Институт Интегративной Семейной Терапии
Институт Интегративной Семейной Терапии
Institute of Integrative Family Therapy
КОНТАКТЫ
ОПЛАТА
 
Институт        Клиентам       Специалистам и абитуриентам       Студентам       Библиотека       Расписание        
 
 
Научные публикации

Популярные статьи

Фотографии

Биографии корифеев

 
Версия для слабовидящих
  ИИСТ / Библиотека / Дипломные работы / Горюнова Татьяна - «Свобода» и «ответственность» в родительском и партнерском стилях консультирования

Горюнова Татьяна - «Свобода» и «ответственность» в родительском и партнерском стилях консультирования



 Per aspera ad astra

(Через тернии к звездам)
 
 Свобода – это ответственность. Вот почему все ее так боятся.

(Бернард Шоу)
 
            Свобода… Ответственность...  Ни один человек  не может точно сформулировать, что же это такое. Существует большое количество определений. Я привожу здесь те , которые мне более близки.
 
Значение слов «Свобода» и «Ответственность»:
 
«Ответственность
- осуществляемый в различных формах контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил; различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга)».
Психологический словарь
 
«Свобода
ж. слобода южн. зап. сев. свободь вост. сев. своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле. понятие сравнительное; она может относиться до простора частно».
Словарь Даля
 
                       … И как бы меня ни контролировали и внешне, и внутренне , - свобода во мне брала верх, что называется,  пробивалась через тернии к звездам ...
 
            Впервые намек на тему дипломной работы прозвучал на 2-й супервизии, когда Алена Рихмайер сказала: «Если бы я давала тебе тему дипломной работы, я бы назвала ее так: «Ответственность, суперответственность, гиперответственность...» (по-моему, так). Для меня это прозвучало несколько неожиданно. Почему мне, - и такая тема? При чем тут ответственность (ну это ладно), но супер - , гиперответственность —  и я, и тем более, после супервизии? .. Было над чем подумать...
 
            Да, вторая супервизия прошла далеко не так, как первая. Я поняла, что во время второй я усиленно «тянула одеяло на себя», отодвигая своего ко-терапевта. И делала это сознательно. Я понимала, что так не должно быть — ведь, ко-терапия — это, в любом случае, - партнерство. Но взяла на себя ответственность за свои действия. И была этим гораздо более довольна, чем в первый раз, на первой супервизии,  где, по - моему мнению, меня просто не было. Не было, хотя я, вроде бы, и присутствовала, и , вроде бы, были клиенты, и, вроде бы, говорила, и, вроде бы,  вела консультацию с ко-терапевтом. Вот оно и «вроде бы»... 
 
            Мысли про ответственность давно во мне «бродили», как-то перекатывались, как-то отрабатывались, как-то чувствовались, а здесь — вот тебе - тема дипломной работы. Меня до сих пор (сколько уже восхищалась !!!) восхищает мастерство, профессионализм,  проницательность наших преподавателей института —  оказалось (неожиданно все-таки для меня) как точно выбрана для меня тема  дипломной работы,  МОЯ тема для личностного роста (как я поняла,  одним из итогов обучения в институте является личностный рост студента).
 
            Ведь эта тема меня , буквально, «преследует» всю жизнь.   Тема ответственности и свободы...  Было все: мысли, действия,  поступки, за которые я сама себя ругала и хвалила; говорила, что в очередной раз «наступила на грабли», «села в лужу» — и  немного погодя благодарила и себя (что отважилась на что-то), и людей, которые мне предоставили  ситуацию.
 
            Да, задала мне Алена задачку... Знала всю жизнь, что я человек ответственный. Как правило, если что-то обещаю — выполняю, чего бы мне это ни стоило. Даже иногда и во вред себе или через огромные усилия...  И тут — как будто озарило... Точно! - ответственность! Даже горло сдавило. Ведь это про меня — и ответственность, и супер, и гипер-.
            И мысли сразу  - в детство, в прошлое... Детство, детство... И чего там только нет! И чего только из него не идет во взрослую жизнь...
 
