ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Бабаян Мариэтта - Диалог – неотъемлемое условие терапии. (Практические рекомендации по формированию навыка диалога «терапевт – клиент»»
Бабаян Мариэтта - Диалог – неотъемлемое условие терапии. (Практические рекомендации по формированию навыка диалога «терапевт – клиент»»
ПРЕДИСЛОВИЕ…
Мне позвонила коллега… Попросила проконсультировать семью… Семья из 4-х человек. Супружеская пара (Катя, Сергей), два сына (Саша, 6 лет и Илья, 3 года). Бабушка и дедушка – родители Кати.
Причина обращения: упрямство, непослушание старшего сына – Саши.
На приеме…в кабинете стул стоит,
Торшер горит…
Чуть замешкав, и сутулясь
Входит рослый господин…
Терапевт: «Барев дзез, прошу, мон шер…»
Мужчина ( папа): « Доктор, я ведь не один…»
Мальчик молча входит… ( пауза).
Терапевт: « Что ж, я рада, господа…
Стул поставишь ты куда?» ( к мальчику)
Мальчик: « Рядом буду с папой!»
Терапевт: «Что ж, и это вся семья?»
-Думаю, что «да»! – говорит мне кроха.
(Папа сник…)
Папа: « Вот так всегда…
Терапевт: «Ага…»
Папа: «Сын, а мама? а Илья? брат твой младший?…»
(пауза)
«мда!»
Мальчик: « Что мне мама! Что мне брат – « сам не свой, парнишка!
-Я играть хочу, она: «Братик – спит!»
- Разбужу - ой, плохо!»
Терапевт: « Ну а бабушка, а дед?»
Мальчик: « Надо тише говорить…ведь Илюша – кроха!»
Мальчик: « Вот вчера, хочу во двор!»
Бабушка: (говорит мальчик) « Сейчас, нельзя…Ветер, град загрохал…
Каждый мальчик должен знать для прогулок - плохо!»
Терапевт: « Мда… ну, а что сказал отец?
(мальчик голову повесил…)
Папа: «Да… подумал я и взвесил…
- Был такой же сорванец…на тебя похожий…
-И обидно было мне, друг гуляет во дворе
-Мне хотелось тоже!
-Сын, я знаю…дождь прошел, солнце в целом свете…ах, как это хорошо и большим и детям»
Терапевт: « Что же мама говорит?»
(говорит мальчик)- Кто ж Илюшу защитит - слабого мальчишку?
Мальчик. - Кто ж еще? Конечно, я!
Только вот мои друзья
И мой младший брат Илья – разные ребята…
Если ж тронет хулиган
– я приду на помощь сам!
- Крикну хулигану: « Прочь уйди, не тронь его,
он же меньше ростом!»
Терапевт: « Ну а мама?»
(говорит мальчик)- Твой поступок так хорош, загляденье просто!
Мальчик. - А Илюша мне порвал книжицу и мячик…
Терапевт: « Что дед с бабой говорят? «
( говорит мальчик)- Ах! Илюша – сорванец! Плоховатый мальчик…
- Тут отец и говорит: (слова автора)
Папа: В жизни так бывает…
– взрослым папам на детей время не хватает…
- знай, и маме, иногда, тяжело бывает…
- Саша, ты ведь старший сын и брат! « Мы мужчины в доме.
-Будем маме помогать,
-Будешь ты с Ильей играть в «танчики – пехота», если есть охота,
-Чистить валенки научишь…
- Как постельку заправлять и игрушки прибирать,
- Мыть посуду и калоши…
Мальчик: « Я все понял… ты и я, и братишка мой Илья – мы мужчины в доме…Он хотя и маленький, но вполне хороший.
- Мишкин папа говорит: «Вырастит из сына - свин, если сын – свиненок!»
Вот и время подошло…
Мальчик радостный пошел, и решила кроха: «Буду делать хорошо и не буду плохо»
Что же дальше? Подождем…
Не судите строго, что здесь было хорошо, или было плохо…
Исследуя тему эссе « Диалог – неотъемлемое условие терапии…», я нашла духовное и понятийное созвучие с основными принципами терапии Карла Витакера:
1. Признание в собеседнике духовного Я. Это может быть на уровне веры в то, что в человеке есть духовное Я. Его можно не воспринимать, не чувствовать ни в себе, ни в другом, но верить, что оно есть. Даже на уровне знания, на уровне веры принятие духовного уже многое меняет в процессе психотерапии и общения. По мере развития нашей способности к диалогу эта вера переходит в уверенность и перерастает, наконец, в опытное знание того, что духовное Я существует. Появляется способность его воспринимать, узнавать, различать. И только тогда мы общаемся на духовном уровне.
2. Из того факта, что мы признаем духовное Я в человеке, следует, что мы не можем воздействовать на собеседника и управлять им, не нарушая принцип Гиппократа «не навреди!», потому что глубина личности является тайной для нас. Можно привыкнуть к человеку и думать, что знаешь его до конца, что он скучен и неинтересен, но это ошибка, потому что мы видим только его наличное Я. Мы можем знать все привычки, особенности, но духовное Я не можем знать до конца, мы не в состоянии постичь глубину образа Божия в человеке…
3. Психотерапевт подтверждает голос духовного Я. Первое дело терапевта - слушать, а пациента - высказываться как можно полнее. В этом долгом высказывании он может сам осознать свою проблему, сам понять, что ему нужно… Надо прислушиваться и не торопиться высказывать свои мнения, решения, суждения. Важно понять внутреннюю логику развития этого человека. И когда происходит решение внутри человека, то можно в вопросительной форме сказать: «А может быть, это так? Может быть, в этом дело?»... А если мы говорим даже правильную, знаемую нами вещь, но она не находит целостного внутреннего отклика, значит, мы прошли мимо его проблем, мы монологичны, а не диалогичны, потому что не с его позиции говорим, а даем какие-то абстрактные наставления, до которых он или не дорос, или другое нужно было сказать, или не в этом его проблема.
