Версия для слабовидящих (Страница 'Пастушенко Светлана - Правила движения на дорогах семейной терапии: разработка и презентация')

Вернуться на главную страницу
______________
  


1. ВВЕДЕНИЕ

 
Узнав тему своего диплома – « Правила движения на дорогах семейной терапии: разработка и презентация», я задумалась, что же такое презентация в семейной терапии и разработка правил движения.
 
Вначале я долго искала разгадку в правилах дорожного движения…. Два дня я переходила дорогу, когда шла на работу, наблюдала  и думала про правила дорожного движения; «При  чём тут правила дорожного движения?»  и, в то же время,  тоже очень интересные наблюдения над тем, кто и как переходит дорогу, кто и как распоряжается своей жизнью на дорогах «жизни»…  Потом всё стало складываться в голове: семейная терапия - как нужно мне двигаться по дорогам  семейной терапии, как лучше презентовать себя?!  Недавно я разрешила себе, вернее своей интуиции, т.е «чуйке» проявляться после интенсива в Шигонах по семейной терапии и меня «понесло»… Супер!?  А вот презентовать себя пока слабо получается, тогда я сегодня взяла зеркало и сказала себе, глядя в глаза «Ты и есть презентация, смотри – не бойся, и в этом всё: знания и смелость, ум и совесть, умение слушать, выдержка, и мои нелюбимые паузы. Да, да, да…»
 
Ограничения в психотерапии зависят только от личных ограничений терапевта.....  (З. Фрейд)
 
Не помню,  кто написал: сначала учись, пробуй, а потом забудь чему тебя учили и начинай работать сам… Но после каждой консультации лезу в конспекты и книги, проверяю себя, исправляю себя, закрепляю знания. Но для этого нужны «правила движения в терапии» для каждого клиента свои.
 
Во - первых семейный терапевт должен научиться слушать, мы можем многое «считать» из того, что говорит клиент, а если я  тороплюсь, то половина подсказки «уплывёт мимо»… Про движение начинается со слушания клиента. Очень интересная тема для работы. Прошло немного времени, я по-другому взглянула на тему – оказывается это про то, как работать с клиентом или клиентами по правилам семейной терапии. А про презентацию вообще интересно – столько пришлось прочитать интересных книг, а это всё про презентацию себя. Презентовать нужно метод работы как наиболее действенный для того или иного случая терапии клиента. Раньше я пользовалась методиками семейной терапии как можно больше и это затягивало процесс, открывало 25 процентов отношений. И тогда я стала пользоваться беседой как можно дольше и настолько разный становился клиент, как будто у него много граней. И никак нельзя рассматривать человека с той позиции, с которой он начинает презентовать свою проблему.
 
2) Одной из наиболее актуальных психологических проблем является разработка способов активизации мышления. Можно рекомендовать несколько таких способов:
1. На стадии постановки задачи рекомендуется попробовать ее переформулировать, что позволит активизировать резервные возможности мозга, а также представить проблему в окружении другой группы факторов.
2. В процессе решения задачи следует использовать как можно большее количество непроизвольных ассоциаций, так как неизвестно, в чем заключается правильный ответ. Для порождения ассоциаций используются наводящие вопросы.
3. Создание оптимальной мотивации — еще одно из условий оптимизации мышления. Содержание мотива может быть различным: от жизненной необходимости до интеллектуального удовольствия от самого процесса. Если в основе мотивации лежит собственный интерес, то стремление к преодолению трудностей будет сильнее и длительнее. Если задача безнадежна, тогда собственное решение терапевта учит человека мыслить.
4. Снижение критичности по отношению к собственному решению также может повысить продуктивность мышления. Один из наиболее действенных способов выработки новых идей — это метод «мозговой атаки». Суть его заключается в запрете на критику выдвигаемых идей.
 
