1. Мои субличности (рассказ о жизненной истории)
Как же так настроиться написать, чтобы было понятно о своем не формальном подходе к диплому, и о своих субличностях, которые спешат, наружу торопя друг друга, и выполнить задание, хотя бы уложиться в отведенный минимум - четыре страницы. И голова уже седа и хочется не просто выглядеть, а соответствовать статусу прилежной ученицы. Я очень ответственная, мне важно уложиться в отведенные временные рамки и выполнить задание.
Я не один раз слышала вопрос, от племянников (тётя) и от сестер (сестра), и от знакомых (подруга), зачем мне это надо, учиться?
Вот теперь и ломаю голову, как бы так это красиво написать, что мое внутреннее Я всегда зовет меня к самоусовершенствованию моей личности. Личностный рост – вот так я назову эту важнейшую свою субличность, которая дает мне стимул и желание постоянно учиться. И, конечно, хотелось бы сделать хороший подарок группе и преподавателям своей работой.
Я очень долго искала свое предназначение, лет в сорок я поняла, что мое жизненное дело - это помогать людям (помощник). Творить добро – вот так я ощущаю свою миссию, и несу по жизни, как смысл своего существования. Мой помощник всегда со мной, и я не вижу в этом трудности, особенно, когда стала учиться по второму образованию. Например, в своей 39-ой учебной группе я вольно или невольно всегда была спасателем, надо же была проявлять смелость, помощь (а кто же еще, если не Я, когда все молчат?).
Однако в силу сложившихся обстоятельств и моего личного выбора судьба так выстроила мою семейную жизнь, что я юной девочкой выбрала по неведенью в мужья наследственного алкоголика. А отсюда все мои печали, унижения, боль и мытарства. Я жена – преданная, обруганная, униженная... и т.д. (даже стыдно в этом сознаваться, какой уж тут подарок!). Я из девочки школьницы, комсомолки, спортсменки, красавицы (как в известном кино) стала замужней женщиной, стала кухаркой, стала хранительницей домашнего очага. Стала печь пироги, варить супы, делать заготовки.
А мой спорт давал мне силу воли, дисциплину, красоту жизни. Понятия Надо и Должна не вызывали у меня в то время противоречий. Я была счастлива, владея своим телом, как рыбка в воде, получая достойную оценку за выполненную работу на очередных выступлениях. Я стала Мастером спорта по спортивной гимнастике и мне по званию и умению были доступны многие виды спорта, где я радовалась жизни и душа пела от восторга, умения и счастья. Водные и горные лыжи, парашют и плавание, ныряние с аквалангом и прыжки с вышки в воду – эта радость полета и сейчас живет в моих воспоминаниях!
А потом как само собой разумеющееся, в срок родила сыночка, я стала мамой. Забот прибавилось, беспокойств тоже. Помощников и родных рядом не было, мамуля побыла со мной (дочь) во время первых десяти дней и ей надо было возвращаться на работу в свой город. Она на месяц забрала меня с сыном к себе домой. Потом, вернувшись в свою семью, я все испытания проходила на своем опыте. И поэтому для меня не было вопросом, каким психологом я хочу стать, конечно, семейным психологом, чтобы помогать семьям в преодолении их трудностей.
Я начала учиться на психологии (психолог) по своему глубокому осознанию. По первому образованию я химик, ведущий инженер-технолог НИИ Физики Полупроводников. Я человек верующий, и обдумывала, мое ли это дело, и как я буду помогать людям из социума, когда они не приемлютверы? К вере я пришла через жизненные трудности, занимаясь духовными практиками (Я - Мастер Рейки). Теперь я понимаю, что я могу помогать семьям как психолог, используя полученные знания, давая помощь и поддержку.
