ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Кузьминова Анастасия - Методические рекомендации для начинающих семейных терапевтов в процессе принятия решения
Кузьминова Анастасия - Методические рекомендации для начинающих семейных терапевтов в процессе принятия решения
В данном методическом пособии представлены методические рекомендации по принятию решения в ходе сессии.
Пособие адресовано начинающим семейным терапевтам, педагогам-психологам, студентам, научным сотрудникам, профессиональная деятельность которых деятельность связана с работой в семьях.
На самом деле, все началось задолго до того, как я пришла в Институт интегративной семейной терапии. Все началось, тогда когда мне было, примерно, 16 лет и я начала выбирать профессию, я ходила в художественную школу, а поскольку мама была художником, я тоже хотела им быть, но было и еще одно, что привлекало меня также сильно - это я и люди вокруг меня. Как они (люди) чего - то хотят? Почему думают, что никому не нужны? Почему злятся на родителей? Так, много разных «почему» оставил Бог на этом свете. И я решила выбрать творческую, интересную, реализующую, развивающую (и т.п. и т.д.) профессию – психолог. В настоящее время могу сказать, что ни один день моей жизни не усомнилась и не разочаровалась в своем выборе. И вот, когда я уже получила высшее образование и имела опыт работы, я почувствовала свое ограничение в практике и стала искать сферу своего ограничения – спасибо людям, которые меня окружают - они помогают мне развиваться своими примерами. Я выбрала институт интегративной семейной терапии и после первого же занятия начала работать с семьями (стремясь к системе). И вот прошло четыре года и я пишу дипломную работу, подводя итоги этого обучения и опыта, полученного в ходе работы и учебы. Вначале, когда я прочитала данную тему, конечно, задумалась, почему именно эту тему мне назначили (как и многие, полагаю) и поняла, что это тоже новый виток моего развития (всегда хотела читать лекции для студентов)). И приступила к выполнению.
А название дипломной работы я выбрала еще на первом курсе и думаю тема, полученная на 3ем курсе, вполне вписывается в это название «Королевство кривых зеркал».
В последние годы усилилось внимание к изучению семьи. Однако возможности учёных в исследовании ограничены в связи с тем, что семья представляет собой достаточно закрытую ячейку общества, неохотно посвящающую посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений, ценностей, которые она исповедует. Методы изучения семьи представляют собой инструменты, с помощью которых собираются, анализируются, обобщаются данные, характеризующие семью, вскрываются многие взаимосвязи.
Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы:
-социологические опросы,
- интервьюирование и анкетирование. Метод интервью требует создания условий, располагающих к искренности респондентов. Продуктивность интервью возрастает, если оно проводится в неформальной обстановке, контакты педагога и испытуемых окрашены личными симпатиями.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала.
В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведения анкетирования, т.е. (сам семейный терапевт организует анкетирование и собирает опросные листы).
Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план. В качестве примерного планапредлагаею вам план, составленный с учётом рекомендаций учёных (В.В.Котырло и С.А. Ладывир):
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи:
- дружелюбный тон общения друг к другу;
- изменчивый, противоречивый характер отношений;
- своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребёнка.
4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка (после того, как я сама стала матерью – поняла насколько важен именно этот пункт)
5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей:
- наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению;
- ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению;
- низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
7. Особенности воспитательных воздействий:
- участие всех взрослых в воспитании, степень согласованности воспитательной деятельности;
- непоследовательность, несогласованность воспитания, наличие конфликтов по поводу воспитания; член семьи, преимущественно выполняющий воспитательную функцию;
- отсутствие воспитания как целенаправленного воздействия, условий для полноценного развития ребёнка.
8. Организация современных форм деятельности в семье:
- общность во всех семейных делах, вовлечение ребёнка в семейные дела, заботы;
- дифференциация обязанностей среди взрослых, эпизодическое привлечение ребёнка к семейным делам;
- разобщённость взрослых в семейных делах, изоляция ребёнка от семейных дел и забот.