Невербальные средства коммуникации ценны и сами по себе, они зачастую лучше и тоньше передают даже ту информацию, те сведения, которые партнеры хотели бы скрыть от других. Не случайно в практике подготовки менеджеров японские психологи советуют самое большое внимание уделять анализу невербальных средств коммуникации: выражению лица, глубине наклона, фиксации взгляда, отсутствию улыбки.
 
В речи, как ни в каком другом психическом процессе очень ярко проявляется сам человек со своими индивидуально-психологическими и личностными особенностями, способами мышления и общения, темпераментом и интеллектом. Недаром еще древние греки говорили: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Но правильность речи — это только основа ее. Речь должна быть уместной, и это качество неразрывно связано с этикой поведения, культурным багажом человека, национальными традициями, ситуацией. Очень важными показателями культуры речи являются ее выразительность и разнообразие средств всех уровней. Такая речь редко бывает импровизацией, над нею работают, сравнивая разные средства, выбирая лучшие, репетируя. Речи на торжественных собраниях, проповеди, выступления на съездах обычно готовят заранее, добиваясь их более полного воздействия на аудиторию. Но и в обычной ежедневной речи эти показатели свидетельствуют о высоком интеллекте информанта, его хорошей осведомленности в обсуждаемом вопросе, раскованности и свободе выражения, хорошем знании языка. Наконец, речь должна быть логичной и последовательной, соответствовать логике мышления. Если речь сумбурна, сбивчива, противоречива, если в ней не прослеживаются этапы мышления, то такая речь свидетельствует в лучшем случае о неподготовленности субъекта, его плохой ориентации в проблеме, неуверенности в себе, плохом состоянии здоровья. Первые три фактора интерпретируются однозначно: чем лучше аудитор знает язык, чем интереснее для него тема, чем тише и комфортнее окружающая среда, тем лучше будут результаты аудирования.
 
«Терпение и вежливость — краеугольные камни работы психолога. Терпение и вежливость!». При презентации очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать дальше или сразу же поставят на вас крест.
 
Под словом техники семейной терапии обычно подразумевают владение мастерством. И нужно владеть не одной техникой, а многими, чтобы прочувствовать ситуацию и какая техника подойдёт идеально как пазл. Нужно на консультации с клиентом включиться в его семейный стиль жизни, только поняв как функционирует его семья, и,  метод должен подходить для его понимания и ценностей в его семье, не разрушая гармоническую ценность его семьи. Терапевт – это своего рода инструмент, который настраивается на клиента и применяет те или иные вмешательства  в семейную терапию, используя по назначению своё Я, чтобы добиться нужных изменений и подчёркивать сильные стороны семьи. Сальвадор Минухин пишет, что семейная терапия – школа, в которой нужно долго учиться, пока не появится опыт воспитания мастерства «самурая». Терапевту желательно иметь свой жизненный опыт, чтобы понимать другие семьи. И только со временем появится свой стиль с набором разнообразных техник. Поэтому, если что-то непонятно, я не стесняюсь расспросить клиента и показать, как это у них в семье происходит. Та или иная жизнеспособная структура семьи  необходима для выполнения главных задач семьи
 
 
 
3) РАЗРАБОТКА  ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ.
               Предварительная подготовка  к процессу семейной терапии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с пациентами (пациентом): от интервью и формулирования диагноза, выделения психологических мишеней и заключения психотерапевтического контракта, информирования пациента о целях и последовательности избранных методов психотерапевтического вмешательства или коррекции до выполнения собственно психотерапевтических методов и подведения итогов работы. Непременным условием контракта является соблюдение конфиденциальности информации, касающейся представленного пациента и личностно-профессиональных качеств  психолога.
 
При семейной психотерапии важно:
• модель работы с семьей;
• качество присоединения и контакта с каждым членом семьи;
• концепция стратегии вмешательства;
• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;
• обоснование выбора "мишени" для текущей работы;
• выбор тактики, стиля и приемов работы;
• качество выполнения избранной техники работы; 
• умение ставить гипотезы происхождения проблем с пози­ций системного подхода;
• эффективность работы;
• ошибки и трудности в проведении семейной сессии.
 
