделённых слов.

Дыхательные движения в большей степени совершаются непроизвольно, неосознанно, но всё же, в некоторой степени они могут быть подчинены человеческой воле, что и даёт возможность управлять дыхательными мышцами на первом этапе работы с речевым дыханием, чтобы выработать должный навык речевого дыхания. 

 1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

аaaaa

аaaaaooooooo

аaaaaуууууу

3. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Интересно, сколько Егорок получится у Вас на одном выдохе?

вдоха на паузах.

Упражнения для двоих:

Партнер А быстро задает партнеру Б ряд вопросов. То, насколько сложными и личными должны быть вопросы, он или она решают сами. Б же обязан от­вечать правдиво. Когда задается вопрос, Б созна­тельно делает вдох, держа руку на животе (если так ему или ей удобнее), затем начинает выдыхать, а потом отвечает. Между вопросом и ответом будет неестественно длинная пауза, во время которой А сможет заметить симптомы "ключичного" дыхания (см. четвертую главу). Затем партнеры меняются ролями. Цель Б — сознательно контролировать с помощью дыхания проявление любых панических реакций. Это упражнение полезно освоить перед тем, как пойти на собеседование.


ТЕМП РЕЧИ И ПАУЗЫ.

Люди, которые говорят очень быстро, часто не оставля­ют пауз для поддержки правильного дыхания. Темп речи зависит от расстановки пауз. Быстрый темп речи хорош при условии, что четко произносятся все слова, что паузы достаточно длинны и позволяют слушателю обдумать ска­занное. Слушать человека, который говорит медленно, но не делает пауз, очень скучно. Пауза нужна для того, что­бы вдохнуть воздух, как бы "перезарядиться" перед продолжением речи, дать возможность своему мозгу подготовить то, что будет сказано, а слушателю — осознать уже сказанное. Паузы дают отдых и мозгу, и телу.

Делать паузы в речи считается признаком хорошего тона.

Они производят впечатление, что собеседнику пре­доставляется возможность вставить реплику, если, конеч­но, он того пожелает. Кроме того, паузы дают возможность следить за реакцией собеседника на сказанное. За­мечено, что англичане делают гораздо более длинные пау­зы, чем американцы. Отсюда распространенное в Англии мнение, что американцы многословны и любят подавлять собеседника. Американец, сказав что-либо, сделает х - секундную паузу, а если собеседник ничего не скажет, продолжит речь. Между тем англичанин, обычная пауза для которого — 5 секунд, только соберется сделать свое за­мечание, как американец уже снова заговорит. Почему многие из нас недостаточно часто используют паузы? Быстрый темп речи — признак быстроты мышле­ния. К сожалению, нет смысла в том, чтобы мгновенно рождать и тут же высказывать идеи, ведь окружающие будут просто не в состоянии успевать их усваивать. Мно­гие из нас говорят быстро вследствие нервности, а "клю­чичное", поверхностное дыхание способствует закрепле­нию высокого темпа речи. Иногда люди стараются быст­рее высказаться, чтобы внимание переместилось к дру­гим. Часто мы боимся, что говорим скудно, что предмет высказывания недостоин внимания, поэтому стараемся выразить свою мысль побыстрее. Ирония состоит в том, что речь при этом делается еще более скучной и бесполезной. Некоторые из нас не доверяя себе, не решаются просто держать паузу и стараются заполнять промежутки между словами всякими "м-м-м", "э-э-э", "понимаете", прочищая горло или цокая языком. При использовании коротких "м-м' или "э-э" речь приобретает оттенок нерешительнос­ти и сомнений. Если же они длиннее, высказывания звучат высокомерно и помпезно, словно мы заставляем собеседника находиться рядом, пока думаем вслух.

ТОН ГОЛОСА.

Подобно другим идеалам красоты, культуры и хороше­го тона, то, что вы называете "приятным голосом", явля­ется лишь вашей достаточно субъективной оценкой. Не существует стандартной оценки того, что должен пред­ставлять из себя хороший, а что — плохой тон голоса. То, что один человек считает "богатым" голосом хорошо обра­зованного человека, другой сочтет напыщенным и при­творным. Некоторым людям нравятся "натренированные" голоса, другие же считают их искусственными. Конечно, здесь многое зависит и от того, насколько хорошо они натренированы. Высота тона голоса зависит и от произношения. На­пример, в валлийском произношении используется тра­диционная мелодика, в стандартном английском — более узкий диапазон. Высоту звуков речи можно графически изображать в нотной нотации, как музыку, и доминирую­щая модель звучания будет влиять на впечатление, кото­рое ВЫ производите в беседе. Возьмем, например, такое простое выражение как "Не могли бы вы сделать мне одол­жение?" Его можно произнести и с подъемом, и с падени­ем на окончании фразы. В одном случае она прозвучит как вопрос, в другом будет чувствоваться уверенность, что услуга, о которой просят, будет оказана. Если часто использовать интонацию с подъемом, это будет восприни­маться так, словно Вы хотите услышать подтверждение.