4. Диалогический контакт возникает по мере принятия личности собеседника, а принятие личности каждого основывается на убеждении в духовном достоинстве человека, независимо от его наличного состояния. Диалогический контакт возникает потому, что мы с любовью относимся к человеку, принимаем его как своего близкого. Но если он несимпатичен, неприятен и говорит о неприемлемом и даже возмутительном, то принять и полюбить его без признания духовного Я невозможно. Состояние человека может быть очень тяжелым, но, относясь к нему на уровне признания его духовного Я, мы постепенно способствуем изменению этого состояния. Изменение происходит уже на стадии выслушивания.
5. Сопереживание человеку в его наличных жизненных ситуациях, горестях и радостях. Это контакт с наличным Я собеседника. .. Надо к его запросу отнестись с максимальным сочувствием, понимая, что для человека это очень важно.
6. Принятие наличного Я опосредовано оценкой его проявлений… В диалогическом подходе дается духовно-нравственная оценка состояния человека. Это принципиально потому, что нравственное нарушение есть источник психических аномалий человека. Совершая нравственное преступление, человек совершает преступление против себя, он внутренне разрушается как личность.
7. Эмпатическое внимание способствует проникновению во внутренний диалог собеседника - диалог наличного Я и духовного Я - их противоречие, борьбу, конфликт или стремление к согласию. Когда есть сопереживание, вслушивание в то, что человек говорит, то постепенно выясняется, находится ли он в конфликте со своим духовным Я или он совершенно не чувствует в себе духовного (голоса совести, нравственности), находится ли он в сознательном противоречии со своим духовным Я, или же способен прислушаться к нему, установить контакт духовного Я и наличного Я. ... Речь идет о том, чтобы вступить в диалог с духовным Я собеседника, вслушиваясь в его внутренний диалог.
8. Достижение внутреннего мира, исцеления, т.е. цельности личности собеседника, возможно лишь путем примирения со своим духовным Я. В этом состоит суть исцеления физического, душевного и духовного. Чтобы стать цельным, необходимо быть в мире со своим духовным Я.
9. Занимая позицию духовного Я собеседника, психолог помогает ему осознать причину отрицательных переживаний, связанных с угрызениями совести: не успокаивает, а способствует более полному раскаянию… Надо выявить голос совести, чтобы человек осознал источник этой боли.
10. Эмпатический контакт помогает говорить на языке собеседника, на уровне его культурного и личностного развития, убеждений, мировоззрения. В процессе эмпатического слушания нужное слово обретается, не выдумывается и не придумывается.
11. Консультант должен исходить из конкретного запроса собеседника, выявляя скрытые в нем мотивы, глубинные истоки обращения. Духовные ценности не могут быть усвоены извне, но, будучи общечеловеческими, могут пробудиться, актуализироваться в значимой для человека ситуации... Человек обращается за помощью в какой-то значимой для него критической ситуации. И чем серьезнее, чем острее кризисная ситуация, тем больше она актуализирует все его силы, духовные и душевные возможности. Психотерапевт должен это учитывать и использовать.
12. В проблемах духовно-нравственного характера психотерапевт стремится помочь осознанию противоречия между духовным Я и наличным Я. Он помогает осознать противоречие, но оставляет за консультируемым свободу выбора.
13. О вненаходимости. Сохраняя свою ролевую позицию психотерапевта, не следует вступать с пациентом в отношения личного контакта и равноправия. Это разрушает творческий конструктивный диалог, создает и углубляет проблемы «переноса». Поэтому необходимо вырабатывать позицию вненаходимости, отстраненности от пристрастного личного отношения, ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации.
14. Оптимальной психотерапевтической установкой является равновесие доминанты на собеседнике и вненаходимости. ...Если вненаходимость чрезмерна, то мы впадаем в отчуждение, становимся посторонними, а если мы целиком сливаемся с собеседником, то теряем диалогическую установку, — мы уже не в диалоге: собеседника удваиваем, а себя теряем.
Используя в своей работе эти принципы и опираясь на базовые коммуникативные техники ( утверждение, вербализация, интерпретация, вопрос, пауза), хотелось бы надеяться…
В потоке лиц, и жестов, и движений
Привносит временную суть определенье
души Великий кормчий Диалог - Общенье
Сдвигает пласт отчаянья, смятенья….
И вот уже из Хаоса вселенной рождается Любовь - Творенье!
P.S.
Немного про себя…
…У меня нет телевизора
-У меня есть ноутбук (говорят –раритет). Он маленький, американской сборки и «медленный»…
-Вот уже много лет он не «подключен»…
-У меня есть телефон…
-По нему я звоню родным и друзьям…
-В последнее время все больше, чтобы их послушать…
-Словом, налаживаю диалог…
-Вот и сейчас…пойду звонить маме…
-Просто, чтобы услышать ее голос
Слова благодарности…
Сайкиной Елене Вениаминовне за творческую, эмоциональную и техническую поддержку, за то, что мне было хорошо с ней в диалоге.
|