Можно оценить клиента по наблюдению за ним, сформированным образом его. Может быть задана серия вопросов по следующим направлениям.
  1. Кто дал пациенту направление на терапию?
  2. Кто порекомендовал или заставил пациента обратиться к психологу?
  3. Почему пациента направили именно к психологу?
  4. Связывают ли психолога с пациентом или его микросоциальным окружением какие-либо  отношения, кроме терапевтических?
Ожидания клиента:
  1. Что пациент надеется получить от психотерапии?
  2. Как он выразил свои пожелания по психотерапии?
  3. Что указывает на его скрытые желания в этом отношении?
  4. Реальны ли желания пациента?
  5. Почему пациент пришел именно к психологу?
  6. Почему пациент именно сейчас хочет воспользоваться психотерапией?
  7. Имеется ли несколько противоречащих друг другу задач (ожиданий)?
Ожидания психотерапевта:
  1. Считает ли психолог себя компетентным предоставить пациенту то, чего ожидает последний?
  2. Готов ли психолог исполнить это?
  3. Есть ли у психолога собственная цель в психотерапии (явная, неявная), от которой пациент уклоняется?
Цели психотерапии (контракт): 
  1. Определялись ли вместе с пациентом цели психотерапии?
  2. Каковы установленные цели?
  3. Имеются ли у психотерапевта гипотезы происхождения проблем у пациента?
  4. Как определяется продвижение к установленным целям психотерапии? Кто за это отвечает?
  5. Разъяснялся ли пациенту вопрос о границах «возможного» в психотерапии?
  6. Каков терапевтический прогноз?
  7. Какова предварительная оценка длительности общего лечения?
  8. Какова длительность и частота психотерапевтических встреч?
  9. Каков гонорар, кто будет покрывать расходы, как осуществляется оплата пропущенных встреч?
  10. Сошелся  ли терапевт с пациентом на конкретных условиях?
  11. Способен ли пациент, исходя из сложности его заболевания и характера, придерживаться оговоренных  правил?
  12. Является ли избранный метод наилучшим при существующем диагнозе, структуре личности пациента и целях терапии?
С целью исследования терапевтических отношений:
  • Какие чувства вызывает у психолога пациент (заинтересованность, скуку, сосредоточенность, рассеянность и т.д.); и какие возникают телесные ощущения (расслабление, напряжение,  головная боль и т.д.)?
  • Как ведет себя пациент (язык тела,  мимика, жесты, голос и т.д.)?
  • Насколько осознанны у пациента и у психолога эти реакции (возможность назвать чувства, наличие воспоминаний или ассоциаций по поводу переживаний, желательно уточнить, каких именно)? Какую роль они играют в психотерапии?
  • В чем я  наталкиваюсь на трудности?
  • Какие терапевтические ситуации особенно тяготят меня? достижение зависит от личности пациента, его мотивации на работу, а не от тех целей, которые поставил перед собой психолог.
Ошибки  и неудачи — неминуемая часть работы психотерапевта.
 
Для начинающего психотерапевта угрозу позитивной самооценке создают, в частности, отсутствие опыта, неосведомленность и некомпетентность в некоторых вопросах. Даже опытный психотерапевт не огражден от таких проблем, поскольку задачи психотерапии характеризуются своей неоднозначностью и неопределенностью, и их достижение зависит от личности пациента, его мотивации на работу, а не от тех целей, которые поставил перед собой психотерапевт.
 