            Удивительно! Всю жизнь меня сопровождало стремление к свободе. Но почему-то на первом месте оказывалась ответственность. Правда, когда мое «Я» не выдерживало, - я бунтовала, но как-то всегда скрывала, «что бунтую», особенно,  от мамы. Как-то это было неосознанно, просто делала  - и все, по — своему...      Вспомнилось: мне 5 лет. Одна дома (мама работает, сестра — в школе)— отвечаю за дом: не пускать чужих;  газ, свет, чистота и т. д. Отец  ссорится с мамой. Я стою недалеко от них (выглядываю из-за угла; не знаю, видят они меня или нет) до тех пор, пока он не угомонится - «Как бы плохого не вышло!» Я не знаю, откуда это взялось. Никто меня не просил. Сама. Не знаю, откуда... Я — ответственна за маму, хотя я — младшая дочь в семье  и не папа (родители развелись). К приходу мамы в квартире должно быть все чисто, еда сготовлена. И тихо,- если мама легла отдыхать. А делать, ой, как часто ничего не хотелось! Кстати, сестра нередко очень хорошо пользовалась моей ответственностью и продолжает это делать до сих пор. Хорошо меня учит. Но я, вероятно, уже становлюсь непослушной, чем вызываю ее недовольство.
 
            И в своей семье я, в конечном счете,  — отвечаю, практически,  за все - за все основные события : за строительство и ремонт дома, маму, детей (их здоровье, оформление в детский сад, школу, армию, организацию свадеб и т. д.)...  Может , это недоверие к другим? Да, нет, не похоже... Просто так повелось... Просто сразу ко мне обращаются все наши, если что-то надо сделать, решить, договориться. А я просто (по привычке, что ли) беру на себя ответственность и решаю возникающие вопросы. К счастью, наши дети , как правило, решают вопросы самостоятельно. Правда, иногда и посоветуются. Но право выбора решения — за ними. И это радует! 
 
            И получилось, что я большую часть своей жизни была подчинена чьей-то воле , с одной стороны; с другой стороны, никто не заставлял меня  брать на себя эту ответственность за все. Я сама ее взяла. А зачем? Я понимаю, что ответы надо искать в детстве... Некоторые из них я уже нашла, но это тема другая... Зачем почти ЗА ВСЕ?  Я ответственна, я должна, я обязана, потому что Я — Таня. А Таня по-другому не может (так , как оказалось, повелось в нашей семье — родительской и моей.) Таня — не подведет. Она сделает. Как мой муж недавно сказал дочери: «Подожди мать, и она все решит». 
 
            Совсем недавно я вдруг ощутила, что мне надоело слово «ДОЛЖНА». И в моей жизни все чаще появляются слова  ХОЧУ — НЕ ХОЧУ .          
            Я ХОЧУ  быть успешной, счастливой, красивой, отдыхать, ….и я имею на это право. И пока внутри какое-то смутное ощущение: это , что, мне никто не будет говорить, как я должна делать, что я обязана делать, а Я САМА ВЫБИРАЮ, ЧТО ДЕЛАТЬ И ЧТО НЕ ДЕЛАТЬ.(хотя это могут быть и часто будут те же вещи, которые я ОБЯЗАНА была делать  раньше). Но Я САМА БУДУ ВЫБИРАТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ ДЕЛАТЬ и НЕ ДЕЛАТЬ. А это уже другой вариант. И ЗА ЭТО БУДУ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ САМА.
 
            Я СВОБОДНА В ВЫБОРЕ, но Я И ОТВЕТСТВЕННА ЗА ЭТО. И некого винить. Я — САМА ВЫБИРАЮ , ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ, и САМА ОТВЕЧАЮ ЗА ЭТО. Понимаете, все это уже было, но сейчас на каком-то другом (конкретнее пока не определю) уровне. Что-то во мне происходит...
 
             Свобода выбора. Дзэнская притча
             Беседуя с отшельником, купец утверждал, что, благодаря богатству, он избавлен от необходимости потакать чьим-то желаниям или вкусам.
- Вот как! — воскликнул тот. — Ну, а когда ты сегодня выбирал место для стоянки своего каравана, что было важнее: красота местности или наличие корма для вьючных животных?
- Ясное дело, изобилие трав решило мой выбор, — ответил купец.
- Выходит, хоть ты и богат, а живёшь так, чтобы скоту было по вкусу,- засмеялся отшельник.
 
