|
|
ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Викторова Л. - Работа с зависимостями в системной семейной терапии. Уважение между…миф или реальность.
Викторова Л. - Работа с зависимостями в системной семейной терапии. Уважение между…миф или реальность.
Работа с зависимостями в системной семейной терапии. Уважение между…миф или реальность.
Викторова Людмила.
Ярославль 2011.
Прочитав тему, возникли разные варианты объяснений, почему мне досталась эта тема. Я уходила от написания как могла. С одной стороны, у меня был достаточно большой опыт работы в наркологической клинике медицинским психологом, но описывать его это как-то не совсем в тему нашего курса. Попытаться проанализировать тему зависимости через анализ отношений с родителями. Это слишком болезненно для меня. Очень много было травм, пока я не готова это сделать. Поэтому остановлюсь на первом варианте.
Проблема зависимости считается довольно сложной. Ее считают проблемой и медицинской и психологической и педагогической. И каждый специалист находит свою нишу. Результат? К сожалению не высокий. Почему? Ответов много, но все не устраивают. Поскольку в причинах возникновения зависимости ,ее развития , поддержания присутствуют и биологические и психологические и социальные аспекты. Истоки, конечно же, лежат в семье. В своем опыте работы с проблемой зависимости, любого вида наибольшие успехи были именно тогда, когда к работе смогла подключать всю семью.
Начну с определения зависимости: «зависимость – отношение одного явления к другому как следствие к причине», «зависимый – ограниченный в своих действиях чужой властью, волей, влиянием». Во многих странах считают , что подход к работе с зависимостями должен быть био-психо-социальный. Т.е. сочетание этих факторов в разной степени для разных людей вызывает зависимость. И работать с зависимостью тоже нужно в опоре на взаимосвязь этих факторов.
Есть разные классификации зависимостей, но условно можно их разделить на две большие группы: зависимость от химических веществ и зависимости в основе которых лежат поведенческие нарушения. В зависимостях от химических веществ ( алкогольная, наркотическая, лекарственные препараты и др) роль биологического фактора более значима , хотя чаще всего он не является первичным , мотивационным. Просто в природе есть вещества, способные вызывать зависимость и есть люди, которые отличаются различными степенями толерантности (устойчивости, чувствительности) к этим химическим веществам. Эта толерантность, многие считают, наследуется. Она может быть обусловлена как наследуемой непереносимостью к веществу, так и большой устойчивостью. И мы встречаем целые нации, которые употребляют алкоголь или наркотики без образования разрушающей зависимости. Но есть и примеры вымирания или угрозы вымирания целых народов и наций от алкоголя. Это северные народы. И даже при благоприятных условиях психологических и социально-психологических можно стать зависимым. Более того есть наркотики, зависимость от которых наступает достаточно быстро. Иногда достаточно несколько доз. Это нужно знать.
Остановимся на психо – социальной составляющей зависимости. То, что зависимость «наследуется» ходит много разговоров. Но гена, который отвечал бы за это, не нашли. Различные теоретические подходы по- разному объясняют причины зависимого поведения. Но роль семьи в возникновении зависимости считается очень значимой. В рамках например экзистенциального подхода (Франкл) зависимость, особенно химическая рассматривается как протест против социального насилия и скуки и как стремление «потребить счастье в чистом виде». Транзактный анализ отмечает, что основные причины зависимости и со зависимости в отсутствии во внутрисемейных отношениях отношения Взрослый-Взрослый а преобладание отношении Родитель-Дитя и Дитя-Дитя , которые являются устойчивыми и ригидными на разных уровнях. Например на социальном уровне у родителей преобладает в отношении к ребенку гиперконтроль, навязывание своих оценок , а на психологическом уровне когда верх берет вовлеченный Адаптивный ребенок родитель испытывает неуверенность, страх, чувство вины.
Согласно концепции психогенеза алкоголизма ( Hedder C.) «Зависимость» понимается не как патология индивидуума, а как результат дополняющего взаимодействия между всеми членами семьи или как часть их структур взаимодействия, которые позволяют сохранять гомеостаз. Наличие «зависимости» выполняет регулятивную функцию и члены семьи сознательно или чаще неосознанно поддерживают злоупотребления. Такие семьи обнаруживают разные образцы эмоционального поведения в разных ситуациях. Большую сплоченность, эмоциональность когда, например, зависимый находится в интоксикации и сдержанность, монотонность в общении когда, например, человек трезв.
В рамках системного подхода (Лоунс Г.,Е.Бурджея) например, наркомания считается «семейной проблемой». «Зависимый» вовлекает в свою зависимость всех близких ему людей, у которых формируется со-зависимость как специфическая реакция на (вовлеченность). Со-зависимость в свою очередь препятствует адекватному восприятию действительности, искажает характер внутрисемейного взаимодействия, нарушает внутренние и внешние границы. Внешние границы становятся более жесткими. Возникает страх « вынесения сора из избы» .Или наоборот внешние границы могут быть размытыми, а отношения между членами семьи отстранёнными.
Выделяют особенности семей ( внутрисемейных отношений, ) предрасполагающие к формированию «зависимостей», особенно у ребенка в будущем.