Чувство собственного достоинства сохраняется в течение всей жизни благодаря положительной оценке, которую дают человеку небезразличные для него люди. Способность строить отношения с теми, кто поддерживает в нас ощущение благополучия, необходима для сохранения способности к самооценке. Зависимость от проявлений уважения другими людьми чревата ранимостью, в случае негативного отношения, и беспокойством по поводу того, что данное лицо становится объектом оценки и анализа окружающих Умение обсуждать такие реакции, вспоминать в этой связи аналогичные реакции, имевшие место в собственной практике, компенсирует психический дискомфорт терапевта.
Упор делается на объяснении, что ошибки  и неудачи — неминуемая часть работы  психотерапевта. Негативные эмоциональные состояния пройдут тем быстрее, чем скорее психотерапевт позволят себе говорить о них.
 
Психотерапевту рекомендуется собрать информацию о семьях, где воспитывался каждый из родителей, поскольку именно здесь берут начало убеждения, восприятия и жизненные позиции. Историческая перспектива расширенной семьи часто проливает свет на текущую проблему. Очень часто родители говорят, что до подросткового возраста проблем с ребенком не было. Начинаешь собирать анамнез — и убеждаешься, что проблема возникла задолго до рождения ребенка. Контекст  трех поколений проливает свет на формирование симптома.
 
Получение информации о семейной истории помогает «приоткрыть» семейную систему и получить доступ к семейным мифам и секретам. Кроме того, работа с семейной историей дает большие возможности для смены взглядов членов семьи на собственные проблемы и симптомы.
 
Этот подход позволяет установить сотрудничество, предпринять совместные усилия по изучению и изменению тем. Однажды поднятая тема в психотерапии дает возможность членам семьи увидеть их симптомы в совсем другом свете, расширяя их выбор и стратегии поведения.
 
В поиске тем необходимо прокладывать свой путь через индивидуума, семью, межпоколенные альянсы, внешнее социальное окружение.
Задаются вопросы типа:
  • «Что самое страшное может произойти?»,
  • «А если произойдет, что будет ужасно?»

Если пациентом опыт (и сама жизнь) воспринимается как серия катастроф и проблем, психотерапевту следует подвести его к иному восприятию реальности. Пациент должен увидеть последствия жизненных событий не через призму «все или ничего», а более оптимистично. Важно, чтобы этот прием использовался с деликатностью и вниманием, чтобы пациент не чувствовал себя высмеянным психотерапевтом. Одновременно его стимулируют к поиску альтернатив.

Терапевт должен внимательно прислушиваться не только к тому, как отвечают на его вопросы, но и к тому, как они воспринимаются.
 
История взаимоотношения человека с убеждением, опытом, чувством, установкой.
  1. Когда Вы впервые стали думать так?
  2. Кто еще из Ваших знакомых (или просто из окружающих) реагирует на проблемы подобным образом?
  3. Какие переживания прошлого пробудили в Вас это чувство вины?
История взаимоотношения человека с убеждением, опытом, чувством, установкой.
Контекстуальное влияние на убеждение, опыт, чувство, установку.  Эти вопросы ориентированы на отображение текущих контекстов, которые служат системной поддержкой для проблемных историй, а также на выявление роли социо-культурных норм, принятых в данной культуре.
  1. Как вы полагаете, в каких ситуациях подобные идеи следует отстаивать?
  2. Кто получает выгоду от того, что все происходит именно так?
Последствия и результаты убеждения, опыта, чувства, установки.
Эти вопросы нацелены на  расширение сферы проблемной истории, выявление влияния проблемы на жизнь и взаимоотношения людей.
(пример: Как повлияло на вашу жизнь убеждение, что вы безвольный человек?)
Взаимосвязь с другими убеждениями, опытом, чувствами, установками. Позволяют исследовать систему убеждений, которые составляют суть проблемы.
  1. Есть ли еще другие проблемы в семье Вашего пациента, которые можно объединить с вашим беспокойством?
  2. Что вы думаете о ваших взаимоотношениях теперь, когда вы осознаете эту внутреннюю борьбу? Какие идеи, привычки, чувства питают  эту проблему, продлевают ей жизнь?
Тактики и стратегии убеждений, опыта, установок, чувств.
Вопросы подобного рода помогают отделить проблему от личности терапевта, снижают чувства вины и завышенной ответственности за  психотерапию.
  1. Если бы я был вашим страхом, что я должен был бы сделать, чтобы вы знали о моем присутствии? Каким образом я ухудшал бы положение? Какие моменты времени я бы выбирал?
  2. Что говорит вам Ваша беспомощность? Как ей удается быть такой убедительной?
  3. Что страх шепчет вам на ухо, когда вы думаете, что не справитесь с пациентом?

Вопросы, открывающие пространство.

Эти вопросы помогают пациенту найти собственные ресурсы для разрешения проблемы; увидеть себя в роли человека, способного контролировать проблемную ситуацию; вопросы помогают создать новую историю взаимоотношений терапевта с проблемой, в которой возможен “счастливый” конец. Варианты и примеры.
Об уникальных эпизодах, происходивших в реальности.
Эти вопросы побуждают к поиску исключений из проблемной истории. На этом этапе психотерапевт начинает создавать новую уникальную историю о своих взаимоотношениях.
  • Были ли случаи, когда вы противостояли  мыслям о беспомощности дольше обычного?
  • Итак, в течение двух прошедших недель напряжение возрастало, но были ли моменты, когда вы хотя бы на мгновение чувствовали надежду на сдвиг?
  • Если бы вы решили покончить с  неуверенностью, с чего бы Вы начали?
Вопросы, касающиеся различных точек зрения.
  • Что сказала бы ваша бабушка о том, как вы справляетесь с этой проблемой?
  • Я считаю, вы готовы взять на себя эту ответственность. Что, по вашему мнению, позволяет мне так думать?
Вопросы, ориентированные на другие временные рамки и контексты.
  • Я понимаю, что в этом споре гнев действительно взял над вами верх…, но мне интересно, бывали ли ситуации, когда вы были способны справляться с гневом?
  • Я слышу, что вы переживаете это как проблему всей своей жизни. Давайте сравним периоды Вашей жизни. Были ли времена, когда отчаяние играло менее важную роль?
Вопросы-предпочтения. 
Эти вопросы дают психотерапевту возможность делать выбор в свою пользу, самостоятельно принимать решение о том, как и в каком  направлении  необходимо двигаться дальше в работе с психотерапевтом. Варианты и примеры.
  • Вы думаете, что неуверенность должна говорить за Вас, или будет лучше, если Вы сами будете говорить за себя?
  • Это полезный опыт? Почему? Каким образом? Чем он полезен для вас?
  • Как вы думаете, кому лучше управлять вашей жизнью – Вашей неуверенности или Вам? Почему?
Вопросы развития истории: 
 
Эти вопросы помогают точнее описать сложившуюся проблемную ситуацию, а также могут помочь в создании новой истории взаимоотношения терапевта с проблемой. Варианты и примеры:
Процесс
  • Какие шаги вы предприняли? Что вы сделали сначала? А потом?
  • Если оглянуться назад, какие моменты сделали возможным ваше достижение?
  • Что вы говорили себе, чтобы поддержать это новое решение?
Детали
  • Если бы я был рядом, когда Вы переживали этот прорыв, что бы особенного я заметил?
  • Что именно она сказала, когда вы применили прием «конфронтация»?
Время
  • Кто бы мог предсказать, что произойдут такие изменения? Что могло бы привести их к такому предсказанию? Какое воспоминание или событие?
  • Это с вами впервые, или уже бывало, что вы выговаривались в сложных ситуациях?
Контекст
  • Есть ли конкретные ситуации или места, которые могут поддержать Ваше новое решение?
  • Ваша уверенность больше проявляется на сеансах или дома?
  • Можно ли сказать, что обстоятельства поддерживали вас, когда вы это делали? Каким образом?
Люди
  • Кто сыграл роль в том, что вы так поступили?
  • Кто первым заметит, что вы победили этот страх? Как это повлияет на него?
Вопросы, связывающие прошлое, настоящее и будущее. Вопросы, контрастирующие с прошлым, настоящим, будущим.
  • Сейчас вы вполне удовлетворены отзывами Ваших коллег. Было ли так раньше, когда вы ходили на работу? В чем разница?
Вопросы, связывающие прошлое, настоящее и будущее.
  • Если вы возьмете самоуверенность из Вашего прошлого и Ваши сегодняшние идеи, как Вы могли бы повести себя в будущем?
  • Кто из Вашего прошлого мог бы предположить, что конфликт произойдет в Вашей жизни?
Вопросы о возможном будущем.
  • Как Вы думаете, какой может быть ваш следующий шаг?
  • Теперь, когда Вы обнаружили эти особенности ваших взаимоотношений, Вы по-другому видите перспективы лечения?
Вопросы смысла.
 
Эти вопросы обычно задаются в связи с ответами на вопросы “открытия пространства”, “предпочтения” и “развития истории”, и вплетаются в другие типы вопросов.
Смысл и подтексты
  • Какой смысл Вы видите в том, что пациент так поступил?
  • Если бы Вам пришлось применить это знание в своей жизни, в какой ситуации оно произвело бы наибольшие перемены? Какие перемены оно бы вызвало?
Особенности и качества
  • Как бы Ваш пациент описал ваши взаимоотношения в связи с тем, чего вы вместе добились?
Мотивация, надежды, задачи
  • Как Вы думаете, что толкнуло пациента на этот поступок?
  • Мы сейчас перечислили ряд вещей, за которые вы взялись и сделали по определенному плану.
Ценности и убеждения
  • Почему это новое убеждение подходит вам больше, чем старое?
  • Как вы думаете, что бы я сказал о том, что у Вас лучше всего получается в психотерапии?
Знания и навыки
  • Если вернуться назад к тому событию, что вы тогда знали о своих взаимоотношениях с пациентом?
  • Какие ситуации могли бы дать Вам опыт, который бы пригодился и в других аспектах вашей жизни?
 Уместно сказать пациенту, чтобы он вел себя так, как будто меня  с ним рядом нет. Допустимыми следует считать нормы профессионального поведения, которые соответствуют данной личности, этике, целям и ценностям терапии. Воспитание в себе таких форм поведения — процесс постепенный. Он включает в себя формирование профессиональной индивидуальности и происходит в течение всей профессиональной деятельности терапевта. Какие установки и поведенческая позиция наиболее уместны в той или иной профессиональной ситуации? Терапевт использует весь потенциал своего мышления, воображения и жизнеощущения для понимания пациента. В то же время поведение терапевта по отношению к пациенту должно отличаться осторожностью, вдумчивостью, добросовестностью и деликатностью. Разграничение свободы в терапевтическом мышлении и осторожности в поведении является одним из элементов профессионализма. Понять проблемы пациента помогает юмор, поскольку он сублимирует враждебность, обеспечивает дистанцию и перспективу рассмотрения, а также снимает напряжение.
 
Чтобы отношения были эффективными, психотерапевт и пациент должны придти к согласию в вопросах о причинах и этиологии предъявляемых проблем, и о том, что должно быть сделано, чтобы их разрешить. Самые эффективные отношения характеризуются согласием относительно целей и используемых методов, открытой коммуникацией и взаимодействием, направленным на сотрудничество.
 
Пациент получит пользу от психотерапии, если у него будет достаточно веры в психотерапевта. В том случае, если психотерапевт сам испытывает сомнения в эффективности его терапевтической системы, эта неуверенность и зарождающийся пессимизм могут погасить веру пациента.
 
Мы, ищем различные пути и способы, различные методы и техники, которые смогут помочь клиентам дойти до их «конечной остановки», достичь их цели.  Бывает, когда клиент вдруг переформулирует запрос, и первоначальный запрос становится уже не важным. Тогда нам приходится начинать новую работу и двигаться к другой цели.  Планировать ход встречи заранее. Я стала продумывать реакцию человека на мои вопросы, возможные ответы и соответственно возможный дальнейший ход сессии. Конечно, невозможно спланировать все варианты.
 
В последнее время, я уже не так тщательно планирую встречи, больше доверяюсь своим ощущениям.
Терапевту важно понимать, что он для клиента тоже может быть непредсказуем, и тоже вызывать различные эмоции. Нам надо это учитывать. И, возможно, лучший вариант терапии именно тот, в котором нам удается быть непредсказуемыми. У клиента мало шансов продвинуться «вперед», если мы говорим только то, чего он ждет от нас. Эмоциональная безопасность терапевта в ходе создания терапевтических отношений будет зависеть от развития у специалиста следующих навыков.
1.      Способность понимать чувства пациента.
2.      Способность к эмпатическому слушанию.
3.      Способность осознавать свои чувства (конгруэнтность, аутентичность, подлинность).
4.      Способность конструктивно выражать эмоции (вербализация).
5.      Способность ориентироваться на будущее решение проблемы, видеть шанс.
6.      Способность  определять ресурсы пациента.
7.      Способность предоставлять свободу реагирования пациенту.
8.      Способность оставаться терпеливым к проявлениям пациента.
 
Способность уделять время пациенту. Многими исследователями психотерапии подчеркивается значимость фактора времени в психотерапевтическом процессе.  У каждого человека есть свой темп жизни и соответственно свой темп перемен. Его игнорирование может вызвать повышение тревожности, ощущение незаинтересованности, безнадежности и незащищенности. Эффективная психотерапия подразумевает движение со скоростью пациента, без навязывания ему своего темпа. И здесь на помощь терапевту приходит один из важнейших принципов, на которые опирается работа психолога — принцип нейтральности — это принцип равномерно распределенного внимания и предоставления равных возможностей. Нейтральность означает, что психолог не встает ни на чью сторону, не судит, не оценивает с точки зрения «правоты» предлагаемое сторонами. Он признает за каждым из членов семьи право на свою точку зрения, свои взгляды, индивидуальный опыт и свою жизненную историю. Нейтральность ни в коем случае, не означает равнодушие или дефицит заботливости. Имеется в виду, что психолог беспристрастен и не навязывает клиенту своих ценностей.
 
Следуя принципу нейтральности, психолог равно сочувствует всем членам семьи, не присоединяется внутренне ни к кому и обеспечивает всем членам семьи равные возможности говорить и быть услышанным и понятым. Принцип нейтральности позволяет равномерно распределять внимание между всеми членами семьи и предоставляет каждому из них равные возможности.
 
Являясь изначально нейтральным «наблюдателем», психолог сможет объективно оценить процессы, происходящие в семье, быстро выявить причины тех или иных конфликтов и предложить наиболее эффективные способы урегулирования этих конфликтов. Нейтральность, позволяет терапевту провести диагностику и особенностей семейной системы, оценивая ее структуру, границы, иерархию, правила и роли. Если терапевт присоединится к одному из членов семьи, он не сможет быть объективным и появляется шанс что он упустит что-то важное. Сохраняя нейтральную позицию, психолог получает возможность стимулировать участников к переходу от разобщенности к сотрудничеству, к объединению, к совместному решению возникших проблем. Также нейтральность позволяет всем членам семьи чувствовать себя в безопасности, в равной степени защищает каждого участника терапии. Таким образом, создается благоприятная атмосфера взаимного уважения, внимания, заинтересованности сторон, которая содействует поиску соглашения, договоренностей.
 
