Личная и семейная история
Можно ли отделить личную историю человека от истории его семьи? Наверно, правильнее говорить о семейной истории, переплетенной с жизнью предыдущих поколений, и о том, как она продолжается в жизни отдельных своих представителей. Часто слышишь - у него дедушкин нос, или он в отцовскую родню, или у нас все рано (поздно, никогда, по нескольку раз) женятся. Люди часто сами свою жизнь соотносят с жизнью семьи, каких-то родственников, предков. Предками гордятся или стыдятся их. Несут семейный крест, или наоборот стараются быть не хуже знаменитых родственников. Например, дети знаменитых родителей - это особая группа людей с некоторыми сходными проблемами в жизни.
Люди не знающие своих предков, выросшие без этой информации, лишены своих корней, даже если они выросли в приемной семье и впитали её жизненный уклад, то их неосознанная принадлежность к другой семье часто приходит в противоречие с приемной. Что-то непонятное "толкает " их на «странные» поступки, которые невозможно объяснить. Может быть в этом проявляется верность своей настоящей семье, но так как законы этой семьи человеку не знакомы, то такие поступки могут быть истолкованы неверно. Вот почему так важно знать историю своей семьи: это позволяет больше не подгоняться бессознательными инстинктами, а жить, понимая, на чем основываются действия человека.
Вся семейная история соткана из маленьких или больших событий, рождения, смерти, женитьбы и развода, взлетов и падений. Вот женится молодая пара, и сталкиваются два семейных уклада, борются две системы - «по чьим законам будет жить молодая семья?». Каждый знает "миф" своей семьи, например "мы очень дружные" или "в нашей семье все кандидаты (наук)" и продвигает эту модель в своей семье.
Часто в историях (как личных, так и семейных) бывают "темные пятна" - неизвестные или забытые или скрываемые события.
Когда в работе удается восстановить ход истории, то может наступить равновесие: становится понятной расстановка сил в семейной системе - иногда кто-то несет на себе вину предков, идентифицируется с ним или с кем-то близким семье. С помощью такой работы (имеется в виду расстановка по Хеллингеру), проясняется картина происходящего, и это дает большой энергетический заряд семье. В ходе такой расстановки энергию получают не только семья, но и терапевты, и участники расстановки. Происходящее отзывается в каждом, задевает историю каждого, дает возможность по-новому взглянуть на свою историю, на расстановку сил в своей системе, дает толчок посмотреть на события свой семьи под другим углом, с новым пониманием. Я думаю, что такая работа для терапевтов важна не меньше, чем для клиентов.
Мы с ко-терапевтом, обсуждая прошедшую сессию, находим каждый для себя что-то важное, по-разному расставляем акценты и в этом отклик наших семейных историй, и нашего жизненного опыта, который мы привносим в работу.
Чувство собственного достоинства
Для каждого человека понятие собственного достоинства свое. Кто-то говорит о соблюдении своих границ, кто-то о страхе потерять достоинство, кто-то о высоких притязаниях и об ответственности перед обществом, так же можно услышать, что понятие достоинства существует только в социуме. Если человек живет уединенно, то и о достоинстве речи не идет. Сколько людей, столько и представлений об этом. Так как у каждого своя личная история, все выросли в разных семьях, представления о достоинстве отличаются. Но я буду отталкиваться от понятия, которое представлено в толковом словаре русского языка: «Достоинство - совокупность высоких моральных качеств, а так же - уважение этих качеств в самом себе» (толковый словарь русского языка, составители: С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова). По-моему, все предыдущие трактовки достоинства укладываются в это определение.
Ощущение в себе этих моральных качеств заставляет относиться ко всему с наибольшим вниманием, ответственностью. На одном полюсе оказываются высокие требования к себе, долженствование делать все наилучшим образом. На другом полюсе высокие притязания - требование большой отдачи за свою деятельность. Тут же и желание, чтобы твоя деятельность была оценена значимыми людьми.
Достоинство. До-стоинство. Стоимость чего-то. Чего стоят мои усилия, моя работа? Как их оценить? Как приходит понимание, достойно это или нет? С чем или с кем мы соотносимся, с какой шкалой ценностей? Я полагаю, что важнейшую роль здесь играют значимые фигуры детства и юности, времени формирования системы ценностей. В неоднозначной ситуации, когда я не знаю, как поступить я думаю: «а как бы «мои» поступили? Что бы сказали?», тогда все быстро становится на свои места. То есть, та система ценностей, заложенная родителями и учителями на протяжении становления личности, и есть база собственного достоинства.