            А , ЗНАЕТЕ, ЭТО  - СТРАШНО. Страшно быть свободной. И СНОВА: ощущение свободы и ответственности. И желание — идти вперед. Это  все - то же, и все — по-новому... СЕЙЧАС ЗДЕСЬ Я ВПЕРВЫЕ ЭТО ОЗВУЧИЛА. ЭТО БЫЛО ТОЛЬКО ВО МНЕ, И ТОЛЬКО ПРИШЛО КО МНЕ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ НАЗАД.
 
            И тогда — мое право выбирать, как строить отношения с окружающими, с партнером, с мамой, детьми; обижаться  или нет; ждать от кого-то милости или самой просить о нужном мне, при этом получая или не получая отказ; обижаться на это или нет;  разрушать себя или нет; двигаться вперед или стоять на месте и сетовать на судьбу; радоваться жизни, находить в  любой ситуации позитив или «клячиться» и говорить, что все плохо.  
          
            Это все уже было, есть сейчас — НО ВСЕ ЭТО СЕЙЧАС КАК-ТО ПО-НОВОМУ... Точнее не скажу — пока только на уровне ощущений... БЫТЬ СВОБОДНЫМ... ! - даже дух захватывает! - И ЗА ВСЕ, что делаешь  - ОТВЕЧАТЬ. 
            Интересно, эти мысли мне пришли несколько дней назад. А сегодня, просматривая материал к диплому, нашла  слова Бернарда Шоу : « Свобода – это ответственность. Вот почему все ее так боятся».
 
            И мне пока страшно. Но я думаю и чувствую, что я в пути  к ней, к СВОБОДЕ  , а ответственности у меня хоть отбавляй...
   
           
В. Сатир - Пять свобод
  • «Свобода видеть и слышать то, что есть сейчас – вместо того, что должно быть, было или только будет.
  •  Свобода высказывать то, что я действительно чувствую и думаю – а не то, что от меня ожидают.
  •  Свобода быть в своих чувствах – а не притворяться.
  •  Свобода просить то, что мне нужно – вместо того, чтобы всего лишь ждать позволения.
  •  Свобода брать на себя ответственность за риск – вместо того, чтобы действовать только старыми проверенными способами и не решаться на новое».
 
            Свобода и ответственность... Они всегда рядом. Свобода без ответственности разрушительна... Что такое свобода? - Делаю, что  хочу; живу, как хочу; кричу, где хочу... НО,  не помню, кто-то сказал: но на Вашу свободу есть чья-то другая свобода, имейте это в виду. И если две свободы столкнутся... Вот в этом-то и вопрос...
           
 
                        Прочитав тему своей дипломной работы, я подумала: «Свобода», «Ответственность», да еще в консультировании, да еще в разных стилях — родительском и партнерском... Как - то меня это не очень вдохновило. Эти понятия - философского плана, а с философией у меня никогда особой дружбы не было.  Потом подумала: какая разница. «свобода» и «ответственность» - где: в консультировании, в моей жизни или вообще в жизни... Консультирование — это часть  жизни. И здесь действуют те же правила, что и в отношениях с окружающими нас людьми, где мы бываем и родителями, и партнерами.
 
                        Родительский стиль... Для чего он в консультировании?  Функции родителя — обеспечение безопасности, защиты, поддержки, адаптации ребенка в обществе. Результат — взрослый самостоятельный, уверенный в себе  человек.
                        Партнерский стиль  — взаимодействие на равных, решение вопросов с позиции «взрослый» - «взрослый».
                        Я думаю, что нельзя четко определить, где начинается и заканчивается тот или иной стиль в консультировании. Главное здесь для семейного консультанта:
  1. ответственность - перед собой как профессионалом и  перед людьми, с которыми работаешь;
  2. свобода — в выборе стиля консультирования, форм, методов, содержания работы, что, в конечном счете,  определяется запросами семьи и целями терапии.
                        В свою очередь, для семьи «свобода» и «ответственность» - это,  когда семья сама выбирает, как ей функционировать, какие правила вводить, как регулировать свою жизнь. А семейный консультант — как проводник, который показывает разные маршруты и доводит до цели.
 
 
            Здорово! Просто здорово! Спросите,  о чем? А о своей профессии! Мне ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ МОЯ ПРОФЕССИЯ! Вот и переход к тому, как я стала семейным консультантом.
.
            Буквально на днях мой одноклассник предложил мне встретиться. Я ему ответила, что как сдам диплом, так и встретимся. Его слова прозвучали с большим удивлением: «Какой диплом? Подожди, ты... который  раз замужем...Ой, оговорился, учишься? И каких знаний тебе еще не хватает в жизни?». А мне очень много знаний не хватает в жизни... про себя, про людей.  Да, наша профессия такая, что всего не узнаешь, а чем больше узнаешь, тем больше хочется еще узнать, и понимаешь, что еще ничего не знаешь (или маленькую-маленькую часть).  И чем больше узнаешь людей, тем больше восхищаешься, насколько удивительны, талантливы люди по своей природе, сколько в них всего заложено, какие они  разные. Кстати, как это ни смешно звучит, фраза «все люди разные...» просто озарила меня несколько лет назад, хотя, конечно, я знала, что все люди — разные. Но... люди-то все РАЗНЫЕ!
 
            Когда я после школы выбирала профессию, у нас еще, практически, нигде не звучала профессия «психолог». А в нашем городе на нее не обучали. Я поступила в госуниверситет на филологию. Мне она нравилась тогда (наверное, как я поняла позже, скорее, из-за школьного учителя). Проработав учителем в школе, инженером-конструктором на заводе (зарабатывали квартиру) , я волею судеб  попала на работу в потитехнический институт в методическую лабораторию, где появились тогда первые практические  психологи,  и начиналась работа со студентами. Вначале было психологическое тестирование студентов, апробирование многих тестов на себе — интересно! И хотя это не было моей основной обязанностью, я все, что могла — делала по психологическому направлению, помогала психологу. С этого все и началось. Это был где-то 1987 год.  Поехать учиться в Санкт-Петербург на психолога у меня не получилось (направлял институт). Было очень жаль, но оставить на год двух маленьких детей без мамы  я не смогла. И как только я узнала, что в нашем городе обучают на психолога, я пошла получать второе высшее образование.
 
            И вот я — психолог. Работала в школе: тестировала, преподавала психологию (это были мои основные функции), но мне чего-то не хватало. В это же время подрабатывала в детском саду (вела развивающие группы с детьми), в институте (читала лекции, вела практические занятия по психологии).
 
            Я ушла из школы и потом 15 лет работала в городском центре занятости сначала психологом, потом (9лет) - начальником отдела профориентации, психологической поддержки и профессионального обучения. Одна из первых в городе  начинала развивать это направление в работе со взрослым населением, апробировала и адаптировала к нашей действительности тренинги по психологической поддержке безработных граждан, пришедшие к нам из-за рубежа. Работала с различными категориями населения — от школьников - до военнослужащих и инвалидов. Сотрудничала с государственными и коммерческими организациями и предприятиями по отбору и подбору кадров.  Несмотря на то, что основным содержанием консультаций было :выбор профессии и технология поиска работы, я, как правило,  не оставляла без внимания личностные и семейные проблемы своих клиентов. Все взаимосвязано — и профессия, и работа, и карьера, и поиск работы — и семья. И , действительно, нередко семейные вопросы являлись камнем преткновения для успешного поиска работы.  Будучи  начальником отдела , в последнее время приходилось уделять все больше и больше времени работе с документами. Люди — клиенты -, практически, «исчезли». Остались одни «трудные» клиенты — жалобщики. Поняла, что этим заниматься больше не хочу.
 
            Я решила уйти из госучреждения  и стала работать самостоятельно, организовав свой небольшой психологический Центр развития «ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ».  Понимая, что нужно повысить квалификацию, я закончила курсы повышения квалификации в медицинском университете «Основы методики психокоррекции», а еще ранее проходила специализацию у известного психотерапевта М.Л. Покрасса по методам психотерапии в работе психолога. Все время меня тянуло к терапии. 
 
            В медицинском университете (на курсах) я впервые узнала из объявления о «семейке». Поговорила с бывшими выпускниками. После этого приняла решение, позвонила и записалась на курс обучения в институт.  Это был ИИСТ.            И вот уже его заканчиваю...
 
            Есть школа выживания, а «семейка» - школа проживания, принятия решений и действий. Много узнано, найдено, прожито, много открытий... И я, думаю, еще много осталось работы впереди... Ведь жизнь продолжается...
           
 

 
 
Cведения об образовательной организации     Лицензия     +7 (495) 772-0021     Е-mail: