Я работаю врачом-психиатром и психотерапевтом в стационаре детской психиатрической больницы. Стационар тесно связан с диспансерным отделением, врачи которого дифференцируют и направляют больных по отделениям с учетом возраста, пола и клинического состояния.
В отделение, где я работаю, направляются мальчики и девочки дошкольного возраста с речевыми проблемами, с проблемами поведения, с задержками психоречевого развития, а также в ряде случаев - дети с искаженным развитием. В значительной степени моими пациентами являются дети, страдающие заиканием.
Обычно заикание возникает или развивается в семье, и поэтому к терапевтической работе необходимо привлекать не только детей, но и родителей. Тем более, что дети, выписывающиеся из стационара, попадают в те же условия, в которых у них возникло заикание. Родители же, в большинстве случаев, воспринимают дефект ребенка изолированно от семейного контекста, называют ребенка больным и требуют лечить ребенка и только ребенка, а ситуацию в семье и свои семейные отношения считают только своим личным делом, не допуская вмешательства извне.
Точно также в дошкольном речевом отделении каждого ребенка традиционно рассматривают как неблагополучного и больного. Поэтому ребенок, поступающий в отделение, изолируется от семьи.
Активную роль в госпитализации ребенка играет мать, и в последующем на беседу к врачу она также приходит одна. В большинстве семей отец заботится о поддержании материального благополучия и практически не принимает участия в лечении ребенка. Поэтому мне как врачу приходится прикладывать значительные усилия к привлечению отцов и включению их в психотерапевтический процесс.
Уже при поступлении ребенка в отделение семья сталкивается с медицинским персоналом. Медицинская сестра рассказывает родителям основные режимные моменты и предъявляемые требования к семье. В дальнейшем ежедневные коммуникации между родителями и персоналом оказывают явное или скрытое влияние как на родителей, так и на детей.
Логопед, занимающийся с ребенком, обучает основным речевым приемам и техникам не только ребенка, но и мать. Изменяя позицию семьи на проблему ребенка, специалист тем самым оказывает влияние на изменение семейной структуры.
Оказавшись в стационаре, ребенок попадает в детский коллектив. Ему нужно самоутвердиться или обособиться, чтобы никто не задевал его внутренний мир. Помочь в этом призвана работа педагога отделения, который не даст пропасть слабому или утвердиться сильному за счет других. Педагог оказывает поддержку ребенку, что позволяет тому полнее раскрыться, и, индивидуально подбирая задания для каждого из пациентов, способствует утверждению их «Я», развитию личности в целом и быстрой адаптации детей в отделении. Дома такой ребенок изменяет свое поведение, перестраивая как бы изнутри взаимоотношения родителей, заставляя их иначе взглянуть друг на друга.
Встречаясь с врачом, родители ждут от него сиюминутной помощи в виде таблетки, которая изменит коренным образом их ребенка, при этом как бы перекладывают ответственность за результат полностью на доктора. Кроме того, специфика работы в дошкольном отделении заключается в том, что пока ребенок маленький и его симптоматика не «развернулась», родители склонны видеть проблемы только в ребенке (когда ребенок достигает пубертатного возраста, родители, изрядно намучившись, готовы идти на большие жертвы). Поэтому на первых психотерапевтических сессиях приходится по-другому расставлять акценты, прояснять ожидания, устанавливать границы ответственности каждого участника терапии, подчеркивать ценность каждого члена семьи и поддерживать атмосферу единства в семье.
В дальнейшем работа врача-психотерапевта направлена на обучение членов семьи выражать свои чувства, на оказание поддержки отцу, так как ему труднее других признать себя в чем-либо несостоятельным, и оказание поддержки ребенку в его стремлении преодолеть речевой дефект. Осознание родителями роли ребенка (наиболее уязвимого члена семьи) как носителя симптома всей семьи, объединяющего ее вокруг своей проблемы, переводит семейную психотерапию на следующий, более глубокий уровень работы.
Таким образом, работа всех звеньев (подсистем в структуре отделения) - медицинского персонала, логопедов, педагогов, детского коллектива и врачей - направлена на изменение функционирования семейной структуры, что освобождает ребенка от необходимости «нести» симптом, и закрепляет терапевтический эффект, достигнутый в отделении.
|