РЕЗОНАНС ГОЛОСА

На тон голоса влияет и резонансный баланс, то есть про­странство тела, по которому движутся звуковые волны, осо­бенно грудь, горло, нос, лицо и рот. Размер этих органов и то, до какой степени они используются при передаче звука, оказывает такое же влияние

на качество произносимых зву­ков, как, например, размеры скрипки и виолончели — на тембр инструмента. Изменение резонансного баланса созда­ет иллюзию изменения тона голоса. Например, Маргарет Тэтчер во время выступлений часто использует резонанс в задней части горла, что делает ее го­лое более красивым и создает впечатление, что он ниже, чем на самом деле. Чтобы добиться такого изменения голо­са, как у нее, необходимо много упражняться.

Если вы всегда говорите тихо, будете производить впечатление застенчивого чело­века. Кроме того, беседующие с вами люди будут уставать и раздражаться, так как им придется напрягаться, чтобы вас расслышать. Если у вас все в порядке с дыханием и артикуляцией, то и голос вряд ли подведет. Правда, иногда возможны чисто психологические препятствия. Бывает, что человек настолько застенчив или замкнут, что просто не хочет, чтобы его голос был кем-либо услышан. В таких случаях требуется помощь психолога. Случалось ли вам когда-нибудь оказаться в незавидном положении — сидеть в ресторане рядом со скучнейшим человеком, у которого к тому же навязчиво громкий го­лос? Слишком громкая речь или же речь, громкость кото­рой постоянно находится на одном и том же уровне, созда­ют впечатление, что человек кажется подавляющим и нечувствительным к реакции окружающих. Бывает, что говорят слишком громко по причине глухоты. Если у вас от природы громкий голос и четкая речь, вы можете эффектно использовать понижение громкости. Когда произносите важную фразу либо говорите о чем-либо, с чем у вас связаны сильные чувства, временное, контролируемое падение громкости речи заставит слушателей на некоторое время внимательнее прислушаться к вашим словам - это хороший способ привлечения внимания.

ЗАБОТА О ДИАПАЗОНЕ ГОЛОСА

Вот некоторые рекомендации:

  1. Чтобы голосовой аппарат не уставал, уделяйте вни­мание дыханию и артикуляции: эти аспекты дают вашей речи энергию;
  1. Если ваш голос часто становится хриплым либо вы испытываете боль, когда говорите, прежде, чем начать работать над голосом или речью, нужно про­консультироваться у специалиста;
  1. Профессиональные певцы часто избегают употреб­лять молочные продукты перед серьезными выступ­лениями, так как они способствуют удалению сли­зи, которая покрывает голосовые связки и делает голос менее чистым. Как и к любому другому тела, к голосовому аппарату нужно относиться с уважением, он также услуживает отдыха. Профессиональные актеры разогревают" свой голос перед особенно сложны­ми фрагментами роли, а затем "охлаждают" его, проделывая специальные упражнения на успокое­ние. На голос отрицательно влияет чрезмерное употреб­ление алкоголя. Курение — основной из факторов, вызывающих рак гортани. Если много съедать на ночь, отрыгиваемая из желудка кислота может осесть на голосовых связках, и утром голос будет хриплым;
  1. Сухой воздух, использование кондиционера и центрального отопления отрицательно влияют на голос. При необходимости можно купить увлажнитель воздуха.

Особенно сильно напрягать голос приходится в жаркой дымной атмосфере в местах, где много шума, например, в самолетах, в барах и на вечеринках.


СИЛА ГОЛОСА

В речеведении понятия "сила" и "громкость" голоса не являются тождественными. Сила звука - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах. Сила голоса у разных людей различна. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.

Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА

Ауканье

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

Вьюга

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

Гудок паровоза

Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

ДИАПАЗОН И ОКРАС ГОЛОСА

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть -- в музыке -- через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

Кроме диапазона голоса немаловажен и окрас.

1. Металлическое звучание - говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.

2. Елейный, масляный, жирно-мягкий голос - происходит от лишь изображаемой дружественности, фальшивого пафоса - по нему легко разоблачить подхалима. Например, так говорил Чичиков из "Мертвых душ" Гоголя в исполнении Калягина.

Особенно важно следующее различие, которое легко улавливается уже после короткой тренировки:
3- певучая речь (сильное подчеркивание гласных) - темпераментность, чувственность, типична для людей, которых называют "добряками". Таким добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме "Джентльмены удачи" (но только не в роли Доцента: изменилась сущность персонажа - изменился и голос; это актерский талант);
- речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными - преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок.

Это мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме "Место встречи изменить нельзя".

4. Монотонный голос - скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова "Человек в футляре", - вот уж эталон скрытности, "футлярности", - или, например, Осип - слуга Хлестакова из гоголевского "Ревизора".

5. Высота, мелодичность голоса меняются в широких пределах - открытость, многообразие интересов, внутренняя свобода. Таким представил нам Остапа Бендера актер Андрей Миронов.

6. Падение тона к концу фразы - вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.

7. Ритмические колебания высоты тона - оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в "Золотом теленке" Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера - это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов).

8. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона - неуравновешенность, отсутствие стабильности.

9. Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов - глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа "Война и мир". Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то "круглое".

10. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости - трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой

Главные качества любого голоса - это сила, высота, тембр. Для хорошо п

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: