«Только тот, кто, овладев техникой, сумеет забыть о ней, способен стать искусным терапевтом».
За время обучения в институте семейной терапии я сделала несколько, как мне кажется, серьезных шагов: обучилась системному видению, методам, приемам; выбрала ко-терапевта для дальнейшей работы; более детально изучила историю моей семьи и вышла в семейное консультирование.
Всем педагогам, участвующим в обучении я очень благодарна – теплое отношение давало чувство, что обо мне заботятся. Теорию и упражнения, которые давались на семинарах, можно сразу использовать. Для меня важен был интегративный подход, обучение у представителей разных направлений и объединение в системном подходе.
Работая в индивидуальном подходе , я сталкивалась порой с невозможностью добиться желаемого результата, т.к. причина лежала в особенностях функционирования семейной системы клиента. Понемногу включая семейные сессии в формате ведения индивидуальной терапевтической работы, я получила возможность более широко взглянуть на симптом клиента и возможность предоставить семье более широкий спектр возможностей для достижения желаемого результата.
Работа в паре с разными ко-терапевтами стала научением одному из самых сложных для меня навыков – умению доверять партнеру. В данной работе я прошла путь от полного недоверия и взятием всей ответственности за результат терапии та себя до достаточной как мне кажется степени доверия. В результате теперь я получаю большое удовольствие от работы в паре, когда можно взять передышку и в трудный момент опереться на плечо партнера. Кроме того вдвоем облегчается формулирование гипотез; облегчается сохранение нейтральности при работе с членами семьи, при ведении беседы я могу позволить себе быть более спонтанной, чем если бы я работала в одиночестве. Работая в паре, я чувствую себя спокойнее, свободнее и защищеннее от того, что ответственность за результат разделена. Опыт моей работы в команде ко-терапевта показал, что если терапевты стремятся поощрять и поддерживать друг друга, если они замечают хорошую работу друг друга, то работа идет намного эффективнее. Кроме того, я стала замечать, что учусь у своих коллег некоторым приемам и техникам.
Анализ истории моей семьи привел к усилению любопытства . Это любопытство еще полностью не удовлетворено. Я побывала на родине своих родителей и встретилась со всеми родственниками, которые что-то помнят и могут мне рассказать. Самой важной ступенью для меня в этой работе стал поиск моего деда по линии матери, с которым моя мама не виделась. 5 дней в Одессе занимаясь поисками хоть каких-то следов, я прошла путь от глубокой надежды до глубокого отчаяния. На берегу Черного моря отплакав всю боль, которую в тот момент как мне кажется я разделила с моей матерью, я отнесла цветы к Храму на кладбище. Данных о нем я не нашла, но чувствую, что последнюю 1/4 своего наследия я себе вернула. Думаю, что в этой истории еще возможно продолжение.
Самым главным для меня в работе с генограммой стало расширение и обогащение моего семейного ресурса. Появилось чувство опоры на ранние поколения . Семинары, посвященные генограммам, были поддержкой, точкой роста и приятия. Планирую в дальнейшем использовать генограмму в работе с клиентами.
Мой выход в семейное консультирование был непростым. Не покидала идея о том, что работая в индивидуальном подходе , я точно получу достойный результат. Еще на втором курсе обучения отсутствие достаточного количества практического позитивного опыта в семейном системном семейном подходе приводило к тому, что часто после 1 встречи с семьей (это касается моей работы без ко-терапевта) я предлагала индивидуальную терапию заинтересованным членам семьи. Мне сложно сказать когда точно появилась моя уверенность в собственных силах, но на данный момент, имея в терапии несколько семей я чувствую себя достаточно спокойно, планирую работу на перспективу и возможный позитивный результат. Как мне кажется, я стала меньше требовать от себя хороших терапевтических результатов для членов семей, а стала думать о правильном «по всем правила искусства» ведении семейной сессии.
Здесь имеет смысл перейти к теме моего диплома- «Lege artis» в системной семейной психотерапии и консультировании.
Сначала определимся с понятиями. Lege artis» - в переводе с латыни означает «По всем правилам искусства», т.е. мастерски.
Если говорить об определении понятия «терапия», то - это «процесс, желаемой целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения. «Психотерапия» – «система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Часто определяется как деятельность, направленная на избавления человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п.).
Если исходить из того, что системная семейная психотерапия— это психологическая помощь семье сложить жизнь так, как хочется, то возникает потребность ставить высокие терапевтические задачи. Но здесь привлекла мое внимание одна метафора : «Семья- оркестр, терапевт- руки , как дирижер, помогает согласованному звучанию». Эта позиция сразу облегчает задачу. Нужно просто помогать семье более конструктивно взаимодействовать показывая и раскрывая конкретные детали для взаимного консенсуса и она сама достигнет той цели, которую себе поставит. Семейный терапевт не может «научить» семью, как лучше функционировать, он может помочь им взглянуть на себя и полностью принять ответственность за свои решения и за свою жизнь (К.Витакер).
Я думаю, что мастерство в системной семейной психотерапии и консультировании состоит не в получении какого-то необходимого результата в финале, а соблюдение тех норм и правил, которые разработаны основоположниками системной семейной терапии. Т.е. целесообразно думать не «что сделать в результате для семьи», а как сделать. Терапевт должен поддерживать в себе гармонию между заботливостью и жесткостью. Он должен работать так, чтобы члены семьи осознали и взяли ответственность за свою жизнь на себя. Его задача, — не найти и наказать "виноватого", а развернуть порочный цикл семейных взаимоотношений в противоположную сторону. Тогда может начаться процесс обновления, и семья сможет самостоятельно разработать новый стиль отношений. Психотерапевт принимает семью, сохраняя при этом нейтральную позицию по отношению к каждому члену этого организма. Изменение внешних поведенческих реакций и будет признаком успешной системной работы.
