Работать с семьями в качестве семейного терапевта я впервые начал в режиме ко-терапии, поэтому своим опытом и практическими навыками в данной сфере деятельности я обязан именно этому гениальному изобретению психотерапевтической мысли. Ко-терапия стала для меня, своего рода, "материнской платой", "матрицей" практической работы в семейной терапии и, может быть, поэтому мне трудно выступать в роли эксперта, судить, чем она хороша, а тем более, чем плоха. Трудно ведь судить"Родину-Мать"!
Сначала ко-терапия воспринималась мной, как некий переходный этап от учебной группы к самостоятельной индивидуальной работе с семьями, этап, который казалось облегчит, сделает более безопасным выход "в открытое море" терапии. Но в ходе работы стало ясно, что мы УЖЕ в открытом море и, чтобы лодка не опрокинулась, нужно еще приложить дополнительные усилия - нужно стать командой, договориться, кто что делает (кто рулит, кто гребет), у кого какие цели (спастись, добраться до берега или просто поплавать и получить удовольствие) и так далее. Это было сложно и одновременно интересно, создавало как бы дополнительное измерение в работе. И в то же время, когда приходилось работать с семьей индивидуально не ощущалась зависимость от ко-терапии, рука не шарила в поисках отсутствующего ко-терапевта. Ко-терапевт в данной ситуации как бы помещался внутри, создавалось больше вариантов поведения, более полифоническим становилось звучание одного терапевта, открывалось больше валентностей для восприятия клиента или семьи.
Проблемные аспекты (минусы) ко- терапии.
У сочного спелого персика может быть только один минус - он может быть съеден...
Не хочется говорить о МИНУСАХ ко-терапии. Минус - это нечто устойчиво негативное, "органическое", неизменное, некий "келлоидный рубец". Это нечто, с чем приходилось бы мириться ради чего-то большего, позитивного и СВЕТЛОГО , что несет с собой ко-терапия. Я считаю, что более правильно было бы говорить о проблемных аспектах, трудностях, опасностях, связанных с работой в ко-терапии.
Если они не преодолимы, если они не решаются в данной конкретной ко-терапетической системе, то это, безусловно, становится "минусом" для работы данных конкретных терапевтов и тогда их терапевтическая система становится дисфункциональной , а работа малоэффективной во всех отношениях. В то же время, успешное преодоление трудностей, а может быть и определенных ограничений, с которыми связана ко-терапия, приносит удовлетворение и радость и это остановится явным "плюсом".
Ко-терапия начинается с решения двух людей работать вместе. Уже здесь происходит изначальный отбор на индивидуальном, личностном уровне - терапевт допускает для себя возможность работы в паре, и в этом необходимом условии уже заложен изначальный, "природный" ресурс для ко-терапии. И все же, первым значимым для дальнейшей работы этапом является выбор ко-терапевта. В этом выборе можно опираться либо на какие-то определенные представления, часто неверные, что в итоге может привести к разочарованию и неуспешности, а можно следовать за определенными чувствами, интуицией, то есть почувствовать единомышленника. Необходимые на мой взгляд близость, "сродство" ко-терапевтов вероятнее всего имеют корни в схожести каких-то семейных традиций, воспитания, в том, что располагается даже несколько глубже, так называемого, социо-культурного уровня и является, в конечном счете, определяющим.
Тогда терапевты смогут говорить на одном "языке", не будут бояться быть непонятыми, или понятыми неправильно, смогут в достаточной степени доверять друг другу.
На мой взгляд одним из возможных нежелательных эффектов ко-терапевтической работы, который во многом зависит от успешности первого этапа - встречи и соединения двух терапевтов в ко-терапевтический союз, может быть формирование коалиции терапевтов, цель которой лишь поддержка и защита друг друга во взаимодействии с семейной системой. Если ко-терапевтическую систему образуют люди с недостаточной самооценкой, высокой тревожностью и недостаточным уровнем сформированности Я-образа в профессиональной сфере, то это создает жесткие внешние и внутренние границы, терапевты много усилий тратят на укрепление этих границ и на обслуживание самих себя.
Может возникнуть и противоположная ситуация, когда высокий уровень профессиональной конкуренции превращает работу ко-терапевтов в постоянное соперничество, борьбу, которые поглощают все силы и время, а на семью в итоге ничего не остается при видимой внешне интенсивной и насыщенной работе.
Еще один проблемный аспект. На ко-терапевтическую систему, как и на любую другую систему, безусловно, действуют законы гомеостаза и развития. И это конечно же серьезная проверка на функциональность системы, это требует постоянной проработки, мониторинга отношений, поддержания баланса, а в конечном счете - сил и времени.
На ко-терапию можно еще взглянуть и как на, своего рода, любовный треугольник - два терапевта и одна психотерапия. Соответственно, в этой ситуации может воспроизводиться все, что происходит в реальном любовном треугольнике - соперничество, ревность, обиды.
Ну и наконец, в самом деле, "персик может быть съеден", а ко-терапия подойти к концу. Развод ко-терапевтической пары, вполне очевидно, может быть сопряжен с сожалением, досадой и грустью.
"Плюсы" работы в ко-терапии.
Наверное, трудно дифференцировать "плюсы" ко-терапии отдельно для самих терапевтов и той семьи с которой они работают. Скорее всего в семейной терапии что-то хорошее получают либо все, либо никто.
На мой взгляд, главное преимущество, или основной "плюс" работы в ко-терапии - это возможность непосредственного, тесного профессионального сотрудничества, поскольку благодаря и через ко-терапевта осуществляется самый актуальный, рабочий и действенный контакт с профессиональным сообществом. Таким образом, в ко-терапии можно использовать все преимущества работы с привлечением профессионального сообщества, а именно:
- укрепление и развитие Я-образа в профессиональной сфере;
- развитие сознания, как категории совместного знания;
- помощь в сохранении (отслеживании) нейтральности, возможность оперативной или интраоперационной супервизии, благодаря возможности одному из терапевтов "вынырнуть", "уйти за зеркало" и с новыми наблюдениями и информацией вновь вернуться в работу;
- разделение ответственности, что дает возможность не брать на себя ненужную, лишнюю ответственность за семью, четче обозначить рамки участия терапевтов в жизни семьи, избежав тем самым путаницы, недоразумений и разочарований;
- "камерные", то есть вне сессии, вне "поля" работы, обсуждение, планирование, отреагирование чувств, обращение к собственной семейной истории.
Ко-терапия создает оптимальный уровень, или баланс, свободы и зависимости, прав и обязанностей, дисциплины и анархии.
Взаимодействие ко-терапевтов друг с другом может явиться для семьи хорошей моделью, примером, "как можно жить по-другому", строить отношения, ясно высказывать свои желания, открыто проявлять чувства и т.д. и т.п.
Прекрасным примером ко-терапии служит разнополая терапевтическая пара. Этот вариант, безусловно, наиболее предпочтителен и эффективен для работы с семейной системой, так как создает естественный "физиологический" баланс в паре терапевтов, а также между терапевтами и семьей. В этом случае отчетливее становятся различия во взаимодействии семьи с одним и другим терапевтом, с женщиной и мужчиной, что, в свою очередь, помогает лучше понять правила семейной игры. Так, например, по тому, кого из терапевтов больше игнорируют, а к кому предпочитают обращаться члены семьи, можно определить традиционное доминирование в семье мужской или женской роли. Обычно уже в ходе первой сессии видно, кто из членов семьи к кому из терапевтов "привязывается", у кого ищет поддержки, с кем стремится вступить в коалицию - уже в этом может проявляться звучание определенных семейных тем, которые требуют дальнейшего целенаправленного исследования.
Ну, а стоит ли говорить о преимуществах разнополых ко-терапевтов в работе с супружескими парами?
Связь с личной семейной историей.
Я - третий ребенок в семье, то есть по системной классификации детей по очередности рождения - "заброшенный". Да, так оно и было. Старшая сестра, гордость семьи, - студентка МГУ, средний брат поджигает бикфордов шнур в коридоре, он - проблема, я - "удобный" ребенок, меня можно не контролировать, я аккуратно ношу одежду, могу себя занять, не требую постоянного внимания родителей. Но в детской происходит бурная, полная событиями, борьбы и интриг жизнь, в которой я тоже принимаю участие - постоянно создаются и распадаются коалиции - двое против одного, готовятся заговоры, диверсии, строятся планы мести. Брат или сестра поочередно приглашали меня в союзники, в "ко-терапию", чтобы "полечить" третьего, а уж вдвоем то мы были сила!..
Ну, а потом, в школе у меня всегда обязательно был один проверенный надежный друг, с которым мы что-либо замышляли. С одним, Андрюхой, занимались в кружке судомоделирования. Разве смог бы я один поздним вечером под дождем волочить из парка мокрое здоровенное бревно, чтобы потом из него вытачивать корпус фрегата. А так ли было бы интересно мечтать в одиночку, как мы станем моряками? А демонстрировать морскую походку - у кого лучше получается, лихо закуривая друг перед другом папиросы? Нет, без друга, единомышленника здесь не обойтись!
Позже, занимаясь музыкой, я ощутил, какое несравненно большее удовольствие получаешь от игры в ансамбле - где-то выше уровня стульев, на которых сидят музыканты, происходит чудесное слияние устремлений, действий, звуков, звучания, там, выше голов, части объединяются в целое и это целое принадлежит всем и рождает ощущение счастья...
|