4)Тактические ошибки, наиболее часто встречающиеся во время терапии:
  • ограничение свободы выбора пациента в принятии решений (мотивы психотерапевта начать психотерапию с пациентом превышали мотивы последнего);
  • нечеткое формулирование запроса со стороны пациента;
  • не произошло разделение ответственности между психотерапевтом и пациентом за поставленные задачи;
  • пациент неправильно интерпретировал информацию о целях и характере психотерапии;
  • психотерапевт не учел готовность семьи и пациента к изменениям; возвращение семьи к прежним стереотипам в области воспитания; не учтена "вторичная выгода" симптома во время психотерапии;
  • психотерапия не соответствовала ресурсам пациента (темпу, клинической картине);
  • низкая мотивация на изменения, не раскрыто табу на определенные темы при проведении психотерапии.
 
Важно использовать множество приёмов для того, чтобы человеку стало труднее сохранять свою проблему при себе, нежели решить ее.
Вместо того, чтобы думать о том, как помочь человеку осознать, почему он делает то, что он делает, нужно думать о том, как совершить психотерапевтическое изменение.
 
«Терпение и вежливость — краеугольные камни работы. Терпение и вежливость!». Очень важно произвести хорошее впечатление на слушателей в первые минуты выступления. От этого зависит, будут ли вас слушать дальше или сразу же поставят на вас крест.
  1. Мои представления о том, каким я должна быть в соответствии с ожиданиями другого человека. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем.
  2. Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь».
  3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого.
 
В работе психолога-консультанта предсказать что-либо вообще очень сложно.  Бывает, готовлюсь к встрече с клиентом, наброски делаю к той или иной теме, а на сеансе, слушая клиента, вижу, это не нужно, а начинается «инсайт» - то, что услышала– становится важнее. Нащупав это слабое место, пробую вместе с клиентом взглянуть на эту же позицию, но с другой стороны. И тогда, на следующий сеанс клиент говорит: «у меня получилось, вы мне тогда показали то, что я никогда не видел, что вы сделали, я не знаю, но получилось…».  Я не проглатываю, я притихаю в это время и начинается свобода терапии при помощи доверия клиента. 
 
Я очень люблю метафоры и притчи, они никогда не могут навредить человеку.  В жизни все встречаются с затруднениями и даже несправедливыми часто проблемами, если не пугаться, а стойко встречаться с этими трудностями, тогда можно справиться и в конце даже стать победителем. Вот чему учат метафоры и сказки. Люди вдохновляются, когда видят или слышат чего  достигли другие.
 
Спасибо учителям, спасибо вам большое, вы волшебники, которые помогли мне поверить в чудо терапии. Спасибо. Столько интересных людей в жизни, незабываемых учителей на всю жизнь, столько любви к своему делу, можно учиться у каждого клиента, уважая его… Я стала богаче с таким опытом,  жизнь закрутилась так быстро, я не узнаю себя. В моём доме необыкновенно светло и тепло, прозрачные отношения, можно комфортно чувствовать себя, развиваться, общаться, растут все вокруг меня: мои дети, муж, друзья. Появились самые интересные сокурсники, единомышленники  в других городах от Москвы до Сахалина. Какие удивительные и красивые люди, я имею внутреннюю красоту, я об ней  раньше только слышала, а теперь живу в ней каждый день и час. Благодарю вас, мои учителя! Здоровья вам и радостей от нас.
  
 
5)Презентация – сложная для меня тема, оказывается здесь непочатый край работы для меня. В десятку попали по теме преподаватели.
Сократ когда–то пошутил, что структура публичной речи проста: сначала скажи, о чем ты собираешься рассказать, затем расскажи это, затем скажи, о чем ты сейчас рассказал. Примерно так. Самое главное, как вы понимаете, определить, что сделают эти люди после вашего выступления. Или точнее — что они должны сделать. А еще точнее — что бы вы хотели, чтобы они сделали. Это как раз и является целью презентации.
 
И все мы знаем, что и музыкальные, и литературные произведения создаются по этому закону. Давайте вспомним, из каких частей состоит композиция:
• вступление (увертюра, завязка, прел

 
Телефон: +7 (495) 772 0021
www.familyland.ru