Мне удается принимать свои субличности, договариваться с ними. Если нужно поехать к маме (дочь), а возможности по обстоятельствам нет, тогда, как заботливая дочь, звоню ей и говорю, что приеду в другие выходные. А если трудности или неприятности? Тогда моему внутреннему зайцу-трусишке нужна мобилизация всех сил, поддержка, либо совет от профессионалов (супервизоров или одногруппников), либо обращение к своему внутреннему Я. Когда находится согласованное решение с разными субличностями и возможность управлять ими, то мы счастливы, успешны и полны энергии. Состояние, когда субличности согласованно работают и стремятся к одной цели, называется конгруэнтностью. Когда же человек ощущает внутренний конфликт, т.е. существуют разногласия между субличностями, то наступает упадок сил, тратится жизненная энергия и на душе тяжело.
Сейчас я живу одна, сын взрослый (в будущем году ему 40 лет). Он тоже верующий, живет в христианской общине далеко от меня. Мужа не стало в тяжелые девяностые.
2. Субличности в научном подходе
Субличность (англ. subpersonality) – психологический термин. Обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам.
Понятие субличности введено в научный лексикон в рамках психосинтеза (психотерапевтической системы), иногда используется в НЛП (обычно в сочетании с трансовыми техниками), разработанной итальянским психиатром и психологом Р.Ассаджиоли. В соответствии с его определением, субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Самые типичные субличности человека - это те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т.д.
Каждая субличность имеет свои качества и особенности поведения, но они чаще всего противоречат друг другу и вызывают конфликт внутри личности человека. Каждая из них желает быть главной, значимой в жизни человека. Это как актеры спектакля, где спектакль – это жизнь, актеры – субличности человека и каждый актер желает, чтобы его оценили, каждый считает, что играет важную роль в этом спектакле. Однако есть особенность, у каждого спектакля есть свой режиссер, без которого актеры не смогли бы уживаться на одной сцене, не конфликтовать на тему значимости и выполнять действия, прописанные в роли без ущерба для другой, т.к. импровизация не предусмотрена в сценарии спектакля. Так и в жизни человека, у его субличностей должен быть свой режиссер – это его Истинное Я.
В психологии понятие субличность – обозначает элементы человеческого поведения, воспринимаемые сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам.
По определению П. Ферручи субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет свой собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас их множество, иначе – толпа. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом. П.Ферручи видит в субличностях «падшие проявления архитипов высших качеств». Субличности – это падшие или извращенные проявления приходящих качеств, которые существуют на высших уровнях нашей психики. Так, гиперактивную субличность можно рассматривать – как извращение архетипа энергии, субличность упрямца – как извращенную форму воли и т.д. Субличности подобны людям. Чтобы они раскрылись и показали лучшие свои стороны, к ним нужно относиться с пониманием.
М.Браун и К.Басквин предлагают рассматривать каждую субличность, состоящей из трех уровней. По примеру строения всей психики в целом, они выделяют у каждой субличности подсознание, сознание и сверхсознание. Каждая субличность имеет Высшее Я и животную энергию, энергию жизни, расположенную в нижней ее части. «И как быть лосихе дикой, по лесам бродить без лося? Плачет женщина до крика, если мужа нет и в осень».
Нет плохих или хороших субличностей, все они выражают какие-то жизненно важные составляющие нашего существа, хотя по началу эти составляющие могут представляться нам отрицательными. Субличности становятся вредными только когда контролируют нас и навязывают нам свойственные себе стереотипы.
По мнению Г. Спикер, формирование субличностей происходит уже в первые месяцы жизни ребенка. Более того, существует также мнение, основанное на эмпирическом опыте, что они вообще являются нашим психическим наследием, уходящим корнями к нашим родителям, их предкам и к более далеким поколениям. У ребенка субличности проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями.
Став взрослым, у человека формируется ряд Я (дочь, сын, сестра, друг, одноклассник, женщина, мужчина и т.д.), более сложных, но уже укорененных в общей структуре личности. При этом количество и качество этих Я, может меняться при смене окружающей обстановки, изменениях в сознании и мировоззрении, развитие человека в той или иной сфере жизни. Но, как уже говорилось, основная проблема не в их наличии, а в том, что они не умеют действовать согласованно, они противоречат друг другу, и часто создают конфликтные ситуации внутри человека.