Осуществлять последовательную и планомерную работу мне помогают принципы и правила семейного консультирования. интегрированные представителями различных школ семейной терапии:
- Установление контакта (раппорта) и присоединение к клиентам. Присоединение психотерапевта к семье- это важный этап для того, чтобы каждый член семьи почувствовал себя принятым и услышанным, тогда он будет настроен на дальнейшую работу. Здесь нужно отметить установление определённой дистанции между всеми участниками терапевтической сессии; прямое и непрямое отзеркаливание позы, жестов членов семьи; использование психотерапевтом элементов доминирующей репрезентативной системы членов семьи в речи; отслеживание их глазодвигательных реакций и при этом сохранение структуры семьи, демонстрируемой психотерапевту
- Формулирование запроса. Формулирует запрос обычно инициатор встречи, при этом он может снять с себя ответственность за происходящее в семье и перевести её на другого члена семьи либо на терапевта. На данном этапе важно, чтобы каждый член семьи определил для себя, что он хочет достичь по ходу психотерапии. Участие терапевта здесь состоит в поддержке, переформулировании слов, привлечении к диалогу каждого члена семьи. Актуально понять эмоциональное, психофизическое состояние клиентов
- Сбор информации о проблеме клиента. Он происходит посредством вопросов каждому члену семьи. Здесь важно максимально детализировать проблемную ситуацию . Терапевт должен обеспечить каждому члену семьи возможность высказаться, обеспечить атмосферу комфортности и безопасности для всех участников процесса. Терапевт должен регулировать степень активности и темп по ходу диалога
- Поиск ресурса семьи. Важно укрепить веру клиентов в успешность и безопасность процедуры консультирования и подчеркнуть членам семьи семье, что их желание осуществить изменения, активность и искренность , будут надежной гарантией успешности работы
- Реконструкция семейных отношений. Реконструкция проводится на основонии системной гипотезы. Важно объединить все значения, смыслы и интерпретации в конструктивную идею. Здесь профессионализм терапевта связан с искусством слушания, ведения беседы, диалога, а не с диагностикой и экспертизой. Терапевт должен понимать свои состояния и реакции на клиента и его проблему . Ко-терапевты могут делиться сюжетами своих личных историй, перекликающимися с историей клиента; сообщать свои ассоциации с идеями, которые они восприняли в клиентской истории; описывать образы или метафоры, каким-то образом интегрирующие для них услышанное. Они размышляют над тем, что услышали, как внешние свидетели, настроенные уважительно, скромно и любознательно. Важно не стремиться прийти к решению и тогда оно появляется в процессе общей рефлексии.. Таким образом, язык обсуждения в рефлексивной команде семьи и ко-терапевтов - это скорее язык данных конкретных клиентов, чем профессиональный язык.
- В ходе терапевтической сессии терапевты и клиенты поочередно берут слово для того, чтобы размышлять об услышанном: клиент -семья или индивид - рассказывает свою историю, затем команда размышляет о клиентской истории, затем клиент - об идеях команды по поводу его истории - и так далее. Слушание друг друга, обогащение каждого следующего "раунда" тем, что услышано на предыдущем открывает путь неожиданным взглядам.
- Совместный поиск новых поведенческих решений. Терапевту важно сочетать в себе импровизацию с продуманностью ходов. Новые идеи для семьи могут освежить жизнь внутри семьи. Важно так преподнести их семье, чтобы они оказались привлекательными и нужными.
- Завершающий этап. Клиенты получают от консультанта домашнее задание. Здесь важно правильно продумать домашнее задание, учитывая каждого члена семьи и все особенности их ежедневного функционирования семьи. В конце терапевтом должно быть озвучено приглашение на следующую консультацию.
Сейчас я отчетливо понимаю как важны нюансы, отточенность формулировок, знание показаний, следование процедуре. Опираясь на вышеизложенные правила, мне с каждым разом все легче быть результативной при работе с любой семьей. Остается поверить Сальвадору Минухину: «Только тот, кто, овладев техникой, сумеет забыть о ней, способен стать искусным терапевтом».
Еще одной стороной мастерства семейного терапевта на мой взгляд могут стать его внутренние ресурсы, такие как сила, чутье, гибкость, маневренность, собранность, концентрация, внимательность, сочувствие и.т.д. Сила терапевта начинается со связи с семьей: с принятия, понимания и поддержки людей. Связь эта как невидимые веревки, которые он протягивает семье в моменты провалов её в мелкие ямы и глубокие впадины. Чутьё семейного терапевта (чувства , зрение, слух, пережитый им самим опыт, знания и анализ) – помогает реагировать на каждого члена семьи и ситуацию в целом, выделять главное, поддерживать зоны успеха и цеплять за зоны дисфункций. Гибкость - это и способность владеть широким диапазоном интервенций, подчиненных идее. Маневренность – это возможность применить любую тактику, которая будет соответствовать его терапевтическим целям и его пониманию данной семьи. Собранность позволит объединить все зацепки, гипотезы, все подвижные детали в одну гипотезу. Внимательность - ключ к клиентам с возвращением им увиденного и услышанного. Собранность, концентрация, быстрый анализ, обеспечивают выбор на каждом моменте сессии. Сочувствие помогает семейному терапевту «продвинуть» клиента с помощью собственного опыта и дает ему возможность получить конструктивную обратную связь.
В результате своего обучения на курсе семейной терапии я пришла к выводу – в работе с семьей не нужно торопиться и суетиться. Работа – это есть совместное движение. Движение к горизонту, который недостижим. Не судите строго. Мой вектор движения – к горизонту профессионального успеха.
|