|
|
ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Абдыкова В. - «Быть или не быть» в жизни и в семейной психотерапии.
Абдыкова В. - «Быть или не быть» в жизни и в семейной психотерапии.
Дипломная работа Абдыковой В.И.
Ярославль.
Часть 1.
Связь личной истории и профессионального становления семейного (системного) терапевта (консультанта).
В детстве я удивлялась тому, что именно я появилась на свет. Из множества вариантов возможных человеческих жизней - именно я, именно у своих родителей, именно в это время, не раньше и не позже. Этот вопрос- загадка периодически возникал в детстве, а затем реже и реже и как-то совсем забылся. Это было удивление, желание понять, как появляется жизнь. Когда родился сын, меня удивляло то, что в маленьком существе проявляется столько разумного, словно какая-то человеческая мудрость уже заложена изначально. И это было загадкой.
Хотелось бы верить, что большинство детей рождается от любви. Так хотелось бы думать, но…
Семейные отношения зачастую очень запутанны и сложны, а где-то и совсем нет любви. Мир человеческих отношений усложняется с развитием цивилизации, и без психологов часто невозможно разобраться и найти пути для решения проблем.
Как же я обрадовалась, узнав о том, что семейная терапия может делать чудеса!
Да, для меня это стало открытием. Я с завороженным взглядом наблюдала за работой терапевтов из института и восхищалась их профессионализмом. Это настоящие психологи, а мне чаще встречались психологи- теоретики, которые много знали, но мне не довелось увидеть их в практической работе. В моей работе настал момент, когда захотелось что-то поменять. И я подумала, что надо поменять место работы, но еще не знала, куда податься. Обучение у преподавателей института помогло мне выбрать направление дальнейшего пути в профессиональной деятельности, поменять методы работы, увидеть цели, реализовать свои возможности.
Психология отношений меня заинтересовала со школы. Сижу на математике, в классе седьмом, учитель кричит на учеников, что ничего не понимают, а я думаю про себя: « Что же так кричать-то, на улице весна, и нам сейчас совсем не до математики, есть дела важнее. И почему учителя совсем не видят, что у детей на душе?» А в старших классах на химии вместо химических элементов по таблице Менделеева представляла не реакции элементов, а отношения людей: кто-то может объединяться, а кто-то – нет, кто реагирует на кого-то, а кто-то остается нейтральным. А еще интересовало искусство: музыка, балет, поэзия, театр. Искусство-это тоже знание о человеке, только средства выражения другие.
После школы, как и у всех, передо мной встал выбор пути – какую профессию выбрать. Были метания между искусством и наукой. Помню мамины слова: « У артистов обычно нет семьи, или она неполная». Вот так и был сделан выбор - психология.
И еще одна семейная история. Я спросила у мамы. Почему меня назвали Валентиной, она ответила, что Валентина Ивановна была врачом и ее в нашей семье очень уважали. В честь нее меня и назвали Валентиной. В 70-е годы уже прошлого века было мало что известно о психологии, и мои односельчане спрашивали у мамы, кем я буду, когда закончу учебу. Она говорила, что я буду врачом психиатром. Вот такая история.
После окончания учебы многие из нас начинали свою деятельность психологами на производстве и назывались инженерами. В те времена было важно поднимать производственные показатели, выпускать больше продукции. И мы внедряли функциональную музыку на производстве, создавали комнаты психологической разгрузки, работали с управленческим персоналом. Это воспринималось мной как «нечто притянутое за уши».
А потом наступили перемены в стране, и психологов большей частью запрашивали в систему образования. Опыт работы в школе представляется сейчас как картинка «Психолог и конвейер по передаче знаний» (конвейер- это ученики, перебегающие из кабинета в кабинет в течение дня, это безостановочный процесс, который идет строго по расписанию). Так мне воспринималась школа. Я работала в одном кабинете с логопедом. У логопеда все понятно и прозрачно, и результат работы налицо. А мне было как-то не по себе. Опять все проходило мимо, не приносило удовлетворения.