- чувствительность ребенка к отношениям родителей, особенно конфликтным, при этом более неблагоприятная ситуация бывает, если мама холодная в общении, строгая, не эмоциональная;
- ребенок, которого используют супруги как средства манипуляции друг другом (триангулированный). Например: Маме (папе) у нас не до ребенка. Главное работа ..
- непоследовательность в отношениях к ребенку : его то приближают, то отдаляют, независимо от поведения.
- произведение впечатления внешнего благополучия при не вовлеченности в дела членов семьи.
- эмоциональное отвержение ребенка. Игнорирование его чувств, мыслей, потребностей.
- размытые меж поколенные границы, когда бабушки воспитывают взрослых родителей при попустительстве или гиперпротекции, потакания к внукам.
- использование в общении «провокаций» или магических «родительских предписаний»
Теория Боуэна ( цитирую по «Теория семейных систем Мюррея Боуэиа»)
Обращаясь к теории Боуэна, для понимания проблем зависимости большое значение имеет понятие Дифференциация Я, которое является «краеугольным камнем теории». «Дифференциация» характеризует людей по степени слитности или раздельности эмоционального и интеллектуального функционирования.
У людей с низким уровнем дифференциации интеллект и эмоции слитны настолько, что их жизнь полностью управляется автоматизмами эмоциональной системы. Каким бы интеллектом они не обладали, эмоциональная система полностью над ними доминирует. Это люди менее гибкие, менее адаптивные, в большей степени эмоционально зависимы от окружающих. Стресс легко приводит к дисфункции. Они наследуют большую часть всех человеческих проблем. Они становятся зависимыми придатками своих родителей, а затем ищут других таких же зависимых отношений, из которых черпают силы . На самых нижних уровнях стоят люди , которые «не могут жить вне медицинских и исправительных учреждений.
Люди с высоким уровнем дифференциации отличаются тем, что интеллект и эмоции у них достаточно дифференцированы. И хотя невозможно полностью отделить интеллектуальное функционирование от эмоционального, но те, у кого интеллектуальное функционирование сохраняет относительную автономность, в период стресса более гибки, более адаптивны, более независимы от эмоционального настроя их окружения. Они лучше справляются с житейскими стрессами, достаточно независимы от жизненных проблем. Совершая выбор, человек становится ответственным за себя и последствия своих действий.
Понятие дифференциации не имеет отношения к наличию или отсутствию симптома (зависимости в нашем случае) но те, у кого высокая слитность могут сохранять свои отношения в равновесии, выглядят вполне здоровыми, не испытывают сильного стресса, но это стоит им больших усилий. Но если в стрессовой ситуации у них разовьется дисфункция ( в нашем случае .проявляющиеся в к.л. видах зависимости) она может стать хронической. Те же, у кого высокий уровень дифференциации стресс может вызвать дисфункцию, но они восстанавливаются достаточно быстро.
Терапия.
Выбор психотерапевтического воздействия, технологий и техник основывается на теории. В транзактном анализе большое внимание уделяется обучению новым коммуникациям. А именно с позиции Взрослый-Взрослый. Распознаванию игр, в которые вовлечены и вовлекаются люди.
Поведенческая терапия используется как в реабилитационных программах зависимых, так и в профилактических и направлена на обучение новым формам поведения, способствующим противостоять вовлечению в зависимость ( например профилактическая программа «Скажи наркотикам нет», тренинги «Саморегуляции», тренинги « Социальных навыков», « Ассертивного поведения» и др. Довольно интересными, дающими хороший результат для меня были работы Ю.В.Валентика.
Положения теории Боуэна, как я считаю, можно считать фундаментальными в объяснении возникновения различных видов зависимости. Терапия, основанная на дифференциации. может быть использована при работе с семьей как в профилактических целях, так и в работе с семьей, где уже возникли какие либо « зависимости» . Почему? Можно обучать различным поведенческим навыкам, но если не будут разрешены глобальные проблемы Я, идущие из семьи, вряд ли успех будет длительным и стойким. С этим мы и сталкиваемся. Существующие подходы в работе с зависимостями имеют очень маленький процент успешности. Полного освобождения не достигается. Хочется надеется, что за системной семейной терапией в работе с зависимостями будущее.
Главная цель, как считает Боуэн, терапии должна состоять в том, чтобы помочь члену семьи выбраться из эмоциональной слитности. Главное помочь заинтересованному в этом члену семьи делать шажки в сторону лучшей дифференциации. Когда одному человеку это удастся , другие это сделают автоматически. Но силы сопротивления могут быть очень сильными, и если нет убежденности в изменении, будет возврат к слитности , чтоб сохранить привычную эмоциональную гармонию. Если же клиент будет слепо двигаться за терапевтом, то возможна слитность с терапевтом. Значит терапевт,( как считает Патриция Майер) берясь за работу должен сначала открыть для себя природу и особенности своей субъективности, способности «видеть» ее в тех эмоциональных системах, в которых он живет. Без этого, терапевт не сможет должным образом помочь другому человеку изменить свое Я.
|