План изучения опыта семейного воспитания реализуется с помощью различных методов, среди которых наиболее распространёнными являются методы беседы, наблюдения.
Начинающему семейному терапевту важно пользоваться методом эмпатического слушания (К. Роджерс, Т. Гордон), суть которого - создание атмосферы заинтересованного разговора, совместного поиска истины. Важным условием эмпатического слушания является выработка наблюдательности. Семейный терапевт должен обращать внимание не только на слова членов семьи, их интонацию, но и на жесты, мимику. По выражению лица собеседника, даже позы (например, обращенной к другому члену семьи или отдаленной), изменению отношения к задаваемым вопросам можно судить о психологическом состоянии, поэтому необходимо проявлять такт, стремиться сохранять доверительные отношения.
В процессе беседы члены семьи при чувствование, того, что у терапевта нет иной цели, кроме оказания помощи - будет способствовать росту доверия и повышать эффективность беседы. Следует проявлять осторожность в оценке личностных качеств членов семьи, особенно ребёнка, уметь акцентировать положительные свойства, создать определённую атмосферу сессии.
Наблюдение как метод изучения семьи характеризуется целенаправленностью. Терапевт заранее определяет, с какой целью, когда, в какой ситуации предстоит наблюдать родителей, их взаимодействие с ребёнком.
Рекомендуется использовать не только наблюдение, но и включённое наблюдение, т.е. создание специальных ситуации: совместная деятельность на сессии (игра) ранжирование и др. В процессе включённого наблюдения терапевт может увидеть те семейные стороны взаимодействия, которые при внешнем наблюдении нередко бывают скрыты.
Анализ результатов наблюдения, подкреплённый данными, полученные с помощью других методов даст возможность определить линии взаимодействия в семье, усилить свою терапевтическую позицию по этому направлению и принять решение в выборе тактик, гипотез, направлений работы, домашних заданий, следующему составу семьи и т.п..
Таким образом, терапевт изучает семью, опыт семейного взаимодействия, воспитания, коммуникации, преследуя, прежде всего интересы ребёнка. На основе полученных материалов можно решать задачи и принимать решения в сессии.
В учебнике общей психологии я нашла, что принятие решения — процесс формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации в ситуации неопределенности.
Основные этапы процесса принятия решения включают информационную подготовку решения и собственно процедуру принятия решения — формирование и сопоставление альтернатив, выбор, построение и коррекцию эталонной гипотезы или программы действий. Структуру принятия решения образуют цель, результат, способы достижения результата, критерии оценки и правила выбора.
Исходя из этого определения нужно определить ряд задач, стоящих перед семейным терапевтами в начале терапевтической работы.
Задачи:
1. Установление доверительного контакта между терапевтом и всеми членами семьи на сессии (особенно с детьми)
2. Составление, заключение контракта (следование по контракту)
3. Определение запроса всех членов семьи
4. Сбор информации про родительские и прородительские системы (для определения гипотез)
5. Определить особенности взаимодействий в семье
Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.
Принятию решений в сессии способствуют 3 блока:
- Гипотетический: построение гипотез
- Практический: владение техниками, методами
- Эмоциональный: эмпатия (как емкое понятие, в которое входит чувствование клиентов, субъективная оценка, стремящаяся к объективности готовности членов семьи к предложениям терапевта) сфера– отражение контакта + эмоциональная сфера терапии.
А также для меня в обсуждении этой темы важное понятие - ответственности. Если каждую сессию, в начале нее, в процессе и в конце терапевт чувствует свою ответственность перед клиентами, то думаю, терапевт будет работать эффективно. И я выделила бы такое понятие – как интуиция терапевта, которую возможно развить (обучаясь, саморазвиваясь, самосовершенствуясь). Чего и всем желаю! (ведь, только одно существо на земле может остановиться в своем развитии – это человек. Любое растение или животное только раскрыв весь свой потенциал умирает).
Список используемой литературы:
- Сара Файн, Пол Глассер Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия. Издание 2
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994
|