Однако есть наша врожденная неизменная, неотъемлемая часть человеческой природы, которая находится в глубине, в самом центре человеческой души – это наше истинное Я. Просто, обрастая субличностями, мы перестаем его слушать и слышать, а благодаря нашему Эго, нашему ложному Я, которое чаще всего берет верх над остальными субличностями, мы порой и вовсе забываем про него. Но наше истинное Я никогда не покидает нас на совсем. И чтобы истинное Я вновь стало хозяином нашей личности, нам для начала необходимо признать наличие множества Я или ролей, которые мы исполняем в своей жизни и принять их без осуждений, такими, какие они есть.
И затем найти среди множества этих Я, свое истинное Я. Это возможно, если обратиться к себе и своим воспоминаниям. Вспомнить, когда вы искренне радовались чему-то или расстраивались, искренне верили во что-то. Вспомнить те моменты, когда вы были тем, кем являетесь на самом деле, когда не играли какую-то роль. Вспомнить, когда вы были чем-то увлечены, увлечены на столько, что переставали замечать все вокруг, а были во внимании того, что вас поистине интересует. В эти моменты, ваше Истинное Я управляло вами, оно брало верх над другими частями личности.
Когда вы найдете его, признайте и то, что оно, истинное Я является центром ясного чистого разума, центром созидающей воли, сгустком самой энергии, дающей жизнь всему сущему. Но не отождествляйте его с другими частями. Истинное Я неизменно и независимо, оно позволяет оставаться самим собой в любых обстоятельствах.
Вновь приобретя свое Я, по аналогии с театром, вернув режиссера своего спектакля, можно поработать со своими субличностями – актерами. И тогда будет возможным реальное раскрытие личностного потенциала, осознания истинных целей и их достижения.
3. Субличность – врач
Можно перечислить возможных субличностей, которые могут присутствовать в наличие любого семейного консультанта как врач - это доктор, целитель, лекарь, знахарь. И если он имеет первое профессиональное медицинское образование, он врач – врачеватель семейных проблем, он – консультант (психолог, психотерапевт, психиатр). Те проблемы, раны, страхи, боли, гнев, тревоги, которые врачует душа человека, не равнодушного, знающего жизнь, и при всем том, имеющего специальное образование, соблюдающего правила и границы по законам своего профессионального долга, он заслуживает уважения и доверия. Этому человеку можно рассказать все о своей боли и своих проблемах, вызывающих дискомфорт в нарушении понимания со стороны ближайшего окружения семьи и других людей.
Субличность - врач вызовет наверх свое Я и будет разговаривать, спрашивать, обнадеживать, диктовать, убеждать, лечить, что не нужно лезть в петлю, что эта рана не смертельна, заживет и что жизнь прекрасна. Да, мало ли каких добрых слов найдется у врача, чтобы помочь человеку, а в итоге – семье!
4. Субличность – помощник
Это не обязательно друг, товарищ или брат, надежда и опора, но это может быть субличность – помощник, внутренний Я психолог, которая будет помогать клиенту. (Однако клиенту желательно иметь все-таки личного психолога, а профессионалу психологу - своего супервизора). Это человек-личность, чья помощь необходима на призыв клиента о беде (сигнал SOS) в любое время дня и ночи (в критические моменты), с которой невозможно справиться одному. Эта субличность может вести себя крайне иррационально, растрачивая психические силы, отрицательно отражаясь на истинном Я человека, кому она принадлежит. Поэтому нельзя забывать о своих границах, правилах и этике поведения, т.е. находить разумную согласованность между субличностью - помощника и истинным Я, которое должно быть во главе ситуации.
5. Субличность – учитель
Это наставник, мастер, рулевой, тренер, супервизор, который знает свое дело и может обучить своему мастерству другого человека. И психолог-консультант с этой субличностью берет на себя ответственность «вырулить» так ситуацию, задавая вопросы, что клиент будет счастлив, удовлетворен осознанием, что он может поменять отношение к своей проблеме, ситуации, и у него все получится. И уже нет такой катастрофы, нет безвыходного положения. И его проблема – не проблема и человек реально убеждается, что с помощью обращения к своему учителю - консультанту (от его подсказки, проработки, научения) можно восстановить свое внутреннее равновесие. Однако требуется определенный навык, опыт и время, чтобы наработать именно свое мастерство учителя, (обучаясь и осознавая, также принимая субличность учителя в согласии со своим личностным Я), чтобы не уподобиться «поучителю».