Затем работа в детском саду. Вначале работы, когда еще не было прописано столько инструкций, работать было интересно, можно было что-то исследовать, изучать, работать «вглубь». Шло время, и должность обрастала обязанностями, направленными на поддержку не столько ребенка, сколько воспитательно-образовательного процесса в учреждении, постепенно и у меня выработалась экспертная позиция человека, который владеет знаниями основ психологии, и приставлен в помощь воспитателю, иногда - родителю. И вновь конвейер: занятия, питание, прогулки, сон и подготовка к школе. Педагогическая среда – среда агрессивная, может «перемолоть» все нежные, тонкие чувства, Я взрослого ли, ребенка ли может деформироваться. В новых условиях социальной жизни остались старые условия пребывания детей в детском саду, когда ребенка никто не спросит, а что же ему самому-то хочется. Дети тянутся к близким отношениям с взрослыми, а их нет, мало возможности у воспитателя поговорить с ребенком глаза в глаза, проявить нежность и ласку, просто посмотреть на него как на ребенка, а не на объект своего труда. Не хватает близости и тепла.
Это я, возможно, о себе? И о себе тоже. Возможно, это мне неуютно и холодно в этой среде. Но я-то могу что-то поменять в своей жизни. У детей есть родители, тоже очень разные. Узнать информацию по какому-либо вопросу, касающемуся развития ребенка сейчас не проблема, труднее решиться на глубинную работу, открыть семейные проблемы. Родители предпочли бы делать это в других условиях в целях безопасности ребенка и своей тоже.
Я хочу продолжать профессиональную деятельность, но в другом качестве, в других условиях. Долгое время я не позволяла себе заглянуть в психотерапию, полагая, что не женское это дело. Не знаю, почему я так думала, возможно, потому, что авторы монографий в основном мужчины. А еще мне это казалось просто недосягаемо.
В настоящее время я просто живу этим. Может быть, я медленно двигаюсь в этом направлении, но всему свое время. Произошло главное событие, я поменяла свой взгляд на многие вещи, встала на путь развития, благодаря системному подходу, благодаря тому, что получила знания и опыт в процессе обучения.
Часть 2.
"Быть или не быть» в жизни и в семейной психотерапии."
« Отчего люди не летают так, как птицы. Мне иногда кажется, что я – птица…»
А.Н. Островский
« За всеми ролями, поступками, действиями, функциями, неважно, простыми или сложными, поверхностными или глубокими, лежит способность быть, выражающая степень интеграции левого и правого полушарий мозга, степень свободы быть собой»
Карл Витакер.
На семинаре по работе с игрушкой в начале встречи было предложено из большого количества игрушек выбрать одну и от имени игрушки сделать запрос на работу в семинаре. Я выбрала игрушку, представлявшую собой небольшой пластмассовый шарик. « Хотелось бы увидеть больше, открыть глубину» - сказала я в запросе. Каково же было мое удивление, когда я узнала, что игрушка, которую я выбрала вовсе не простая, а внутри шарика находилась собачка, т.е. игрушка внешне и изнутри отличалась. Когда заглядываешь в глубину, часто видишь нечто другое по сравнению с тем, что видишь снаружи. А еще это было отражением того, что человек может не проявлять свое истинное Я, которое спрятано глубоко, а значит не проявлять себя. И это похоже на меня. Я не позволяю себе раскрыться. Почему? Что за этим стоит?
Может быть, страх ошибиться, может быть, отсутствие доверия, может быть ранимость, а может быть нечто, что имеет огромный смысл и жизненную силу. Интуиция подсказывает, что там внутри находится то, что имеет большую ценность для меня самой. И, наверное, страх потерять это не дает выпустить его наружу.
Может быть, это так, а может быть, сто раз иначе.
« Быть или не быть»…это выбор, это то, что за человека никто не сделает. В жизни каждый раз приходится делать выбор, а это уже значит, что ты живешь, действуешь, думаешь. Иногда этот выбор бывает трудным: направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам бит будешь. Часто нужен риск и смелость.