Теперь, зачем оно нужно и что с ним делать? По-видимому, о достоинстве вспоминают в критической ситуации, в трудный момент жизни. Никто не рассуждает о достоинстве, когда все хорошо.
Если рассмотреть речевые обороты: «нести с достоинством», «достойно встретить трудности (неприятности)», «во взгляде было столько достоинства», «достойно пера великих», «достойный ответ». То есть, речь идет либо о трудностях, либо о работе и о сравнении себя с другими.
Когда я не знаю, как поступить в трудной ситуации, я советуюсь со своим набором представлений о достойном, порядочном, хорошем и качественном. Тогда приходит решение, как правильно поступить, как пережить трудности. Достоинство дает дополнительные силы и терпение что-то перенести или наоборот что-то предпринять, это ресурс, данный семьей и жизненным опытом. Достоинство придает человеку какой-то свой стиль жизни. Важно КАК жить и КАК работать.
Кого считают недостойными людьми? Тех, кто наносит вред обществу, другим людям, тех, кто нарушает общепринятые законы, в более мелком масштабе тех, кому нельзя доверять, кто может предать и обмануть.
Достойными считаются люди, полезные обществу, сделавшие много для Родины, народа, коллектива, близких, семьи.
Я не встречала людей, которые не имели бы чувства собственного достоинства. В этом смысле людей отличают различные способности, дарования, устремления и притязания.
По моим наблюдениям люди, обладающие достоинством, отчетливо понимают, что и как они должны делать, если за что-то берутся. Они много знают об ответственности, о том, как работать, о том, как относиться и какие уроки извлечь, если их постигнет неудача. У них высокие притязания и творческая включенность в свою деятельность. Причем у каждого, по моим наблюдениям, есть своя особенность, свой «профиль» достоинства.
Люди, которые беспокоятся о своем достоинстве, чаще имеют в виду его внешние проявления. Как не уронить достоинство или защитить его, беспокоятся о его целостности, о том, какую оценку их деятельности дадут другие. Они большое значение придают внешнему проявлению достоинства.
Достоинство часто путают с гордостью (высокомерием, чрезмерно высоким мнением о себе). Чувство собственного достоинства это скорее ресурс, возможность найти дополнительные силы и способы действия. Это что-то динамичное, заставляющее человека двигаться, совершенствоваться. Гордость, если исследовать обороты русского языка: «мешает», «заставляет быть надменным», «не позволяет снизойти», «заставляет непонятно чем гордится», «не дает помириться, подойти, довериться, уступить и т.д.», может быть некой помехой в продуктивной деятельности человека.
Для меня достоинство в любой работе складывается из собственно рабочего процесса и рабочих отношений. Из позиции клиента, я думаю, чувство собственного достоинства позволяет найти своего терапевта, а не первого встречного, а затем включиться в процесс терапии и быть готовым нести ответственность за результаты работы вместе с терапевтом. Достойно быть благодарным терапевту за его работу. Уважение чужой работы стоит рядом с уважением своей.
Достоинство в работе терапевта исходит от личности терапевта, от его стиля работы. Достойная работа, прежде всего творческая, включенная, предполагает ответственность, которую берет на себя терапевт, продуманность своих действий, т.е. профессиональную зрелость.
Когда ко мне, как к психологу приходит семья, и я вижу, с каким достоинством люди рассказывают о своей жизни, о своих отношениях, о своих детях и родителях, сколько там чувств, сколько там жизни, то это предъявление вызывает у меня ответное движение к людям. И если работа ладится, если появляется доверие, сопереживание, симпатия, то для меня в этом и есть достойная работа. Если после сессии мы с ко-терапевтом обсуждаем работу и хочется идти дальше, и появляются новые мысли, чувства, идеи, гордость за коллегу и за себя, то такая работа мне нравится, я ее считаю достойной. Ею можно гордиться, за нее можно брать плату, о ней приятно рассказывать. Если что-то не получается, нет энергии в работе, и что-то заставляет возвращаться мысленно к семье и копаться в ходе сессии. Искать свои ошибки, а потом нести свои соображения к супервизору, то это тоже работа, которая становится достойной через какое-то время, когда я начинаю понимать, о чем она была, что затронула во мне, и что мне принесла. И слава Богу, что у меня есть такая профессия и такой опыт.
ЛИТЕРАТУРА
- Толковый словарь русского языка составители С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова Москва 1995г.
- Берт Хеллингер Порядки любви. Москва, 2001
- Бебчук М.А., Дианова О.В. Семейная реконструкция
- Материалы Института «Избранные техники семейной терапии» подготовлено Диановой О.В.
|