6. Субличность – семейный психолог
Для помощи семье, лечению семейных проблем понадобится консультация и знания субличности семейного психолога. В нашей стране еще мал опыт обращения семей в консультации за решением семейных проблем. Чаще это связано с вопросами, касающимися поведения детей в школе и дома, их болезней, т.к. для родителей это более значимая мотивация - «исправить» ребенка, чтобы он стал здоровым, послушным. А ведь дети - это зеркало семьи. Семьи достаточно неохотно приходят за помощью, т.к. считается неприличным «выносить сор из избы», уж таков менталитет у россиян. Поэтому возможности научных исследований о семье ограничены из-за закрытости информации. Семья, как ячейка общества, не желает посвящать посторонних в подробности своих взаимоотношений и тайны жизнедеятельности.
Субличность семейного психолога желает знать наиболее важные подробности возникновения проблем в семье, а для этого надо изучить семью, собрать информацию, проанализировать, обобщить данные наблюдения и беседы, характеризующие семью, увидеть взаимосвязи и взаимоотношения.
Из методов изучения семьи более распространены социологические: социологические опросы; анкетирование; интервьюирование.
Метод интервьюирования требует создания условий, располагающих к искренности респондентов.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать больше интересующей информации. При изучении семьи используется контактное проведение анкетирования. Семейный терапевт сам организует анкетирование (составляет анкету и анализирует результаты).
Метод тестирования (семейный тест Геринга (FAST); тест «Семейная социограмма»)- как вариант наглядных проективных методик и др.
Семейный консультант для изучения семьи ведет рабочую карту семьи (РКС), где фиксируется весь путь общения психотерапевтов с семьей от первичного звонка до окончания терапии. Карта отражает все подробности о семье: кто семью направил, состав семьи, профессии, образование родителей, описание проблемы, генограмму семейной системы и других взрослых членов семьи (бабушки, дедушки) и т.д. РКС заполняется на каждое посещение семьи.
Собрав необходимые сведения, семейный консультант составляет предварительные гипотезы о функционировании семейной системы и разрабатывает на их основе направление работы и планирование терапевтической помощи.
Для этого у семейного психолога – консультанта имеется инструмент - интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики, которая делает процесс оценки семейной системы более быстрым и является средством выдвижения терапевтических гипотез. Проблемы личности в данной модели рассматриваются в связи с дисфункциями семейной системы. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов. Модель сфокусирована на определении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы членов семьи благополучно решались.
8. Работа с субличностями (по Шварцу)
Шварц (ученик Сальвадора Минухина) семейную терапию переводил в личную. Части личности как-то существуют в человеке. Субличности как эмоциональные состояния, тоже присутствуют в человеке, и есть внутренний наблюдатель (координатор) – центр личности, посредством которого можно выяснить потребность, далее эмоцию и затем совершать действия. Выявить, где она живет в теле, какой образ она принимает, какие чувства связываете с ней, как часто она выходит наружу. Что она любит, не любит; когда она появилась, какого пола, возраста; как ее зовут и т.д.
В системе мы работаем с поляризованными частями, одна часть в противовес другой. Решаем вопрос – с кем она поляризована, кого она защищает?? Здесь работа ведется через позитивный центр (Self). 1.Изгнанники (тревожные), те части личности, которые остались в травме. 2.Менеджеры (приспособленцы). Эти субличности, которые помогают нам преодолеть травму (охраняют нас), но если их больше, то будет депрессия. 3. Пожарные (импульсивные части: вспышки, запои и т.п.), когда не хватает ресурсов, не хватает менеджеров. В симптоме травмы выделяются три части, но может быть несколько изгнанников и несколько менеджеров.
Одной из техник работы с травмой является снятие груза, всего того, что было по дороге жизни. Чистить часть личности через метафорическую символику. Груз символизирует какие-то интенсивные переживания: часть нельзя удалить, а груз можно.