А что такое «не быть» в жизни? В человеке огромная часть его существа атрофируется от того, что про нее он или не знает, или забывает, или просто сомневается в возможности ее проявления. А если к этому еще добавить разного рода слабости или болезни – зависимости, лень, заблуждения, страхи, депрессии, алчность, самоуничижение, пассивность и многое другое, то наступает деформация личности, бытие человека, его проявления в жизни становятся однообразными, его отношения с собой и с миром становятся проблемными. И вот тогда нужна психотерапия.
Что влияет на выбор? Особенности личности, мотивы. Как формируются особенности человека, мотивы его выбора? Я думаю, что начало в семейных отношениях, в родительской семье, все из детства. И насколько же мы еще слепы, глухи, грубы, некомпетентны в отношениях с детьми, на которых просто валятся не только семейные проблемы, но и отношения в социуме. И часто именно в детстве формируются основные паттерны поведения, основы отношения к себе, к людям, к миру.
Конечно, человек создавал и будет создавать для себя комфортные условия жизни, и, наверное, так и должно быть. Но жизнь была бы богаче и разнообразнее, если бы мы задумывались о том, какая она, наша жизнь, что можем мы дать близким или что делаем не так, разрушая свою жизнь и жизнь близких нам людей. Подумать над этим – это значит сделать первый шаг в сторону развития. Прошло тридцать с лишним лет с того времени как в кругах психологов говорили, что психология – профессия будущего. И вот это будущее наступило. Думаю, что с развитием службы семейных психологов, действительно наступит век психологии. Я уверена в значимости этого направления для развития самого человека, так как важно не только то, что его окружает и приносит комфорт.
В психотерапии сам терапевт является инструментом в работе. M. Balint отмечал, что психотерапия становится ремеслом, вымощенным добрыми намерениями, если ее не поднимают на профессиональный уровень соответствующие качества личности психотерапевта. Эффективность психотерапевта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками. И главное в работе терапевта – его личность.
Консультанту или психотерапевту необходимо ответить на вопросы:
- почему я выбрал профессию психотерапевта (консультанта);
- какими потребностями обусловлен мой выбор;
- какую пользу я стремлюсь извлечь из своей профессии;
- как я смогу сочетать свои потребности с потребностями клиентов.
Чтобы быть эффективным в работе, психологу необходимо постоянно работать над собой и не только в одиночку, но и в своем сообществе. Мне предстоит многое пересмотреть в своих установках, стать пластичнее и гибче и еще многому учиться и набираться опыта. Известно, что нет идеального и совершенного, а есть движение к нему, и такой взгляд на деятельность придает уверенности в своих силах.
Что же нужно развивать в себе?
- Быть самой собой, то есть развивать аутентичность.
- Быть искренней в восприятии своих чувств, открытой к собственному опыту.
- Адекватность отношения к собственным способностям и к жизни. Развитие самосознания.
- Собственную идентичность, знать чего хочешь, что для тебя важно.
- Уверенность в своей интуиции, адекватности чувств, толерантность к неопределенности.
- Личная ответственность.
- Свободное выражение чувств перед другими людьми.
- Умение ставить реалистичные цели.
- Зрелость.
Все эти требования к работе терапевта ( консультанта) не являются чем-то раз и навсегда данным или полностью достигнутым, эти качества всегда совершенствуются и изменяются.
Быть в психотерапии – это всегда находиться в процессе развития и роста, в процессе поиска и творчества, это принять на себя ответственность за собственную жизнь.
« Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен
На радость вам и мне».
Анна Ахматова.
Вот где начинается искусство психотерапевта! Только поэт может выразить то, что читается между строчек и выстраивается в поэму о том, что дается в чувствах, в ощущениях, в опыте, в тайном знании, то, что неуловимо исчезает, обретая словесную форму.
Да, это свободный полет, когда все имеет значение здесь и теперь, когда ты ощущаешь тайну жизни всеми органами чувств и больше чем только ими, когда ты в полном проявлении всего своего потенциала и ты чувствуешь жизнь в себе и в другом человеке, чувствуешь силу жизни. В этом состоянии ты проживаешь часть жизни, отведенной на психотерапию или консультацию. А если иначе, то это ремесло, но не искусство.
|