В заключение своей работы хочу пожелать всем коллегам и преподавателям успехов в работе с семьями, счастья, здоровья и благополучия. В подарок от меня примите притчу, которая очень поучительна.
Притча про пальму.
Жил некогда гуру, мудрый и святой человек. Он всегда собирал своих учеников под пальмой на берегу океана. На этом берегу это была единственная пальма. Каждый вечер он приходил и учил людей, которые хотели его слушать. Он учил их, каким образом нужно жить в этом мире, каким образом нужно принимать препятствия и беды этого мира, каким образом нужно принимать радости и печали этого мира, и что человек должен делать при этом.
Этот старый учитель каждый вечер собирал своих учеников и что-то рассказывал им под этой пальмой, пока в один прекрасный день один из его учеников не задрал кверху голову и не увидел, что на вершине этой пальмы находится огромный камень.
Его это очень заинтересовало. Он захотел узнать, кто мог забраться на самый верх и поместить туда этот огромный камень. Он спросил своего гуру:
-Учитель! Почему на этой пальме камень?
Когда он задал этот вопрос, его гуру заплакал. Слезы ручьем потекли у него из глаз. Затем он сказал:
-Этот камень и эта пальма изменили мою жизнь.
Он стал рассказывать: «Когда я был юношей, то, как любой юноша, я был честолюбивым, я думал о том, чего я добьюсь в своей жизни, каких великих свершений. Честолюбие всегда сопровождается завистью. Я завидовал другим, которые чего-то добивались в своей жизни. Я завидовал всему, всему, что было вокруг меня. Всем, кто рос вместе со мной и пытался чего-то достичь. Я копил в своем сердце черную зависть.
В то время на этом берегу был целый лес пальмовых деревьев, и я часто приходил сюда на берег океана. И тогда я увидел эту пальму, которая в то время была совсем юной, как я. Эта пальма очень мощно росла вверх, и каждый день я, приходя на берег, видел, как она расправляет свою грудь, свои плечи. И однажды я подумал:
-Чего она растет? Что она о себе возомнила?
Я решил помешать ей. Я нашел огромный камень и водрузил его сверху на эту пальму, чтобы она не строила из себя Бог невесть что.
Шли годы. Я уехал в город. В городе я встретился со многими людьми. В городе я встретился со многими несчастьями. В городе я пытался всем доказать, что я самый умный, самый лучший, самый красивый. Никто в это не верил. Меня били со всех сторон, я давал сдачи. Побитый, через много-много лет, я вернулся в свою деревню. Побитый, но так и не помудревший.
Когда я вернулся в деревню и спросил, что случилось. Люди рассказали мне, что несколько лет назад налетел сильнейший ураган, который разрушил все дома и вырвал с корнем все пальмы. И потом, взахлеб, они стали рассказывать мне, что только одна пальма уцелела. Только одна пальма, у которой оказались очень глубокие корни, осталась на этом берегу, все остальные были выкорчеваны ураганом. Эта пальма, на которую кто-то сверху положил большой камень.
Я побежал к этой пальме. Я увидел ту самую пальму, которой я когда-то позавидовал, и которой я хотел помешать, положив на нее сверху огромный камень. Эта пальма стала очень высокой, и наверху у нее лежал тот огромный камень.
Я встал под этой пальмой, и в этот момент я услышал ее голос. Под шелест своих листьев, она сказала:
- Спасибо тебе большое! Когда ты клал на меня этот камень, я думала: «Зачем он делает это? Почему он так ненавидит меня?». Но потом я поняла, что благодаря этому камню я смогла отрастить глубокие корни, и я поняла, что этот камень был самым большим благословением в моей жизни. Спасибо тебе за этот камень, который ты водрузил на меня!».
-Учитель перестал плакать и сказал:
-Может быть, мне показалось, что она говорила со мной, но в тот момент я отчетливо внутри себя услышал эти слова. Камень этот поменял всю мою жизнь.
Список литературы.
1. А.В.Черников. Системная семейная терапия. М., независима фирма «Класс», 2010.
2. Э.Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. 4 издание, «Питер», 2009.
3. «Инфоспирит». <infospirit@centerii.ru> (Притча).